УДК 159.99+314.7 DOI:10.23888/humJ20172244-249 © Новгородова Е.Ф., 2017
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТ-КОВ-ИМИГРАНТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества жизни мигрантов подросткового возраста. Для них характерны такие показатели удовлетворенности, как: здоровье, финансовый достаток, жизнь в России, степень национальной безопасности. Показано, что система образования является ведущим агентом социализации и специфической коммуникативной средой, что обеспечивает качество жизни подростков-мигрантов. Удовлетворенность своей жизнедеятельностью подростков-мигрантов является важным показателем их социально-психологической адаптации и идентификации с принимающей стороной.
© Novgorodova Ye.F., 2017
QUALITY OF LIFE IN ADOLESCENT IMMIGRANTS
Abstract. The article presents the results of a study of the quality of life in migrants in adolescence. They are characterized by such indicators of satisfaction as health, financial prosperity, life in Russia, and a degree of national security. Contentment with the life activity in adolescent migrants is the important indicator of their so-cio-psychological adaptation and identification with the host country.
Key words: quality of life, satisfaction, migration, mentality, adolescence, educational system.
Ключевые слова: качество жизни, удовлетворенность, миграция, менталитет, подростковый возраст, образовательная система.
Научные исследования ассимиляции и аккультурации мигрантов остаются актуальными ввиду того, что миграционные процессы в современном мире приобретают все более массовый характер. В наши дни отмечается интенсивная динамика международных миграционных потоков: на протяжении последних 5 лет количество имигрантов, прибывших в Россию, возросло в 3 раза [7]. Такое положение дел может быть обусловлено глобальной социально-экономической нестабильностью, обостряющей проблему качества жизни. Сложившийся кризисный контекст развития может существенно снижать возможности индивида к регулированию субъективного благополучия. При этом особенно важно научно обоснованное обеспечение удовлетворенности и счастья молодежи, поскольку именно эта категория населения является стратегическим ресурсом и фактором социального прогресса.
К тому же, самым сложным и даже опасным периодом в жизни человека является подростковый. Объясняется это тем, что развитие здесь совершается по очень сложной и извилистой кривой (Л.С. Выготский), зачастую сопровождаясь психопатиями (А.Е. Личко). Подростки занимают маргинальное положение в социуме: они не только заинтересованы в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн), но и намеренно нарушают нормы морали (В.А. Аверин), активно противопоставляют свое поведение требуемому (А.Е. Личко). В этом возрасте происходят сложные процессы обретения идентичности (Э. Эриксон) и молодые люди экспериментируют с ролями, оценивая их социальную приемлемость. Следствием этого могут стать различные формы экстремального поведения (В.Е. Каган). Это делает очевидным актуальность дальнейшего и углубленного изучения качества жизни современного подростка в российском обществе. Особенно принимая во внимание тот факт, что данная проблема на выборке мигрантов пока рассматривалась на более старших возрастных группах [6, 8]. По сей день исследований, посвященных выявлению удовлетворенности различными аспектами
жизни подростков-мигрантов как результата их адаптации и ресоциализации в рамках системы образования Российской Федерации, не проводилось.
В этой связи нами были обследованы 57 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст 15,7±1,1). По полу выборка состоит из 29 парней и 28 девушек. Треть опрошенных лиц (37%) оказались потомками иммигрантов. Среди оптантов оказались уроженцы Украины (6 человек), Казахстана (5 человек), Таджикистана (3 человека), Узбекистана (2 человека), Кыргызстана (2 человека), Азербайджана (1 человек), Молдавии (1 человек) и Швеции (1 человек). В ходе исследования анализировались данные контрастных групп: мигрантов и коренных жителей России.
Изучение качества жизни осуществлялось посредством 10-бальной шкалы, где «0» означает «абсолютно не удовлетворен», а «10» - «полностью удовлетворен». Испытуемым предлагалось оценить субъективный уровень удовлетворенности по ряду параметров своей жизнедеятельности (своим здоровьем, материальным положением, достижениями, жизнью в России, самим собой, отношениями со сверстниками, уверенностью в будущем и уровнем личной и национальной безопасности) [9]. Для сбора социально-демографических данных о респондентах применялось анкетирование.
Материалы обрабатывались с помощью программы SPSS Statistics 19. Для сравнения независимых выборок применялся t-критерий Стьюдента.
В результате было обнаружено, что в группе молодых иммигрантов достоверно преобладают такие показатели удовлетворенности, как: здоровье (p=0,05), финансовый достаток (p=0,02), жизнь в России (p=0,05) и степень национальной безопасности (p=0,03). Это позволяет заметить также тот факт, что коренные россияне испытывают не довольство по этим аспектам качества своей жизни. Итоги позволяют также заметить больший разброс оценок со стороны русских респондентов и судить о присущей им чувствительности к рассогласованию между реальным и идеальным образом жизни.
С одной стороны, полученные данные могут служить свидетельством того, что территориальная мобильность выступает фактором регуляции субъективного благополучия личности. Так было замечено, что потенциальные мигранты очень тревожны [4]. Наши данные позволяют наблюдать, что состоявшиеся иммигранты чувствуют себя более комфортно в принимающей стране и оценивают свою жизнь как благоприятную в целом. Вероятно, решение проблем с финансами и здоровьем путем смены страны проживания дает ощущение удовлетворенности личности.
С другой стороны, полученные данные отражают ментальную специфику россиян. В эксцентричной России имеет место нормативное давление для преувеличения своих страданий [1, 2, 5]. Так на протяжении нескольких десятков лет, оценки качества жизни россиян являются одними из самых низких по сравнению гражданами других государств [3]. Это может объясняться и фрустрацией ожиданий наших соотечественников от материального дохода и мер социальных защит.
Итак, удовлетворенность своей жизнедеятельностью подростков-мигрантов является важным показателем их социально-психологической адаптации и идентификации с принимающей страной. При этом система образования выступает не только ведущим и действующим на протяжении длительного периода жизни агентом социализации, но и специфической коммуникативной средой, способной оказать решающее влияние на обеспечение качества жизни учащихся. Судя по результатам проведенного исследования, инклюзия мигрантов в российские учебные заведения, расположенные в Калининградской области, проходит достаточно успешно.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Diener E. Subjective Well-Being: The Science of Happiness and a Proposal for a National Index // American Psychology. 2000. Vol. 55. No 1. P. 34-43.
2. Veenhoven R. Are the Russians as Unhappy as they say they are? // Journal of Happiness Studies. 2001. Vol. 2. No. 2. P. 111-136.
3. World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org
4. Гуревич А.М. Мотивация эмиграции. СПб.: Речь, 2005.
5. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
6. Усова Н.В. Структура и социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2012.
7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
8. Шамионов Р.М. Характеристики субъективного благополучия личности в условиях миграции // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. - Москва: Издательство «Перо», 2014. С. 193-199.
9. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
REFERENCES:
1. Diener E. Subjective Well-Being: The Science of Happiness and a Proposal for a National Index // American Psychology. 2000. Vol. 55. No 1. P. 34-43.
2. Veenhoven R. Are the Russians as Unhappy as they say they are? // Journal of Happiness Studies. 2001. Vol. 2. No. 2. P. 111-136.
3. World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org
4. Gurevich A.M. Motivatsiya emigratsii [Motivation of emigration]. SPb.: Rech', 2005. (in Russian)
5. Dzhidar'yan I.A. Psikhologiya schast'ya i optimizma [Psychology of happiness and optimism]. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2013. (in Russian)
6. Usova N.V. Struktura i sotsial'no-psikhologicheskiye faktory sub"yektivnogo blagopoluchiya lichnosti v usloviyakh migratsii [Structure and socio-psychological fac-
tors of the subjective well-being of the individual in conditions of migration]: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Saratov, 2012. (in Russian)
7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal Service of State Statistics]. URL: http://www.gks.ru (in Russian)
8. Shamionov R.M. Kharakteristiki sub"yektivnogo blagopoluchiya lichno-sti v us-loviyakh migratsii [Characteristics of subjective well-being of a person in conditions of migration]// Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire [Socially-psychological adaptation of migrants in the modern world]. - Moskva: Izda-tel'stvo «Pero», 2014. S. 193-199. (in Russian)
9. Yaremchuk S.V., Novgorodova Ye.F. Samorazvitiye i sub"yektivnoye blagopo-luchiye sovremennoy molodezhi: monografiya [Self-development and subjective well-being of modern youth: monograph]. M.: NITS INFRA-M, 2015. (in Russian)