ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Н.Ф. ЕФРЕМОВА, профессор Донской государственный технический университет
Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов
В соответствии с новыми требованиями ФГОС результатами освоения основных образовательных программ признаются компетенции, оценку уровней сформирован-ности которых вузам необходимо обеспечивать в процессе обучения студентов. Рассматриваются подходы и направления работы по формированию фондов оценочных средств и внутривузовских служб организации и проведения независимых процедур оценки достижений студентов.
Ключевые слова: компетенции, результаты обучения, фонд оценочных средств, оценочная деятельность вуза, служба оценивания.
В парадигме компетентностного обучения существенно расширяется понятие «результаты образования», а оценивание достижений студентов рассматривается как средство активизации их познавательной деятельности и осуществления обратной связи в управлении образовательным процессом. Под результатами понимаются не только знания, умения и навыки, но и наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей основной образовательной программы (ООП). При реализации последней важной становится триада:
• компетенции как результат образования;
• технологии обучения как способ их формирования;
• оценочные средства, технологии оценивания и оценочные процедуры как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования.
Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. В мировой и отечественной практике до сих пор существуют трудности в разработке и использовании средств оценки компетенций. Решение этой задачи предполагает создание инновацион-
ной технологии комплексного оценивания как приобретаемых студентами знаний и умений, таки социально-личностных и профессионально значимых характеристик, формирующих компетенции будущих специалистов [1, 2].
Согласно требованиям ФГОС студенты должны оцениваться с помощью разработанных вузами оценочных средств, опубликованных критериев, положений и процедур. Применяемые преемственно и согласованно на всем этапе обучения, они должны обеспечивать с высокой объективностью (надежность), обоснованностью (валидность) и сопоставимостью (сравнительный анализ) оценки уровня приобретенных образовательных достижений в условиях максимального приближения содержания и методов оценивания к будущей профессиональной деятельности выпускников. При этом следует понимать, что компетенции, как наиболее глубокие личностные качества, могут проявляться у студента и быть оценены только в условиях их деятельности и достаточно высокой мотивации достижения результата [3, 4]. Оценочная деятельность вузов становится важной составляющей образовательного процесса, а фонд оценочных средств - инструментом, обеспечивающим эту деятельность на должном уровне.
Треб ования к фондам оценочных средств. Под фондом оценочных средств (ФОС) понимаются комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения, которые должны быть полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО и обеспечивать решение оценочной задачи - установление соответствия общих и профессиональных компетенций студентов и выпускников этим требованиям. При этом ФГОС выполняют функцию социальной нормы качества высшего профессионального образования, описанной в таких категориях, как вид (направление) деятельности, квалификационные требования (универсальные и профессиональные компетенции), профессиональные задачи, решение проектов и др. [5].
Для вузов создание ФОС представляет собой сложную проблему, так как эта работа требует в первую очередь административного ресурса, а также определенной квалификации разработчиков. Кроме того, для большинства преподавателей вузов важность формирования компетенций и их оценивания до сих пор не является очевидной. Между тем в условиях усиливающейся конкуренции вузов гарантия качества предоставляемых вузом образовательных услуг, подтвержденная системным, стандартизированным, надежным и валидным оцениванием достижений студентов, становится одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения и студентов.
Оценочный процесс в вузе должен быть организован на единой методологической основе в соответствии со следующими представлениями о ключевых ценностях современного оценивания. Он должен быть:
• валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям учебной дисциплины);
• надежным (необходимо использо-
вать единообразные согласованные критерии или стандарты);
• справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);
• развивающим (фиксировать, что могут студенты и как им улучшить свои результаты);
• своевременным (постоянно поддерживающим развивающую обратную связь);
• эффективным (выполнимым, но не забирать много времени у преподавателей и студентов).
Проводиться оценивание должно в первую очередь в интересах студента, объективно показывая уровень его подготовленности на каждой стадии обучения. Повышение объективности оценивания результатов обучения может быть обеспечено на основе системности оценивания и его циклического характера, а также вовлечения всех субъектов образовательного процесса в творческую деятельность по созданию надежного и валидного оценочного инструментария. Важно формирование внешней по отношению к преподавателю системы оценки, использование обоснованных критериев и показателей качества образования, обеспечение независимого оценивания при применении стандартизированных педагогических измерительных инструментов и процедур, программных средств [6, 7].
Проблемы создания оценочной системы вуза. Чтобы в должной мере реализовать такие требования, необходима внутриву-зовская служба оценивания, которая бы выполняла ряд важных функций: хранение и учет учебно-методических и контрольнооценочных материалов; координация разработки оценочных средств и их сертификация; обеспечение организации и проведения оценочных процедур; формирование и предоставление статистических отчетов; гибкое управление правами пользователей в системе; осуществление оперативных и
Рис. 1. Взаимодействие компонентов образовательного процесса
долгосрочных изменений контрольно-оценочной деятельности вуза (рис. 1).
Наиболее значимой проблемой перехода вузов к независимому оцениванию достижений студентов с использованием фондов оценочных средств и оценочных служб является отсутствие учебныхи методических материалов, обеспечивающих организацию самостоятельной работы студентов, графиков обязательных, системных и преемственных контрольно-оценочных мероприятий, образцов оценочных средств. Остро стоят вопросы системной подготовки преподавателей к новым технологиям обучения студентов, их готовности к независимому оцениванию его результатов, получения опыта коллективного участия преподавателей в разработке междисциплинарных компетентностно-ориентированных заданий и готовности квалифицированно участвовать в такой работе. Разумеется, создание ФОС и службы потребует определенных финансовых вложений, но когда речь идет о повышении конкурентоспособности вуза, эти затраты являются вполне обоснованными.
При создании контрольно-оценочной системы вуза следует ориентироваться на
рядпринципов современной оценочной деятельности, а именно:
■ сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения;
■ независимое от преподавателя оценивание как предметных, так и надпредмет-ныхрезультатов (компетенций);
■ системность, надежность и валидность рубежных и итоговых оценок;
■ ориентация на требования внешних пользователей;
■ минимизация и обоснованность системы показателей для разных уровней управления образовательным процессом;
■ инструментальность и технологичность процедуры, информационнотехнологическое сопровождение с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию;
■ оптимальность источников первичных данных для определения показателей и критериев качества и эффективности образовательного процесса в вузе, иерархичность системы показателей для пользователей;
■ реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
■ создание реальных или квазиреаль-ных условий деятельности студентов при оценивании компетенций;
■ открытость, прозрачность оценочных процедур и доступность информации о состоянии качества обучения для различных групп потребителей;
■ повышение потенциала внутренней оценки обучающихся (самооценки, рефлексии, самоанализа);
■ стандартизация оценочных средств, обеспечение одинаковых условий для всех студентов;
■ сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
■ соблюдение морально-этических норм при контроле и отборе показателей, обеспечение информационной защиты оценочных материалов и процедур;
■ использование результатов длясо-вершенствования образовательной деятельности и управления качеством обучения студентов.
Поскольку компетенции проявляются только в деятельности, необходимо создавать не только современные средства и процедуры оценивания, но и условия для деятельности студентов (реальные или квази-реальные ситуации), а также обеспечивать мотивацию этой деятельности.
Важной в современной оценочной деятельности становится стандартизация оценочных средств и процедур. Имеются в виду:
■ унифицированные требования коце-ночным средствам (валидность, надежность, дифференцирующая способность и др.);
■ единые требования к технологии проведения оценочных процедур;
■ научно обоснованные показатели, шкалы и критерии оценивания, подходы к интерпретации результатов;
■ периодичность проведения оценки
уровня сформированности компетенций (от студента, приступающего к освоению ООП, до выпускника вуза на каждом этапе обучения и по мере завершения изучения каждого модуля ООП);
■ соблюдение последовательности проведения оценки (в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали бы это);
■ многоступенчатость (оценка, самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков).
Деятельность по формированию ФОС достаточно сложна. Поэтому первоначально рекомендуется провести инвентаризацию всех имеющихся в вузе оценочных средств и создать банк контрольных заданий, оценить имеющиеся оценочные материалы на предмет их пригодности при ком-петентностном обучении студентов. В дальнейшем оценочные средства будут подлежать непрерывному совершенствованию и замене более качественными и современными. Основные направления работ, регламентирующих создание ФОС, связаны с разработкой модели оценивания и описанием признаков проявления кластеров компетенций (дескрипторов), разработкой компетентностно-ориентированных заданий и экспертным анализом их качества. Обеспечение последовательного и преемственного оценивания компетенций на разных ступенях обучения студентов возможно при наличии сквозных графиков оценочных мероприятий, преемственного содержания оценочных средств по определенному направлению или специальности и согласованных требований к уровням владения компетенциями по мере освоения ООП, включая аттестационные испытания выпускников.
Таким образом, в структуру ФОС могут быть включены: модели компетенций и программы их оценивания в соответствии с
уровнями обучения студентов; контрольнооценочные материалы (опросники, тесты, кейсы и др.); инструкции и методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций; требования к квалификации разработчиков оценочных средств и организаторов проведения оценивания; технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций и их анализа; программно-инструментальные средства, методики проведения статистического анализа данных, графической визуализации; форматы представления результатов; наборы показателей и критериев оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур; рекомендации по обновлению ФОС (срок жизни оценочных средств, периодичность и степень обновления).
Для гарантии качества оценочных материалов требуется проведение внешней и внутренней экспертизы и сертификации оценочных средств. Разработчики оценочных средств и эксперты-предметники должны иметь представление об алгоритмах отбора и конструирования заданий для оценки достижений в предметной области, технике конструирования заданий, способах организации и проведения стандартизированных оценочных процедур, методи-кахшкалирования в образовании, методах обработки и интерпретации результатов оценивания, способах стандартизации оценочной деятельности в образовании. Именно стандартизация создает одинаковые условия оценочного процесса, одновременно обеспечивая возможности для сравнительного анализа результатов и повышения мотивации учебной деятельности.
Внутривузовская оценочная служба.
Многие проблемы формирования и функционирования ФОС решаются путем создания постоянно действующих внутривузов-
ских служб оценки образовательных достижений студентов. При проектировании оценочной службы вузам следует ориентироваться на компьютерные технологии для автоматизированной обработки результатов и формирования портфолио студента, на стандартизированные оценочные материалы и машиночитаемые бланки ответов, независимые от преподавателей контрольно-оценочные процедуры.
Статистическая обработка результатов должна обеспечивать калибровку тестовых заданий для формирования банка оценочных заданий, оценки качества использованных педагогических измерителей и получения устойчивых параметров используемых заданий. Это позволит формировать электронные банки образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать их между собой, определять критерии достижения требуемого уровня развития компетенций, комплектовать индивидуальное портфолио на каждого студента в течение всего периода обучения в вузе. Результаты такого контроля будут предоставлять образовательную информацию одного и того же свойства различным категориям пользователей: студентам (в первую очередь), преподавателям, методическим службам и администрации вуза (рис. 2).
Помимо непосредственно оценочной деятельности, функциями ФОС и оценочной службы станут: распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе, его внедрение в практику компетентност-ного образования; внедрение новой культуры общения между преподавателями, преподавателями и студентами; развертывание учебного процесса на основе компе-тентностно-ориентированных заданий и новых учебно-методических материалов; развитие культуры самих педагогов в плане формирования потребности в систематическом повышении собственной компетентности в области разработки и исполь-
Рис. 2. Структурные компоненты службы оценивания достижений студентов в вузе
зования оценочных средств в образовательной практике.
Заключение. При наличии сертифицированных фондов оценочных средств и вузовской оценочной службы может быть рассмотрен вопрос учета результатов внут-ривузовского оценивания образовательных достижений студентов по освоению вариативной составляющей основных образовательных программ при проверках качества образовательной деятельности вуза на федеральном уровне.
Литература
1. Давыдова О.В., Звонников В.И., Челыш-
кова М.Б. Оценивание компетенций в образовании / Под ред. В.И. Звонникова: Учеб. пособие. М.: ГУУ, 2011. 229 с.
2. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования
фондов оценочных средств вузов // Выс-
шее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17-21.
3. Ефремова Н.Ф. Оценивание компетенций
студентов вузов: Учеб. пособие. М.: Ра1тапит, 2012. 250 с.
4. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценива-
ние компетенций в образовании. Ростов-н/Д: Аркол, 2010. 386 с.
5. Методические рекомендации по проекти-
рованию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007.
6. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию
компетенций в высшем образовании: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 216 с.
7. Ефремова Н.Ф., Месхи Б.Ч., Шумская Н.Н.
Оценка достижений студентов в рамках требований ФГОС ВПО: создание фонда
оценочных средств (ФОС) вуза для сис- новных образовательных программ
темной аттестации обучающихся в усло- (ООП), реализующих федеральные госу-
виях компетентностного обучения: учеб- дарственные образовательные стандарты
но-методическое обеспечение оценочной высшего профессионального образова-
деятельности вуза при реализации ком- ния (ФГОС ВПО). Изд. ДГТУ, Ростов-н/Д,
петентностного обучения на основе ос- 2012. 69 с.
EFREMOVA N. EVALUATION QUALITY AS A GUARANTEE OF STUDENTS’ COMPETENCE-BASED TRAINING
In accordance with the new requirements of the federal state educational standards of higher education, competences should be considered as the results of the basic educational programs. The universities should provide the assessment of the competence level achieved by student in the learning process. In this article the following topics are covered: approaches to forming of assessment funds as well as internal services, which would organize and conduct independent evaluation procedures of students’ achievements assessment.
Key words: competences, learning outcomes, assessment fund, assessing activity of the university, assessing service.
В. Т. СМИРНОВ, профессор,
В.Г. САДКОВ, профессор,
Т.Л. ЛУКЬЯНЧИКОВА, доцент Государственный университет -УПНК (г. Орел)
Объективные ориентиры оплаты труда преподавателей
В статье авторами дана оценка оплаты труда преподавателей высшей школы и других социально значимых профессий. Обоснован и предложен новый подход к оплате труда данных категорий работников, обеспечивающий воспроизводство и накопление человеческого капитала.
Ключевые слова: заработная плата, человеческий капитал, стоимость жизнеобеспечения.
Достойный заработок врачей, учителей, преподавателей высшей школы - естественное явление для любой цивилизованной страны. Здоровье нации, интеллектуальный и творческий потенциал страны непосредственно зависят от качества труда миллионов специалистов социальной сферы. Между тем предыдущие 20 лет рыноч-но ориентированной социальной политики финансирование социальной сферы осуществлялось из бюджета фактически по остаточному принципу - оплата труда определялась величиной прожиточного минимума. Только с 2005 г. зарплата учителей и врачей чуть превысила прожиточный минимум. Зарплата воспитателей детсадов и специальных учебных заведений до сих пор
ниже прожиточного минимума и минимальной зарплаты.
Вроде бы политическое осознание необходимости ценить труд профессионалов-бюджетников произошло. Однако объективного обоснования размеров оплаты труда и её необходимой дифференциации до сих пор нет. В статье «Строительство справедливости» В.В. Путин замечает: «При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат» [1].