Научная статья на тему 'Качество и инновационный менеджмент в условиях перехода к социально-инновационной экономике'

Качество и инновационный менеджмент в условиях перехода к социально-инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / РЕНТНО-ДОЛГОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / QUALITY / INNOVATION MANAGEMENT / INDUSTRIAL TYPE OF ECONOMY / RENT-DEBT ECONOMY / SOCIAL AND INNOVATION ECONOMY / TECHNOLOGICAL ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьёв Вадим Петрович, Стефанова Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются основные типы экономики, сложившиеся в ХХ веке. Переход к социально-инновационной экономике обусловлен формированием в развитых странах шестого технологического уклада. Развитие управления качеством и инновационного менеджмента определяется переходом от модели человека, основанной на потребительском выборе, к модели творческого человека, отвечающего требованиям шестого технологического уклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AND INNOVATION MANAGEMENT IN THE TRANSITION TO THE SOCIAL AND INNOVATIVE ECONOMY

The article considers the main types of economy, developed in the twentieth century. Go to the socio-economics of innovation is due to the formation in the developed countries of the sixth technological order. Development of quality management and innovation management is determined by the transition from a model of the person, based on consumer choice, to the model of a creative person, meeting the requirements of the sixth technological order.

Текст научной работы на тему «Качество и инновационный менеджмент в условиях перехода к социально-инновационной экономике»

66

Воробьёв В.П., Стефанова Т.Г.

КАЧЕСТВО И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные типы экономики, сложившиеся в ХХ веке. Переход к социально-инновационной экономике обусловлен формированием в развитых странах шестого технологического уклада. Развитие управления качеством и инновационного менеджмента определяется переходом от модели человека, основанной на потребительском выборе, к модели творческого человека, отвечающего требованиям шестого технологического уклада.

Ключевые слова. Качество, инновационный менеджмент, индустриальный тип развития экономики, рентно-долговая экономика, социально-инновационная экономика, технологические уклады.

Vorobjov V.P., Stefanova T.G.

QUALITY AND INNOVATION MANAGEMENT IN THE TRANSITION TO THE SOCIAL AND INNOVATIVE ECONOMY

Abstract. The article considers the main types of economy, developed in the twentieth century. Go to the socio-economics of innovation is due to the formation in the developed countries of the sixth technological order. Development of quality management and innovation management is determined by the transition from a model of the person, based on consumer choice, to the model of a creative person, meeting the requirements of the sixth technological order.

Keywords. Quality, innovation management, industrial type of economy, rent-debt economy, social and innovation economy, technological order.

Д Д Д

В условиях современной экономики, когда ее развитие находится под воздействием кризисных процессов и экономических санкций со стороны Запада, на первый план выходят вопросы поиска путей выхода из этого положения. Как известно, на смену существующим типам развития экономики (классического индустриального и современного рентно-долгового) приходит социально-инновационный [2]. В основе социально-инновационной экономики лежат проблемы качества и инновационного менеджмента, от решения которых зависит ее развитие. Социально-инновационная экономика предполагает: главным источником ВВП является развитие и эффективное использование общественных производительных сил; преимущественной формой капитала выступает инновационный, человеческий, социальный, организационный, инфраструктурный капитал; тип конкуренции

ГРНТИ 06.56.21

© Воробьёв В.П., Стефанова Т.Г., 2015

Вадим Петрович Воробьёв - кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Татьяна Геннадьевна Стефанова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Стефанова Т.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 02.09.2015 г.

Для ссылок: Воробьёв В.П., Стефанова Т.Г. Качество и инновационный менеджмент в условиях перехода к социально-инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 66-71.

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

67

определяется совместными инновационными проектами конкурирующих компаний; необходимость разработки социальных стандартов, экологических и технологических нормативов; сочетание социальной справедливости и конкурентоспособности производства; вовлечение граждан в принятие управленческих решений и контроль за их выполнением на базе социальных сетей. Можно выделить три ключевых фактора, определяющих социально-инновационную экономику: предвидение, инновации, совершенство.

Теоретическое обоснование роли и места качества и инновационного менеджмента в перспективной экономической модели представлено в работах С.Ю. Глазьева, В.В. Окрепилова, а также в последних статьях Д О. Рогозина. Особую роль играют методические подходы к определению категории «качество», эволюции управления им и содержанию инновационного менеджмента, которые определяют пути перехода к социально-инновационной экономике.

Анализ показывает, что к началу ХХ1 века экономика России под воздействием стихийных рыночных сил «развалилась» на три мало связанных между собой блока. Первый блок представляют сырьевые отрасли, которые преимущественно ориентированы на дальнее зарубежье, они получают оттуда технику и элитные потребительские товары для богатых слоев населения. Второй блок - это производство электроэнергии, а также продуктов питания и простейших товаров, реализуемых на внутреннем рынке (испытывая жесткую конкуренцию со стороны импорта, эти отрасли сокращали выпуск продукции). В третий блок входят высокотехнологичные отрасли, которые теряли рынки сбыта и возможность закупки необходимых материалов и комплектующих изделий за рубежом (прежде всего, из-за отсутствия оборотных средств).

С учетом имеющейся экономической структуры, перед Россией стоит задача максимально быстро перейти от экспортно-сырьевого к социально-инновационному типу развития экономики. Новая парадигма развития экономики характеризуется эволюционными изменениями развития производительных сил - на первое место выходят общественные производительные силы: наука, образование, культура, искусство, преломляющиеся в качество человека, качество жизни. В условиях перехода экономики к новому типу - социально-инновационной (наукоемкой) экономике - особую актуальность приобретают вопросы разработки новой концепции управления качеством, отвечающей новым требованиям. В этой связи возникает необходимость рассмотреть генезис управления качеством на разных этапах развития общества и экономики.

Появление новых парадигм отмечается на различных этапах развития цивилизации и, в значительной степени, их появление связано с подходами к решению проблем качества и менеджмента. Культура качества во все времена распределялась неравномерно. При этом одни регионы мира оказывались более восприимчивы к факторам, определяющим качество, чем другие. В таблице 1 кратко представлены основные особенности подходов к решению проблем качества на различных этапах развития общества.

Рассматривая взаимодополняющее влияние менеджмента качества и инновационного менеджмента, следует отметить, что по подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрос вдвое, а объем информации увеличился более, чем в 30 раз. Это явление получило название информационного взрыва. В условиях индустриальной экономики инновации базировались на новых комбинациях ресурсов и способах действия. В условиях социально-инновационной, наукоемкой экономики инновации базируются на потоках информации и знаний и, прежде всего, они выступают как результат целенаправленного развития науки.

Современный подход к определению категории «качество» определяется степенью удовлетворения требований потребителя и других заинтересованных сторон (собственников, коллектива организации, поставщиков, общества в целом). Научное знание и информация обладают неиссякаемыми возможностями для создания новых ценностей для потребителей. Такое представление о качестве формируется в ХХ веке в условиях насыщения рынка товарами, развития науки и техники, формирования современного менеджмента качества и инновационного менеджмента в рамках индустриального типа экономики. Основные черты индустриального типа экономики и особенности решения проблем качества представлены в таблице 2.

68

Воробьёв В.П., Стефанова Т.Г.

Таблица 1

Особенности подходов к решению проблем качества на различных этапах развития общества

Этапы Особенности этапов и подходы к решению проблем качества

Древняя Греция Особенно ярко стремление к качеству проявилось в архитектуре (возведение храмов и театров). Главная роль принадлежала архитектору: подготовка проекта, создание модели, надзор за подрядчиками на площадке

Древний Рим Организация управления качеством была действенной пока общество имело общие глобальные цели. Крах империи привел к уничтожению римской системы управления качеством

Средние века (V-XVII вв.) Высокое качество продукции обусловливалось личным мастерством всех участников производства. Ремесленник - движущая сила, он задает темп работы своей мастерской. Техническая сторона ручных процессов статична. Ремесленник легко мог проверить, в какой степени изготовленное им изделие соответствует нужному уровню качества. Кустарное производство унифицировало, обезличивало всех мастеров. Рабочие специализируются на выполнение однотипных операций. Не требуется высокого уровня подготовки и профессиональных навыков у работников. Цеховые мастера контролируют качество труда рабочих. Контроль качества основывается не на рисунках, шаблонах, калибрах, а на опыте самого мастера, на «чертеже, сложившемся в его голове». XVI век (переломный) - первые машины рождались как эксперимент, благодаря смекалке умельцев-практиков

XVIII век Собственники начинают стимулировать деятельность изобретателей

Конец XIX -начало ХХ века Каждый элемент в производстве выполняется разными людьми, что приводит к конфликту интересов и вражде

XX век (20-50 гг.) Каждый элемент производства выполняется командой, у которой есть общая цель -снижение вариаций

XX век 50-70 гг. Устанавливается ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специальных служб качества

1980-е годы Понимание того, что качество случайным не бывает. Качество - результат целенаправленных усилий всего коллектива предприятия. Разработаны международные стандарты на системы качества (МС ИСО серии 9000)

С 1990-х гг. по настоящее время Обучение управлению качеством всего персонала. Возложение функций управления на всех сотрудников, на органы управления всех уровней. Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества (концепция всеобщего управления качеством (TQM)

Таблица 2

Основные черты индустриального типа экономики

Фазы Основные черты Особенности решения проблем качества

Массового производства (начало ХХ века -до 1930-х годов) (3-й ТУ) - выпуск стандартной продукции; - рынок не ограничен; - главный критерий - низкая себестоимость; - все внимание внутрь фирмы - выходной контроль при изготовлении продукции; - установление верхних и нижних границ качества, введение измерительных приборов (шаблоны и калибры); - введение независимой должности инспектора по качеству, система штрафов для бракоделов; - статистический приемочный контроль

Массового сбыта (1930-1960-е годы) (4-й ТУ) - выпуск дифференцированной продукции; - развитие маркетинга (чтобы уравновесить спрос и предложение) - внимание к имиджу фирмы - переход от контроля качества к управлению качеством; - развитие квалиметрии под влиянием жесткой конкуренции и достижений науки и техники; - учет затрат на качество; - внедрение документированных внутрифирменных систем качества в развитых странах

Примечание: ТУ - технологический уклад.

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

69

В ходе глобального кризиса в начале XXI веке высветились черты рентно-долгового типа экономики (сформировавшейся прежде всего в США, Великобритании и России), когда на смену экономике производства приходит экономика удовольствий, а на смену всеобщему состязанию за снижение издержек при индустриальном типе экономики приходит ограничение справедливой конкуренции глобальными финансовыми группами и местными кланами, утрачиваются традиции социальной справедливости и т.д. [2, с. 8] В этих условиях решение проблем качества зачастую осуществляется формально, руководители предприятий не владеют современными технологиями, средствами и методами управления качеством (статистические методы управления качеством, бенчмаркинг, кайдзен, система сбалансированных показателей и др.), основные положения концепций управления качеством не доводятся до персонала предприятий и потребителей.

В то же время, переход к социально-инновационной экономике определяется динамичными изменениями во всех сферах жизни - производстве, экономике, геополитике, культуре, науке, управлении на всех уровнях. Темпы изменений окружающего мира, рост сложности и системности обгоняют темпы повышения качества человеческого потенциала, о чем свидетельствует рост потока техногенных катастроф, усиление борьбы за сырьевые рынки на международной арене. Социально-инновационная экономика предполагает, что главным источником валового внутреннего продукта является развитие и эффективное использование общественных производительных сил, преимущественной формой капитала выступает инновационный, человеческий, социальный, организационный, инфраструктурный капитал [там же]. Основные особенности индустриальной, рентно-долговой и социально-инновационной экономики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Особенности индустриальной, рентно-долговой и социально-инновационной экономики

Характерные черты Индустриальная Рентно-долговая Социально-инновационная

Главный признак роста ВВП Численность рабочей силы, производственный капитал, природные ресурсы Финансовые и другие непроизводственные услуги и виды ренты Развитие и эффективное использование общественных производительных сил

Преимущественная форма капитала Частные предметы и средства труда Нерегулируемый финансовый капитал в виде ценных бумаг, валюты и т.д. Инновационный, человеческий, социальный, организационный, инфраструктурный капитал

Главный тип фирмы Автономные, семейные, государственные компании Глобальные финансовые группы, контролирующие ТНК Цепи поставок и создания стоимости, альянсы, кластеры при общественном государственном партнерстве

Тип конкуренции Всеобщее состязание за снижение издержек и увеличение масштабов производства при антитрестовском регулировании Ограничение справедливой конкуренции глобальными финансовыми группами и местными кланами Совместные инновационные проекты конкурирующих компаний при гибкой системе контрактов, ценообразования и распределения прибыли на базе социальных, экологических и технологических стандартов

Система общественных ценностей Стремление к максимальной рентабельности при сохранении традиций социальной справедливости Развитие радикальной исламской нерыночной системы ценностей и финансовой ориентации Рациональное сочетание социальной справедливости и конкурентоспособности производства, развитие непосредственной демократии на базе социальных сетей, привлекающих граждан к принятию управленческих решений и контролю за их выполнением

Технологические уклады 3-4 4-5 5-6

70

Воробьёв В.П., Стефанова Т.Г.

Задача перехода к социально-инновационной экономике настолько масштабна, что экономическая наука только подходит к ее осмыслению. В современных условиях основой развития на макро- и микроуровнях становится поиск новых идей, создания и внедрения новых технологий, особой организации труда креативных личностей. Задача заняться подготовкой научно-технических кадров была поставлена Д О. Рогозиным перед Фондом перспективных исследований, созданным в 2012 году. Основной задачей Фонда является содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска, что обусловливает роль инновационного менеджмента как функционального вида менеджмента. В то же время, именно эти направления определяют тенденции развития менеджмента качества в рамках TQM. Новая парадигма развития управления качества как функционального вида менеджмента предполагает творческое переосмысление и отказа от устаревших способов создания потребительских ценностей. Хотелось бы обратить внимание на то, что в основе всех типов экономики лежит теория больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева, обусловленных сменой технологических укладов, где решающими являются решение проблем качества и инновационного менеджмента.

Технологический уклад - это определенный уровень развития производительных сил, совокупность сопряженных производств, имеющих единый технологический уровень и развивающийся во многом синхронно [4]. Отсюда следует, что основной задачей, которая, на наш взгляд, стоит перед экономической наукой, является изучение теоретических, практических и методических проблем перехода на шестой технологический уклад, в основе которого лежат NBIC (нано-био-информационные и когнитивные технологии) [3]. Основная часть производственных мощностей России находится на уровне четвертого технологического уклада, который определил достижения нашей страны в 40-80-х годах прошлого века. Четвертый технологический уклад характеризовался развитием нефтеугольной и атомной энергетики, ЭВМ и информатизации, химизации, авиастроения и космонавтики, автомобилестроения. В России эти базовые направления составляют до сих 55%, в США - 20% от общего объема производства [1].

Пятый технологический уклад охватывает 1980-2020 гг. Базовыми направлениями этого уклада являются: нефтегазовая энергетика, микроэлектроника, персональные компьютеры и Интернет, биотехнология микроорганизмов, информационные технологии, робототехника. В России эти технологии составляют только 10%, в США - 60%. Шестой технологический уклад (2020-2060 гг.) предполагает развитие альтернативной энергетики (включая водородную), глобальных телекоммуникационных информационных сетей, биотехнологий растений, животных, лекарств и генной инженерии, фотоники и оптоинформатики. В экономике США эти направления уже составляют 5%, а в России - приблизительно 0,1%.

В условиях шестого технологического уклада производство и массовых товаров, и средств производства будет осуществляться цифровыми фабриками, которые позволяют максимально индивидуализировать производство, приспосабливая товар под потребности конкретного человека. Таким образом, можно сформулировать задачи, стоящие при переходе к социально-инновационной экономике в России, соответствующей шестому технологическому укладу: необходимо отказаться от реализуемого в настоящее время в России варианта развития как страны-поставщика сырьевых ресурсов на мировой рынок, для устойчивого развития экономики производительность должна повышаться за счет снижения объемов используемых в экономике природных ресурсов; разработка новых методических подходов к инновационному менеджменту и управлению качеством, как видам функционального менеджмента; совершенствование управления на уровне регионов и государства для успешного перехода к инновационно-социальной экономике. В предвыборных статьях Президента РФ В.В. Путина представлены направления этой работы. В настоящее время основная задача состоит в решении поставленных задач.

При этом заметим, что социально-инновационная экономика предполагает парадигму менеджмента качества, начало которой положили Деминг, Джуран, Кросби и многие другие ученые в ХХ веке. При переходе к шестому технологическому укладу, в условиях социально-инновационной экономики потребуются работники, способные обслуживать цифровые фабрики. Прежде всего, проектировщики, способные генерировать производство по запросу, программисты-переводчики спроектированного продукта в цифровой код, введение которого в систему приведет к созданию готового изделия. Потребуются технические специалисты, способные эффективно обслуживать роботизированную, авто-

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

71

номную и «умную» технику, вплоть до взаимодействия с искусственным интеллектом. Россия все еще располагает исходной базой для развития и использования ряда современных технологий. Но для реализации перехода к социально-инновационной экономике необходимо привести систему образования и науку к требованиям времени и реализовать потенциал граждан России, их способности, таланты, умения, умение нестандартно мыслить и не бояться решать самые сложные задачи. Однако только треть выпускников вузов по техническим специальностям идут работать по специальности, остальные ищут возможности работать в других сферах, стремятся открыть собственный бизнес.

Развитие экономики становится в значительной степени инженерной задачей, но нынешняя организация бизнеса ей не соответствует. Творчество, новое знание, реализуемые на практике, должны стать нормой ведения бизнеса. Выдвигаются новые требования к уровню инновационно-креативной составляющей работников организации, науковооруженности их труда, требуется появление нового работника для обслуживания техники.

Переход к социально-инновационной экономике будет обусловлен, в первую очередь, революцией в области управления качеством и инновационном менеджменте. Именно отношение к качеству, понимание сути этой категории и управление им лежат в основе повышение эффективности современного производства и являются фундаментом нового технологического уклада. Инновационный менеджмент выступает средством успешного функционирования этого уклада на основе корпоративных систем управления знаниями, внедрения новых систем обучения, нацеленных на формирование креативной личности и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством поставок и внедрения систем управления качеством нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акаеев А.А., Садовничий В.А. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года: уроки, перспективы выхода и новые вызовы / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, институт математических исследований и сложных систем. М., 2011.

2. Бляхман Л.С. Глобальный кризис и смена парадигмы экономического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2013. Вып. 2. С. 5-14.

3. Бляхман Л.С. Новая индустриализация: сущность, политико-экономические основы // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 49-50.

4. Рогозин О. Прыжок в шестое поколение // Российская газета. 28 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.