ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2008 г. Выщск 3 (10). С. 3-12
УДК 364
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Е.М. Белошапкина
Качество жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под качеством жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей [9]. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течении известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «качество жизни населения» включает еще условия жизни, труда, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д.
Повышение качества жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, рост образованности, степень развития медицинского и культурно-бытового обслуживания граждан, состояние природной среды, свободное время [1]
Комплексная оценка качества жизни отражает степень реализации жизненных интересов населения и его предпочтений, которые лежат в основе экономического развития. Таким образом, качество жизни является одной из важнейших интегральных характеристик социально-экономической системы. Оценка динамики качества жизни населения позволяет проанализировать как направленность изменений в экономике и социальной сфере, так и последствия этих изменений для различных групп населения. Кроме того, оценка качества жизни населения необходима для изучения дифференциации населения, а также региональных различий в условиях жизни населения. Комплексная характеристика населения ХМАО-Югры, динамики социально-демографических процессов на территории региона позволит сделать выводы о достаточности и эффективности стратегии регионального развития, рассмотреть различные сценарии и иных задач управления.
Важнейшей задачей изучения качества жизни населения является выявление закономерностей изменения благосостояния населения.
Являясь одним из приоритетных направлений в изучении социального развития, концепция качества жизни отличается выраженным целеполаганием и простой структурой: не имея общепризнанной формализованной структуры в различных пропорциях отражает уровень, условия жизни и качество населения. В состав оценки качества жизни входят объективные и субъективные индикаторы: показатели качества жизни определяются как комбинация объективных условий жизни и субъективного восприятия благосостояния.
Различия в приоритетах пропорциях, в которых будут отражены различные компоненты оценки качества жизни зависят от уровня развития территории. Для России выбор индикаторов так же ограничен статистической информацией из-за отсутствия субъективных оценок качества жизни. При выборе приоритетных показателей оценки качества жизни нужно учитывать не только опьгг методических разработок, но и конкретные условия развития нашей страны и региона [6].
Следует отразить наиболее значимые стороны образа жизни сообщества в наборе показателей. Выбор показателей для интегральной оценки качества жизни должен основываться на следующем: выбор из стандартных показателей государственной или ведомственной
статистики, способность индикатора отражать территориальные (внутрирегиональные) различия и динамику рассматриваемого компонента качества жизни во времени.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из богатейших регионов России, пример динамичного развития экономики и социальной сферы, рационального использования природных ресурсов и вследствие этого - стабильного уровня благосостояния и качества жизни населения.
Социальными преимуществами региона являются: самый богатый нефтедобывающий регион России, легче других переживший проблемы переходного периода и ускоренно развивающийся в последние годы; по доходам населения уступает только Москве, уровень бедности понижен благодаря высоким доходам и разнообразным мерам социальной защиты, финансируемым из регионального бюджета; численность жителей округа растет как за счет естественного прироста, обусловленного более молодой возрастной структурой населения, так и за счет миграций; ускоренно развивается высшее образование; инвестиции в жилищное строительство и развитие социальной сферы позволили увеличить обеспеченность основными услугами; значительные средства расходуются на поддержку коренных народов Севера [3].
Социальными проблемами являются: огромное неравенство по доходу и бедность пенсионеров; проблемы трудоустройства молодежи после завершения образования; сохранившиеся проблемы низкокачественного жилфонда (балки, ветхое и «фенольное» жилье); дефицит мест в дошкольных учреждениях и перегруженность школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более престижно-статусных объектов; высокие темпы роста наркомании и СПИДа; нарастание межэтнической напряженности, вызванное миграционным притоком из стран Закавказья и Средней Азии (рисунок 1).
Как район недавнего освоения ХМАО-Югра отличается наиболее молодой возрастной структурой населения: доля жителей в трудоспособном возрасте составляет 71,0% по сравнению с 61,4% в среднем по стране. Но повышенная доля детей уже осталась в прошлом: если в 1989 г. их доля составляла треть населения, то к 2002 г. она сократилась до 20,8% (в РФ
- 17,9%). Пока еще в ХМАО-Югре невысока доля жителей старше трудоспособного возраста
- 8,2% (в РФ - 20,7%), но процесс постарения идет стремительно, в 1989 г. пенсионеров было только 4,4%. Новой проблемой стал незначительный миграционной отток пенсионеров, причем только часть пожилых жителей округа не имеет средств для переезда, а очень многие не хотят покидать Север и разрывать социальные связи. У ряда нефтяных компаний есть
специальные переселенческие программы, позволяющие компенсировать расходы на переезд для уходящих на пенсию работников, но переселенцы нередко возвращаются в округ. Население, занятое в наиболее доходных отраслях, покупают жилье в крупных городах, особенно в Москве и Подмосковье, а также в Тюмени, для проживания после выхода на пенсию или для подрастающих детей.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - регион проживания коренных малочисленных народов Севера, но после десятилетий интенсивного миграционного притока доля хантов и манси сократилась до 1,1% населения, это самый низкий показатель доли титульных народов среди всех автономных округов. Ханты и манси проживают на всей территории округа, для их поддержки приняты свыше 40 нормативных правовых актов, а нефтяные компании выплачивают компенсации за использование родовых угодий КМНС при разработке месторождений. Но справедливости ради стоит отметить, что для богатого округа не составляет труда оказать поддержку представителям коренных малочисленных народов, которых всего 30 тыс. человек.
Как и во всех северных регионах, уровень экономической активности населения округа значительно выше среднего по стране (доля экономически активного населения достигала 71-75%, в то время как в среднем по России - 64-65%). Структура занятости округа сильно смещена в сторону отраслей материального производства и транспорта при более скромной занятости в торговле и бюджетных услугах (рисунок 2). Из-за монопрофильности экономики рынок труда ХМАО-Югры реагирует на любые изменения как негативные, так и позитивные. Поскольку ХМАО-Югра уже стал обжитой территорией, в которой жизнь обустраивается, ему крайне необходимо наращивать постиндустриальные функции для стабилизации развития. Структура занятости должна меняться в сторону сервисной экономики, развития деловых и потребительских услуг, а для этого нужны инвестиции и бюджетные ресурсы. Иначе при новых потрясениях на мировом рынке нефти социальные проблемы в ХМАО-Югре будут намного более острыми, чем в стране в целом [5].
Несмотря на быстрый рост экономики, уровни общей и зарегистрированной безработицы в ХМАО-Югре были и остаются худшими по сравнению со средними по стране. Проблемы
160000
120000
80000
Ш 2004 @2005 □ 2006
40000
0
Рис. 2. Изменения отраслевой структуры занятых в ХМАО-Югре за 2004 - 2006 гг.
безработицы в ХМАО-Югре острее и по сравнению с Ямало-Ненецким автономном округом. Причины в продолжающемся росте численности трудоспособного населения при ограниченных возможностях трудоустройства в нефтяной отрасли, которая не относится к трудоемким, и пока еще недостаточно развитом секторе услуг.
Как и во всех ресурсно-экспортных регионах, в ХМАО-Югре очень велики отраслевые контрасты в уровне оплаты труда, заработки в промышленности в 2-2,5 раза выше заработной платы в бюджетных отраслях (рисунок 3). Особенность округа - высокие заработки в науке и высшем образовании, эти отрасли финансируются из регионального бюджета как приоритетные для привлечения квалифицированных кадров. Благодаря такой политике начался приток научных и преподавательских кадров из Новосибирского Академгородка, Томска, Екатеринбурга, Тюмени. Помимо заработной платы, значительные средства тратятся и на научное оборудование. Приведем только два примера. Для Югорского НИИ информационных технологий Ханты-Мансийска приобретен один из двух закупленных в США суперкомпьютеров, второй находится в Москве. В новом Югорском университете действуют 6 мультимедийных аудиторий, а в МГУ им. Ломоносова таких аудиторий нет вовсе.
45000
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
..... т
—
— —
- .
П2004 Е12005 □ 2006
о/
О'
&
л?
л
о?
&
|Г
Рис. 3. Средняя заработная плата по отраслям экономики ХМАО-Югры за 2004 - 2006 гг.
Различия в оплате труда в большинстве муниципалитетов настолько четко показывают роль нефтяной промышленности в их развитии и состояние самих нефтедобывающих предприятий, что мы привели показатели по всем муниципальным образованиям ХМАО-Югры (рисунок 4). Экономическое отставание западной части округа проявляется в более низких заработках в Кондинском, Советском, Березовском и Октябрьском районах. Еще одна особенность ХМАО-Югры в том, что его столица не является лидером по заработкам из-за преобладания занятых в бюджетных отраслях. В округе не сформировались типичные для России центро-периферийные различия в уровне жизни, столица ХМАО-Югры уступает крупнейшим нефтедобывающим городам и районам. А поскольку Ханты-Мансийск не воспринимается жителями других городов, особенно Сургута, как полноценный центр, приоритетное бюджетное финансирование столицы кажется многим несправедливым.
40000
35000
30000
25000
20000
15000
10000
5000
//V/' е <
<* ^
4 ¿Рс^г*
* у
-к
□ 2004
□ 2005
□ 2006
Рис. 4. Средняя заработная плата по муниципалитетам ХМАО-Югры 2004 - 2006 гг.
Уровень бедности в тюменских округах - самый низкий в стране: в ХМАО-Югре - 12%, в ЯНАО - 7% (2005 г.). Даже богатая Москва имеет гораздо более высокую поляризацию доходов, бедных в столице 21% населения. В абсолютных цифрах численность живущих за чертой бедности в ХМАО-Югре составляет 170 тыс. человек, и эта "северная" бедность более опасна, она быстрее перерастает в маргинальный образ жизни с алкоголизмом, социальными болезнями, асоциальным поведением бомжей. Из такого состояния намного труднее вывести, чем из обычной российской бедности, связанной с низкой заработной платой в бюджетных отраслях и сельском хозяйстве [2].
Округ имеет наиболее широкую (сопоставимую только с Москвой) систему мер социальной защиты населения, финансируемкю из бюджета ХМАО-Югры: выплаты в размере до 3,5 тыс. руб. неработающим матерям по уходу за детьми до 3 лет; бесплатное лекарственное обеспечение семей с детьми до 6 лет, организация оздоровления и летнего отдыха детей; доплаты пенсионерам-бюджетникам, льготы для ветеранов ХМАО-Югры; программы обеспечения жильем молодежи через софинансирование (квазиипотека) и др. Можно спорить об эффективности многочисленных категориальных льгот, но система уже создана, и население к этим выплатам привыкло. В соответствии с недавно принятым федеральным законом о передаче полномочий автономных округов их «материнским» регионам, с 2005 г. большая часть налоговых доходов округа идет в бюджет Тюменской области, которая должна финансировать большую часть социальных расходов. Известно, что в Тюменской области уровень жизни населения значительно ниже и нет такого широкого спектра социальных программ. Можно предполагать, что изменение законодательства создаст серьезные проблемы по финансированию сложившейся системы социальной защиты в ХМАО-Югре.
Позитивные социальные изменения в ХМАО-Югре проявляются в улучшении качества населения и развитии социальной сферы. Если измерять состояние здоровья населения округа с помощью показателя ожидаемой продолжительности жизни, то позитивные сдвиги наиболее очевидны: в северном регионе с неблагоприятными климатическими условиями население живет заметно дольше, чем в подавляющем большинстве областей Центральной России благодаря более высокому долголетию мужчин - 64,3 года при среднероссийских 58,3. Более того, на фоне продолжающегося снижения долголетия в целом по стране в ХМАО-Югре в последние годы начался рост продолжительности жизни (рисунок 5). По показателям младенческой смертности ХМАО-Югра также относится к самым благополучным регионам
страны - 8,8 смертей на 1000 родившихся при среднероссийском показателе 13,3. Если в советское время по всем показателям обеспеченности здравоохранения ХМАО-Югра сильно отставал от средних по России, то к 2002 г. обеспеченность почти сравнялась (врачами, больничными койками) или даже превысила среднероссийскую (мощность поликлиник, обеспеченность средним медицинским персоналом) [8].
Получив ресурсы для решения традиционных проблем здравоохранения, округ оказался не готовым к новым проблемам, связанным с высокими доходами населения и неразвитыми потребностями молодежи. Это проблемы наркомании, нарастающей не только в крупнейших городах страны, но и во всех ресурсно-экспортных регионах. С наркоманией тесно связан рост числа инфицированных ВИЧ/СПИДом, по этому показателю в расчете на 1 млн. населения ХМАО-Югры в 2001 г. занимал третье место среди регионов России.
В последние годы власти округа, реализуя политику роста инновационного потенциала, стали развивать собственную сеть вузов в крупных городах и столице, постепенно вытесняя филиалы с низким качеством подготовки студентов. Округ стал лидером по развитию высшего образования: за 2004-2006 гг. число студентов вузов выросло в 7 раз (в РФ - в 2 раза). Если в 2004 г. обеспеченность студентами на 10 тыс. населения была в 6,5 раз ниже средней по стране, то в 2006 г. - только в 2 раза (рисунок 6). Постепенный переход от «филиального» образования (в округе 40 филиалов вузов других регионов) к стационарным государственным вузам помогает закреплять молодежь, так как из филиалов старшекурсники уезжают на учебу в вуз и возвращаются в округ нечасто, оседая в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Тюмени при финансовой поддержке работающих в ХМАО-Югре родителей. Кроме того, в округе создана адресная форма поддержки в виде губернаторских грантов на образование для талантливых детей и представителей коренных народов Севера [4].
□ 2004
□ 2006
РФ, ссузы ХМАО, ссузы
РФ, вузы
ХМАО, вузы
Рис. 6. Динамика численности учащихся высших и средних специальных учебных заведений России и ХМАО-Югре, число учащихся на 10 тыс. населения
Сопоставление социальных показателей позволяет говорить о смещении приоритетов и низкой социальной эффективности капитальных расходов бюджета - слишком малая часть средств тратится на решение насущных проблем. Округ имеет большой дефицит детских дошкольных учреждений (на 100 мест приходится 105 детей при растущей очереди в детские сады); держит сомнительное лидерство вместе с Ингушетией по доле школьников, обучающихся во вторую смену (36% учащихся). Высока доля ветхого жилья (8%) - на уровне самых слаборазвитых автономных округов и республик страны, не решена проблема фенольного жилья. Обеспеченность жильем в ХМАО-Югре на 20% ниже средней по стране и составляет только 16,7 кв. м на человека, а в более молодых городах (Нягань, Лангепас, Пыть-Ях), Бело-ярском и Нижневартовском районе - 12-14 кв. м на человека, как в советское время. При этом большие средства расходуются на статусные сооружения, особенно в Ханты-Мансийске - культурные, спортивные центры, аэропорт и др. - которые даже в отдаленной перспективе не будут использоваться на плановую мощность [7].
В то же время в округе весь переходный период не прекращалось жилищное строительство, отрабатываются разные схемы приобретения жилья населением (долевое софинансирова-ние, кредитование, компенсация процентной ставки кредита, квазиипотека), что пока еще экзотика не только для других регионов, но и для богатой Москвы. Округу легче реализовать новую жилищную политику, чем Москве, потому что при относительно низкой доле бедного населения меньше бюджетных средств идет на выплату жилищных субсидий, их получает только 5% семей (в среднем по РФ - более 11%, в Москве - 10%). Льготами по оплате жилья также пользуется меньшая часть жителей (24% населения ХМАО-Югры при 35% в среднем по стране и в Москве). В результате региональный и местные бюджеты, компенсируя часть взноса или процентную ставку, могут поддерживать жителей округа, вкладывающих собственные средства в строительство жилья.
Социальные индикаторы наиболее ярко показывают не только преимущества, но и нерешенные проблемы развития ХМАО-Югры.
Расчет индекса качества жизни для ХМАО
ИНДЕКС
КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ
А+В+
г ~\ С+й
+ Е+Р+З+Н+І
А - индекс отношения денежных доходов к прожиточному минимуму В - индекс уровня занятости населения С - индекс об щей заболеваемости Э- индекс младенческой смертности
Е- индекс числа учащихся в профессиональных учебных заведениях Р - индекс обеспеченности врачами
0 - индекс обеспеченности жильем
Н - индекс обеспеченности канализацией
1 - индекс обеспеченности телефонами Л - индекс преступности
В следующей таблице приведены индексы, показатели их отражающие, референтные точки и полярные значения показателей для ХМАО в 2005 г (Таб. 2). Индекс был рассчитан для ряда лет (с 1992 по 2005) по отдельным муниципалитетам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Референтные точки были выбраны исходя из общероссийских различий по показателям (по данным ежегодного отчета «Социальное положение и уровень жизни населения. 2005 г.»).
Таблица 1
Индикаторы качества жизни и их характеристики___________________
Показатели Референтные точки Межмуниципальные различия ХМАО,
тіп тах тіл тах
Отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму 1,3 8 2,8 7,5
Зарегистрированная безработица 0 46 0,5 22,1
Общая заболеваемость 220 1560 483,4 1125,4
Младенческая смертность на 1000 рождений (обратный показатель) 4,1 22,4 2 50
Число учащихся профессиональных учебных заведений на 10 тыс. населения 0 1600 0 995
Обеспеченность врачами на 10 тыс. жителей 22 100 25 98
Обеспеченность жильем, кв. м на чел. 6,5 30 12,4 24,2
Доля жилого фонда, оборудованного канализацией, % 0 100 57 100
Число телефонов на 1000 жителей 25 400 69,1 363,7
Число тяжких преступлений на 100 тыс. (обратный показатель) 300 4000 595,1 3030
Не останавливаясь на методологии демографического прогнозирования, отметим, что в настоящее время демографические прогнозы основаны в основном на сценарном подходе, когда возможные направления демографического развития могут быть оценены с помощью построения много вариантных прогнозов, учитывающих различные возможные уровни основных демографических показателей. Аналитический прогноз составляется не для того, чтобы точно предсказать, как в действительности будет меняться, например, численность и возрастная структура населения, а для того, чтобы проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического и социального развития. Прогнозы должны обеспечивать получение численных значений результирующих оценок состояния развития региона, по крайней мере, в трех временных интервалах. Это оперативные прогнозы, тактические сроком до года и стратегические прогнозы на срок 5-] 0 лет и более. Рассмотрим в качестве примера стратегический прогноз на 5 лет. В таблице 2 приведены сценарии развития и условия их исполнения [10].
Таблица 2
Сценарии развития социально-демографической ситуации в ХМАО-Югре к 2010 г.
Сценарии Условия
Сценарий 1 Сохранение сложившихся трендов развития демографической и социальной ситуации, экстраполяция
Сценарий 2 Улучшение экономической ситуации (в условиях продолжающегося роста цен на нефть) и в социальной сфере, и как одно из следствий увеличение миграционного прироста при сохранении уровня рождаемости прежним
Сценарий 3 Ухудшение экономической ситуации (в условиях падения цен на нефть) и в социальной сфере, как одно из следствий уменьшение миграционного прироста или возможный отток населения из региона
В результате изменения качества жизни населения является привлекательным для научных исследований по данному региону.
По качеству жизни Ханты-Мансийский автономный округ - Югра уступает только Москве и Ямало-Ненецкому АО (если не брать в расчет показатели Тюменской области совместно с округами). Лидерство обусловлено не только высокими доходами, но и лучшими показателями здоровья населения, проблемой остается только более низкая занятость жителей округа. По рейтингу индекса демократичности ХМАО-Югра располагается ближе к группе лидеров, чем его «менее демократичный» сосед - Ямало-Ненецкий АО. По оценке за долгосрочный и за текущий период ХМАО-Югра замыкает второй десяток регионов. По индексу ин-новативности автономный округ находится в середине рейтинга из-за меньшей концентрации населения в крупных городах и отставания в развитии научной и сервисной сферы экономики. В целом по уровню социально-экономического развития нефтедобывающий округ, как и его газодобывающий «сосед» ЯНАО, усиливают свои позиции лидеров по сравнению с остальными регионами страны, уступая только столице России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2000 год / Под общей ред. проф.
С. Н. Бобылева. - М. : Права человека, 2001.
2. Елисеева, И. И. Социальная статистика. - М. : «Финансы и статистика», 2001.
3. Капустин, Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России - М. : Наука, 2006. 324 с.
4. Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2007 год и на период до 2009 года. - Ханты-Мансийск : ГП «Полиграфист», 2006.
5. Рынок труда: методы и результаты анализа // Вопросы статистики. - 2005. - № 3. - С. 40 -51.
6. Социальное положение и уровень жизни населения. - М.:ТЕИС, 2006. - С. 10-11.
7. Социальное положение и уровень жизни населения России : стат.сб. - М. : Госкомстат России 2004.
8. Уровень жизни населения // Вопросы статистики. - 2001. - № 6. - С. 3-30.
9. Уровень жизни населения: методы и результаты анализа // Вопросы статистики. - 2000. -№8.-С. 3-33.
10. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие / Под общей ред. В. П. Колесова, Т. Маккинли. - М. : Права человека, 2000.