гол. Комбикорм будет расходоваться в количестве 3,5 кг на гол., что на 93,4% больше действующего в хозяйстве рациона.
В результате решения модели получено, что стоимость рациона увеличится на 28% и составит 41,24 руб. Это в основном связано с увеличением потребления комбикорма, который является более дорогим. Зато в комбикормах для дойных коров микро- и макроэлементы, а также витамины сбалансированы таким образом, что корова не будет испытывать их недостатка в любой период содержания. Однако следует отметить, что вместе с увеличением стоимости расчётного рациона на 9,02 руб. увеличится удой от одной коровы и составит 14 кг в сут., что больше текущего на 3 кг. Расчёты показали, что с учётом цены реализации за 1 кг молока в 14,13 руб., а также субсидий за каждый килограмм реализованного молока хозяйство может получить в сутки дополнительно не менее 40 руб. при внедрении на предприятии предложенного рациона кормления дойных коров.
Результаты расчёта рациона в ОАО «АПК «Ильинка» Октябрьского района по экономико-математическим моделям свидетельствуют, что в хозяйстве применялся несбалансированный по кормовым единицам и микроэлементам рацион. Данная ситуация приводит к перерасходу корма и увеличению себестоимости производства молока. Оптимальная (рассчитанная) потребность молочных коров в кормах рациона отличается от той, которая используется на предприятии. Новый рацион при правильном переходе на него позволит повысить продуктивность животных и снизить себестоимость произведённой молочной фермой продукции. Так, итоговая стоимость оптимального рациона составит 80,71 руб. на 1 гол в сут., что на 6,40 руб. ниже применяемого в хозяйстве.
Выводы. Кормление является самым дорогим процессом при получении молока. При этом полноценное кормление — это обязательное условие повышения продуктивности животных, а недостаток какого-либо вида питательных веществ ведёт к снижению их продуктивности. Таким образом, чтобы повысить эффективность молочного
скотоводства, необходимо увеличивать количество высокопродуктивных коров отечественной и зарубежной селекции, акклиматизированных к нашим условиям, рационально организовывать воспроизводство стада, снизить расходы на кормление. Для этого необходимо ввести более сбалансированные рационы на основе собственного сырья, привлекать дотации для закупок дорогого комбикорма и организовать эффективную политику поддержания сбыта молока внутри Оренбургской области.
Литература
1. Косилов В.И. Рациональное использование генетических ресурсов красного степного скота для производства говядины при чистопородном разведении и спрещивании /
B.И. Косилов, С.И. Мироненко, А.А. Салихов, К.С. Литвинов. М., 2010. 452 с.
2. Абилова Е.В., Ломов В.Н. Повышение конкурентноспособности молочного животноводства на основе интенсификации кормопроизводства // АПК России. 2015. Т. 72. № 1. С. 57—59.
3. Тагиров Х.Х. Качественные показатели молочной продуктивности при скармливании коровам пробиотика «БИОГУМИТЕЛЬ-Г» / Х.Х. Тагиров, Ф.Ф. Вагапов, Н.Ш. Никулина, И.В. Миронова // Молочное и мясное скотоводство. 2014. № 8. С. 28-30.
4. Косилов В.И. Воспроизводительная функция чистопородных и помесных маток / В.И. Косилов, С.И. Мироненко, Е.А. Никонова, Д.А. Андриенко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 5 (37).
C. 83-85.
5. Косилов В.И., Миронова И.В., Харламов А.В. Эффективность использования питательных веществ рационов бычками чёрно-пёстрой породы и её двух-трёхпородных помесей // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 125-128.
6. Миронова И.В., Косилов В.И. Переваримость коровами основных питательных веществ рационов коров чёрно-пёстрой породы при использовании в кормлении про-биотической добавки Ветоспорин-Актив // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 143-146.
7. Спешилова Н.В., Древина М.А., Абдулгазизов Р.Н. Формирование кормового рациона скота на основе оптимизационного моделирования // Сб. научных трудов по материалам междунар. научно-практич. конф. «Вопросы образования и науки в XXI веке». Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 134-140.
8. Официальный информационный сайт Министерства сельского хозяйства Оренбургской области [Электронный ресурс]. 2016. URL:// http://www.mcx.orb.ru (дата обращения 10.05.2016).
9. Спешилова Н.В., Косилов В.И., Андриенко ДА Производственный потенциал молочного скотоводства на Южном Урале // Вестник мясного скотоводства. 2014. № 3 (86). С. 69-75.
10. Экономико-математические методы и модели в принятии оптимальных решений: учебное пособие / Н.В. Спешилова [и др.]. Под общей редакцией Н.В. Спешиловой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Омега-Л»; Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. 396 с.
Качество управления земельными ресурсами в Оренбургской области на современном этапе
А.А. Майоров, к.э.н, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Оренбургская область - это второе по размерам поле в Российской Федерации на площади более 6 млн га пахотных земель. На территории региона ежегодно выращивается 2 млн т зерновых культур. В настоящее время область входит в тройку самых засушливых регионов России. Вместе с тем Оренбуржье - регион-донор, главная стратегия
которого — импортозамещение. В сёлах Оренбуржья проживают и работают более 40% жителей. На душу населения в области приходится 6 га земли.
По объёму производства сельскохозяйственной продукции область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе и 14-е место в Российской Федерации, при этом региону удаётся сохранять динамику роста в агропромышленном комплексе [1].
В текущее время в Оренбургской области активизируется работа по разграничению государственной собственности на землю и государственной регистрации права собственности Оренбургской области на земельные участки. Одновременно в 2016 г. планируется проведение государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и земель водного фонда на всей территории Оренбуржья, а также изменение существующего порядка проведения государственной кадастровой оценки земель.
На начало 2016 г. было зарегистрировано право государственной собственности в регионе на 3335 земельных участков общей площадью более 24 тыс. га и на праве муниципальной собственности — 7248 земельных участков общей площадью более 51 тыс. га. На этот же период общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в регионе составляла 10928,6 тыс. га, в т.ч. сельскохозяйственные угодья — 10468,9 тыс. га. Площадь неиспользуемой, низкопродуктивной, ограниченно пахотнопригодной пашни составляет 1084,6 тыс.га. Главными причинами неиспользования земель являются: невостребованные земельные доли; низкая продуктивность плодородия почв; 42,8% пашни (2 млн га) характеризуется устойчивым отрицательным балансом гумуса, 34,6% пашни — низким содержанием подвижного фосфора, 10,6% пашни — низким содержанием подвижного калия и т.д. [2].
Работа по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в Оренбургской области проводится, однако количество невостребованных земельных долей в области на сегодня составляет около 64303 на площади 1,28 млн га. По предварительным подсчётам министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений и министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области, в настоящее время из земель государственной и муниципальной собственности государственную регистрацию прошли 1088,5 тыс. га, из них земель Российской Федерации — 1012,3 тыс. га, земель областной собственности — 24824 га, муниципальной собственности — 51394 га. [3, 4].
По данным этих же министерств [3,4], из земель, находящихся в ведении юридических лиц (301,2 тыс. га), оформлено в собственность около 250 тыс. га, т.е. 83%. Из 7210,2 тыс. га земель, находящихся в ведении граждан (сады, огороды, личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства и т.д.), в собственность оформлено 3,8 млн га, т.е. около 53% от их общей площади. Юридического оформления границ земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счёт земельных долей, требуют 44% площади паевых земель. Практически не ведётся регистрация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, переданных в ведение муниципальных образований и фонд перераспределения, это более 2 млн га. Всего по
состоянию на 1.04.2016 г. из земельного фонда Оренбургской области, составляющего 12370,2 тыс. га, государственную регистрацию прошли 5110,6 тыс. га, что составляет 41%.
Таким образом, спустя почти 14 лет с момента вступления в силу ФЗ РФ от 24 июня 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и идентичного ему областного закона около 70% земельного фонда области не имеет государственной регистрации. Препятствием в этом процессе является неудовлетворённость участников земельных отношений рядом факторов, а именно:
— неэффективностью системы управления земельными ресурсами;
— состоянием развития инфраструктуры земельного рынка;
— волокитой в оформлении паевых земель и земельных участков граждан;
— судебной практикой в сфере земельных отношений, растущей незащищённостью прав граждан на землю;
— недоверием к подрядным организациям по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения и методике кадастровой оценки земель данной категории;
— несоразмерно высоким для сельских жителей (с низким уровнем доходов) исчислением земельного налога и стоимостью земельных участков при сделках с ними;
— диспропорцией и необоснованным исчислением земельных платежей. Например, несмотря на то, что качество почвенных разновидностей на территории области за последние годы не улучшилось, нормативная урожайность не выросла, кадастровая стоимость сельхозугодий в Красногвардейском районе возросла в 4,4, в Кваркенском — в 8,7, в Ясненском — в 34,5 раза и т.д.
Следует сказать, что, несмотря на действие нормативного акта «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012—2017 годы» [5], закрепившего систему управления земельными ресурсами, в Оренбургской области качество управления земельными ресурсами оставляет желать лучшего.
Земля в ряде территорий зарастает сорняками, переуплотняется, загрязняется промышленными отходами, региональные мероприятия по мониторингу земель отстают в развитии. Так, 612 тыс. га земель характеризуются как низко продуктивные земли, 724 тыс. га — ограниченно пахотнопригод-ные. Землепользователи не используют эти земли или используют их не по назначению, что ведёт к снижению объёмов производства сельскохозяйственной продукции.
В рамках областного Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и соответствующего указа губернатора Оренбургской области правомочным субъектом по принудительному изъятию в судебном порядке у собственников
участков земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трёх и более лет названо министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области. Ему делегировано право продажи с публичных торгов изъятых земельных участков. В министерстве создана комиссия по выявлению неиспользуемых или используемых не по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятию их у недобросовестных владельцев. Как следствие, актуализирована областная нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в Оренбургской области. Приняты региональные законы: «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области»; «О предоставлении в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области или муниципальной собственности на территории Оренбургской области»; «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду без проведения торгов».
Последний из названных законов определяет критерии, при соблюдении которых юридическое лицо может рассчитывать на получение участка без проведения торгов, например для реализации приоритетных инвестиционных проектов, а также проектов по созданию (развитию) индустриального парка.
Одновременно с принятием областных законов правительством Оренбургской области принято постановление, которое определяет порядок расчёта размера арендной платы, выкупной стоимости, платы за установление сервитута, за увеличение площади участка при перераспределении. Также внесены изменения в Закон Оренбургской области «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей», определяющий порядок предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Принятие и совершенствование законодательной базы крайне востребовано текущей ситуацией. Так например, в области насчитывается 327638 земельных долей на площади 6801,5 тыс. га (6,8 млн га). При этом землеустроительные работы проведены только по 241362 долям на площади 4,87 млн га, или 72,3% от общей площади паевых земель области. Из них 56% числятся как на праве общей долевой собственности.
Реализация принятых областных законов призвана стимулировать работу соответствующих служб
по разграничению государственной собственности на землю и государственной регистрации права собственности Оренбургской области на земельные участки, мотивировать сельское население области к юридическому оформлению земельных паёв сельскохозяйственного назначения, особенно в центральных и западных районах региона. Там высокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения, положенная в основу налогооблагаемой базы, арендной и выкупной цены земельных участков существенно тормозит этот процесс.
В этих же целях необходимо использовать административный ресурс региональной власти, инициируя внесение законотворческих инициатив федеральным органам о включении в государственную программу мероприятий по возмещению затрат (сельскохозяйственным организациям всех форм собственности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства) на кадастровые работы при оформлении земельных участков, приобретаемых в собственность из муниципальной собственности, образованной в свою очередь из невостребованных земель.
Таким образом, изучение вопроса показало, что для улучшения управления качеством земельных ресурсов в Оренбургской области необходимо навести порядок в вопросах земельных отношений с целью эффективного использования земельных ресурсов и пахотных земель в частности. Эта задача стоит перед областным правительством, министерствами сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, главами муниципальных образований, управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальными органами, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, экологическим советом при правительстве области и иными структурами, призванными осуществлять нормативно-правовое регулирование, охрану земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их использованием и стоять на страже земельного законодательства.
Литература
1. Булгакова Е. Ориентиры развития // Экономика региона. Оренбуржье. 2015. С. 8.
2. Материалы заседания Совета старейшин при губернаторе Оренбургской области от 18 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.orenburg-gov.ru/Info/Associations/ sovet-stareyshin-pri-gubernatore-orenburgskoy-oblasti/.
3. Нормативно-правовые акты, документы. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: // http:// mpr.orb.ru.
4. Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL://http:// mcx.orb.ru
5. Распоряжение Правительства РФ № 297-р от 3 марта 2012 г. «Основы государственной политики использования земельного фонда на 2012—2017 годы».