Научная статья на тему 'Качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации'

Качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / UPGRADING / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна, Кадырова Рамила Менахматовна

В данной статье затронута одна из актуальных проблем модернизации современного образования качество дошкольного образования. Раскрыта сущность качества образования, рассмотрены его структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of preschool education as necessary condition of modernisation

This article touched upon one of the urgent problems of modernization of modern education the quality of preschool education. The essence of the quality of education, addressed its structural components.

Текст научной работы на тему «Качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации»

УДК 373.2

Л.И. Пономарева, г. Шадринск Р.М. Кадырова, г. Сухой Лог

Качество дошкольного образования как необходимое условие

модернизации

В данной статье затронута одна из актуальных проблем модернизации современного образования - качество дошкольного образования. Раскрыта сущность качества образования, рассмотрены его структурные компоненты.

Качество образования, модернизация, дошкольное образование.

L.I. Ponomarevu, Shadrinsk R.M. KadyrovQ, Sukhoi Log

Quality of preschool éducation as necessary condition of modernisation

This article touched upon one of the urgentproblems of modernization of modern education - the quality of preschool education. The essence of the quality of education , addressed its structural components .

Keywords: The quality of education , upgrading, pre-school education.

Процесс реформирования современной системы российского образования затронул абсолютно все его уровни. Данный процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития получил название модернизация.

Модернизация (от англ. Modern - современный, передовой, обновлённый) перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской политики. Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования [5]. Основные направления этой модернизации отражены в концепциях, законах, национальных проектах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [2], Федеральные государственные образовательные стандарты (по уровням образования)[3]и др.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является уникальным, самоценным периодом, когда закладывается фундамент для дальнейшего развития человека (Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, М.В. Крулехт, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) Признание этой самоценности и понимание детства как начального этапа становления личности требуют пересмотра задач, способов взаимодействия всех субъектов педагогического процесса ДОУ в условия модернизации [7].

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации модернизации показывает ее позитивные стороны - уход от единообразия: видов учреждений и организации пространственно-предметной среды; программ, жестко регламентирующих деятельность педагогов, и как следствие - пробуждение творческих начал в их деятельности; а также предоставление родителям возможности выбора учреждения для своего ребенка и др. [6].

Качество образования является одним из фундаментальных элементов качества жизни. Это понятие нельзя рассматривать только в узком смысле как количество и уровень знаний и навыков, получаемых обучающимися в образовательном процессе. Согласно социологическим и педагогическим исследованиям, качество образования включает такие структурные компоненты, как: - социальная престижность, -социальная доступность, - социальное равенство, - социальная востребованность образования.

Социальная престижность определяет способность образования обеспечивать социальную адаптацию и социальный рост гражданина, служить реальным социальным лифтом. Социальная доступность подразумевает возможность для каждого гражданина получить качественное образование любого уровня по той специальности, которая соответствует его способностям, интересам и склонностям. Социальное равенство означает примерное единство качества образования во всех географических и социально-экономических регионах страны, причем независимо от уровня доходов обучающихся. Социальная востребованность образования предполагает возможность, получившим соответствующее образование, найти работу по своей специальности. Если понимать качество образования как широкое комплексное понятие, а не сводить его лишь к качеству самих знаний, то станет очевидным фундаментальное значение этого компонента качества жизни, особенно в современном информационном обществе.

Рассмотрим качество дошкольного образования, которое, в целом, представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки [9].

О.А. Сафонова считает, что качество дошкольного образования - это объект мониторинга в дошкольном ОУ, который представляется в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [8].

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям [4].

Исходя из вышесказанного, следует, что качество образования в дошкольном учреждении - это управляемый процесс, результат деятельности всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество дошкольного образования в ДОУ нами понимается как результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

- какие условия созданы в ДОО (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОО и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)

Следовательно, качество дошкольного образования - обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Кроме того, качество образования все чаще рассматривается и как интеграция в следующих аспектах:

1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень -начальной школы.

2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- качества управления системой дошкольного образования;

3. Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь - родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4. Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении [6].

Не претендуя на полное рассмотрение обозначенной проблемы в настоящей статье, авторами рассмотрено качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации системы образования и социальный заказ в системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Текст] : постановление правительства Рос. Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 / Российская Федерация. Правительство // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2015. - № 9. - С. 2-47. - Прил.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

4. Актуальные проблемы современного дошкольного образования [Электронный ресурс] // ПроШколу.ру : шк. портал. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/.

5. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст] / ред. сост. Э.Д. Днепров. - М., 2002. - 96 с.

6. Пономарева, Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования [Текст] : коллект. моногр. / Л.И. Пономарева, М.А. Забоева ; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск : ЧГПУ, 2014. - С. 154-183.

7. Проблемы современного дошкольного образования [Электронный ресурс] // Детские сады: отзывы родителей : информ. портал о гос. и част. дет. садах. - Режим доступа: http://www.deti-club.ru/.

8. Управление качеством воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М. : Первое сентября, 2003-2016. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/.

9. Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. : Академия, 2011. - 400 с.

УДК 373.2

В.В. Толмачева, г. Сургут

Некоторые подходы к проблеме формирования социально-экологической готовности педагогов

В представленной статье отражены некоторые подходы к рассмотрению сущности процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается с позиций системы, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

Готовность, педагог, оздоровление, процесс.

V.V. Tolmacheva, Surgut

Some approaches to the problem of developing socio-ecological readiness of teachers

The article describes some of the approaches to consideration of essence of process of formation of socio-ekologicheskoy readiness of the future teachers of the. The formation of socio-ecological readiness of future teacher is considered from positions of the system of pedagogical activity, process and a component of professional-pedagogical training.

Keywords: Readiness, the teacher, the recovery, process.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности во все времена. На сегодняшний день идеями здоровьясбережения и оздоровления детей пропитаны практически все документы, ориентированные на систему образования нашей страны. Так в законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 3 указано, что одним из ключевых принципов в области государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначен принцип приоритета жизни и здоровья человека. Первой из задач ФГОС ДОО от 17 октября 2013 г. обозначена - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В процессе оздоровления детей дошкольного возраста одним из ключевых субъектов выступает педагог дошкольной образовательной организации. Все это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.