УДК 338.5:553.98:502.3
u
П.В.БЕРЕЗОВСКИИ, канд. экон. наук, доцент,,[email protected]
Санкт-Петербургский государственный горный институт (техническийуниверситет)
P.V.BEREZOVSKIY, PhD in econ. scn associate professor, pavl358@mail. ru Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)
КАДАСТР ВТОРИЧНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИХ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ
В настоящее время остро встают проблемы наиболее полного учета и системной оценки вторичных минеральных ресурсов. Кадастр является способом учета и оценки, который отвечает современным административным и экономическим условиям. Анализ существующих кадастров природных ресурсов показывает, что они не отвечают новым административным и экономическим отношениям, формирующимся в России. Необходимо составление кадастра природных ресурсов по территориальному принципу. Учет природных ресурсов в таком кадастре должен вестись по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природного ресурса. Кадастр вторичных минеральных ресурсов является составной частью кадастра природных ресурсов.
Ключевые слова: вторичные минеральные ресурсы, кадастр, системная оценка, экономическая оценка, инструмент системной оценки.
THE CADASTRE OF SECONDARY MINERAL RESOURCES AS TOOLKIT OF THEIR SYSTEM ESTIMATION
In our time there are great problems of the fullest account and system estimate of secondary mineral resources. The cadastre is a method of the account and estimation, which answers of modem administrative and economic conditions most of all. The analysis of the existing cadastres of natural resources demonstrates, that they do not answer new administrative and economical ratioes reshaped in Russia. Compiling the cadastre of natural resources by a territorial principle is necessary. The account of natural resources in such cadastre should conduct on plants and uniform classification units accepted lor each aspect of a natural resource. The cadastre of secondary mineral resources is the constituent of general cadastre.
Key words: secondary mineral resources, cadastre, system estimation, economic estimation, tool of a system estimation.
Современные российские условия вызывают необходимость получения унифицированной и достоверной информации о природных ресурсах. Такая ситуация становится достаточно острой в связи с необходимостью построения новой модели государственного управления природопользованием и недропользованием.
Ведение кадастров природных ресурсов с учетом новых экономических реалий, на наш взгляд, в какой-то степени может способствовать решению вышеуказанных про-
блем. Слово кадастр пришло из французского языка и переводится дословно как реестр и первоначально означало опись и оценку объектов, подлежащих налогообложению.
В период плановой экономики кадастровая деятельность была построена по ведомственному принципу и главная ее функция была учетной. В современных условиях кадастр природных ресурсов наряду с информационной базой приобретает функции фискальные и экономические. Следует отметить, что в развитых странах ведение ка-
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т. 191
дастра осуществляется государственными межведомственными организациями. Так, в США региональные кадастры находятся в ведении правительств штатов, но не промышленных или федеральных министерств как в настоящее время в России.
По своему характеру и содержанию кадастр - это совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, о его составных частях, субъектах прав на них (собственников, владельцев, пользователей, арендаторов). Указанные данные ежегодно пополняются в зависимости от изменений в том или ином ресурсе. Ведение кадастров природных ресурсов возложено на федеральные органы по управлению природными ресурсами, органы власти субъектов Российской Федерации, а также государственные природоохранные органы.
Анализ существующих кадастров природных ресурсов показывает, что в существующем виде они не отвечают новым административным и экономическим отношениям, складывающимся в России по следующим основным причинам:
• кадастры природных ресурсов построены по ведомственному принципу, соответственно и методики их построения носят отраслевой характер;
• использование информации, содержащейся в кадастрах затруднительно в связи с закрытостью сведений, а также труднодос-тупностью технического характера;
• показатели, позволяющие оценить социально-экономическую эффективность использования природно-ресурсного потенциала на конкретной территории, в отраслевых кадастрах либо отсутствуют, либо представлены незначительно;
• в существующих кадастрах природных ресурсов отсутствует или слабо выражен экологический аспект;
• показатели кадастров с точки зрения количественных и качественных оценок несопоставимы из-за ярко выраженной методической несогласованности их построения.
Отмеченные недостатки отнюдь не снижают значимости огромной работы, ко-
торая была проделана при создании существующей системы кадастров (они могут и должны быть использованы в качестве банков информации), однако, принципиально новая административная структура и экономические отношения в стране требуют новых подходов к построению системы учета природных ресурсов. Сейчас разработана концепция и стратегия построения единого государственного кадастра Российской Федерации, представляющего собой установленную в законодательном порядке правительственную автоматизированную систему учета национального достояния страны [3]. На наш взгляд, концептуальный подход к построению кадастра природных ресурсов, предложенный Н.НЛукьянчиковым [4] и А.В.Шевчуком [5], наиболее адекватно отражает новые административные и экономические отношения в стране. Этот подход предусматривает построение кадастра природных ресурсов в территориальном разрезе. Такой комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР) позволит получать информацию для решения важнейших и многообразных задач, связанных с использованием природно-ресурсного потенциала территории. КТКПР может стать информационной основой региональной системы управления рациональным природопользованием. Учету в комплексных кадастрах подлежат все основные виды природных ресурсов, включая вторичные ресурсы и места захоронения отходов. Учет природных ресурсов должен вестись по объектам и единым классификационным единицам, принятым для каждого вида природного ресурса в соответствующем кадастре.
Работы по созданию системы кадастров минеральных ресурсов проводятся в Санкт-Петербургском горном институте им. Г.В.Плеханова. Здесь были разработаны экономический кадастр промышленных месторождений цветных металлов [1] и отраслевая методика кадастрового учета отходов предприятий цветной металлургии [5]. Согласно этим методикам, каждый из кадастров должен представлять собой построенный по единой методологии унифицированный документ, который объединяет следующие элементы:
_99
Санкт-Петербург. 2011
•табличный или паспортный свод сиси и 1
темной и регулярно корректируемой информации об источниках минерального сырья;
• инструктивные документы по заполнению и ведению кадастра;
• комплекс задач по рациональному использованию минеральных ресурсов на базе кадастровой информации.
Существенное место в системе кадастров природных ресурсов в формирующейся системе КТКПР должен занять кадастр вторичных минеральных ресурсов. Актуальность учета данного вида ресурсов обусловлена следующими обстоятельствами. По наиболее достоверным оценкам, к 2011г. отходов горно-промышленного производства будет накоплено более 100 млрд т. Отходы горно-промышленого производства, пригодные к использованию в качестве вторичных минеральных ресурсов, будут составлять около 40 млрд т. Однако их использование в целом по России не превышает 1 % [2]. Таким образом, весьма важным становится достоверный учет и оценка такого вида сырья.
Предлагаемая система сведений и показателей кадастра состоит из взаимосвязанных частей: географо-геологической, горнотехнологической, эколого-экономической. Кадастр вторичных минеральных ресурсов должен быть составлен по единым принципам и с учетом экономического кадастра промышленных месторождений. Эти кадастры должны сформировать единую информационную базу.
Кадастр вторичных минеральных ресурсов предназначен для обоснования проектирования и строительства мощностей по применению техногенных ресурсов, прогнозирования рационального использования накопленных и вновь образуемых отходов горно-промышленного производства. Объектом кадастрового учета является одно или несколько однотипных по составу хранилищ вторичных минеральных ресурсов одного производственного цикла, которое сформировалось в результате освоения конкретного месторождения определенным горно-промышленным предприятием, а также текущие отходы производства добычи и переработки минерального сырья. Типовая форма када-
стрового учета техногенных ресурсов представляет собой табличный свод сведений, периодически корректируемых и приведенных в сопоставимый вид. В форме учета сочетаются геолого-географические, горнотехнологические, технико-экономические и экологические данные о вторичных минеральных ресурсах. Учет и оценка в кадастре опирается на объективные данные первичной документации, ведущейся на предприятии, формы статической отчетности, а также данные проектных и научно-исддедовательских разработок соответствующих подотраслевьгх институтов.
Системный подход к оценке объекта вторичных минеральных ресурсов определяет рассмотрение его как составного элемента сложной и динамической природно-хозяйственной системы. Предлагаемые показатели кадастра позволяют оценить его с позиции именно такого подхода.
Для рационального и обоснованного варианта освоения того или иного объекта вторичных минеральных ресурсов в условиях многокритериального выбора и различной степени информационной обеспеченности необходим системный анализ оценочных показателей. В качестве синтезирующих, критериальных показателей оценки целесообразно применять экономические показатели, определяемые на основе в том числе и кадастровых показателей.
Кадастр вторичных минеральных ресурсов составляется с учетом последующего его ведения на отраслевом уровне с помощью автоматизированной информационной системы. Такая форма кадастра состоит из показателей, которые позволяют дать системную оценку вторичных минеральных ресурсов с учетом различных направлений их использования. Показатели системной оценки рассчитываются на базе существующей геологической, горно-технологической и эколого-экономической информации. Системная обработка информации, содержащейся в кадастре, осуществляется в дальнейшем на отраслевом и межотраслевом уровне, на ее основе возможно решение разных задач, связанных с проблемами утилизации отходов.
100_»_
ISSN0135-3500. Записки Горного института. Т.191
На основании показателей кадастра можно делать выводы о величине экономических выгод или убытков, возникающих при утилизации отходов, о пригодности отходов к переработке в определенные продукты, об экологическом воздействии их на окружающую среду, об эколого-экономической эффективности их использования. Следует подчеркнуть, что учет и оценка вторичных минеральных ресурсов в КТКПР должны вестись по системе показателей кадастра вторичных минеральных ресурсов, составленном в территориальном разрезе. При таком подходе система показателей по учету и оценке вторичных минеральных ресурсов является подсистемой более крупной системы показателей. Следует отметить, что кадастр вторичных минеральных ресурсов, как инструмент рационального недропользования, сможет способствовать привлечению инвестиций в минерально-сырьевой комплекс.
ЛИТЕРАТУРА
\. Березовский Л. В. Экономическая оценка вторичных минеральных ресурсов. СПб, 2006.
2. Боков ВТ. Техногенные ресурсы России. Сырье для производства строительных материалов. М., 2001.
3. Жолковский Е. А. Концепция единого государственного кадастра России / Е.А.Жалковский, А.А.Коробей-ников // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. №4.
4.Лукьямчиков Н.Н. Стратегия управления природопользованием / Н.Н.Лукьянчиков, ААУлитии. М, 2001.
5. Отраслевая методика кадастрового учета отходов горно-обогатительного и металлургического производства предприятий цветной металлургии / В.И.Чалов, В.В.Оленин, Ю.МАрскиЙ, П.В.Березовскнй и др.; ЦНИИцветмет экономики и информации. М., 1987.
6. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). М., 1999.
REFERENCES
1. Berezovsky P. V. An economic estimation of secondary mineral resources. Saint Petersburg, 2006.
2. Bokov KG. Tehnogenny resources of Russia. Raw material for production of building materials. Moscow, 2001.
Z.JalkovskiyEA., Korobeynikov A.A. The concept of the uniform state cadastre of Russia / Usage and protection of natural resources in Russia. 2002. N 4.
4. Lukyanchikv N.N, Ulitin A,A, The strategy of management by natureusing. Moscow, 2001.
5. Branch technique of the cadastral account by wastes of ore dressing and metallurgical production of the enterprises of colour metallurgy / V.I.Chalov, V.V.OIenin, U.M.Arskiy, P.V.Berezovskiy et al.; SNUsvetmet of economics and information. Moscow, 1987.
b.ShevchukA.V. Economics of natureusing (theory and practice). Moscow, 1999.
Санкт-Петербург. 2011