г дискуссия
^ журнал научных публикаций
Л. В. Вилкова, аспирант, кафедра педагогики и психологии, Нижегородский лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова г. Нижний Новгород, Россия [email protected]
КАЧЕСТВО
ШКОЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Статья посвящена формирующему оцениванию иноязычного образования в школе. В соответствии с требованиями новых ФГОС такой вид оценивания отражает процесс достижения результатов учащимися, целенаправленно формируя его и способствуя повышению качества школьного иноязычного образования. Будучи новым феноменом в образовательной практике, формирующее оценивание требует разъяснения его целей, принципов, составляющих, отличительных характеристик и методов. С помощью данного вида оценивания определяются предметные, метапредметные и личностные результаты. Формирующее оценивание в школьной практике осуществляется с помощью специально составленной программы. Условием гарантированного качества выступает технологизация процесса, с учетом комплекса методологических подходов и специфики предмета «иностранный язык», посредством которого осуществляется иноязычное образование в школе. Технология формирующего оценивания, краткое описание которой дается в статье, представляя собой средство управления качеством образовательного результата, позволяет реализовать «субъект-субъектные» отношения в образовательном процессе и создает условия для формирования и развития языковой личности. Особое внимание уделено этапу проведения оценивания, представленному в виде цикла, отображающего процесс достижения ребенком нового уровня в обучении.
Ключевые слова: качество образования, формирующее оценивание, принципы, составляющие, иноязычное образование, технология, цикл, динамика достижений.
Повышение качества является одной из приоритетных задач образования, в том числе и иноязычного. Именно иноязычное образование становится не только неотъемлемой частью жизни человека в современном многонациональном, муль-тикультурном и многоязычном обществе, но и способствует развитию личности, формированию ее культуры, дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знаний.
Для достижения этой цели оценивание качества результатов учащихся представлено в новых ФГОС в виде формирующего и суммирующего оценивания. Если суммирующее оценивание, единообразно фиксирующее уровень достижения учащимися результата, понятно и давно используется
в практике, то формирующее, будучи новым феноменом для школы, вызывает определенные трудности.
Обращение к формирующему оцениванию качества обусловлено рядом причин. Соединяя элементы философской теории конструктивизма (М.А. Чошанов), культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, концепцию Mastery Learning Б. Блу-ма, формирующее оценивание отвечает современной парадигме образования, проведению оценивания качества, заявленного в ФГОС, и служит средством управления качеством образовательных результатов1.
Анализ зарубежных и отечественных исследований по этому вопросу (B. Bloom, T.J. Crooks, Cowie & Bell, G. Gipps, E.M. Furtak, S. McManus, M.A. Primo,
№ 6 (47) ИЮНЬ 2014
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
L. Shepard, R. Stiggins, И.С. Фишман, Г.Б. Голуб и др.) позволяет сделать вывод, что формирующее оценивание способствует получению обратной связи «ребенок — учитель» для определения успешности достижения целей обучения и содействия в формировании результата при переходе на новый уровень развития.
Процесс оценивания организуется так, чтобы целенаправленно формировать результат на всем протяжении обучения в рамках специально созданных условий, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности и становятся очевидными усилия, приложенные учащимися к конструированию нового знания.
Созданию такого процесса способствует наличие обязательных компонентов формирующего оценивания: постановки цели, обратной связи, самооценивания и взаимооценивания, «открытых» вопросов (требующих развернутого ответа), совместно разработанных критериев.
Вышеописанные составляющие формирующего оценивания становятся эффективными при созданной усилиями учителя атмосфере сотрудничества (для создания доверия, взаимоуважения, взаимопонимания) и взаимодействия (подразумевающего вовлечение обучающего и обучаемого в конструктивный диалог).
Ясно представляя цели обучения, учитель разрабатывает наполнение каждого компонента формирующего оценивания, хотя они сами несут в себе потенциал, способствующий формированию предметных, личностных и метапред-метных результатов. Используя эти составляющие, учащиеся получают новый опыт через активную деятельность и мышление. Наблюдается плавный переход от обучения с доминирующим участием педагога и пассивным участием учащегося к модели с опосредованным участием учителя и активной самостоятельной работой ученика, что способствует формированию у учащегося мотивации к обучению, подводя его
Именно иноязычное образование становится не только неотъемлемой частью жизни человека в современном многонациональном, мультикультурном и многоязычном обществе, но и способствует развитию личности, формированию ее культуры, дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знаний.
к главной цели — умению рефлексировать и самообучаться, умению учиться.
Говоря о характеристиках, присущих данному виду оценивания, М.А. Пинская подчеркивает, что оно: 1) центрировано на ученике; 2) направляется учителем; 3) разносторонне результативно; 4) формирует учебный процесс; 5) определено контекстом (то есть должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин; то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдет для другого); 6) непрерывно; 7) коренится в качественном об-разовании2.
Обобщая теоретические исследования, мы выделили ряд специфических особенностей данного вида оценивания:
— постоянный сбор информации для оценки на протяжении каждого урока;
— оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, которые невозможно учесть при итоговой оценке;
— использование накопительной системы оценок (портфолио);
— использование проектов, практических и творческих работ (наряду со стандартизированными письменными или устными работами), наблюдений, самоанализа и т. п.;
— критериальность (результаты в соответствии с целями);
— оценивание динамики образовательных достижений;
— ясные, четкие, заранее известные критерии (могут вырабатываться учителем
= и учащимися совместно);
— включенность учащегося в оценочную деятельность;
— гибкость (возможность адаптации методик оценки к различным формам обучения и потребностям учащихся); акцент на качество, а не количество работ учащихся; обеспечение обратной связи, которая ведет к повышению мотивации; поощрения в форме рекомендаций, советов, указаний, подсказок, а не выставления отметок; табу на сравнение учащихся между
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
собой, но предоставление возможности взаимооценок; стимуляция диалогов, которые ведут к поиску правильных ответов, а не лекции и предоставление учащимся информации;
— предпочтение групповых и парных (коллективных) видов работ, интегратив-ных уроков, многообразных методов формирования коммуникативной компетенции во всем ее многообразии, а значит аутентичных материалов.
Нельзя не заметить совпадения выделяемых принципов современного предметного оценивания качества образования и формирующего оценивания, таких как:
— прогностичность (оценивание ориентируется на «зону ближайшего развития»);
— коллегиальность и согласованность (организуются диалог, выявление, согласование интересов, критериев и норм деятельности всех лиц, заинтересованных в образовательном процессе);
— адекватность (предусматривает участие заинтересованных лиц в формулировке критериев оценивания, соответствующих исследуемому оцениванию);
— комплексность, вариативность и гибкость (подразумевает использование разнообразных групповых и индивидуальных форм оценки для максимального охвата и включенности субъектов в оценочные процедуры);
— систематичность и цикличность (предполагают осуществление оценочных процедур на различных этапах целостного образовательного процесса — от проектирования до реализации конкретного занятия — модуля);
— открытость и гласность (предусматривают открытые каналы получения информации об изменяющейся ситуации, необходимой для принятия корректировочных решений по повышению качества образовательных услуг);
— динамизм предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата. Хорошо, правильно организованный и осуществленный процесс с вы-
сокой степенью вероятности дает хороший результат, даже если он по известным причинам не может быть объективно оценен на разных этапах школьного обучения.
Опираясь на данные теоретического анализа и диагностики оценочной деятельности учителей иностранного языка, нами была составлена программа реализации формирующего оценивания, состоящая из нескольких этапов. В 2012—2013 учебном году в ней приняли участие учащиеся 8—11 классов (всего 158 учащихся) одной из гуманитарных гимназий Нижегородской области.
При осуществлении программы принималась во внимание специфика иноязычного образования в школе, которая определяется комплексом методологических подходов (системного, синергетического, деятельностного, компетентностного, лич-ностно ориентированного и коммуникативного) и отличительными чертами предмета «иностранный язык», посредством которого осуществляется иноязычное образование в школе («беспредельность», «беспредметность», изменчивость и подвижность, полифункциональность, формы работы, соотношение знаний и умений, метапредметность, многоуровневость, приоритет коммуникативной компетентности, авторитет иностранного языка, мотивация).
Целесообразной представлялась техно-логизация формирующего оценивания, что является условием высокого и гарантированного качества. Технология формирующего оценивания представляет собой средство управления качеством образовательного результата учащегося и позволяет:
— сделать ученика субъектом образовательной и оценочной деятельности;
— сформулировать результат, который необходимо сформировать, оценить в каждом случае и организовать соответствующую работу.
Под технологией формирующего оценивания мы подразумеваем алгоритм действий по созданию специальных условий для направляющего воздействия в процессе достижения ребенком
Процесс оценивания организуется так, чтобы целенаправленно формировать результат на всем протяжении обучения в рамках специально созданных условий, когда оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности и становятся очевидными усилия, приложенные учащимися к конструированию нового знания.
№ 6 (47) ИЮНЬ 2014
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
поставленных целей. Ряд этапов — постановка целей, перевод целей в измеряемые результаты, составление плана оценки, подбор материалов и технических приемов, проведение оценки, анализ полученных результатов — при взаимодействии и совместном рассмотрении позволяют реализовать процесс формирующего оценивания на практике. Правильность выполнения каждого из них зависит от осуществления ряда процедур, выполняемых учителем и учащимися.
Особого внимания заслуживает этап проведения оценивания, представляющий собой цикл формирующего оценивания, который показывает процесс достижения ребенком нового уровня в обучении в специально созданных условиях при выполнении определенной деятельности. Учитель, ставя цели, определял новые критерии, предоставлял материал, сопровождаемый первоначальными инструкциями. В результате интерпретации собранных данных констатировалось (или не констатировалось) достижение целей, что свидетельствовало о продвижении учащегося вперед и позволяло ставить более трудные цели, для достижения которых требовалось повторение цикла. Наличие «разрыва» (несовпадения) между запланированными и реально полученными результатами при интерпретации
информации о прогрессе учащегося заставляло учителя определять возможные «точки» непонимания. Эффективная, мотивирующая обратная связь, которая подразумевает не только констатацию ошибок, но и поиск пути их преодоления, информировала учащегося о них. Учитель имел в наличии «веер» решений и, давая новые инструкции (задания, наводящие вопросы), поощрял учащегося самостоятельно прийти к пониманию неправильности своих действий. Или, если учащийся не справлялся самостоятельно — то при сопровождении учителя, намечающего ему дальнейшие шаги и поощряющего преодолеть трудности при достижении целей. Новая информация, полученная в результате этих действий, подвергалась анализу. Закрытие «разрыва» означало достижение цели, то есть достижение нового уровня в обучении.
Преодоление «разрыва», требовало от учащегося не только предметных, но и метапредметных знаний, проявления личностных качеств, помогающих в достижении целей. Оценивание ставило учащегося в условия, заставляющие и поощряющие его активно участвовать в процессе обучения, преодолевать возникающие трудности, формируя новые предметные, метапредмет-ные и личностные результаты.
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
Мы приходим к выводу, что формирующее оценивание предоставило возможность увидеть осознанный (исключающий случайности), «прозрачный» процесс достижения запланированных результатов и совершенствовать его, участвовать в оценочном процессе и оказало влияние на мотивацию изучения иностранного языка и повышение уровня владения коммуникативной компетенцией. Данный вид оценивания позволяет формировать комплексный результат при переходе ребенка на новый уровень развития и говорить
о качестве школьного иноязычного образования/^
Литература
1. См.: Чошанов, М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4. С. 56-62; Guskey, T. R. Closing the achievement gap: Revisiting Benjamin S. Bloom's learning for mastery // Journal of Advanced Academics. 2007. Vol. 19 (1). Pp. 8-31
2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: практическое руководство для учителя. М.: Логос, 2010. 264 с.
QUALITY OF SCHOOL FOREIGN EDUCATION: FORMING EVALUATION
L. V. Vilkova, postgraduate, the department of pedagogy and psychology, Linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected]
This article is devoted to the forming evaluation of foreign education in school. According to the new demands of FSES, this kind of evaluation reflects the process of achieving results by schoolchildren forms it and promotes improving of school foreign education quality. Being the new phenomenon in educational practice, forming evaluation requires explanation of its goals, principles, constituents, distinctive characteristics and methods. This kind of evaluation is aimed at defining of subjective, meta-subjective and personal results. In school practice the forming evaluation was realized by special program. The condition of guaranteed quality was process technification, taking into account the complex of methodological approaches and specificity of the subject «foreign language», by means of which foreign education in school is realized. The technology offorming evaluation (brief description is given in the article) is a tool of quality control of educational result; it allows realizing of «subject-subjective» relations in educational process and creates conditions for forming and development of linguistic personality. The special attention is paid to a stage of evaluation holding, presented as a cycle reflecting a process of achieving new level in education by child.
Key words: quality of education, assessment for learning, principles, components, foreign language education, technology, cycle, the dynamics of achievement.
References
1. Choshanov, M. A. Protsess nepreryvnogo konstruirovaniia i reorganizatsii [A continuous process of designing and reorganization]. Direktor shkoly — Principal, 2000, no. 4, pp. 56—62; Guskey, T R. Closing the achievement gap: Revisiting Benjamin S. Bloom's learning for mastery. Journal of Advanced Academics, 2007, vol. 19(1), pp. 8-31.
2. Pinskaia M.A. Formiruiushchee otsenivanie: otsenivanie v klasse: Prakticheskoe rukovodstvo dlia uchitelia [Formative assessment: assessment in the classroom: a Practical guide for teachers]. Moscow, Logos Publ., 2010, 264 p.