ПЕРЕВОДЫ
УДК 297.1 ББК 86.38
Наиль Гарипов
КАДИМИСТЫ О ВАХХАБИЗМЕ
(Предисловие к переводу статьи «Кто они ваххабиты?» из журнала «Дин ва магыйшат» за 1910 год)
Аннотация: В статье показан взгляд на проблему ваххабизма с точки зрения классического исламоведения и татарских мусульман-консерваторов (кадимистов) начала XX века. Если классическое исламоведение сводит ваххабизм только к политическому исламу и в некоторой степени к исламскому модернизму, то татарские кадимисты относили это течение к религиозному заблуждению.
Ключевые слова: ваххабизм, традиционный ислам, кадимизм, джадидизм, консерватизм, модернизм.
К началу ХХ века в истории татар Поволжья и Урала ознаменовалось оформлением двух идеологических направлений в среде мусульманского духовенства: одни были сторонниками религиозного модернизма, получившего название джадидизма (от араб. «джадид» -новый), другие придерживались консерватизма, который получил наименование кадимизма (от араб. «кадим» - старый).
Консерватизм представляет собой идеологическую приверженность
традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. В нашем случае мы рассматриваем кадимистов, которых принято также называть
традиционалистами.
В общеевропейском понимании традиционализм является мировоззрением или социально-философским
направлением, которое ставит в основу выраженную в традиции практическую мудрость, которую традиционалисты считают следствием многовекового доказанного опыта, или практического
разума; в Исламе такое отношение к религиозной традиции было выражено в Каламе, под которым понимается всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не только на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской
философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской
ортодоксией.
Понятия традиционализма и религиозного консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества. Из этих понятий следует, что татары-мусульмане в начале ХХ века в своем большинстве были приверженцами собственных религиозных традиций. Другими словами, основная масса татарского населения были традиционалистами-консерваторами.
Есть еще одно определение, которое мы должны рассмотреть, -обскурантизм, которое часто
отождествляют с мракобесием -
враждебным отношением к просвещению, науке и прогрессу. В советское время, когда государственной идеологией была борьба с религией, не удивительно, что все активно верующие мусульмане
автоматически объявлялись мракобесами. Борьба носила цельный и систематический характер. Советская власть с самого начала не жалела ни сил, ни людей в этой бескомпромиссной борьбе.
Вообще консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего
государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Поэтому не случайно, что татары неоднозначно восприняли первую русскую революцию 1905 года. Конечно же были среди татар и либералы и революционеры. Их было немного, но они были достаточно известными и активными, чтобы их не замечать. Чего только стоит классик татарской литературы, самый известный
национальный поэт Габдулла Тукай (18891913), который был очень воодушевлен первой русской революцией. Хотя последствия первой русской революции были весьма оптимистичными и для консерваторов. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности собственного государства, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во
внешнеэкономических отношениях
отстаивают протекционизм.
К моменту первой русской революции 1905 года в среде татарского духовенства обозначилось четкое разделение на два идеологических лагеря: джадидистов (модернистов) и кадимистов (консерваторов-традиционалистов). Обе группы имели своих сторонников, а собственные взгляды излагали на станицах периодической печати, бум издания которой пришелся именно на период после революции 1905 года.
В начале ХХ века в среде татарского духовенства начинают
распространяться идеи мусульманского модернизма, в том числе и идеи ваххабизма. Об этом пишет кадимистский журнал "Дин ва магыйшат" ("Религия и жизнь") в 1910 году, в статье "Кто такие ваххабиты?"1. Автором статьи является Мухаммад Ахмеров, личность
малоизученная. Он являлся постоянным автором в журнале "Дин ва магыйшат", придерживался консервативных взглядов в религии. В статье говорится, в частности, о том, что на Востоке в в Аравии и Индии среди мусульман появилось новое движение, которое именуется
ваххабизмом. Статья в журнале "Дин ва магыйшат" является ответом на статью2 про ваххабитов на страницах джадидистской газеты "Вакыт" ("Время"). В газете "Вакыт" вышло небольшое сообщение о вхождение ваххабитов в состав Турции, в результате победы турков над ваххабитами. Речь в газете идет о событиях в Неджде конца лета 1910 года, когда в результате военных действий между бедуинами и османской армией было заключено соглашение между султаном и ваххабитами3.
Как известно, газета "Вакыт" являлась органом либерально настроенных мусульман, которых часто именовали джадидами, в силу того что они выступали за модернизацию религии. По мнению многих авторов газеты "Вакыт", ислам требует духовного возрождения через очищение от средневековой схоластики таклида (следования религиозным авторитетам) и религиозного фанатизма. Модернизация, по мнению сторонников джадидизма, есть путь прогресса мусульманского сообщества. Джадиды предлагали перенять опыт у других стран, в основном европейских. На волне модернизации предполагалось
переосмыслить и основы религиозной практики, которые были, по их мнению,
1 Журнал «Дин ва магыйшат». - № 46. - 19 ноября (2 декабря) 1910 г.
2 Газета «Вакыт». - №682. - 19 октября (1 ноября) 1910 г.
3 Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 г. - конец XX в.). - М.: Труд, 1999. - С. 252
основаны на схоластике и слепому подражанию авторитетов. Вот на этом поле и возникло идейное сходство двух -джадидизма и ваххабизма - по сути разных течений.
Для джадидизма как
модернизационного пути схоластика была тормозом развития общества, примерно об этом же пишут и современные "джадиды". Для ваххабитов схоластика была, наоборот, нововведением, не связанным с истинным "салафитским" исламом. И то и другое заблуждение с точки зрения консерваторов было звеньями,
порожденными от непонимания сути религии и слабыми религиозными знаниями. Из покон веков религиозное образование строилось на основе не только знаний, но прежде всего системы воспитания. Вообще любая религиозная конструкция создана как система воспитания верующего человека.
Консерваторы-кадимисты обращали внимание на детали. Например, они отрицали использование парт в учебном процессе, т.к. по их мнению это мешало воспитанию и унижало учителя перед учениками. Консерватизм был основан на понятии необъяснимости сущности Всевышнего Аллаха с точки зрения человеческого разума. По мнению консерваторов возможно было только приближение к севышнему и получения милости от Аллаха. Поэтому консерваторами нередко были люди, которые имели отношение к суфизму. В рассуждениях кадимистов всегда присутствовало мистическое понимание религиозной сущности.
Суфизм и кадимизм - два очень тесно связанных между собой направления в религиозной жизни мусульман Поволжья и Урала. Мы можем даже ставить знак равенства между кадимистами и суфиями начала ХХ века. Оба направления предполагают не информационное образование, как предлагали джадиды, а систему воспитания. В системе воспитания присутствовали как физические упражнения, так и духовные.
Вернемся снова к партам, о которых так ратовали джадиды. С одной стороны, писать было может быть удобно, но с точки зрения воспитания занятия на полу воспитывали в учениках усидчивость и выносливость. Такая особенность обучения формировала у учеников кадимистских медресе смирение тела. Однако джадиды в этом видели не что иное как пережиток, предлагая вести парты в образовательный процесс.
Еще один интересный пример - это ношение европейской одежды. В конечном счете, переход к европейской унифицированной одежде привел к уничтожению целой отрасли народного промысла и традиционной культуры. Сегодня практически нигде в России не выращивают лен или коноплю для создания тканей. Мы потеряли традицию изготовления в России натуральных тканей. В Европе, как известно, подобные ткани имеют очень высокую цену, а в России население вынуждено одеваться в продукцию китайского производства, которая выдается за турецкую. Это одна сторона вопроса, другая сторона - форма одежда, её смысл. Татары-мужчины носили очень просторную одежду, которая с одной стороны покрывала всё тело и не мешало чтению молитв. Орнамент на рубахе и на других видах одежды имел сакральное значение, который играл роль оберегов.
И вновь буквализм джадидов сыграл свою роль. Кстати одной из важных деталей на которую сегодня мусульмане практически не обращают внимание. Одежда мусульман-мужчин в начале ХХ века также закрывалась с правой стороны, что полностью соответствовало Шариату. Как известно, существует хадис, в котором говориться о том, что любое дело необходимо начинать с правой стороны. Есть правило и касаемо одежды. Сегодня мусульмане одеваются в одежду, произведенную на фабриках по всему миру, и следуют так называемой моде, т.е. стилю, который создается производителями. Массовый
производитель не заботится о религиозных
нормах, ему необходимо получать прибыль. Ему важно, чтобы людям было не выгодно покупать дорогую натуральную одежду, ему выгодно чтобы большинство покупало дешевый синтетический продукт, выданный за натуральный. Сегодня мы можем проследить тенденцию обмана
потребителей практически в любой отрасли.
Таким образом, мы должны констатировать, что модернисты в лице джадидов были нацелены на изменение как системы образования, так и на само мировоззрение мусульман. Для
индустриального общества необходим необремененный обязательствами человек. Человек в принципе должен был быть работником с минимальными
потребностями. Ислам в традиционном
прочтении привязывает человека к семье. Для мусульманина важным является забота о родителях, супруге и детях. Этого трудно добиться в системе, когда главным критерием является не труд как таковой, а наличие места на заводе. Конвейерное производство для одних дает сверх доходы, для других место для заработка не более.
Следует помнить, что джадиды как и кадимисты были продуктами своего времени. Симпатии джадидистов к ваххабитам были продиктованы тем, что последние выступали как противники суфизма, схоластики, следования авторитетам. Кадимисты боролись именно за сохранение традиций, а потому восприятие ваххабизма было встречено с нескрываемым подозрением и опасением.