Научная статья на тему 'Качество и стиль жизни семьи и учителя как потенциальный источник серьезных заболеваний детей младшего возраста'

Качество и стиль жизни семьи и учителя как потенциальный источник серьезных заболеваний детей младшего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ГЕНОМ / ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ингель Ф. И., Легостаева Т. Б., Анциферов Б. М.

Одной из серьезных проблем современных детей во всем мире является недостаточность их здоровья. Ранее мы показали, что эмоциональная дезадаптация уменьшает стабильность генетических структур взрослых и детей [1], повышая тем самым риск возникновения опухолей, развития дисфункций иммунной системы и других серьезных заболеваний. Целью статьи является анализ влияния социальных факторов, психологического климата семьи и школы на степень нестабильности генома детей. Полученные данные доказывают этическую обусловленность риска развития серьезных заболеваний, и, следовательно, необходимость смены существующей парадигмы семейного, дошкольного и школьного воспитания детей раннего возраста, а также системы подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ингель Ф. И., Легостаева Т. Б., Анциферов Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество и стиль жизни семьи и учителя как потенциальный источник серьезных заболеваний детей младшего возраста»

КАЧЕСТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ СЕМЬИ И УЧИТЕЛЯ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК СЕРЬЕЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ингель Ф. И. доктор биологических наук ведущий научный сотрудник ФГБУ «НИИэкологии человека и гигиены окружающей среды им А.Н.Сысина»

Министерства здравоохранения Москва, Россия fainaingelamail. ru Легостаева Т. Б. кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинских и биологических знаний Магнитогорского государственного университета,

Магнитогорск, Россия thlamail.ru Анциферов Б. М.

Глава Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городе Коряжме, Вилегодском и

Ленском районах Архангельской области

Коряжма, РФ [email protected]

Аннотация. Одной из серьезных проблем современных детей во всем мире является недостаточность их здоровья. Ранее мы показали, что эмоциональная дезадаптация уменьшает стабильность генетических структур взрослых и детей (Ингель Ф.И., 2005), повышая тем самым риск возникновения опухолей, развития дисфункций иммунной системы и других серьезных заболеваний.

Целью статьи является анализ влияния социальных факторов, психологического климата семьи и школы на степень нестабильности генома детей.

Полученные данные доказывают этическую обусловленность риска развития серьезных заболеваний, и, следовательно, необходимость смены существующей парадигмы семейного, дошкольного и школьного воспитания детей раннего возраста, а также системы подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: качество жизни семьи, семейные проблемы, нестабильность генома ребенка

Более 20 лет изучения генетических эффектов эмоционального стресса у взрослых и детей привели к заключению, что степень эмоциональной дезадаптации человека непосредственно связана с как количеством генетических повреждений в клетках, так и с чувствительностью генома к действию мутагенных и канцерогенных факторов среды обитания (Ингель Ф.И., 2005). Высокий уровень нестабильности генома (термин, описывающий все возможные механизмы трансформации стабильного генома нормальной клетки в нестабильный, характерный для клеток опухоли) является одним из ранних предикторов рака (Smith et al, 2003). Следует отметить, что повышенный уровень нестабильности генома связан также и с развитием иммунодефицита и других серьезных заболеваний (Neri M, Ceppi M, Knudsen LE et al, 2005). По данным (Suk WA, Murray K, Avakian MD. 2003), именно эти болезни представляют основные проблемы в состоянии здоровья современных детей.

Сегодня в России более 30 000 детей больны раком, и каждый год их число увеличивается приблизительно на 3,5 тысячи (Николаев С., 2013). По данным специалистов Министерства здравоохранения, заболеваемость раком у детей от рождения до 14 лет с 2005 по 2011 годы выросла на 34% (Доктор Питер, 2012). Состояние здоровья детей в России - не исключение: по данным ВОЗ - рак является одним из самых распространенных заболеваний в мире. Например, в 2008 г было зафиксировано 7,6 миллионов смертей от рака, что составляет около 13% смертности всего населения планеты. Ежегодно рак диагностируется у 3,3 миллионов европейцев, а к 2030 г ВОЗ прогнозирует 12 миллионов смертей от рака (WHO, 2013). Этот феномен наблюдается наряду с повсеместно наблюдаемым «омоложением» рака.

Исследования, проведенные ранее, показали, что дети, хронически находившиеся в состоянии повышенной тревоги, болели чаще, их ровесники из тех же мест, но жившие в условиях психологического комфорта. Более т ого, заболеваемость детей 5-7 лет была связана с рядом социальных особенностей семьи (Khussainova Sh, Ingel F., Eckl P.M., et al. 2009).

В настоящей статье представлены результаты дальнейшего развития этого направления исследований, целью которых являлось детальное изучение влияния социальных и психологических факторов семьи и школы на состояние здоровья и уровень нестабильности генома детей.

Для достижения этой цели мы провели психолого-генетические обследования семей со здоровыми детьми 5-8 лет, проживавших в 2 промышленных городах России -Магнитогорске (Челябинская область, 440 тыс.жителей; в городе расположен один из крупнейших металлургических комбинатов страны) и Коряжме (Архангельская область, 42 тыс. жителей; городе расположен крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат). Проведение обследования разрешено этическими комитетами Магнитогорска и Коряжмы, согласовано с руководителями администрации, главными педиатрами городов и родителями из семей, принявших участие в обследовании.

Результаты всех исследований оценивали в зашифрованном виде с расшифровкой только после окончания все видов анализа.

1. В Магнитогорске все дети, принявшие участие в обследовании, были выбраны рандомизацией из 1365 мальчиков и девочек, посещавших муниципальные детские сады, расположенные вокруг металлургического комбината (85 человек) и в других районах города (81 человек). Все выбранные дети имели нормальный уровень тревоги, определенный в тесте Люшера, не имели хронических заболеваний и не менее 2 месяцев до обследования не болели и не принимали терапевтических процедур. Дети проживали с родителями на расстоянии не более 1 км от своего детского сада. Совокупность показателей повреждения ДНК, скорости деления клеток и пр, а также индивидуальной чувствительности генома детей определяли на культуре лимфоцитов периферической крови в микроядерном тесте, что позволило проанализировать весь комплекс параметров нестабильности генома (Fenech M. 2000, Ингель Ф.И. 2006).

Одним из самых важных для отбора семей для обследования был фактор отсутствия работы родителей на коксохимическом предприятии до зачатия ребенка, принимавшего участие в обследовании. Кроме того, родителей тестировали с помощью блока стандартных психологических тестов для определения степени социальной адаптации, тревоги и степени переутомления, а также с помощью специально разработанного опросника для определения таких факторов, как пол, возраст, образование, место работы, социальный статус, матримониальный статус, душевой доход, жилищные условия и пр.

Для того, чтобы исключить влияние загрязнения воздуха на генетические структуры детей был предпринят химический анализ проб снега, собранных на крышах беседок, расположенных на территориях обследованных детских садов.

Результаты обследования показали, что когорты семей, проживающих в разных районах города, не различались по основным социальным индексам, таким как матримониальный статус, душевой доход, жилищные условия, курение и употребление алкоголя, а также по степени выраженности эмоционального напряжения. В то же время, родители в семьях, проживавших вокруг металлургического комбината, имели несколько более низкие уровень образования и социальный статус, чем проживавшие в других районах города. Несмотря на очень небольшие различия между семьями из разных районов города, источники и причины повышения эмоционального напряжения у них различались качественно. Так, для семей, проживавших вокруг металлургического комбината, основной причиной эмоционального напряжения был доход и жилищные условия, а для родителей из других районов города - собственное образование, образование мужа (жены) и качество межличностных отношений.

Важно, что в тех и только тех семьях, где низкий доход и стремление к получению материальных ценностей были причиной эмоционального напряжения у родителей, уровень нестабильности генома в клетках крови их детей, обратно коррелировал с душевым доходом. Аналогично, только в семьях, в которых взрослые были ориентированы на межличностные отношение и образование, показатели нестабильности генома детей прямо коррелировали с количеством членов семьи. То есть, отношение родителей к материальным, этическим и культурным ценностям во многом определяло степень нестабильности и чувствительности генома их детей.

Кроме того, во всех семьях курение и употребление алкоголя родителями прямо коррелировало с частотами клеток с генетическими повреждениями (г = 0,44; р<0,0001).

Полученные результаты оказались столь неожиданными, что мы повторили обследование с тем же дизайном, но уже в малом промышленном городе Коряжма.

2. В Коряжме в обследовании принимали участие 105 семей второклассников (девочек и мальчиков 7-8 лет), посещавших муниципальные школы. Для обследования были выбраны дети без хронических заболеваний, которые не болели в течение 1 месяца до его начала. Их родители были опрошены с использованием тех же шкал, что и родители детей в Магнитогорске. Дополнительным тестом являлось их анкетирование с использованием шкалы субъективного благополучия (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.,2002).

Результаты оценки нестабильности генома обследованных детей показали, что эти уровни не различались между школами, но были выше, чем в Магнитогорске, причем в Коряжме четко была выражена тенденция к раннему старению организма, которая в Магнитогорске обнаружена не была. В совокупности, результаты оценки нестабильности генома у детей в Коряжме и Магнитогорске качественно отражали картину прироста онкологической заболеваемости, наблюдавшейся в этих городах.

Влияние социальных факторов в Коряжме проявлялось примерно также, как в Магнитогорске: повышение уровней нестабильности генома детей наблюдалось при снижении дохода, ухудшении условий проживания и пр.

Анализ влияния качества жизни родителей на уровни нестабильности генома детей выявил множество внутрисемейных ассоциаций. В частности, низкая субъективная оценка отцом своего качества жизни коррелировала с повышением частоты ускоренно делящихся клеток в культуре крови ребенка (что дает негативный прогноз на раннее старение организма), с повышением частоты клеток с генетическими повреждениями, а также со снижением уровня запрограммированной гибели клеток в культуре крови ребенка, что на фоне повышения частоты генетических повреждений свидетельствует об их закреплении в следующих поколениях клеток и, следовательно, о тенденции к возникновению опухоли.

Как в Магнитогорске, так и в Коряжме выраженность тревоги детей прямо коррелировала со степенью переутомления отца (г = 0,79; р<0,001), степенью социальной дезадаптации матери (г = 0,51; р<0,02), ее зависимостью от близкого социального окружения (г=0,40; р<0,0003) и другими индикаторами эмоционального климата семьи.

В обоих городах наиболее важную роль в биохимической регуляции организма детей играла целостность семьи: у детей из неполных семей активность фермента каталазы коррелировала с выраженностью тревоги у матери (г = 0,48; р<0,0005), степенью ее социальной адаптации (г = 0,52; р<0,0007) и пр.

В развитии дисбаланса между отделами вегетативной нервной системы детей играло употребление родителями алкогольных напитков (г = - 0,88; р<0,0001)

Таким образом, данные, полученные в 2 независимых исследованиях, свидетельствуют о том, что не степень выраженности социального факторов в каждой семье (не уровень дохода, например), а отношение к нему родителей ребенка (именно то, что характеризует качество жизни семьи и каждого ее члена), играет важную роль в повышении уровня нестабильности и чувствительности генома их ребенка. То есть, только те социальные факторы, которые создают проблемы для родителей, реально могут повышать степень нестабильности генома их детей.

С нашей точки зрения, большой интерес могут представлять данные о связи качества жизни учителя с показателями нестабильности генома учеников. Полученные данные свидетельствуют о том, что в нашей выборке позитивное влияние оказывало только образование учителя, с увеличением уровня которого частота поврежденных клеток в культуре крови детей снижалась (г = - 0,055; р<0,000002). В то же время, депрессия, сонливость, увеличение стажа работы в школе, курение и пр., были ассоциированы с повышением уровня нестабильности генома учеников.

Следует отметить, что корреляционные связи между показателями нестабильности и чувствительности генома детей и особенностями качества жизни их родителей (аналигично - между учителем и учениками), обнаруженные в наших исследованиях, проявлялись на уровнях 0,30 - 0,88, что свидетельствует о существенном вкладе фактора в сложную систему связей, а не о том, что этот фактор полностью определяет эффект. Однако само обнаружение подобных ассоциаций уже значит очень много, поскольку позволяет понять, какие именно связи в системе (семье, школе) можно изменить и какие эффекты это изменение будет вызывать, т.е. создает основу для моделирования и прогноза.

В заключение, следует отметить, что именно этические характеристики семьи, такие как качество жизни «...восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами (ВОЗ, 1996)», образ жизни и эмоциональный климат, также как и качество и стиль жизни учителя являются потенциальными источниками нестабильности генома ребенка и модификаторами генотоксических эффектов, индуцированных в клетках их крови загрязнением окружающей среды. В то же время, правильно выстроенные эти социальные и эмоциональные факторы являются замечательными инструментами для сохранения здоровья не только ныне живущих детей, но и здоровья будущих поколений. Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость создания новой парадигмы воспитания и образования наших детей как будущих родителей, причем основной акцент должен быть сделан на воспитании правильных этических представлений.

К сожалению, анализ сложившейся в России ситуации показывает, что проводящиеся сегодня реформы дошкольного и школьного образования никак не отражают не только эту необходимость, но и не ориентированы на воспитание у ребенка понимания истинных человеческих ценностей, которые, как мы показали, имеют непосредственное отношение к состоянию здоровья детей. Поэтому пора думать об

изменении всей существующей воспитательной и образовательной системы в направлении создания условий для большего психологического комфорта и духовного развития детей. Те же проблемы связаны с образованием будущих учителей.

Библиография

1. Ингель Ф.И. 2005. // Качество жизни и индивидуальная чувствительность генома человека. Есть ли выход из замкнутого круга? / Экологическая генетика. т. III. №3.С.38-46

2. Smith L.E, Nagar S, Kim G.J, Morgan W.F. 2003. // Radiation-induced genomic instability: radiation quality and dose response. / Health Phys. vol.85 (1). Р.23-29.

3. Neri M, Ceppi M, Knudsen L.E, Merlo D.F, Barale R Puntoni R, Bonassi S. 2005 //Baseline micronuclei frequency in children: estimates from meta- and pooled analyses. /Environ Health Perspect.v.113. №9. Р.1226-1229.

4. Suk W.A, Murray K, Avakian M.D. 2003. //Environmental hazards to children's health in the modern world. /Mutat. Res.v.544. № 2-3. Р.235-242

5. Николаев С. «Рак у детей: жребий заболеть и шанс спастись» интервью с Владимиром Ивановичем Ковалевым. URL: http://gazeta.aif.ru/_/online/health/350/06_01, 30 сентября 2013

6. Доктор Питер «За 6 лет в России резко выросла заболеваемость раком среди детей». 12 марта 2012 г URL: http://doctorpiter.ru. 30 сентября 2013

7. World Cancer Day 2013. URL: www.who.int/cancer/en/index.html, 30 сентября 2013

8. Khussainova Sh, Ingel F., Eckl P.M., et al. 2009.//The Aral Sea Basin Assessment of the Quality of Life and the Health of Children. /Central European Journal of Occupational and Environmental Medicine. Vol. 15. No 1-2, P.53-64.

9. Fenech M. 2000. //The in vitro micronuclei test technique //Mutation Research. Vol. 455.P. 81-95.

10. Ингель Ф.И. 2006. //Перспективы использования микроядерного теста на лимфоцитах крови человека, культивируемых в условиях цитокинетического блока. Часть I. Пролиферация клеток. /Экологическая генетика. Т..IV. №3. С.7-19

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. 2002. //Шкала субъективного благополучия / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. C.467-470

12. Глоссарий терминов по укреплению здоровья (Quality of Life Assesment). 1996. The WHOQOL Group303, Женева, URL:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/87125/1/WH0 HPR HEP 98.1 rus.pdf. 30 сентября 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.