Ивестт Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4
слово молодым СОЦИОЛОГАМ
удк 316.344.24
качество трудовой жизни студенческой молодежи в региональном измерении
н. н. огурцова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению качества трудовой жизни студенческой молодежи по результатам социологического исследования профессиональных стратегий студентов вузов города Саратова. Ключевые слова: качество трудовой жизни, молодежь, студенчество.
students Youth Labour Activity Quality in Regional Context N. N. ogurtsova
The article is devoted to the study of students youth labour activity Quality. The investigation is based on the results of sociological studies of Saratov students professional strategies. Key words: labour activity quality, youth, students.
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием, профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
Оценка населением своего реального социально-экономического состояния основывается в числе прочего на качестве трудовой жизни, поскольку на работе человек проводит большую часть активного времени. При этом трудовая деятельность выступает источником удовлетворения основных материальных и нематериальных потребностей. Качество трудовой жизни является интегральным понятием, характеризующим уровень жизни и степень благосостояния работников. Оно оценивается как на макроуровне, с учетом отраслевой, возрастной или региональной специфики, так и на микроуровне - применительно к отдельной организации1 или конкретному человеку.
Следует отметить, что в современной науке еще не сложилось единого подхода к определению сущности, содержания и механизма оценки понятия «качество трудовой жизни»2. В социологической литературе можно выделить два основных подхода к определению данного тер-
мина. Качество трудовой жизни в рамках первого подхода понимается как совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда. Согласно второму - это уровень удовлетворения потребностей работника через трудовую деятельность в рамках конкретной организации. Однако данный термин очень сложен в анализе, поскольку он может изучаться при помощи различных индикаторов и показателей, как объективных, так и субъективных.
Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. В первую очередь, это соблюдение работодателем трудового законодательства, обеспечивающего работнику безопасность деятельности в организации, а также его социальную защиту.
Одной из наиболее уязвимых на рынке труда и подверженных влиянию социума считается такая категория населения, как молодежь, характеризующаяся, прежде всего, стремлением к профессиональному образованию, что продиктовано также вступлением человечества в эпоху информационного общества, где главенствующую роль играют знания и компетенции. Современное общество как сосредоточие политических, культурно-просветительских, информационных и других организаций и институтов создает потенциальные возможности для реализации устремлений и жизненных планов личности, базовой точкой которых можно считать получение высшего образования. Эта характеристика позволяет говорить в дальнейшем о такой многочисленной в современном обществе социальной группе, как студенчество.
Студенчество представляет собой часть молодежи, которая имеет как общие со всей молодежью черты, так и специфические особенности3. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д. Их отличает переходное общественное положение, ученические роль и статус. Одновременно это особая фаза социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи.
С повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается его количество. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интел-
© Огурцова Н. Н., 2013
Н. Н. Огурцова. Качество трудовой жизни студенческой молодежи в региональном измерении
лигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую эгалитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре - в настоящее время доля девушек в студенчестве выше доли парней.
Несмотря на различия социального происхождения, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.
Одной из самых приоритетных проблем для студентов считаются финансовые трудности. Это связано с тем, что главной целью студенчества является обучение, развитие в интеллектуальном плане, причем процесс обучения не означает лишь посещение лекционных и практических занятий, кроме этого в него включено самообразование, которое занимает значительное количество времени студентов. Они сильно зависимы от материального положения своих родителей, которое, как известно, не у всех достаточно высокое. Поэтому студентам зачастую приходится искать работу и зарабатывать деньги самостоятельно, делая это в ущерб своему образованию. При этом и качество трудовой жизни у них находится на достаточно низком уровне4.
В 2012 г. в городе Саратове было проведено социологическое исследование, проведенное методом анкетирования, целью которого стало изучение профессиональных стратегий студенческой молодежи (общий объем выборки составил 200 респондентов в соответствии с квотно-стра-тификационной выборкой по четырем ведущим вузам г. Саратова). В рамках данного исследования было изучено качество трудовой жизни студенческой молодежи. Было выявлено, что на момент проведения анкетирования лишь 19% от общего числа опрошенных трудоустроены, 63% респондентов находились в поиске работы, 18% не работали и желали в ближайшем времени ее искать. В 2007 г. в г. Саратове количество работающих студентов равнялось 34%, что почти в 2 раза больше, чем в настоящее время. По данным социологов, число работающих студентов в период с 1995 по 2006 г. колеблется в пределах 40-45%5. По данным Росстата, в июне 2010 г. лица моложе 25 лет составляли 27,8% от всех безработных. В среднем из россиян в возрасте 15-24 не имел работы примерно каждый шестой6. Наблюдается постепенный спад вторичной занятости, на что, вероятнее всего, повлиял экономический кризис в стране, что поставило под удар, в первую очередь,
не имеющих стажа и опыта работы студентов.
Трудовую жизнь любого работника определяет ряд объективных и субъективных факторов: содержание труда, характер труда, заработная плата, совокупный и личный доход, соблюдение трудового законодательства, удовлетворенность работой. Именно данные показатели будут анализироваться с позиции определения качества трудовой жизни студенческой молодежи.
В ходе исследования было выявлено, что основная часть вторично занятых студентов являются рабочими (57%), специалистами в различных организациях - одна четвертая часть респондентов, 16% подрабатывали служащими и только 3% уже нашли свой путь на рынке труда и открыли свой бизнес. При этом средняя заработная плата студентов составляет 5001-10000 руб. в месяц.
При этом определено влияние должностного статуса на личный доход респондента. Самую большую заработную плату имеют студенты, работающие специалистами, доход рабочих чуть ниже, зарплата служащих в половине случаев составляет 3001-5000 руб., что позволяет поставить данную категорию на третье место по уровню дохода. Студенты, имеющие свой бизнес, отказались говорить о своей заработной плате.
При анализе качества трудовой жизни необходимо изучить характер труда. Стаж работы является одной их характеристик, отражающих стратегические мотивы поиска и наличия работы. Однако у большинства респондентов стаж менее 3 месяцев (31%), что подчеркивает преобладание тактических мотивов - с целью заработка, и невысокую заинтересованность работодателей в трудоустройстве студентов в своей организации. Четверть всех опрошенных работает от 3 месяцев до полугода, от полугода до года - 21%, более года работают 24% студентов.
Наличие работы, однако, негативно влияет на получение студентом высшего образования, так как он не посещает занятия в университете в связи с занятостью. Этот тезис подтверждают данные о количестве часов в сутки, посвященных работе. Большинство студентов (56%) работают практически в полный рабочий день - от шести до десяти часов, 39% - от одного часа до пяти в день, продолжительность рабочего дня составляет свыше одиннадцати часов у 5% опрошенных.
Наличие у респондента работы по специальности говорит о правильности выбора факультета, на котором он обучается. Работа по специальности помогает ему приобрести практические навыки, которые облегчат понимание теоретических знаний. Однако данные исследования показывают, что большинство студентов (76,3%) реализовали себя совершенно в других областях, никак не относящихся в получаемой ими специальности в вузе, и лишь 23,7% респондентов работают по специальности.
Одним из основных условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потен-
Социология
39
„Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 4
циала человека на рабочем месте, является соблюдение работодателем трудового законодательства, обеспечивающего работнику безопасность труда, а также удовлетворенность своей деятельностью. В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто среди всех положений Трудового кодекса работодатель соблюдает следующие: оформляет трудовой договор с записью в трудовой книжке (30%), а также выплачивает полную официальную заработную плату с учетом всех налогов (20%). Такое положение ТК, как отпуск в полном объеме, соблюдается у 15% опрошенных. Оплата больничных листов производится у 11,3% работающих студентов. Работодатель предоставляет услуги по медицинскому страхованию и производит выплату отпускных в полном объеме и в установленный ТК срок 7,5% респондентов. Своевременно выплачивают зарплату 2,5% от общего числа опрошенных. Работают неофициально 2,5% студентов. Таким образом, вторично занятые студенты практически не защищены на рынке труда, работодатель далеко не всегда соблюдает все положения Трудового кодекса в отношении этой социальной группы. Данные показывают, что наибольший уровень социальной защиты на предприятии имеют те студенты, которые зарабатывают от 3001 до 20 000 руб. При этом, чем больше заработная плата, тем выше уровень социальной защиты. У студентов, зарабатывающих в месяц 1000-3000 руб., соблюдается минимум положений Трудового кодекса, такие как предоставление услуг по медицинскому страхованию, полная заработная плата с учетом всех налогов и отпуск в полном объеме.
Способ нахождения работы респондентом также влияет на уровень социальной защиты: большинство студентов нашли работу при помощи родителей, родственников, друзей, знакомых (39,5%), 5,3% опрошенных смогли трудоустроиться через объявление на улице, 2,6% - через газетное объявление, 2,6% студентов смогли зарекомендовать себя на рабочем месте в период прохождения практики, после чего их приняли на постоянную должность. Следует отметить, что среди респондентов, имеющих максимальный доход среди опрошенных (25 000-30 000 руб.), все нашли работу через друзей по личным связям.
По сравнению с исследованием, проведенным московскими учеными в 2000 г., можно заметить, что в настоящее время частично утратили свое значение в нахождении работы для студентов специализированные государственные институты рынка труда. Помощь государственных структур по трудоустройству, молодежных, студенческих бирж труда, кадровых отделов вузов практически не оказывается современному студенту. Но возросла роль средств массовых коммуникаций, Интернета7.
Хотя у работающих студентов уровень социальной защиты ниже, чем у других категорий населения, стаж работы недостаточно большой,
они заняты низкооплачиваемым трудом, а продолжительность рабочего дня от 6 до 10 часов в среднем, все же у данной социальной группы достаточно высокая степень удовлетворенности работой. Полностью удовлетворены и скорее удовлетворены, чем не удовлетворены, 26,3 и 34,2% соответственно, что составляет большинство всех опрошенных. Удовлетворены настолько, насколько и не удовлетворены, 26,3% студентов. Частично не довольны занимаемой должностью и условиями труда 2,6% от общего числа респондентов. И совсем не устраивает рабочее место 10,5% студентов.
При анализе степени удовлетворенности важно понять, что они понимают под работой в целом, определить мотивацию занятости. Основным мотивом нахождения работы для студентов является дополнительный заработок, так как именно этот аспект они выделяют главным при трактовке понятия «работа» (57,9%). Работа является возможностью реализации себя как личности и своего творческого потенциала для 18,4% респондентов. Для 15,8% студентов работа - это возможность карьерного роста, для 5,3% - способ повысить свой социальный статус, 2,6% респондентов включают в понятие работы все вышеперечисленное.
При определении зависимости степени удовлетворенности респондента работой от отрасли знания факультета и наличия работы по специальности были получены следующие результаты. Среди гуманитариев, работающих по специальности, все полностью удовлетворены своей работой (100%), а среди тех, кто работает не по специальности, 14,3% не довольны работой, 35,7% скорее довольны, чем не довольны, 21,4% респондентов полностью удовлетворены своей работой.
Среди студентов, обучающихся в сфере естественных наук, нет таких, кто работает по специальности, а среди тех, кто трудоустроился в другой области, большинство частично и полностью удовлетворенных (по 42,9% соответственно). Доля удовлетворенных своей работой немного снизилась среди тех студентов, кто обучается в сфере технических наук. Каждый четвертый студент, работающий по специальности, частично и полностью удовлетворен, 12,5% респондентов не довольны своей работой. Среди студентов технических специальностей, работающих в других сферах, 37,5% скорее удовлетворены, чем не удовлетворены, по 12,5% соответственно тех, кто не доволен совсем и полностью удовлетворен. Таким образом, наиболее удовлетворены своей работой студенты гуманитарных наук, работающие по специальности, и естественных наук, работающие в другой сфере.
По итогам исследования был сформирован социальный портрет работающего студента. В данной группе в равной степени присутствуют представители обоих полов, преимущественно обучающиеся на старших курсах. Доля людей, состоящих в браке, не очень большая, но по срав-
40
Научный отдел
И. В. Лопаткин. Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда
нению с неработающими студентами в данной группе женатых и замужних гораздо больше. Представители этого типа достаточно обеспечены в материальном плане, но самостоятельно осуществить некоторые покупки в виде квартиры, машины пока не в состоянии. В основном живут на самостоятельно заработанные деньги, хотя материальная поддержка родителей им оказывается, но в незначительном объеме. Работу находили по личным связям при помощи друзей и родственников, имеют должности рабочего или специалиста. Их доход колеблется от 3 до 10 000 руб. в месяц. Большая часть студентов работает не по специальности (76%). При этом выявилась следующая закономерность: удовлетворены своей работой все студенты гуманитарных наук, работающие по специальности (100 %) и студенты естественных наук, работающие в других сферах (86 %о). Успеваемость работающих студентов высока (учатся на 4 и 5), хотя пропуски занятий имеются. Причем самый большой процент обучающихся на оценку «отлично» именно в этой группе. Среди ценностных ориентаций главенствующими выступают хорошее материальное благополучие, самореализация себя как личности, теплые и заботливые отношения с людьми. Студенты этого типа в большем количестве обучаются в СГТУ (50%).
Результаты нашего исследования подтвердили выводы ранее проведенных8 о том, что студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студента и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. При оценке качества
трудовой жизни студенческой молодежи города Саратова было выявлено, что большая часть студентов в целом удовлетворена своей работой, их устраивают условия, предоставляемые работодателем, заработная плата, должностной статус, хотя уровень социальной защиты недостаточно высок, работодатель выполняет не все положения Трудового кодекса. Однако чем выше заработная плата и уровень дохода, тем выше и уровень социальной защищенности. При этом работают респонденты преимущественно не по специальности. Основной стаж работы у многих студентов составляет не более трех месяцев, что является показателем временного трудоустройства с целью быстрого заработка, а не построения карьеры.
Примечания
1 См.: Салахутдинова Р. Р. Качество трудовой жизни работников сельского хозяйства // Социс. 2009. № 11. С. 46.
2 См.: КазМ. Лакуны в структуре экономического знания и неоклассическая рациональность // Вопр. экономики. 2007. № 6. С. 45-63.
3 См.: Иконникова С. Н. Социология молодежи. Л. : Знание, 1985.
4 См.: Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестн. Адыг. гос. ун-та : сетевое научное издание. 2010. № 2. URL : http://www.vestnik.adygnetm/files/2010.2/948/ sergeev2010_2.pdf (дата обращения: 18.09.2013).
5 См.: Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 107.
6 См.: Глобальные тенденции молодежного рынка труда -2010 : МОТ от 15 августа 2010 г. // Ведомости. 2010. С. 12.
7 См.: ВоронаМ. А. Указ. соч. С. 111.
8 См.: Сергеев Р. В. Указ. соч.
удк 316. 334.2-053.81(470.44)
механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда
и. В. Лопаткин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена современному молодежному рынку труда. рассматриваются социальные механизмы, адаптирующие молодежь к рыночным условиям, так как современная ситуация в сфере труда и занятости ставит ее в очень сложное положение.
Ключевые слова: молодежный рынок труда, адаптация, занятость.
Mechanisms of Adaptation of Modern Russian Youth in the Labor Market
I. V. Lopatkin
This article is devoted a modern youth labor market. Social mechanisms adapting youth to market conditions as the modern
© Лопаткин И. В., 2013