С. Н. Большаков, В. Б. Косицын
(Санкт-Петербург)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ «ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ»
В статье ставится проблема интеграции российской системы образования в глобальное пространство. Дан анализ ведущих мировых деклараций по интеграции систем образования и сближения позиций разных стран по гармонизации содержания и структуры образования
Модернизация и связанные с ней радикальные изменения в российской системе образования не имеют альтернатив. Они являются обязательным условием достойного будущего России, сохранения ее интеллектуального потенциала и авторитета страны с богатыми образовательными и культурными традициями.
Проблематика качества образования обусловлена неотложностью перехода к модернизации российской системы образования; неоднозначностью ее интеграции в глобальное и европейское образовательное пространство; дискуссионностью выбора модели институциональных изменений в системе образования; амбивалентностью содержания глобализационных вызовов в образовательной сфере с точки зрения долгосрочных перспектив существования России как национального государства и необходимостью научного обоснования оптимальной стратегии реформы российской системы образования.
Действующими субъектами Болонского процесса считаются министерства образования, Конференции ректоров, академическая общественность, Союзы студентов, сеть национальных информационных центров (ЕШС^АШС).
Попытки интеграции систем образования в мире и сближения форматов разных стран предпринимались и раньше. Начало образовательной интеграции в Европе было положено в 1990 году принятием Европейской Конвенции по общей эквивалентности периодов университетского обучения (1990, ратифицирована Россией в 1996). Само конституирование этой деятельности началось с принятия деклараций
и обеспечения практических программ. Наиболее наглядным показателем воплощения в жизнь интеграционных идей являются декларации, в которых закрепляются конкретные цели и форматы деятельности.
Каждые два года, начиная с 1999 г., проходят встречи министров образования стран-членов Болонского процесса. Итогом каждой встречи является принятие декларации, соответственно, на данный момент подписано уже пять Болонских деклараций. В декларациях провозглашаются приоритетные цели на ближайшие два года, реализация которых возлагается на Болонские рабочие группы (Bologna Follow-Up Group, BFUG). В течение двух лет в Европейском секретариате по вопросам Болонского процесса председательствует страна, которая проводит ближайшую встречу. На данном этапе такой страной является Бельгия.
В промежутках между встречами министров проходит еще целая серия встреч и конференций, на которых обсуждается следующая проблематика: образовательные результаты, базируемые на высшем образовании; роль университетов в непрерывном образовании; усиление мобильности студентов; мобильность сотрудников; проблема итоговых результатов обучения и роль системы кредитов; решение вопросов обеспечения качества; социальные аспекты доступности и равенства возможностей в институтах высшего образования; вопросы востребованности специалистов; мобильность и программа поддержки Эразмус-Мундус-II и др.
Сорбонская декларация (1998, Франция, 4 страны). Первым шагом на пути построения единой Европы Знания стала
Сорбонская декларация (май 1998 года), подписанная министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Италии и Великобритании) (Сорбонская декларация 1998). Основной идеей Декларации стало создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой - способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью неограниченного передвижения и тесного сотрудничества.
Согласно этой Декларации во всех странах Европы должна действовать система высшего образования, состоящая из двух ступеней (в российской терминологии - бакалавриат и магистратура). Такая система образования должна обеспечить всем желающим возможность доступа к высшему образованию в течение всей жизни. Согласно Лиссабонской конвенции, подготовленной Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, претворению этой идеи в жизнь должны были способствовать (а) Европейская система зачетных единиц (ECTS - European Credit Transfer System), которая является средством обеспечения мобильности студентов и преподавателей, и (б) признание квалификаций и сроков обучения в высшем образовании в Европе.
Предлагаемая двухуровневая система образования аналогична структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где новые учебные программы, предусматривающие получение степени бакалавра и магистра, были введены наряду с существующими программами. Подобные новации введены и в таких странах, как Италия, Франция, Финляндия, Дания и Нидерланды (Ван дер Венде 2000).
Так, в Сорбонской декларации было только сформулировано намерение создать в Европе открытую систему высшего образования и был предложен формат - двухуровневая система высшего образования.
Болонская декларация (1999, Италия, 29 стран). Подписана министрами 29 европейских стран, ответственными за высшее образование.
В процессе подготовки Болонской встречи были проведены исследования-обзоры существующих систем высшего образования в европейских странах. Эти исследования показали, что образовательных структур насчитывалось больше, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной-единственной стране существовало до сотни разных академических квалификаций (Ван дер Венде, 2000).
В Болонской декларации (Болонская декларация 1999) были определены три основные цели стран-участниц: (а) международная конкурентоспособность, (б) мобильность студентов и преподавателей и (в) востребованность выпускников на рынке труда. Намечено, что в срок до 2010 года будут реализованы такие основные цели, как создание единого европейского пространства высшего образования и повышение престижа европейской системы высшего образования в мире, что будет достигнуто за счет следующих средств:
- сопоставимые дипломы и научные степени, в том числе введение Приложения к диплому;
- система высшего образования, базирующаяся на двух основных циклах обучения: первый цикл более общей подготовки ориентирован на массовый рынок труда, второй цикл базируется на первом цикле и ориентирован на научно-исследовательскую деятельность и/или узкие сегменты рынка труда;
- накопление и взаимный зачет учебных кредитов (переход на европейскую систему зачетных единиц - ECTS);
- поддержка мобильности студентов, преподавателей, научно-исследовательских работников;
- содействие сотрудничеству в управлении качеством образования;
- усиление европейского измерения в высшем образовании [6].
В Болонской декларации закреплены основные положения процесса образовательной интеграции. Важным событием после Болонской встречи стало подписание Соглашения в Саламанке (март 2001 года), касавшегося таких вопросов, как автономия университетов, высшее образование на
базе исследований, культурное разнообразие, привлекательность и конкурентоспособность. На Саламанкской встрече были объединены две организации, до тех пор представлявшие европейские университеты, и образована Ассоциация европейских университетов (ЕиА), в состав которой вошли тридцать Конференций ректоров. Ее членами стали около 600 университетов в 45 странах Европы (Фромент 2003).
Пражское коммюнике (2001, Чехия, 32 страны). Основные положения: признание важности непрерывного обучения в течение всей жизни; важность участия вузов и студенческих организаций в образовательном процессе и разработке учебных программ; повышение привлекательности европейского образования за счет программ различного профиля.
В Пражском коммюнике принципы Болонского процесса были дополнены следующими «пражскими» положениями:
- признание значимости непрерывного обучения в течение всей жизни;
- важность участия вузов и студенческих организаций в образовательном процессе, в котором они должны выступать как компетентные, активные и равноправные партнеры. Роль студенческих организаций главным образом заключается в обеспечении участия студентов в разработке учебных программ, сочетающих академическое качество с развитием навыков, необходимых для успешного трудоустройства;
- всемерное повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования за счет предложения программ различного профиля, разработанных совместно разными странами, и новых перспектив развития транснационального образования.
Болонская декларация и Пражское коммюнике выделяют три важнейших цели, которых необходимо достичь: (а) академическое качество, под которым понимается не только мастерство в сфере исследований, преподавания и распространения знаний, но и вклад в развитие личности; (б) способность выпускников вузов найти работу на международном рынке труда в
течение всей жизни; (в) мобильность во всех смыслах - пространственная, временная, а также программная мобильность (затрагивающая такие аспекты, как признание неакадемического образования и предоставление возможностей многократного доступа к образованию) (Колер 2003). Одной из важнейших установок, конституированных на Пражской встрече, стало признание значимости обучения в течение всей жизни и последующее развитие этого направления.
Берлинская декларация (2003, Германия, 33 страны). В ней сформулированы задачи устранения гендерного неравенства, повышения статуса вузов. На этой встрече Россия подписала Болонскую декларацию и присоединилась к Болонскому процессу. Министры образования 33 европейских стран собрались для того, чтобы подвести промежуточные итоги, а также обозначить приоритеты и конкретные задачи на будущее с целью скорейшего формирования общеевропейского пространства высшего образования.
Участники встречи пришли к соглашению относительно нижеследующих положений, принципов и приоритетов (Берлинская декларация 2003):
- устранение проявления социального неравенства или неравенства по половому признаку как на национальном, так и на европейском уровне;
- увеличение автономии вузов для принятия решений, касающихся их внутренней организации и управления;
- создание адекватных бытовых и учебных условий для того, чтобы студенты могли успешно завершить образование в предполагаемые сроки, не испытывая затруднений, связанных с их социальным или экономическим статусом;
- расширение рамок Болонского процесса - в дальнейшем необходимо включить в рассмотрение и третий цикл высшего образования - аспирантуру.
Бергенская декларация (Норвегия, 2005, 45 стран). В мае 2005 г. состоялась 4-ая встреча министров, ответственных за высшее образование в своих странах, она проходила в г. Берген (Норвегия).
На встрече была подчеркнута успешность в реализации приоритетных целей 2003-2005 гг. - многоуровневой системы обучения, обеспечения качества и признания уровней и сроков обучения.
В состав приоритетных задач на следующие два года вошли (Бергенская декларация 2005):
- конституирование аспирантуры как обязательной третьей ступени высшего образования;
- продвижение качественного высшего образования, равнодоступного для всех;
- продвижение грантов и займов для повышения мобильности в европейском образовательном пространстве;
- внедрение стандартов и принципов обеспечения качества в соответствии с предложениями Европейской сети по обеспечению качества;
- внедрение национальных квалификационных стандартов;
- присуждение и признание совместных степеней, вплоть до степени Ph.D.;
- создание условий для гибких возможностей получения высшего образования за счет признания ранее полученного образования.
Основным моментом Бергенской встречи стало включение аспирантуры в систему высшего образования.
Лондонская декларация (Великобритания, 2007, 46 стран).
Представляется важным более подробно остановиться на положениях этой встречи, поскольку они отражают наиболее актуальные и итоговые моменты, представляют программные задачи реформы на заключительные два года.
Министры образования стран-членов Болонского процесса встретились в Лондоне (май 2007). С учетом вновь принятых стран число государств-участников Болонского процесса составило 46. Итогом майской встречи министров образования стало принятие Коммюнике «Движение к единому европейскому образовательному пространству как отклик на вызовы глобализирующегося мира» (Лондонская декларация 2007).
На встрече участники пришли к соглашению по поводу приоритетных до 2009 года направлений деятельности - развитие трехцикловой системы степеней (бакалавриат - магистратура - аспирантура), обеспечение качества, улучшение механизмов признания степеней и периодов обучения.
Было заявлено, что особое внимание будет уделено таким направлениям деятельности:
- обеспечение мобильности через устранение препятствий к получению грантов и займов;
- продвижение социального измерения Болонского процесса посредством разработки сопоставимых и надежных показателей для оценки прогресса в деле развития социального измерения и мобильности студентов и академического персонала во всех странах Болонского процесса.
- улучшение условий трудоустраивае-мости для выпускников каждого учебного цикла в контексте обучения в течение всей жизни.
Намечено проведение следующей встречи в мае 2009 г. в городе Лёвен (Бельгия) (сайт http://www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs /bologna/).
Мониторинг Болонского процесса (1999-2007 гг.) нашел свое выражение в шести двухгодичных докладах Европейской ассоциации университетов (EUA): Trends I, II, III, IV, V, VI.
Доклад Trends IV, 2005 «Навстречу Европейскому пространству высшего образования» подготовлен к Бергенской встрече (май 2005 г.) экспертами Сибиллой Райхерт и Кристианом Таухом Европейской ассоциации университетов (EUA) (Цит. по: Байден-ко 2006, с. 11-13). В нем отмечается:
- почти все страны ввели двухступенчатую систему высшего образования;
- большинство вузов обследуемых стран видят преимущества подобной структуры;
- преобладают высшие учебные заведения, в которых преподаватели поддерживают основные идеи проблемного обучения и студент-ориентированного подхода к образовательному процессу; многие вузы в
той или иной мере знакомы с концепцией «результатов обучения» и «компетенций»;
- серьезной остается проблема переориентации традиционных учебных планов на «двухуровневый формат» и перефокусировки содержания образования;
- не устранены сомнения преподавателей в том, что касается сроков подготовки бакалавров;
- признано оправданным предоставление большей автономии вузам в целях проектирования образовательных программ бакалавриата;
- во многих высших учебных заведениях студенты недостаточно информированы о достоинствах первой степени и планируют свой образовательный путь с ориентацией на магистратуру и другие моноуров-невые программы;
- наблюдается огромное разнообразие магистерских программ, а также тенденция создавать слишком много магистерских моделей; отсутствует институциональная стратегия; нередко программы по подготовке магистров разрабатываются без должной опоры на бакалаврские программы;
- многие вузы склонны к проектированию междисциплинарных программ на магистерском уровне;
- улучшается правовая ситуация в том, что касается совместных степеней;
- отсутствует европейский подход к введению модульных принципов, налицо различные интерпретации модулей;
- слабо продвигается во многих странах разработка национальных структур квалификаций;
- большинство вузов реализовали ECTS и используют ее как для накопления, так и для переноса кредитов;
- основная сложность для многих европейских вузов связана с вопросом: каким образом включать результаты обучения в Diploma Supplement;
- вызывают осложнения вопросы признания национальных и зарубежных степеней;
- слабо развивается мобильность студентов и преподавателей, особенно долговременная;
- проявляется опасение, что ускоренные по срокам бакалаврские программы не позволяют студентам овладеть необходимыми исследовательскими навыками, что подготовка магистров чересчур сфокусирована на узкопрофессиональных компетенциях;
- не представляется возможным однозначно говорить о влиянии «Болоньи» на образовательные программы «докторской подготовки» (сказывается изобилие форматов докторских степеней, их различия в части исследовательских требований и опыта, ослабленное внимание к карьерам исследователей-докторантов и т. д.).
Доклад Trends V, 2007 - «Университеты формируют Европейское пространство высшего образования». Основную базу доклада составили данные стандартизированного опроса. Вопросник был предназначен для членов Европейской ассоциации университетов (EUA), членов Ассоциации институтов высшего профессионального образования EURASHE и вузов, принимающих участие в Программах СОКРАТУС и Болонском процессе, и непосредственно обращен к главам учреждений высшего образования (вузов).
Были сформулированы задачи на перспективу: 1) в обеспечение устойчивости Болонского процесса необходимо усилить взаимодействие разных субъектов в реализации процесса - между правительствами, институтами высшего образования и другими макро- вкладчиками. Усиление диалога между работодателями, студентами, родителями и другими заинтересованными участниками, повысит доверие между этими подсистемами; 2) институтам важно развивать понимание стратегических перспектив обучения в течение всей жизни. Поскольку знания быстро устаревают, требуется постоянное переобучение, поэтому вузы должны предлагать гибкие системы повышения квалификации и переобучения, обеспечивать их качество и доступность; 3) институты должны понимать, что создание и поддержание Европейского пространства высшего образования выйдет за рамки 2010 года и по-прежнему будет нуждаться в развитии. С усилением европейской позиции удастся преодолеть нацио-
нальные и местные препятствия, которые в текущей ситуации разных стран представлены в значительном объеме.
Каждая последующая декларация наращивает идеи интеграции, акцентирует внимание на некоторых предшествующих позициях, определяет приоритеты на ближайшее время.
В разных нормативных и рекомендательных документах совокупность финальных целей и задач дается по-разному. Так, в Лондонском Коммюнике 2007 г. были названы следующие целевые задачи, обозначенные к достижению к 2010 году: Трехуровневая система высшего образования; Академические кредиты (ECTS); Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; Европейское приложение к диплому; Контроль качества высшего образования; Создание единого европейского исследовательского пространства.
Как дополнительные важные ориентиры реформирования европейского образования обсуждались также такие параметры Болонского процесса, как единые европейские оценки, гармонизация содержания образования по направлениям подготовки, активная вовлеченность студентов, образование в течение всей жизни.
Как факультативные параметры Болонского процесса назывались: нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору, модульная система, дистанционное обучение, электронные курсы, академические рейтинги студентов и преподавателей [9].
Практически по всем пунктам целевых установок Болонского процесса было отмечено, что многое еще предстоит сделать, практически по всем позициям высказано сомнение в адекватности понимания со стороны разных стран и вузов обсуждаемых инновационных форматов.
Литература
1. Берлинская декларация: Формирование общеевропейского пространства высшего образования. - Берлин, 2003. [сайт Центра образовательного законодательства]. - URL: http:// www. lexed.ru /mpravo/ razdel7/ part2/?part2_05.html.
2. Ван дер Венде М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе: пер. с англ. // Высшее образование в Европе.
- 2000. - Т. 25. - № 3.
3. Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения. Рим, 1990. [Интернет-сайт «Законодательство РФ и Москвы»]. - URL: http:// www. busi-nesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_39084.html.
4. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования / пер. с англ. // Высшее образование в Европе. - 2003. - Т. 28. - № 3.
5. Лондонская декларация: К Европейскому пространству высшего образования: ответ на вызовы глобализующегося мира.
- Лондон, 2007. [Интернет-сайт Правительства Великобритании].
- URL: http:// www. dfes. gov. uk/ londonbologna/ uploads/ docu-ments/LondonCommuniquefinalwithLondonlogo.pdf.
6. Модернизация российского образования: достижения и уроки. - М.: Изд-во «Алекс», 2004. - 42 с.
7. Саганенко Г. И., Степанова Е. И. Процесс интеграции европейского высшего образования // Телескоп. - 2004. - №4. - С. 20-30.
8. Саламанкское соглашение: Формирование будущего. - Саламанка. 2001. [Интернет-сайт СПб гос. ун-та]. - URL: http://www.spbu.ru/News/edusem/salam.htm.
9. Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 392 с.
10. Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование в Европе. -2003. - Т. 28. - № 1.