КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА1
В статье для исследования процессов стратегического управления и построения сценарных прогнозов развития использован метод когнитивного моделирования, основанный на «мягких» вычислительных процедурах. Показано, что предложенный метод позволяет на качественном уровне описывать слабоструктурированные системы, к числу которых относится и современный оборонно-промышленный комплекс России.
Современная геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, вызванной острой борьбой за ресурсы и рынки сбыта, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе используя военно-силовые факторы.
Ведущие мировые державы и Россия не исключают применения вооруженных сил (ВС) для обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов [1-3] и стремятся увеличить военную мощь и военный потенциал [4, 5], которые во многом определяются состоянием военной экономики [6-9] и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) [10, 11], его способностью производить современные вооружение и военную технику (ВВТ) [12].
Учитывая указанные тенденции, геополитическое положение и национальные интересы России, а также особенности современной структуры российской экономики, состояние и перспективы развития отечественного ОПК, проблемы прогнозирования развития последнего приобретают особое значение для России. Однако до сих пор не существует должного концептуального сопровождения развития ОПК в качестве важнейшей составляющей национальной экономики, т. е. концепции развития ОПК как специфического сектора экономики, призванного одновременно обеспечивать обороноспособность страны, повышать технологический уровень ее экономического развития, приносить государству экспортные доходы и решать многие социальные проблемы населения. Также не существует и единой методологии, последовательно охватывающей все этапы стратегического управления и прогнозирования развития ОПК.
Вышеизложенное определяет актуальность исследований, направленных на разработку экономико-математической концепции и инструментария стратегического управления и прогнозирования развития российского ОПК. Для достижения данной цели необходимо решение следующих основных задач: проведение системного анализа условий и механизма функционирования отечественного ОПК; определение сути и содержания стратегического управления ОПК; структуризация знаний о российском ОПК, создание системы моделей и их структурный анализ; построение сценарных прогнозов стратегического развития ОПК.
Концепция стратегического управления ОПК. Анализ существующих подходов к стратегическому управлению позволяет построить систему понятий, раскрывающих его суть (рис. 1).
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 06-06-80230).
Стратегическое управление ОП
деятельность по разработке и реализации стратегии развития ОПК
1
Стратегия развития ОПК
основное направление развития ОПК и замысел его реализации
Рис. 1. Система понятий, раскрывающих суть стратегического управления ОПК
Важно отметить, что стратегическое целеполагание и стратегическое проектирование осуществляются с учетом свойств не только самого ОПК, но и окружающей его среды (геополитической, социально-экономической и т. д.).
ОПК правомернНофШелиМВкакесйокупноЭг&ЗрВцЕрЯяИйи ^р^^ций, продукция которых предназначена для удовлетворения военных потребностей государства и поставок за рубеж. /В^лу^теёЯоШТпеШВДе^ёия^сР всеми сферами жизнедеятельности государства ОПК представляет собой сложную слабоструктурированную систему, обладающую^ядбмтЭкйх^ЗйбйЗтб,/ кйкСуникалЪйЬсть, трудная формализуемость, неопределенность, невозможность полного ^писания, динамичность и др. В то же времяЗД£ ЧЧОЩШтШнкт ^ОПК, изменяется нарастающими темпами, а возникающие ситуации практически не поддаются прогнозированию и не имеют аналогов в прошлом. В таких условиях методы стратегического управления ОПК должны быть ^адекватными целям ррзвутдя обзорной ^ промышленности: должны поддерживать формирование замысла достижения целей стратегического развития ОПК; учитывать разнородные факторы функционирования и развития ОПК; позволять изучать ОПК в условиях дефицита информации о процессах, влияющих на его развитие; приводить к наглядным, обозримым и информативным результатам. 1. Стр&ТСГИЧССКОС
Многие попытки формализовать слабоструктурированные процессы традиционными (например, операционными^мтодЖРзжтчивалий ^м, что модели последних, становясь слишком абстрактными, неадекватно отражали действительность. Кроме того, сГреMЛейИе^K>^6ЧйOCтй^оГраHИЧИ^йае? осследойания^т^е^ нацеливает их только на те задачи^оторы® $од?аю5ся(сШг2му (математическому решению. В результате, многие классы важных проблем, слишком сложных или плохо поддающихся точному математическому анализу, остаются неизученными.
представ, основных спос функци
еского упра
2. СТ] прое
способов
функць
Для исследования и эффективного разрешения проблем подобного рода необходимо отказаться от требований точности и использовать приближенные результаты.
В последнее время в системном анализе широко применяются методы логиколингвистического моделирования, основанные на «мягких» вычислительных процедурах, и, позволяющие на качественном уровне описывать и исследовать слабоструктурированные системы и ситуации [13-15]. Основным преимуществом методов логико-лингвистического моделирования является их большие по сравнению с языками классической математики возможности описания ситуаций реального мира, хотя они в меньшей степени пригодны для формально-эквивалентных преобразований своих конструкций [16].
Модели, созданные с помощью языковых средств «мягких» вычислений [17] (рис. 2), обладают рядом характерных особенностей:
- переменные в таких моделях не количественные, а качественные (иначе лингвистические, т. е. их значениями выступают не числа, а слова);
- связи между переменными выражаются не математическими уравнениями, а также лингвистически - с помощью языковых выражений;
- критерии эффективности формулируются не в виде функционала, а описываются качественными рекомендациями по предпочтительности, недопустимости или желательности того или иного варианта решения.
Рис. 2. Классификация моделей
Логико-лингвистические модели применяются, как правило, на стратегическом или концептуальном уровне управления и разработки решений (рис. 3).
Рис. 3. Основные уровни управления и разработки решений
29
МОДЕЛИ
материальные
физические
С учетом отмеченных особенностей исследование процессов функционирования и развития отечественного ОПК целесообразно проводить на основе когнитивных моделей (когнитивных карт), относящихся к классу логико-лингвистических. В широком смысле когнитивная карта представляет собой схематичное, упрощенное описание фрагмента картины мира индивида, относящегося к конкретной проблемной ситуации. Система понятий, характеризующих когнитивный подход в управлении и прогнозировании, представлена на рис. 4.
Когнитивное моделирование
метод исследования ситуаций, основанный на изучении (анализе и динамическом моделировании) их когнитивных карт
Когнитивная карта (когнитивная модель) структура (сеть) причинно-следственных связей между элементами исследуемой системы и окружающей ее среды, отображающая представление индивида или группы индивидов об устройстве и функционировании данной системы
|-- элементы когнитивной карты ---------1
Базисные факт°ры Причинно-следственные
понятия, характеризующие, по мнению °тношения
индивида или группы индивидов, между (заштыми факторами.
исследуемую систему и окружающую ее Изображаются в виде стрелок,
среду соединяющих базисные факторы
Рис. 4. Система понятий, характеризующих когнитивный подход
В экономических исследованиях сходным с когнитивным подходом к построению моделей является заимствованный из радиотехники метод «плюс-минус факторов», представляющий собой способ составления схем, описывающих причинноследственные связи между различными факторами.
Особенностью метода когнитивного моделирования, отличающего его от традиционных операционных, являются его возможности, благодаря использованию лингвистических переменных и нечетких алгоритмов, эффективно исследовать поведение сложных, трудно формализуемых систем, не поддающихся точному математическому анализу. Для математической формализации и исследования когнитивных карт применяются нечеткая логика, теория графов и теория матриц. Когнитивные карты применялись для исследования социально-экономических, военнополитических, внешнеполитических, экологических и других ситуаций [18-21].
Когнитивный анализ и моделирование стратегического развития ОПК состоит из пяти основных этапов.
Этап 1. Когнитивная структуризация. На данном этапе проводится когнитивная структуризация информации о функционировании ОПК и тенденциях развития процессов (социально-экономических, внешне- и внутриполитических и пр.), оказывающих влияние на ОПК. Этап включает в себя сбор, анализ и синтез (структу-
ризацию) информации и построение когнитивной карты, описывающей механизм и условия функционирования ОПК.
Структуризация информации проводится с целью формирования множества базисных факторов X = (х1, Х2,..., Хп} и определения причинно -следственных
отношений между ними.
Для каждого фактора определяется его тенденция - темп роста показателя, характеризующего объект, явление или процесс, который ассоциирован с данным фактором. Для причинно-следственных отношений определяются характер (положительный или отрицательный) и сила связи между базисными факторами. Значения соответствующих переменных задаются в лингвистической шкале; каждому из них ставится в соответствие число в интервале от минус - до плюс единицы (таблица).
Таблица
Значения лингвистических переменных
Лингвистические значения переменной «тенденция» Лингвистические значения переменной, характеризующей связи между базисными факторами Численные значения переменных
Очень слабо Очень слабо 0,1; 0,2
растет (падает) усиливает(ослабляет) (-0,1; -0,2)
Слабо Слабо 0,3; 0,4
растет (падает) усиливает (ослабляет) (-0,3; -0,4)
Умеренно Умеренно 0,5; 0,6
растет (падает) усиливает (ослабляет) (-0,5; -0,6)
Сильно Сильно 0,7; 0,8
растет (падает) усиливает (ослабляет) (-0,7; -0,8)
Очень сильно Очень сильно 0,9; 1
растет (падает) усиливает(ослабляет) (-0,9; -1)
Множество базисных факторов, причинно -следственные отношения между ними и параметры факторов и отношений определяются по результатам анализа текстов, содержащихся в информационно-аналитической базе, и анкетирования или интервьюирования экспертов и лиц, принимающих решения. При кодировании текстов могут применяться специальные автоматизированные средства (например, контент-анализ, семантический анализ и др.) и эвристические принципы.
Построение когнитивной карты ситуации. Формально когнитивная карта представляет собой взвешенный ориентированный граф О = (X, А), в котором Х - множество вершин, взаимно однозначно соответствующее множеству базисных факторов, А - множество дуг, отражающих непосредственные влияния факторов друг на друга [22].
Каждая дуга, связывающая фактор х, с фактором х;-, имеет вес а^, отражающий характер и силу влияния фактора xi на фактор Xj. Если aij положительная величина, то при изменении значения xi значение Xj изменяется в том же направлении, если aij отрицательная, то при изменении значения xi значение Xj изменяется в противоположном направлении. Модуль величины aij характеризует силу влияния фактора xi на фактор xj■.
С графом О ассоциируется матрица смежности Ag. Элемент aij матрицы Ag, стоящий на пересечении і-й строки и]-го столбца, характеризует влияние фактора xi на фактор Xj (рис. 5).
базисный
фактор
Рис. 5. Формальное представление когнитивной модели
<312
На этом этапе из множества базисных факторов ситуации задаются подмножества целевых У = {у1, у2,..., ут} и управляющих и = {и1, и2,..., ир} факторов и
базисных
факторов
вектор начальных тенденций
x(t) = ((t), x2(t),..., xn(t)); ) = 0 .
В качестве управляющих выбираются факторы, относящиеся к объекту управления или к внешней среде, на которые субъект управления (в случае ОПК - федеральное правительство) имеет воЗ^жность воздействовать. В качестве целев.ыХ> выбираются факторы, в наибольшей степени характеризующие состояние объекта управления и его цели. &2п
Этап 2. Структурный анализ когнитивной карты. Для более эффективного управления ситуацией необходимо понимание ее структурных свойств, т. е. особенностей причинно-следственных отношений между базисными факторами. Структурный анализ когнитивной картыРваправленный^Яа^йсследоМние^аких свойств, состоит в анализе целей на непротиворечивость, анализе управляющих факторов на согласованность с целями, в оценке интегрального воздействия управляющих факторов на целевые. Для проведения структурного анализа когнитивной карты принимается гипотеза целеполагания, согласно которой лицо, принимающее решение (ЛПР), может указать, какое направление изменения базисных факторов он рассматривает как желательное (благоприятное) [23].
Желательное направление изменения фактора хь определяется показателем rx ,
принимающим значение «+1», если желательно увеличение значения данного фактора, «-1» - если желательно уменьшение значения фактора и «0» - если ЛПР затрудняется указать желательную динамику фактора. Показатель rx называется
оценкой динамики фактора xt.
Суть задания непротиворечивого вектора целей состоит в том, чтобы желательное изменение одних целевых факторов не приводило к нежелательным изменениям других целевых факторов. Таким образом, вектор целей у считается непротиворечивым, если достижение одной из целей не препятствует достижению других [23]:
ryj х ryi = sign q., V yj, у. е у,
где qtj - элемент матрицы Q^ = En + Ag + A2 +... + An = (En - Ag)-1, т. е. матрица
Q получается в результате транзитивного замыкания матрицы A и содержит
Man
значения интегральных, т. е. прямых и всех опосредованных влияний базисных факторов друг на друга, En - единичная матрица порядка n.
Управление ситуацией заключается в таком изменении управляющих факторов, чтобы это приводило к желательным изменениям целевых факторов, т. е. к их изменениям в направлении оценки динамики. В связи с этим необходим анализ управляющих факторов на согласованность с целями и эффективность их воздействия на целевые факторы.
Согласованность управляющих факторов с вектором целей заключается в том, что никакое изменение управляющих факторов не вызовет изменения ни одной из целей в нежелательном направлении [23]. Другими словами, вектор управлений u согласован с вектором целей y, если для каждой координаты вектора управлений можно указать такой знак, что для результирующего знакового вектора sign u ry> = sign qj x sign Uj , V y є y, V Uj є u .
Эффективность управляющего фактора определяется его силой и характером влияния на целевые факторы. Формально показатель эффективности E(и.) управляющего фактора и. (т.е. максимальный положительный эффект изменения фактора и.) представляет собой абсолютное значение суммы коэффициентов интегрального влияния данного управляющего фактора на целевые факторы, умноженных на оценку динамики целевых факторов [23]:
E (и,) =
Z qjryj
j=1
І = 1,... ,p
Этап 3. Сценарное моделирование развития ситуации. Моделирование может проводиться в режимах саморазвития и управляемого развития.
Моделирование на когнитивной карте представляет собой динамический процесс. Значение переменной «тенденция» фактора X. в момент времени (/ +1) определяется как:
X (г +1) = х (г) + Е gjl (х (0 - х (г - 1 = 1,.,п ,
где g.j - элемент матрицы Qg. Значения базисных факторов для времени Х<0 принимаются равными нулю (хг(?)=0 при Х<0 для /=1,..., п).
В матричной форме это соотношение принимает вид:
х(г-1) = х(г)(Еп + Qg) - ^ - 1)Qg.
Значение «тенденции» фактора в каждый момент времени определяется как сумма значения «тенденции» фактора в предыдущий момент времени и всех влияний со стороны «соседних» факторов.
Этап 4. Оценка и интерпретация результатов моделирования. Для оценки эффективности управленческих решений разработана система показателей, характеризующих:
- степень достижения цели - коэффициент целедостижения;
- степень благоприятности ситуации для ЛПР - коэффициент благоприятности ситуации;
- объем и ценность ресурсов, необходимых для реализации управленческого решения, - ресурсоемкость управленческого решения;
- коэффициент эффективности управленческого решения, характеризующий отношение степени достижения целей к объему и ценности ресурсов, необходимых для реализации соответствующего управленческого решения.
Этап 5. Когнитивный мониторинг ситуации. На заключительном этапе в случае изменения текущей ситуации производится корректировка когнитивной карты и повторяются процессы структурно-целевого анализа и моделирования развития ситуации.
Результаты когнитивного анализа и моделирования, сценарные прогнозы развития. В результате структуризации информации о современной ситуации в российском ОПК и механизмах его функционирования были сформулированы следующие базисные факторы комплекса когнитивных моделей ОПК:
1 Боеспособность ВС
2 Вероятность возникновения и интенсивность вооруженных конфликтов и войн
3 Внебюджетные фонды
4 Геополитическое влияние России
5 Государственное финансирование НИОКР
6 Государственные закупки ВВТ
7 Государственные расходы на оснащение ВС
8 Государственные расходы на ремонт и модернизацию ВВТ
9 Загруженность основных фондов
10 Занятость
11 Издержки предприятий ОПК, связанные с проведением НИОКР
12 Издержки предприятий ОПК, связанные с производством
13 Инвестиционная привлекательность ОПК
14 Инвестиционный потенциал ОПК
15 Инвестиционный риск в ОПК
16 Интенсивность военно-технического сотрудничества
17 Интенсивность передачи технологий двойного назначения
18 Квалификация научных работников предприятий ОПК
19 Квалификация производственных работников предприятий ОПК
20 Количество квалифицированных научных работников на предприятиях ОПК
21 Количество квалифицированных производственных работников на предприятиях ОПК
22 Конкурентоспособность гражданской продукции предприятий ОПК
23 Материально-техническая база научных исследований
24 Научно-технический потенциал ОПК
25 Научно-технологический задел предприятий ОПК
26 Общий объем промышленного производства
27 Объем внешних инвестиций
28 Объем и интенсивность НИОКР
29 Объем производства ВВТ
30 Объем производства гражданской продукции
31 Объем работ по ремонту и модернизации ВВТ
32 Оснащенность ВС современными ВВТ
33 Политическая стабильность
34 Прибыль предприятий ОПК
35 Привлекательность научной работы на предприятиях ОПК
36 Привлекательность производственной работы на предприятиях ОПК
37 Производственный потенциал предприятий ОПК
38 Размер федерального бюджета
39 Собственные средства предприятий ОПК
40 Соотношение реального и номинального курса рубля
41 Состояние основных фондов предприятий ОПК
42 Способность ОПК производить современную продукцию
43 Спрос на гражданскую продукцию предприятий ОПК
44 Стоимость энергоресурсов
45 Уровень заработной платы научных работников предприятий ОПК
46 Уровень заработной платы производственных работников предприятий ОПК
47 Уровень и качество ВВТ
48 Экономическая стабильность
49 Экономический рост
50 Экспорт ВВТ
Комплекс когнитивных моделей ОПК состоит из следующих моделей: научнотехнической сферы ОПК; производственной сферы ОПК (рис. б2); военно-политической ситуации; социально-экономической ситуации.
Привлекательность п-п работы на
бПКогййГйвнйямодЦЬ производственной сферы ОПК
Структурный анализ. Анализ целей на непротиворечивость и анализ управляющих факторов на согласованность с целями показал, чт©@ектРрШйейхнепроти-воречив, а вектор управлений согласован с вектором целей. инвестиций
2 Для наглядности некоторые факторы модели изображены на рис. 6 несколько раз. Повторное изображе- Собственные средства ние фактора отмечено пунктирным контуром. ПреДПрИЯТИЙ ОПК
35
Квалификация п-п работников предприятий ОПК
+ 0.6
Способное
+ 0.4
Издери
предприятк
связанн
производ
+ 0
0.8
+ 0.4
Анализ эффективности интегрального воздействия управляющих факторов на целевые показал, что наиболее сильным влиянием на цели обладает фактор «государственные расходы на оснащение Вооруженных Сил».
Следующий по силе влияния на цели фактор - «интенсивность военно-технического сотрудничества», поскольку экспорт вооружения и военной техники является основным источником дохода предприятий ОПК и соответственно их собственных средств.
Фактор «объем внешних инвестиций» занимает следующее место по эффективности влияния на целевые факторы, что объясняется большой ролью инвестиций в восстановлении и накоплении научно-технического и промышленного потенциала оборонной промышленности. Существенную, но меньшую роль играют и связанные с инвестициями факторы: «инвестиционный потенциал», «инвестиционный риск» и «инвестиционная привлекательность».
Саморазвитие ситуации предполагает сохранение существующих тенденций факторов и, по сути, представляет собой экстраполяцию текущего положения с учетом взаимных влияний базисных факторов. При определении результирующего значения тенденции фактора учитываются как собственно тенденции влияющих факторов, так и сила их влияния.
Прогноз саморазвития ОПК (рис. 7)3 (сценарий 1) показывает, что сохранение текущих благоприятных тенденций большинства факторов приведет к заметному, на первый взгляд, улучшению ситуации. Например, повысятся боеспособность ВС, загруженность основных фондов предприятий ОПК, улучшится инвестиционная привлекательность оборонной промышленности, увеличится общий объем производимой предприятиями ОПК продукции и объем внешних инвестиций, резко возрастут прибыль и собственные средства предприятий ОПК и т. д.
Однако более тщательный анализ результатов моделирования показывает, что практически все факторы, характеризующие потенциал оборонной промышленности (производственный потенциал предприятий ОПК, научно-технический потенциал ОПК, способность ОПК производить современную продукцию, количество квалифицированных работников на предприятиях ОПК) ухудшаются и даже приобретают негативные тенденции. Не изменяются уровень и качество ВВТ. Это позволяет сделать вывод о том, что относительное улучшение ситуации в ОПК и ВС достигается вследствие физического увеличения объемов производимой и потребляемой продукции, а не в результате улучшения качества и потребительских свойств этой продукции. Улучшение ситуации происходит за счет использования накопленного ранее задела и загрузки простаивающих производственных мощностей предприятий ОПК. Новый задел при этом не создается.
Таким образом, сохранение текущих благоприятных тенденций приведет лишь к краткосрочному (или среднесрочному) улучшению ситуации, за которым неизбежно при прочих равных условиях последует ухудшение.
Коэффициент благоприятности ситуации для данного сценария составляет 0,2, что означает очень слабое приближение к целям. Это говорит о том, что существующие тенденции не способствуют благоприятному развитию ситуации.
3 Отсутствие на рис. 7 элемента гистограммы со значением начальной, целевой или результирующей тенденции означает, что соответствующее значение равно «0». Для каждого фактора на графике изображены три тенденции: (в порядке их отображения) начальная, целевая и результирующая. Начальная тенденция — текущий темп роста показателя, характеризующего объект (явление или процесс), ассоциированный с данным базисным фактором. Результирующая тенденция — тенденция изменения фактора в результате воздействия на него всех влияющих факторов. Целевая тенденция показывает желательное изменение данного фактора. Значения переменной «тенденция» приведены в таблице. Для отображения на рисунке выбраны факторы комплекса когнитивных моделей, которые в наибольшей степени отражают финансово-экономические и промышленно-технологические аспекты состояния ОПК, его роль в национальной экономике.
Тенденция 1
я
[ГГ
Факторы
-0,6
-0,8
-1
1 9 13 14 20 21 22 24 26 27 29 30 32 34 37 39 41 42 43 47
Рис. 7. Прогноз саморазвития ОПК (сценарий 1):
□ начальная тенденция; □ целевая тенденция; □ результирующая тенденция
Управляемое развитие ситуации. Управляемое развитие ситуации предполагает целенаправленное воздействие на фактор (факторы), т. е. в качестве управления выступает изменение текущей тенденции одного фактора на другое (см. таблицу), распространяемое затем по цепочке влияний.
Из рассмотренного при проведении структурного анализа потенциального вектора управлений (государственные расходы на оснащение ВС, издержки предприятий ОПК, связанные с проведением НИОКР и производственной деятельностью, инвестиционная привлекательность ОПК, инвестиционный риск в ОПК, интенсивность военно-технического сотрудничества, интенсивность передачи технологий двойного назначения, конкурентоспособность гражданской продукции предприятий ОПК, объем внешних инвестиций, привлекательность научной работы на предприятиях ОПК, привлекательность производственной работы на предприятиях ОПК) выбирается наиболее эффективный по степени влияния на вектор целей (боеспособность ВС, научно-технический потенциал ОПК, оснащенность ВС современными ВВТ, производственный потенциал предприятий ОПК, собственные средства предприятий ОПК, способность ОПК производить современную продукцию, уровень и качество ВВТ) фактор: «государственные расходы на оснащение Вооруженных Сил». Учитывая существующий темп увеличения указанных расходов, оценим возможность их повышения как умеренную (+ 0,6). Прогноз развития ОПК с применением указанного управления приведен на рис. 8 (сценарий 2).
Анализ показал, что умеренное повышение государственных расходов на оснащение ВС, не приводит к заметному улучшению ситуации. По-прежнему снижается производственный и слабо развивается научно-технический потенциал предприятий ОПК. Коэффициент благоприятности ситуации для сценария 2 составляет 0,3, что означает очень слабое приближение к целям.
Моделирование и оценка принципиальной возможности улучшения ситуации за счет очень значимого увеличения государственных расходов на оснащение ВС
(сценарий 3) показывают, что даже это неспособно переломить негативные тенденции ОПК. Коэффициент благоприятности ситуации для сценария 3 составляет 0,6, что означает умеренное приближение к целям. Таким образом, для достижения поставленных целей необходимо задействовать дополнительные рычаги управления.
Тенденция 1
0,8
0,6
0,4
0,2
0
-0,2
1 24 32 37 39 42 47
Рис. 8. Прогноз управляемого развития ОПК по сценарию 2 (управление за счет умеренного повышения государственных расходов на оснащение ВС):
□ начальная тенденция; □ целевая тенденция; □ результирующая тенденция
Исследование прогноза управляемого развития ситуации с вектором управлений, включающим восемь факторов (государственные расходы на оснащение ВС; издержки предприятий ОПК, связанные с проведением НИОКР и производственной деятельностью; интенсивность военно-технического сотрудничества; интенсивность передачи технологий двойного назначения; объем внешних инвестиций; привлекательность научной работы на предприятиях ОПК; привлекательность производственной работы на предприятиях ОПК) (сценарий 4), позволяет сделать вывод о существенном улучшении ситуации (коэффициент благоприятности ситуации составляет 0,8, что означает сильное приближение к целям, объясняемое комплексностью мероприятий, проводимых в рамках выбранного вектора управлений) (рис. 9). Такой комплекс может включать предоставление льгот при инвестировании в предприятия ОПК, предоставление государственных гарантий кредиторам ОПК, внедрение эффективных механизмов передачи технологий двойного назначения, повышение объемов прямых государственных инвестиций в ОПК, предоставление льгот работникам оборонной промышленности и пр.
Тенденция
Рис. 9. Прогноз управляемого развития ОПК по сценарию 4 (управление за счет восьми управляющих факторов):
□ начальная тенденция; □ целевая тенденция; □ результирующая тенденция
Выбранный вектор управлений не затрагивает сферы гражданского производства оборонной промышленности и не содержит макроэкономических рычагов воздействия на ОПК. Следует отметить, что основным способом поддержания необходимого уровня собственных средств и страхования рисков, обусловленных выполнением государственных военных контрактов, является диверсификация ассортимента производимой продукции. Основной фактор, определяющий успех такой деятельности - спрос, предъявляемый на гражданскую продукцию предприятий ОПК. Стимулирование такого спроса также может стать одним из способов, направленных на улучшение ситуации в оборонной промышленности. В рамках этого возможны защита производителей высокотехнологичной и наукоемкой гражданской продукции с использованием мер таможенной политики, внедрения современных технологий управления и т. п.
Среди рычагов макроуровня можно назвать инвестиционный риск и инвестиционную привлекательность ОПК. Благоприятное изменение этих факторов приведет к повышению инвестиционного рейтинга предприятий ОПК и, следовательно, к увеличению объемов инвестиций в оборонную промышленность. Соответствующий комплекс мер может включать предоставление льгот при инвестировании в предприятия ОПК, предоставление государственных гарантий кредиторам ОПК и пр. [24].
Прогноз развития ОПК по сценарию 5 (управление осуществляется за счет всех факторов управляющего вектора) приведен на рис. 10.
Тенденции 1
Фактор
Рис. 10. Прогноз управляемого развития ОПК (сценарий 5)
(управление за счет всего вектора управляющих факторов):
□ начальная тенденция; □ целевая тенденция; □ результирующая тенденция
Коэффициент благоприятности ситуации для сценария 5 составляет 1, что означает достижение всех целей.
Сравнение эффективности управленческих решений по сценариям приведены на рис. 11.
Значение
коэффициента
Значение
коэффициента
2
Сценарий о
Рис. 11. Сравнение эффективности управленческих решений:
□ коэффициент благоприятности ситуации; □ эффективность управленческого решения;
П ресурсоемкость управленческого решения
0.8
0.6
0,4
0,2
0
0,75
0,5
0,25
* * *
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что опасность современных войн и вооруженных конфликтов обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их сдерживания и предотвращения. По этой причине наличие у России современных и эффективных ВС становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Проблемы ОПК неотделимы от общих проблем реформирования экономики России, более того, они - часть этих проблем. Положение, в котором находится оборонная промышленность в настоящее время, является следствием общих социально-экономических процессов последнего десятилетия. Решить проблемы ОПК, не решая проблем макроэкономического регулирования, невозможно. Многие проблемы реформирования экономики на макроуровне за десятилетие реформ не получили своего разрешения, о чем свидетельствуют социально-экономические результаты преобразований.
ОПК является относительно самостоятельной системой, но его функционирование невозможно без наличия тесных межсистемных взаимосвязей с внешней политикой, национальной экономикой, военной организацией и пр. Процессы, протекающие в этих сферах жизнедеятельности государства, оказывают решающее воздействие на функционирование оборонной промышленности. Качественное улучшение ситуации в ОПК и повышение его потенциала в долгосрочной перспективе способна обеспечить лишь реализация целостной системы финансовых и институциональных мер, направленных на всестороннее воздействие на ОПК.
Анализ результатов моделирования позволил сделать следующие выводы:
- сохранение текущих благоприятных тенденций приведет лишь к краткосрочному (или среднесрочному) улучшению ситуации, за которым неизбежно при прочих равных условиях последует ухудшение. Это говорит о том, что существующие тенденции не способствуют благоприятному развитию ситуации;
- умеренное повышение государственных расходов на оснащение ВС не приведет к заметному улучшению ситуации;
- очень сильное увеличение государственных расходов на оснащение ВС также неспособно переломить негативные тенденции в ОПК;
- существенное улучшение ситуации может быть достигнуто лишь вследствие реализации комплекса мероприятий, который может включать предоставление льгот при инвестировании в предприятия ОПК, предоставление государственных гарантий кредиторам ОПК, внедрение эффективных механизмов передачи технологий двойного назначения, повышение объемов прямых государственных инвестиций в ОПК, предоставление льгот работникам оборонной промышленности и пр.
Формирование четкой государственной политики в области развития современных ВВТ и активизация деятельности предприятий ОПК практически в равной степени необходимы для наращивания военного потенциала России. Это обусловлено тем, что государственная политика определяет приоритеты в области развития современных ВВТ, а предприятия ОПК представляют собой хозяйствующие субъекты, которые реализуют государственные замыслы обеспечения военной безопасности России. В условиях перехода к рыночной экономике эти предприятия становятся более самостоятельными в финансово-экономическом плане, что позволяет им вырабатывать собственные стратегии управления научно-производственным циклом разработки и производства современных ВВТ и военных технологий. Одним из основных условий эффективной деятельности предприятий ОПК является достаточность финансовых ресурсов, которые формируются из собственных средств предприятий, а также за счет государственного финансирования. При
этом важно, чтобы продукция ОПК, отвечающая современным мировым тенденциям развития ВВТ, была в первую очередь востребована на внутреннем рынке.
Литература
1. Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. Доклад Министерства обороны Российской Федерации. М.: Министерство обороны Российской Федерации, 2003.
2. Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ № 706 от 21 апреля 2001 г.
3. The National Security Strategy of the United States of America. Wash.: U.S. Government Printing Office, 2006.
4. Хрусталёв Е.Ю. Военная безопасность России в условиях глобализации //Концепции, 2004, № 2.
5. SlPRI Yearbook 2006: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford: Oxford University Press, 2006.
6. Плотников В.А., Харламов А.В. Военная экономика в системе обеспечения национальной безопасности. СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
7. Фарамазян РА., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в XX и начале XXI века. М.: ИМЭМО РАН, 2004.
8. Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономические проблемы и региональная политика // ЭКО, 2005, № 5.
9. Poast P. The Economics of War. Irwin: McGraw-Hill, 2004.
10. КузыкБ.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М.: Русский биографический институт, 1999.
11. Соколов А.В. Оборонная промышленность России: состояние и тенденции развития. Новосибирск: ИЭОПП, 2003.
12. Буренок ВМ., Лавринов ГА., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.
13. Макаренко Д.И. Когнитивная модель государственной военно-технической политики // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC-2003): Труды 3-й Международной конференции. Т. 1. М.: ИПУ РАН, 2003.
14. Морозов В.П., Тихомиров В.П., Хрусталёв Е.Ю. Гипертексты в экономике: информационная технология моделирования. М.: Финансы и статистика, 1997.
15. Поспелов ДА. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986.
16. Теоретические основы системного анализа / В.И. Новосельцев, В.К. Голиков, Б.Е. Демин и др.; Под ред. В.И. Новосельцева. М.: СИНТЕГ, 2005.
17. Поспелов ДА. Логико-лингвистические модели в системах управления. М.: Энергоиздат, 1981.
18. Макаренко Д.И., Максимов В.И. Проблемы согласования предпочтений и интересов участников в когнитивных моделях активных систем // Теория активных систем: Труды международной научно-практической конференции. М.: ИПУ РАН, 2001.
19. Levi A., Tetlock P. A Cognitive Analysis of Japan's 1941 Decision for War //Journal of Conflict Resolution. 1980. Vol. 24. № 2.
20. Kim D-H. Cognitive Maps of Policy Makers on Financial Crises of South Korea and Malaysia: A Comparative Study // International Review of Public Administration. 2005. Vol. 9. № 2.
21. Causal Mapping for Research in Information Technology / Ed. by V. Narayanan and D. Armstrong. Hershey: Idea Group Inc. 2005.
22. Максимов В.И., Корноушенко Е.К. Аналитические основы применения когнитивного подхода при решении слабоструктурированных задач // Труды ИПУ РАН. 1999, том II.
23. Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций // Проблемы управления. 2005. № 3.
24. Хрусталёв Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.