КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У АФРИКАНСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
В.А. Тимофейчева
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Анализируются качественные характеристики психологической структуры ответственности у африканских и латиноамериканских студентов.
Ответственность в современной отечественной психологии рассматривается как одно из базовых качеств личности [1; 2; 3; 4; 6]. Феноменальность ответственности объясняется тем, что в настоящее время отсутствует единая позиция, которая позволила бы характеризовать исследуемое качество по определенному содержательному смыслу как образование однозначное, определенное, конечное, с четко обозначенными границами. Многоплановость и вместе с тем односторонность подходов к исследованию ответственности не позволяет в полной мере раскрыть ее внутреннюю сущностную наполненность. Вместе с тем вопросы природы ответственности также остаются нерешенными в современной науке. Наиболее полный комплексный анализ ответственности как качества личности представляется с позиций системного подхода А.И. Крупнова [2], благодаря которому возможно более полное и глубокое исследование установочно-целевых, мотивационно-смысловых, регуляторно-динамических, рефлексивно-оценочных характеристик личности. Рассматривая кросскультурные особенности ответственности у африканских и латиноамериканских студентов [5; 6], остановимся более подробно на качественных особенностях ответственности африканских и латиноамериканских студентов.
Африканских студентов отличает высокая социоцентричность, осмысленность, предметность и одновременно субъектность, стеничность, активность регуляции, повышенная аэргичность, наличие операциональных трудностей (рис. 1). В содержательном отношении это свидетельствует о том, что для них характерно желание проявлять заботу о других, высокая степень осмысленности ответственности, они успешно справляются с выполнением коллективных дел, одновременно стремясь завершить свои начинания и развивая свою самостоятельность, переживая при этом чувство радости от выполнения ответственного дела, рассчитывая только на свои собственные силы, но при этом испытывают трудности, связанные с владением разнообразными приемами и способами реализации ответственности; возможно, в связи с этим и проявляется неустойчивость ответственности. Они умеют отличать ответственность от других черт личности. Они обязательны и добросовестны, строго выполняют свое обещание. Они обязуются строго выполнять порученное дело, понимая ответственность как внутреннюю обязанность перед самим собой. Им присуще проявление ответственности в учебе, работе, в освоении профессий, решении задач, поставленных группой, коллективом и т.д.
В то же время они пытаются реализовать себя, т.е. решают личные проблемы, и стремятся лучше устроиться в жизни. У них доминируют побуждения, связанные чувством долга, стремлением реализовать намерения близких людей, желанием помочь им, желанием заслужить уважение в группе, коллективе, помочь окружающим. Доминирование эмоций радости, гордости, оптимизма в реализации ответственных дел и предвосхищения положительного исхода, задуманных намерений являются ведущими в выполнении ответственного дела. Но вместе с тем им свойственна неустойчивость в проявлении ответственности, они часто отказываются от ранее обещанного, отступают перед трудностями, необязательны в делах и т.п. У африканских студентов отмечается активная регуляция ответственности. Они желают и умеют всего добиваться сами: своей работой, трудом. Им также свойственна уверенность, что все удачи и неудачи зависят только от их ответственного отношения к делу, они не надеются на внешние обстоятельства и других людей и т.п. Они в большей мере испытывают личностные и операциональные трудности в реализации ответственности, т.е. не имеют достаточно способов и приемов для осуществления ответственных мероприятий, и, возможно, следствием этого является неустойчивость проявления ответственности. Они мало стремятся при реализации ответственности ориентироваться на общественные цели (реализацию теоретических и инициативных дел, достижение успехов в деятельности, обретение надежных и верных друзей и др.). Это стремление у них ослаблено, их деятельность при выполнении ответственного поручения нацелена главным образом на получение знаний и другого опыта, достижение успехов в деятельности, стремление быть уважаемым и др.
40 ---.---.----.---.---.---.---.---.---.---.----.---.---.---.---.---.---
35
Рис. 1. Средние показатели ответственности и профиль специфики ее проявлений у африканских студентов
У латиноамериканских студентов доминирует осведомленность и переменные общественные и личностные ценности, а также средние социоцентричность и эгоцентричность, осмысленность, предметность, субъектность, эргичность, стенич-ность, активность регуляции (рис. 2). В содержательном плане это свидетельствует о поверхностном суждении об ответственности; их намерения связаны с деятельностью, направленной на достижение общественного признания и одновременно удовлетворение своих потребностей и осуществление своих планов, они стремятся к признанию, успеху в деятельности и повышению эффективности профессиональной деятельности; более устойчивы в проявлении ответственности. Они слабо дифференцируют ответственность от других черт личности. Они менее обязательны и добросовестны, нестрого выполняют свое обещание и скорее не возьмут на себя обязательство строго выполнять порученное дело, так как слабо осознают свою ответственность.
40 ---.---.---.--.---.---.--.---.---.---.--.---.---.--.---.---.--
Рис. 2. Средние показатели ответственности и профиль специфики ее проявлений у латиноамериканских студентов
У них более выражена осведомленность (поверхностные суждения) об ответственности, с указанием на наличие несущественных признаков в определении ответственности (стремление отстоять свою позицию, преодоление трудностей на пути к цели, условие и средство достижения любых целей и т.п.), что указывает на отсутствие дифференцированности признаков ответственности с другими свойствами личности. Они реже проявляют ответственность к решению задач, поставленных группой или коллективом, укреплению межличностных отношений, но также заинтересованы в лучшем устройстве собственной жизни и работы. У них ослаблено стремление помочь близким, помочь окружающим,
ослаблены побуждения, связанные с чувством долга. Латиноамериканские студенты яркой выраженности гордости, оптимизма в реализации ответственных дел не испытывают. Они довольно редко отступают перед трудностями, более устойчивы в проявлении ответственности. Они редко отказываются от ранее обещанного, более обязательны в выполнении поручений. У них, как и у африканских студентов, выражено желание и умение всего добиваться самим: своей работой, трудом; свойственна уверенность, что все удачи и неудачи зависят только от их ответственного отношения к делу. Однако они более склонны надеяться на внешние обстоятельства и других людей. Они стремятся при реализации ответственности ориентироваться на общественные цели (реализацию теоретических и инициативных дел, достижение успехов в деятельности, обретение надежных и верных друзей и др.). Они не испытывают трудностей в реализации ответственности, т.е. имеют достаточно способов и приемов для осуществления ответственных мероприятий, поэтому реже отступают перед трудностями, их ответственное поведение более устойчиво, нацелено на достижение признания в обществе, в группе, на достижение успехов в деятельности, обретение надежных и верных друзей. Сравнительные средние показатели ответственности африканских и латиноамериканских студентов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Средние показатели ответственности и профиль специфики проявлений ответственности у африканских студентов
Таким образом, значимые отличия по переменным социоцентричности, осмысленности, предметности, субъектности, аэргичности, стеничности, интерналь-ности свидетельствуют о специфике мотивационных, когнитивных, продуктивных, динамических, эмоциональных, регуляторно-волевых проявлений ответственно-
сти, которые у африканских студентов более выражены. Различия в переменных когнитивного компонента свидетельствует о том, что ответственность африканских студентов носит более осмысленный характер в отличие от латиноамериканских студентов. В признаках эгоцентричности, эргичности, астеничности, экстер-нальности значимых различий у исследуемых групп не обнаружено.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Завадская Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников. — Минск, 1981.
[2] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М., 1995.
[3] МуздыбаевК. Психология ответственности. — Л., 1983.
[4] Осташева М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности современного подростка: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1989.
[5] Тимофейчева В.А. Сравнительный анализ факторной структуры ответственности у африканских и латиноамериканских студентов // Вестник ГУУ. Серия «Социология и управление персоналом». — 2008. — № 8. — С. 128.
[6] Тимофейчева В.А. Ответственность как системное качество личности и ее сущностные признаки // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 3. — С. 40.
QUALITATIVE FEATURES OF PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE RESPONSIBILITY AT THE AFRICAN AND LATIN AMERICAN STUDENTS
V.A. Timofejcheva
Chair of Psychology and Pedagogics Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya srt., 6, Moscow, Russia, 117198
In clause qualitative features of structure of the responsibility at African and Latin American students are analyzed. Significant differences testify to specificity motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, strong willed displays of the responsibility which at the African students are more expressed.