УДК / UDC 373.1 Л. К. Артемова, кандидат физико-математических наук, профессор
кафедры информатики и математики Сибирского филиала Международного института экономики и права, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Lydia Artyomova, PhD in Physical and Mathematical sciences, professor of Computer Technology and Mathematics Chair, Siberian branch of the International Institute of Law and Economics, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫх ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
маршрута старшеклассников
quality of education as an output indicator of forming eductional and professional route among senior school students
В статье рассмотрено влияние уровня усвоения учебного содержания, ступени абстракции предъявляемого учебного содержания и осознанности усвоения на качество обучения.
In this paper we examine the effect of mastering level of learning content, degree of abstraction, presenting educational content and its impact upon quality of education.
Ключевые слова: образовательно-профессиональный маршрут, ступень абстракции, осознанность усвоения.
Key words: educational and professional route, degree of abstraction, mastering impact.
Рыночная экономика требует от выпускника школы готовности к непредсказуемым ситуациям. Поэтому подготовка учащихся к современным условиям становится необходимой. В этой связи формирование образовательнопрофессионального маршрута (ОПМ) может способствовать интеграции выпускника школы в структуру рыночной экономики.
Под ОПМ нами понимается целенаправленное продвижение к сфере будущей профессиональной деятельности, обеспеченное комплексом педагогических условий, ориентированных на достижение необходимого уровня обученности, на формирование профессионального самоопределения, ключевых образовательных компетенций обучающихся с учетом их познавательных возможностей, профессиональных
намерений и перспектив.
Формирование ОПМ старшеклассников требует преобразования содержательной характеристики подготовки старшеклассников. Особое внимание при решении данной проблемы обращается на качество обучения как один из результативных показателей сформирован-ности ОПМ старшеклассников.
Качество обучения в первую очередь определяется уровнем усвоения учебной информации. Вслед за В. П. Беспалько [1, с. 58]нами был установлен уровень усвоения учебного содержания учащимися 11-х классов физико-математического и филологического профиля. Выявлено, что достаточно хорошо усваивается учебная информация учащимися обоих классов, как на первом (ученический), так и на втором (алгометрическом) уровнях. Это вызвало необходимость планировать учебный процесс в данных классах в соответствии со способностью учащихся усваивать информацию на II уровне (алгометрическом).
Однако качество подготовки учащихся не исчерпывается только уровнем усвоения информации. Немаловажное значение имеет ступень абстракции предъявляемого учебного содержания и осознанность его усвоения.
Ступень абстракции характеризует научный уровень изложения учебного материала. Как правило, в образовательной практике изложение учебного материала предмета осуществляется на феноменологической или аналитикосинтетической ступенях абстракции. При этом
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся не учитываются.
Как показывают исследования [2-3] и собственная практика автора, способности школьников действительно индивидуальны и проявляются по-разному в том, как они воспринимают, понимают и объясняют происхо-
дящее, какие принимают решения в сложных ситуациях. Это зависит прежде всего от способа мышления, типа интеллекта, типа познания действительности ученика. Для примера в таблице 1 приведены некоторые индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся.
Таблица 1
Некоторые индивидуальные особенности учащихся профильных классов
Физико-математический класс Филологический класс
• Доминирующий способ мышления - абстрактнологический; • доминирующий тип познания действительности -абстрактно-рациональный; • доминирующий тип интеллекта - невербальный • Доминирующий способ мышления - предметнообразный; • доминирующий тип познания действительности -чувственно-предметный; • доминирующий тип интеллекта - вербальный
При осуществлении учебного процесса в 11-х классах физико-математического профиля нами был сделан акцент на соотнесение изложения учебного содержания определенной ступени абстракции с индивидуальными особенностями познавательной деятельности учащихся. При этом в одном из 11-х классов (11-А) изложение учебного материала осу-
ществлялось на феноменологической ступени абстракции, в то время как в другом классе (11-Б) - на прогностической ступени абстракции. Последнее предопределило использование различных подходов для достижения одной и той же образовательной цели в этих классах (таблица 2).
Таблица 2
Подходы к изложению учебного материала в зависимости от ступени абстракции предъявляемого учебного содержания
Вид учебного материала
11-А класс Феноменологическая ступень 11-Б класс Прогностическая ступень
Демонстрационный эксперимент Акцент на эффективность опытов, выявляющих сущностные характеристики рассматриваемых проблем Акцент на совокупность опытов, раскрывающих сущность рассматриваемой проблемы с постепенным восхождением от простого к сложному
Теоретический материал 1. Качественное описание основных процессов. 2. Установление количественно-качественных отношений. 3. Практическое применение основных положений 1. Использование модельных представлений. 2. Установление основополагающих закономерностей. 3. Установление основных законов. 4. Углубление основных понятий рассматриваемой проблемы
Конкретизируем изложение теоретического материала на примере урока на тему "Спектры атомов”. При выбранной нами ступени абстракции (прогностическая] изложения нового материала в 11-Б классе было проведено: с введением модельных представлений (модели атома, энергетические уровни]; установлением основополагающих закономерностей(взаимосвязь вида спектра и строения атома]; использованием перехода от непрерывности к дискретности (спектр энергии атома]; установлением количественно-качественных отношений(численное выделение области видимого излучения и его состава]; углублением основных свойств материи (непрерывность-дискретность]. При объяснении спектральных свойств атомов использован определенный язык физической науки и учтены индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся данного
профильного класса. В ходе урока установлены общие закономерности атомных систем и достигнуто углубление основных свойств атомных систем.
Изложение учебного содержания в 11 -А классе на феноменологической ступени абстракции позволило учащимся освоить основные понятия в рамках обозначенного урока, но не способствовало установлению общих закономерностей атомных систем. При этом возникали затруднения в установлении количественных зависимостей.
На протяжении всего учебного года изложение учебного содержания на уроках в данных классах проводились с учетом выбранной ступени абстракции. Качество обучения учащихся отслеживалось в ходе выполнения контрольной работы. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ качественной успеваемости учащихся
Характер ответа Физико-математический класс, % учащихся
11-А 11-Б
Начало Конец Начало Конец
Полные и правильные 22 36 21 53
Правильные, но не полные 61 51 68 40
Анализ результатов, представленных в таблице 3, свидетельствует о том, что качество обучения существенно повышается в том случае, если ступень абстракции предъявления учебной информации адекватна особенностям познавательной деятельности учащихся (типу интеллекта и типу мышления]. Это характерно для учащихся 11-Б класса.
Обратим внимание на осознанность усвоения учебной информации. Осознанность - это умение обосновать выбор именно такого действия. Различают следующие степени осознанности усвоения учебного содержания: I степень - выбор данной ориентировочной основы действий из изучаемого предмета, в рамках которого возникает некоторая задача; II степень - используется информация из одной или нескольких дисциплин, близких к изучаемой; III степень - при решении поставленных задач
используются широкие межпредметные связи [1, с. 82-83].
Для развития осознанности усвоения информации полезно включение учащихся в процесс поиска ответов на поставленные учителем вопросы. Предварительно степень осознанности усвоения учебной информации у обучающихся физико-математического класса определялась по составленным ими тестам. Анализ показал, что большинство учащихся (71 %] имеют первую степень осознанности усвоения учебной информации; у 22 % учащихся вторая степень осознанности усвоения учебной информации ; у 7 % учащихся третья степень осознанности. При этом изложение учебного материала нами обеспечивалось с учетом второго уровня усвоения.
Покажем, как проводилось развитие осознанности усвоения учебного материала на
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
примере урока "Спектры атомов”. Наличие абстрактно-рационального способа познания у учащихся физико-математического класса позволяет сделать акцент на совокупность опытов, раскрывающих сущность рассматриваемой проблемы постепенным восхождением от простого к сложному.
Урок начинается с демонстрации опытов, иллюстрирующих получение излучения от различных источников: ФОС, атомы (Н, Не, №], ге-лий-неоновый лазер, красители.
Учителем формулируется вопрос: в чем отличия излучений, полученных от разных источников? В классе идет активное обсуждение вопроса. В итоге были выявлены следующие отличия: каждый источник имеет индивидуальное излучение; излучения, полученные от различных атомов, различны; различны и способы получения излучений.
Учителем формулируется следующий вопрос: какие у вас возникли вопросы после демонстрации эксперимента? После обсуждений учащиеся обозначают вопросы, ответы на которые им бы хотелось получить: почему атомы и молекулы становятся источниками излучения? каков механизм излучения? почему спектры излучения атомов линейчатые? Содержание сформулированных вопросов говорит о желании обучающихся дойти до сути вопроса об из-
III степень
Рис. 1. Динамика степени осознанности усвоения учебной информации
лучении атомов. Это, несомненно, свидетельствует об осознанности как приобретаемых знаний, так и усвоения изучаемого материала.
Подобная работа проводилась в течение всего учебного года. Затем было проведено анкетирование на выявление степени осознанности усвоенной информации. Графическая иллюстрация полученных результатов представлена на рис. 1, где по оси ординат отложен процент учащихся.
Таким образом, проектирование образовательного процесса в соответствии с уровнем усвоения информации, ступенью абстракции предъявляемого учебного материала, степенью осознанности усвоения информации при учете индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся приводит к повышению качества обучения. Последнее, несомненно, будет способствовать "продвижению” к сфере будущей профессиональной деятельности и профессиональному самоопределению старшеклассников.
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Шадриков В. Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. - 2000. - □ 3. - С. 72-82.
3. Аршанский Е. Я. Об осуществлении методической подготовки учителя химии к работе в классах физико-математического профиля //Реализация государственных стандартов в области физики и химии в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Нижний Новгород, 2002). - Нижний Новгород, 2002. - С. 89-91.