Научная статья на тему 'Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников как эффективное средство повышения качества образовательного процесса'

Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников как эффективное средство повышения качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕЙТИНГ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГ КАФЕДРЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL PROCESS / RATING / INDIVIDUAL RATING / RATING OF DEPARTMENT / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Петр Васильевич, Локнов Алексей Игоревич

В статье рассмотрены особенности формирования рейтинговых технологий оценки деятельности научно-педагогических работников. Проанализирована актуальность введения новых критериев расчёта рейтинга преподавателя с учётом требований принятых федеральных государственных стандартов высшего образования. Даны предложения по совершенствованию методики оценки деятельности педагогических работников в целях повышения эффективности и достоверности их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов Петр Васильевич, Локнов Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of monitoring of scientific and pedagogical workers, activities as an effective means of improving the quality of the educational process

The peculiarities of formation of the rating technologies of assessment of scientific and pedagogical workers activities are considered in the article. The relevance of the introduction of new criteria of calculation of the teacher’s rating with consitering the requirements adopted by the Federal state standards of higher education are analized. The proposals to improve the methodology for assessing the teachers’ activites in order to improve the efficiency and reliability of their professional activity are given.

Текст научной работы на тему «Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников как эффективное средство повышения качества образовательного процесса»

Педагогика t^ Список литературы

0 1. Блинников, В. П. Особенности правового воспитания военнослужащих во внутренних войсках МВД России / ^ В. П. Блинников // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 490-492.

2. Володина, Е. И. Административно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской ^ Федерации : дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Володина Екатерина Ивановна. - М., 2001. - 180 с.

^ 3. Емельянов, О. А. Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД

^ России, имеющими негативные качества личности // Армия и общество. - 2013. -№5 (37). - С. 53-58. g 4. Костенко, Ю. Я. Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России:

У современные концепции развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 2 (26). - С. 74-77. ^ 5. Лысенков, С. Г. История внутренних войск: организационно-правовые основы строительства и служебно-боевой

деятельности : учеб. пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский институт внутренних войск, 2001. - 127 с.

6. Сотосов, А. А. Современные педагогические подходы к воспитанию военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 234-237. л 7. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом вну-

тренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской S Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации» : [Указ Президента РФ

01 е

« m

н

от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 25 марта 2015 г.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consuItant.ru/ document/.

щ 8. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (дей-

ствующая редакция, 2016)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consuItant.ru. g 9. О воинской обязанности и военной службе [Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред.

§ от 5 октября 2015 г.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consuItant.ru.

^ 10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муници-

пальных служащих (от 23 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consuItant.ru.

Oí ^

\о Ol

m

© Карсанов Э. Х., Петровских C. A., 2017

П. В. Кустов, А. И. Локнов

* УДК 37S.12

к и

g КУСТОВ Пётр Васильевич

Профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ

Адрес: Россия, 19S206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: S (S12) 300-S9-94; S (909) 5S3-54-95 E-mail: [email protected]

KUSTOV Petr Vasilevich

Professor of the Department of physical training and applied martial arts

of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, The Honored worker of the higher school of the Russian Federation Address: Russia, 19S206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (S12) 300-S9-94; +7 (909) 5S3-54-95 E-mail: [email protected]

ЛОКНОВ Алексей Игоревич

Преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук Адрес: Россия, 19S206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: S (S12) 300-S9-94; S (906) 260-50-41 E-mail: [email protected]

LOKNOV Alexey Igorevich

Teacher-Methodist of the office of planning of educational process

of department of the organization of educational process of the management of educational and methodical work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Technical Sciences Address: Russia, 19S206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (S12) 300-S9-94; +7 (906) 260-50-41 E-mail: [email protected]

Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников как эффективное средство повышения качества образовательного процесса

The quality of monitoring of scientific and pedagogical workers, activities as an effective means of improving the quality of the educational process

В статье рассмотрены особенности формирования рейтинговых технологий оценки деятельности научно-педагогических работников. Проанализирована актуальность введения новых критериев расчёта рейтинга преподавателя с учётом требований принятых федеральных государственных стандартов высшего образования. Даны предложения по совершенствованию методики оценки деятельности педагогических работников в целях повышения эффективности и достоверности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс, рейтинг, индивидуальный рейтинг, рейтинг кафедры, самостоятельная работа.

The peculiarities of formation of the rating technologies of assessment of scientific and pedagogical workers activities are considered in the article. The relevance of the introduction of new criteria of calculation of the teacher's rating with consitering the requirements adopted by the Federal state standards of higher education are analized. The proposals to improve the methodology for assessing the teachers' activites in order to improve the efficiency and reliability of their professional activity are given.

Keywords: educational process, rating, individual rating, rating of department, independent work.

- 16Э -

Кустов П. В., Локнов А. И. Качество мониторинга деятельности научно-педагогических работников...

Возрастающая роль качества подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования МВД России обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности в современных условиях. К настоящему моменту вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Их реализация является одной из важнейших задач и требует усиления инновационности образовательного процесса. Ведущая роль в этом принадлежит научно-педагогическим работникам [1]. Научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава является многогранной и охватывает учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу. Поэтому необходимость и актуальность реализации рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников является востребованной задачей педагогической практики в современных условиях.

Решению этой задачи способствует внедрение механизмов, обеспечивающих стимулирование роста профессионализма и продуктивности работы научно-педагогических работников. Основой мониторинговых оценок качества образовательного процесса выступает стремление выйти на уровень личной заинтересованности преподавателей в повышении не только собственного квалификационного уровня, но и конкурентоспособности образовательной организации высшего образования в целом. Проведённый анализ научных исследований и методических разработок показал, что мониторинг деятельности научно-педагогических работников является отдельным самостоятельным направлением в современной педагогической науке и используется в управлении образовательными организациями как инновационная технология организации образовательного процесса. Практические аспекты его внедрения в деятельность образовательной организации высшего образования рассмотрены в трудах Е.Н. Гривенной, Т.В. Лариной, Д.Н. Евгеньева, И.А. Екимова, на их основе разработаны методические рекомендации [5-9; 11]. Между тем необходимо принять во внимание, что принятые новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования устанавливают современные требования, характеризующие особенности подготовки выпускников к будущей профессиональной деятельности. В настоящий период речь идёт о новом содержании и новой структуре обучения и подготовки кадров. Сейчас востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. С переходом на уровневую систему высшего образования предполагается перераспределение ресурса учебного времени в сторону времени, отводимого на внеаудиторные занятия. Поэтому роль и значение самостоятельной работы возрастает. При планировании образовательного процесса на внеаудиторную самостоятельную работу отводится: при освоении программы специалиста ~ 50 %, программы бакалавриата ~ 60 %, программы магистратуры ~ 80 % учебного времени [3; 4; 10], что характеризует самостоятельную работу как один из основных элементов подготовки специалистов, занимающий большую часть времени, отводимого на освоение образовательных программ в общем объёме учебной работы. В этих условиях руководство самостоятельной работой обучающихся должно быть учтено при подсчёте рейтинговых данных каждого научно-педагогического работника.

Рассмотрим особенности формирования данных на каждого преподавателя. Мониторинг в практической деятельности является процессом сбора и анализа ключевых показателей научно-педагогических работников за определённое время. Его особенностью является система оценки деятельности научно-педагогического состава на основе количественных показателей, что характеризует активность каждого преподавателя по выполнению своих функциональных обязанностей. Основными целями расчёта рейтинговых данных являются:

- создание предпосылок повышения качества образовательного процесса по основным направлениям деятельности;

- объективная оценка потенциала научно-педагогического состава образовательной организации высшего образования;

- развитие мотивационных условий профессионального и личностного роста научно-педагогических работников университета;

- формирование и ежегодное обновление сводных данных, позволяющих отследить общую динамику развития каждого преподавателя.

Задачи мониторинга деятельности научно-педагогических работников:

- непрерывный анализ образовательного процесса и его основных компонентов;

- обеспечение открытости и прозрачности результатов труда научно-педагогического состава;

- выявление факторов и причин влияющих на качество образования в университете;

- сбор информации о выполнении лицензионных и аккредитационных показателей деятельности образовательной организации высшего образования;

- выполнение внутреннего аудита, самообследования и контроля статистических данных;

- разработка способов оптимизации педагогического обучения;

- возможность сопоставления результатов, предполагающего выявление лучшего преподавателя и лучшей кафедры университета.

Концептуальная идея проведения мониторинга деятельности научно-педагогических работников заключается в анализе многофакторной модели выполнения различных данных повседневной деятельности. Общий рейтинг преподавателя определяется как:

где Я - рейтинговый показатель деятельности преподавателя;

п - количество рейтинговых показателей деятельности преподавателя.

В качестве рейтингового показателя применяется деятельность преподавателя по основным направлениям исполнения его служебных обязанностей. Определение общего рейтинга преподавателя основано на получении суммарной величины в баллах путём ответов научно-педагогических работников на вопросы из классификационного списка соответствующих видов работ. Он определяется как сумма показателей шести рейтинговых показателей за отчётный период:

■Яи = Яр + Яц + Кт + ^п + -Яц + (2)

где Яр - достигнутый квалификационный потенциал;

Яи - учебная работа;

Ят - методическая работа;

Яп - научно-исследовательская работа;

Яу - воспитательная работа;

& - достижения в области спорта.

С учётом разницы должностей и различного стажа педагогической деятельности для обеспечения объективности сравнения результатов предусматривается шесть квалификационных категорий научно-педагогических работников [2]:

- начальники (заведующие) кафедр;

- заместители начальников (заведующих) кафедр;

- профессора;

- доценты;

- старшие преподаватели;

- преподаватели.

Оценка рейтинговых показателей каждой квалификационной категории научно-педагогического состава определяется:

«£ = ¿¡=1^, (3)

где г - оценочный балл по виду деятельности;

т - количество показателей в каждой квалификационной категории.

Достигнутый квалификационный потенциал научно-педагогических работников зависит от наличия учёной степени доктора или кандидата наук, наличия учёного звания доцента или профессора. Учитывается должность, педагогический стаж, повышение квалификации. Дополнительные баллы засчитываются за прохождение стажировки в практических подразделениях ОВД, образовательных или научных организациях системы МВД России, получение почётных званий, государственных наград, размещение на Доске почета образовательной организации высшего образования, официальное членство в различных учебно-научных организациях и общественное признание профессиональной деятельности.

Расчёт рейтинга за учебную работу происходит при суммировании баллов за проведение различных видов за-

(33 гъ

0

н

1

*

С

р

I

*

н

СТ\

у

м

о «

о м

0 у

1

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(33 1=

Р

о о п

2

О

Педагогика

^ нятий, наличие утвержденных методических разработок и 2 плана проведения занятия в активной или интерактивной ^ форме увеличивает их количество. Принимаются в расчёт такие показатели, как проведение консультаций, рецензи-^ рование рефератов и выпускных квалификационных работ, ^ руководство практикой и стажировкой, приём зачётов и ^ экзаменов.

ии В методической работе оценивается вклад преподава-у теля в совершенствование методики преподавания, повы-о шение эффективности и качества проведения различных видов учебных занятий, совершенствование своего про-^ фессионального уровня, разработку учебно-программной ;>| документации.

се Данные научно-исследовательской работы рассчи-

5 тываются, исходя из выполнения определённых ключевых § показателей. К ним относятся выпуск различных видов на-¡^ учной (учебно-научной) продукции (учебники, монографии, ^ наглядные пособия, научные статьи и т.д.). Эффективность 8 деятельности в индексах научного цитирования, осуществление научной деятельности (редактирование, рецензирование, ° внедрение и др.). Проведение диссертационных исследова-° ний, присвоение ученых званий, руководство адъюнктами, ^ организация научной деятельности слушателей и курсантов. ^у Совокупность критериев по воспитательной работе

ю включает в себя проведение индивидуальной воспитатель-&1 ной работы, организацию воспитательных мероприятий, 5 выступления на Едином дне государственно-правового ^ информирования, разработку документации и написание ^ статей по вопросам морально-психологического обеспе-М чения, работу наставника, преподавателя-ветерана, препо-и давателя-куратора.

« Достижения в области спорта рассчитываются, ис-

д ходя суммарных показателей по организации спортивной о работы, личного участия в соревнованиях, подготовки д победителей и призёров чемпионатов различных уровней, наличия спортивных званий.

При определении конечной суммы баллов учитывается соблюдение преподавателем служебной дисциплины в течение года - наличие поощрений и дисциплинарных взысканий.

Рейтинговые данные мониторинга деятельности научно-педагогических работников позволяют определить лучшую кафедру образовательной организации высшего

образования:

где Яо - общий рейтинг деятельности преподавателя;

к - количество преподавателей кафедры принимающих участие в мониторинге.

Данные о рейтинговых показателях формируются по каждому преподавателю отдельным отчётом в электронной и печатной формах в соответствии с разработанными приложениями. Печатный вариант отчёта подписывают научно-педагогический работник и начальник (заведующий) кафедры который несёт персональную ответственность за правильность начисления баллов и достоверность результатов. Все отчёты научно-педагогических работников по видам работ предоставляются в орган управления учебно-методической работой образовательной организации высшего образования, где формируется рабочая группа, состоящая из сотрудников различных структурных подразделений. Она проверяет предоставленные сведения и при необходимости запрашивает подтверждающие документы. После этого производится обработка и подсчёт данных включающая в себя:

- анализ полученной информации, предоставленной в анкетах преподавателей;

- суммарное вычисление баллов по всем рейтинговым показателям;

- ранжирование учебно-научных подразделений и их педагогических работников;

- формирование сводного рейтинга научно-педагогического состава за отчётный период;

- сопоставление результатов, установление лучшего преподавателя и лучшей кафедры.

- выдвижение кандидатов от образовательной организации высшего образования на присуждение Премии министра внутренних дел Российской Федерации в номинации «Лучший преподаватель»;

- подведение итогов на учебно-методическом сборе, подготовка предложений и рекомендаций по улучшению подсчёта рейтинговых данных мониторинга деятельности научно-педагогических работников.

Итоги мониторинга деятельности научно-педагогических работников являются основой системы стимулирования в условиях перехода к эффективному контракту в рамках реализации нового финансово-экономического механизма, а также учитываются:

- при проведении плановых и внеочередных аттестаций научно-педагогического состава;

- при замещении вакантных должностей;

- при расстановке приоритетов в распределении денежных средств на поощрение, на приобретение оборудования, проведение научных исследований, поездки на конференции, стажировки.

Занимаясь подсчётами рейтинговых данных мониторинга деятельности научно-педагогических работников на протяжении ряда лет, авторы научной статьи предлагают внести в процесс расчёта общего рейтинга преподавателя несколько новых критериев.

Первый: внести дополнительный показатель - руководство самостоятельной работой. «Самостоятельная работа» - такая работа, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное время. Условия её выполнения мотивируют обучающихся сознательно достигнуть поставленных целей, затрачивая усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. В таких обстоятельствах преподаватель выступает примером для обучающихся как специалист, профессионал, творческая личность. Он должен помочь курсанту, слушателю раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. С этой целью предлагается разработать для использования в образовательном процессе технологическую карту самостоятельной работы. В ней, выступая в роли руководителя самостоятельной деятельностью обучающихся, преподаватель определяет программные требования к изучению учебной дисциплины, разрабатывает научно обоснованный список обязательной и дополнительной литературы по темам и разделам курса, фиксирует проведение групповых и индивидуальных консультаций (чтение дополнительных лекций). Обучающиеся, в свою очередь ведут технологическую карту, наполняя её работами, выполненными по заданию и под руководством преподавателя.

Второй: исключить самостоятельное заполнение форм подсчёта рейтинговых данных научно-педагогическими работниками. Для этого предлагается на первом этапе преподавателю представить имеющиеся документы по всем видам работ куратору кафедры от управления учебно-методической работы с последующим заполнением им отчёта независимо от научно-педагогического работника. На втором этапе использовать специализированную компьютерную программу, с помощью, которой преподаватель будет вносить свои данные, наглядно подтверждая их прикрепляемыми документами в электронном виде. Это создаст условия постоянного получения объективной информации и даст возможность оперативно принимать корректирующие решения в образовательном процессе.

Таким образом, представленные в статье предложения по совершенствованию расчёта рейтинговых данных мониторинга деятельности научно-педагогических работников позволяют повысить эффективность и достоверность расчёта индивидуального рейтинга преподавателя.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 19.05.2017).

2. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций : Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70429490/ (дата обращения 19.05.2017).

Лейнова О. С., Светличный Е. Г. Методика проведения практических занятий..

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/%П0%Б4%П0%БЕ%П0%БЛ%П1% 83%П0%БС%П0%Б5%П0%БП%П1%82%П1%8Б/5242 (дата обращения 19.05.2017).

4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений : Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15. [Электронный ресурс] // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1591292/ (дата обращения 19.05.2017).

5. Гривенная, Е. Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий : дис. ... докт. педагог. наук: 13.00.08. - Краснодар, 2014. - 404 с.

6. Ларина, Т. В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов : дис. ... докт. педагог. наук: 13.00.08 - Воронеж, 2015. - 342 с.

7. Евгеньев, Д. Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов : дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. - М., 2014. - 244 с.

8. Екимов, И. А. Особенности деятельности преподавательского состава при обучении курсантов в ВВУЗах внутренних войск МВД России : дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.01. - СПб., 2014. - 177 с.

9. Мониторинг деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций дополнительного профессионального образования МВД России на звание «Лучший преподаватель» : методические рекомендации / Ю.П. Груненков, Ю. Н. Демидов, С. А. Яковцов. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 23 с.

10. Организация самостоятельной работы студентов : методические рекомендации / Г. Ф. Глебова, О. Б. Даутова, О. Н. Крылова; Минобрнауки РФ, СмолГУ - Смоленск: СмолГУ 2007. - 44 с.

11. Типовая модель рейтинговой оценки научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения МВД России : учебное пособие / И. О. Ганченко, Е. Н. Гривенная, А. Н. Ильяшенко, В. А. Котляров. - Краснодар: КрУ МВД России, 2013. - 106 с.

© Кустов П. В., Локнов А. И., 2017

УДК 371

О. С. Лейнова, Е. Г. Светличный

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а tt

р

о о г s

S

ЛЕЙНОВА Ольга Сергеевна

Доцент кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: 190121, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 730-23-07; 8 (911) 283-98-72 Email: [email protected]

LEINOVA Olga Sergeevna

Associate professor of the Department of criminalistics of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences

Address: 190121, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 730-23-07; +7 (911) 283-98-72 Email: [email protected]

СВЕТЛИЧНЫЙ Евгений Григорьевич

Врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Крымского филиала Краснодарского университета МВД России Адрес: Россия, 295053, Симферополь, ул. академика Х.Х. Стевена, д. 14 Тел.: 8 (978) 076-48-77 E-mail: [email protected]

SVETLICHNIY Evgeniy Grigorievich

The acting head of the Department of tactical and fire training of the Crimean branch

of the Krasnodar University of the MIA of Russia

Address: Russia, 295053, Simferopol, academician H.H. Steven, 14

Ph.: +7 (978) 076-48-77 E-mail: [email protected]

Методика проведения практических занятий по тактике отдельных следственных действий с применением технологии контекстного обучения The technique of practical training on the tactics of certain investigative actions with the use of a contextual approach

В статье раскрываются принципы контекстного обучения при проведении занятий по тактике отдельных следственных действий, реализация которых является стратегическим условием внедрения в практику подготовки будущих специалистов юриспруденции его основных положений.

Ключевые слова: контекст, профессиональное мышление, юриспруденция, профессиональная культура, контекстное обучение, специалисты в области юриспруденции, курсант, слушатель, следственные действия, квазипрофессиональная деятельность.

The article discovers the necessity of integration practices in education and science, discoversthe principles of contextual learning on certain investigative actions tactics, the implementation of which is a strategic condition for the implementation in practice of future specialists of law training of its main provisions.

Keywords: context, professional thinking, law, professional culture, contextual learning, experts in law, student, listener, investigative actions, quasi-professional activity.

о

В настоящее время весьма актуальным продолжает оставаться вопрос об активных и интерактивных методах обучения, поскольку в федеральных государственных стандартах высшего образования отмечается, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать в образовательном процессе применение именно таких методов (деловых и ролевых игр, компьютерных симуляций,

тренингов, «мозговых штурмов» и пр.), причём в учебном процессе они должны занимать 20-40 % аудиторных занятий.

Перед педагогическим работником ставится следующая задача: от пассивной формы обучения, т.е. передачи информации обучающимся, функцией которых является слушание, перейти к многосторонней форме коммуникации - специально организованному способу, который пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.