Научная статья на тему 'Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста'

Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
микрофинансовая организация / кредитный потребительский кооператив / меры государственного регулирования / динамика состояния рынка / крупнейшие микрофи- нансовые организации / точки роста / microfinance organization / credit consumer cooperative / the measures of state regulation / the dynamics of the market / the largest microfinance institutions / points of growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репина Евгения Геннадьевна

Данная статья посвящена рассмотрению динамических и качественных изменений на рынкемикрофинансирования в связи с началом ужесточения мер государственного регулированиянебанковского сектора экономики Российской Федерации в 2014 году. Уделено вниманиеконкретным нормативным актам и документам, регулирующим деятельность микрофинан-совых организаций и кредитных потребительских кооперативов. Проведен сравнительныйанализ реакции рынка данных организаций на введённые правила и ограничения, что позво-лило выявить различия в причинах ухода игроков из данного сектора экономики России. Встатье представлено статистическое исследование некоторых показателей деятельностикрупнейших микрофинансовых организаций (совокупный размер портфеля, совокупныйобъем выдачи, количество выданных микрозаймов, сумма займа в среднем), деятельностькоторых контролирует Центральный аппарат Банка России. Проанализированы возможныеточки роста небанковского сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Репина Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative changes of microfinance market: government regulation and point of growth

This article deals with the technical and qualitative changes in the microfinance market in connection with the beginning of the tightening of state regulation of non-banking sector of the Russian economy in 2014. Attention is paid to specific regulations and documents regulating the activities of microfinance institutions and credit consumer cooperatives. A comparative analysis of the market reaction to the data entered on the organizations rules and restrictions, which revealed differences in the reasons for leaving the players of this sector of the Russian economy. The article presents a statistical study of some indicators of activity of the largest microfinance institutions (total size of the portfolio, the total volume of issuance, the number of issued micro-loans, the loan amount on average), whose activities are controlled by the central unit of the Bank of Russia. The possible points of growth of the banking sector.

Текст научной работы на тему «Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста»

ISSN 2410-1672 (online)

Региональное развитие • № 8(12) • 2015

Региональная экономика и управление

http://regrazvitie. ru regrazvitie@yandex. ru

Выходные сведения статьи:

Репина Е.Г. Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 8(12). URL: https://regrazvitie.ru/kachestvennYe-izmeneniYa-rvnka-mikrofinansirovaniYa-gosudarstvennoe-regulirovanie-i-tochki-rosta/

УДК 330.342

Качественные изменения рынка микрофинансирования: государственное регулирование и точки роста

© 2015 Репина Евгения Геннадьевна1

E-mail: [email protected]

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена рассмотрению динамических и качественных изменений на рынке микрофинансирования в связи с началом ужесточения мер государственного регулирования небанковского сектора экономики Российской Федерации в 2014 году. Уделено внимание конкретным нормативным актам и документам, регулирующим деятельность микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов. Проведен сравнительный анализ реакции рынка данных организаций на введённые правила и ограничения, что позволило выявить различия в причинах ухода игроков из данного сектора экономики России. В статье представлено статистическое исследование некоторых показателей деятельности крупнейших микрофинансовых организаций (совокупный размер портфеля, совокупный объем выдачи, количество выданных микрозаймов, сумма займа в среднем), деятельность которых контролирует Центральный аппарат Банка России. Проанализированы возможные точки роста небанковского сектора экономики.

Ключевые слова: микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, меры государственного регулирования, динамика состояния рынка, крупнейшие микрофинансовые организации, точки роста.

Qualitative changes of microfinance market: government regulation and point of growth

©2015 Repina Evgeniia Gennadievna1

E-mail: [email protected] Samara State University of Economics

This article deals with the technical and qualitative changes in the microfinance market in connection with the beginning of the tightening of state regulation of non-banking sector of the Russian economy in 2014. Attention is paid to specific regulations and documents regulating the activities of microfinance institutions and credit consumer cooperatives. A comparative analysis of the market reaction to the data entered on the organizations rules and restrictions, which revealed differences in the reasons for leaving the plaYers of this sector of the Russian economY. The article presents a statistical studY of some indicators of activitY of the largest microfinance institutions (total

1 Репина Евгения Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры математической статистики и эконометрики ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Repina Evgeniia Gennadievna - PhD, Associate Professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 8(12) • 2015

Regional economy and management

http://regraz.vitie. ru regrazvitie@yandex. ru

size of the portfolio, the total volume of issuance, the number of issued micro-loans, the loan amount on average), whose activities are controlled by the central unit of the Bank of Russia. The possible points of growth of the banking sector.

Keywords: microfinance organization, credit consumer cooperative, the measures of state regulation, the dynamics of the market, the largest microfinance institutions, points of growth.

В условиях турбулентности экономической системы особое значение приобретает сохранение стабильного функционирования финансовой среды. Регулятор в лице Центрального Банка России реализует меры денежно-кредитной политики, призванные стабилизировать и укрепить все ее составляющие. Одним из сегментов финансового рынка, подвергшимся мерам ужесточения государственного регулирования, является рынок микрофинансирования. Игроки рынка микрофинансов ориентированы на оказание финансовых услуг населению, субъектам малого и среднего предпринимательства в относительно небольших денежных объемах часто вследствие отсутствия полноценного доступа к банковским ресурсам. Причинами этой ограниченности могут являться «серые зарплаты», низкая финансовая грамотность, несоответствие отчетности предпринимателей требованиям банков. В работе [1] указывается на связующую роль микрофинансирования между коммерческой деятельностью и социальной сферой в контексте стимулирования предпринимательской активности физических лиц.

В связи с возрастающей ролью микрофинансирования в развитии социальноэкономической сферы и необходимости в установлении жестких правил его функционирования ужесточение мер государственного регулирования рынка привело к массовому отзыву лицензий его субъектов. Конкретные меры регулятора (ЦБ РФ) приведены в работе [2]. Среди причин, послуживших основой отзыва лицензий, явились: непредставление отчетности о деятельности, составе руководящего аппарата, изменениях в учредительных документах [8]. Динамические изменения числа субъектов рынка МФО представлены на рис. 1 по данным Статистического бюллетеня Банка России [3].

-н CS СП Tt 'П 40 Г- 00 04 О I CS I CS СП Tt 'П 40 Г-' 00 04

р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р р

ооооооооооооооооооооо

Рис. 1. Динамика количества микрофинансовых организаций (01.01.2014 - 01.09.2015)

Ниже приведены нормативные акты и документы, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций [5]:

- 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма» (07.08.2001);

- 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (01.12.2007);

- 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (02.07.2010);

- Приказ Минфина России 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» (30.03.2012);

- 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (21.12.2013);

- Указание Банка России 3240-У, 3249-У, 3263-У, 3588-У, 3719-У.

Сопоставляя данные рис.1 с приведенными выше нормативными актами, можно констатировать факт начала сжатия рынка МФО по числу игроков с принятием Банком России жестких мер государственного регулирования рынка. Так, сокращение рынка впервые было отмечено в ноябре 2014г (начали действовать Указания Банка России: 3240-У, 3249-У, 3263-У, 3358-У). Более детально, отследить тенденцию позволяют данные табл. 1.

Таблица 1 - Динамические изменения числа микрофинансовых организаций _____________________________(01.01.2014-01.09.2015) _____________________

Отчетная дата Число МФО, ед. Цепной темп роста, % % роста / сокращения

01.01.2014 3860

01.02.2014 3905 101,17 1,17

01.03.2014 3989 102,15 2,15

01.04.2014 4039 101,25 1,25

01.05.2014 4157 102,92 2,92

01.06.2014 4210 101,27 1,27

01.07.2014 4289 101,88 1,88

01.08.2014 4335 101,07 1,07

01.09.2014 4367 100,74 0,74

01.10.2014 4421 101,24 1,24

01.11.2014 4408 99,71 -0,29

01.12.2014 4356 98,82 -1,18

01.01.2015 4200 96,42 -3,58

01.02.2015 4076 97,05 -2,95

01.03.2015 4035 98,99 -1,01

01.04.2015 3897 96,58 -3,42

01.05.2015 3812 97,82 -2,18

01.06.2015 3735 97,98 -2,02

01.07.2015 3684 98,63 -1,37

01.08.2015 3705 100,57 0,57

01.09.2015 3450 93,12 -6,88

В период 01.01.2014 - 01.11.2014 процент роста числа игроков на рынке изменялся в интервале (0,74 - 2,92) %. Уровень ежемесячного сжатия рынка МФО после введения мер государственного регулирования колебался уже в пределах 1-6%. Следует отметить максимальное падение числа МФО в августе 2015г. (-6,88%). По мнению аналитиков с рынка исчезнут небольшие МФО, а сам государственный реестр существенно сократится. Отметим, что итогом данного процесса явилось сокращение рынка на 971 МФО (max—min ).

3

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 8(12) • 2015

Regional economy and management

http://regraz.vitie. ru regrazvitie@yandex. ru

Особо необходимо отметить, что из 3450 МФО, зарегистрированных в государственном реестре на 01.09.2015г., большая часть рынка контролируется 17 крупнейшими организациями, имеющими разветвленную сеть филиалов в регионах РФ. Деятельность этих организаций контролирует центральный аппарат Банка России: ООО «Домашние деньги», ООО «Магазин Малого Кредитования», ООО «Мани Мен», ООО «МигКредит», ООО «Микрофи-нанс», ООО «Мол. Булак.Ру», ООО «Нано-Финанс», ООО «Народная Казна», ООО «Управляющая компания Деньги Сразу», ООО «Центр Финансовой Поддержки», Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, ЗАО «Кредитный Союз», Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», ОАО «ФИНОТДЕЛ», ЗАО «4финанс», Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства [7].

В октябре 2015г. рейтинговым агентством «ЭКСПЕРТ РА» были опубликованы материалы исследования «Микрофинансирование в России» [4]. На основе опубликованной информации была проанализирована динамика деятельности 9 крупнейших МФО, деятельность которых регулирует центральный аппарат Банка России. Заметим, что информация была получена Рейтинговым агентством RAEX («ЭКСПЕРТ РА») по результатам анкетирования данных МФО, размещена на официальном сайте агентства [4] (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели деятельности некоторых крупнейших микрофинансовых организаций РФ

Наименование МФО Отчетный период Совокупный размер портфеля, млн. руб. (на 01.07.2015г.) Отчетный период Совокупный объем выдачи, млн. руб. (1 полугодие) Количество выданных микрозаймов, шт. (1 полугодие) Сумма займа в среднем, тыс. руб. (1 полугодие)

всего: "до зарплаты” потребительские микрозаймы физ. лицам микро- займы бизнесу

млн. руб. (% в портфеле) млн. руб. (% в портфеле) млн. руб. (% в портфеле)

ООО "Домашние Деньги" 01.01.2015 5311,8 0 (0) 5311,8 (100) 0 (0) 2014 2548,1 102921 24,76

01.07.2015 5 874,5 0 (0) 5874,5 (100) 0 (0) 2015 2 424,0 111 974,0 21,65

ООО «Управляющая компания Деньги Сразу» 01.01.2015 1 487,2 1487,2 (100) 0 (0) 0 (0) 2014 1 262,7 218 606,0 5,78

01.07.2015 1 947,7 1863,7 (95,7) 0 (0) 84 (4,3) 2015 1 479,4 236 738,0 6,25

Ростовское региональное агентство поддержки 000 "Мани Мен" ОАО "ФИНОТДЕЛ" 000 "Микрофинанс" ГК «Быстроденьги» (000 "Магазин Малого Кредитования", 000 "АВ- 000 "МигКредит"

предпринима- тельства ГУСТФИНАНС")

01.07.2015 01.01.2015 01.07.2015 01.01.2015 01.07.2015 01.01.2015 01.07.2015 01.01.2015 01.07.2015 01.01.2015 01.07.2015 01.01.2015

On ю

6 LO О О Н- LJ ю ю LA On

40 о ю 40 О 00 40 00

Ъо о LJ LA Ю н— 00 40 н—

к> 00 LA 00 LJ 40 On

о О On Ю О Ъо 4-- LJ о о о О ю 00 Ъо 3 ю LJ On 3 Ю О 3)

3 3 3 3 3 3 3 3) 3

о о ^1 о о w 3 3 On

н-

LA LA

LA 40

о о о О о о о о о о •5"*

LJ

о о о о о о о о о о 3 ^1

00

3

LA 4--

u> Ю

JO Ъо -•J о о 3 о 3 ° -J"*4 ^ 3 LJ о о о о

о ^ о >R О О о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о О о У о X1 о о о о о

о О н- w ю w 00 w LA

о о

2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014

ю ю -1^ -1^ н- к>

О о 00 к> On й On о Ю ю

U) la 04 3 Ю ю 00 О ю о О 40

ю LA о ю 40 Ъо "la 3) "la

LA U) On ^1 LJ LA 40 00 4-- 00 4-- LJ ^1 ^1 ^1

4-- 04 О LA 4-- О ^1 On LA о 00 О 17,0 On On LA On О о On LA Ю LA LJ о 00 ю 40 ю 40 LA

О о О о о О

^1 On Ю 4-- 28,9:

ю LJ ^1 LA LA Ю ^1 О LA -1^ й

о -•J V 3 00 00 О V 3

н— О ^1 00 <1 4-- 00 ю On

LA ю о О ю LA

ISSN 2410-1672 (online) Regional development • № 8(12) • 2015 http://resraz.vitie.ru

Regional economy and management regrazvitie@yandex. ru

cd .

Фонд развития малого предпринима- тельств Республики Саха (Якутия) 01.01.2015 446,5 0 (0) 0 (0) 446,5 2014 85,2 _ _

01.07.2015 441,0 0 (0) 0 (0) 441 (100) 2015 58,5 77,0 759,74

Анализ совокупного размера портфеля займов этих организаций позволил сделать вывод о том, что МФО сосредотачивают свою деятельность в конкретном сегменте рынка, а именно: займы «До зарплаты» - ООО "Мани Мен", ГК Быстроденьги (ООО "Магазин Малого Кредитования", ООО "АВГУСТФИНАНС"); потребительские микрозаймы физ. лицам -ООО "Домашние Деньги"; микрозаймы бизнесу - ООО "Микрофинанс", ОАО "ФИНОТДЕЛ", Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия).

Только две МФО диверсифицировали свой портфель займов: ООО «Управляющая компания Деньги Сразу» сочетает займы «До зарплаты» с микрозаймами бизнесу (95,7% и 4,3% соответственно), портфель ООО "МигКредит" включает займы «До зарплаты» и потребительские займы физическим лицам (2,3% и 97,7% соответственно).

Динамические изменения характеристик портфеля МФО представлены на рис.2.

Рис. 2. Изменение характеристик портфеля анкетированных МФО (1 полугодие 2015г.)

В рамках исследования «Рынок микрофинансирования в I полугодии 2015 года: ограничители роста», материалы которого опубликованы на официальном сайте «Эксперт РА» [4] приводятся интервью руководителей ряда МФО, таких как ГК «Деньги сразу», Kredito24.ru, ООО «Выручай-Деньги», «Брио-финанс», ООО «ЗАЙМЕР». Согласно высказанным мнениям можно выделить следующие тенденции на рынке микрофинансов:

1. В связи с ухудшением экономической ситуации произошло ужесточение требований к заемщикам, что привело к сокращению их числа. Следствием этого явилось улучшение платёжной дисциплины;

2. Усиление роли саморегулируемых организаций (СРО) на финансовом рынке как эффективного инструмента определения правил работы МФО, что привело к сокращению «серого» сектора рынка и способствовало улучшению прозрачности деятельности МФО для клиентов и государства;

3. Ухудшение доступности источников фондирования (средства физических лиц, банковские кредиты, кредиты от некоммерческих МФО не более 1 млн.р., собственные средства учредителей) из-за волатильности на валютном и фондовых рынках;

4. Возможные точки роста: совершенствование системы мониторинга портфеля организации, корректировка скоринговых моделей, многоуровневая оценка заёмщика, диверсификация источников фондирования, усиление продуктовой линейки.

Одним из участников рынка микрофинансирования является кредитный потребительский кооператив (КПК). Согласно Федеральному закону «О кредитной кооперации» 190-ФЗ кредитный потребительский кооператив - это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [10]. В данном секторе финансового рынка также было произведено ужесточение Банком России мер государственного регулирования, а именно [6]:

• 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма» (07.08.2001);

• 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (01.12.2007);

• 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (18.07.2009);

• Приказ Минфина 44Н «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций КПК» (19.04.2011);

• Указание Банка России 3240-У, 3249-У, 3322-У, 3356-У, 3357-У, 3531-У, 3577-У, 3719-У.

Исходя из вышеперечисленных нормативных актов, деятельность КПК подверглась ужесточению мер государственного регулирования даже в большей степени, чем деятельность МФО. Однако динамика численности КПК на рынке отличается от динамики численности МФО (рис. 3).

о

о

С4 СП

О О

’■t

о

1П 40

о о

г-

о

00 04

о о

о

о

С4 СП

о о

’■t

о

1П 40

о о

г-

о

00 04

о о

Рис. 3. Динамика количества кредитных потребительских кооперативов

(01.01.2014 - 01.09.2015)

7

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 8(12) • 2015

Regional economy and management

http://regraz.vitie. ru regrazvitie@yandex. ru

Состояние данного сегмента финансового рынка не отличается устойчивым динамическим трендом. На рис. 3 наглядно представлены периодические колебания численности кредитных потребительских кооперативов. Введение Указаний Банка России 3240-У, 3249-У, 3322-У, 3356-У, 3357-У привели к резкому сокращению числа игроков рынка КПК (-2,77%). Затем субъекты рынка адаптировались к новым требованиям регулятора и уже к ноябрю численность КПК возросла (+3,18%). В результате повторной коррекции численность КПК сократилась до уровня примерно 3500 организаций и поддерживалась на этом уровне все первое полугодие 2015г. (табл.3, данные статистической отчетной [3]).

Начиная с июня 2015г., в сегменте КПК наблюдались заметные колебания: рост на 2,29% с последующим падением в пределах 0,5-1%. В целом, заметим, что если сравнивать численность КПК на финансовом рынке на крайние даты исследования (01.01.2014 / 01.09.2014) разность составит лишь (-9) организаций, что свидетельствует о большей степени готовности кредитных потребительских кооперативов к мерам государственного регулирования по сравнению с микрофинансовыми организациями. Деятельность 42 КПК по состоянию на 14.10.2015 контролирует центральный аппарат ЦБ РФ.

Таблица 3 - Динамические изменения числа кредитных потребительских кооперативов (01.01.2014-01.09.2015)

Отчетная дата Число кредитных потребительских кооперативов, ед. Цепной темп роста, % % роста/ сокращения

01.01.2014 3602

01.02.2014 3585 99,53 -0,47

01.03.2014 3586 100,03 0,03

01.04.2014 3584 99,94 -0,06

01.05.2014 3584 100,00 0,00

01.06.2014 3589 100,14 0,14

01.07.2014 3586 99,92 -0,08

01.08.2014 3608 100,61 0,61

01.09.2014 3508 97,23 -2,77

01.10.2014 3525 100,48 0,48

01.11.2014 3637 103,18 3,18

01.12.2014 3534 97,17 -2,83

01.01.2015 3545 100,31 0,31

01.02.2015 3545 100,00 0,00

01.03.2015 3544 99,97 -0,03

01.04.2015 3544 100,00 0,00

01.05.2015 3544 100,00 0,00

01.06.2015 3625 102,29 2,29

01.07.2015 3645 100,55 0,55

01.08.2015 3612 99,09 -0,91

01.09.2015 3593 99,47 -0,53

Причинами исключения МФО / КПК из государственного реестра согласно данным статистики применения мер воздействии ЦБ РФ в 2014 году стали:

- по заявлению: 731 / 0 организаций соответственно;

- по ликвидации: 7 / 65 организаций соответственно;

- в связи с реорганизацией: 55 / 1 организаций соответственно;

- за нарушение: 499 / 0 организаций соответственно.

О качестве организации работы и соблюдении требований регулятора свидетельствует статистика применения иных мер надзорного реагирования в отношении МФО / КПК, а именно:

■ предписание об устранении нарушений: 4884 (34 - Центральный аппарат ЦБ) / 442 организации соответственно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ постановление о привлечении к административной ответственности: 30 / 6 организаций соответственно;

■ постановление о прекращении дела по малозначительности: 14 / 1 организаций соответственно.

Данные статистики нарушений красноречиво свидетельствуют о несоблюдении большим числом микрофинансовых организаций требований регулятора, чего нельзя сказать о деятельности кредитных потребительских кооперативов. Этим и объясняется существенное различие в динамических изменениях численности участников рынка.

В целом, можно говорить о качественных изменениях небанковского сектора экономики России, его возрастающей роли в направлении поддержки развития социальноэкономической сферы, предпринимательства в условиях роста стоимости фондирования и сокращения точек банковского присутствия в субъектах Федерации.

Список литературы

1. Езангина И.А., Шахбазян Е.М. Микрофинансовые организации в России: опыт прошлого, настоящее, будущие перспективы // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4 (ч.1). - С. 854-859.

2. Репин О.А., Репина Е.Г. Динамические изменения и кластерный анализ в статистическом исследовании деятельности микрофинансовых организаций РФ // Самара: Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - №1 (123). - 2015. - С. 74-79.

3. Статистический бюллетень Банка России - Москва: ЦБ РФ. - №1 (260), №8 (267), 9 (268) 2015. - 333 с. URL: http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs1509r.pdf

4. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/proiect/micro fin/2015/resume/

5. Официальный сайт Центрального Банка РФ. URL:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/legislation/legals microfinance.htm&pid=common inf &sid=ITM 20203

6. Официальный сайт Центрального Банка РФ. URL:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/legislation/legals credit consumer cooperatives.htm& pid=common inf&sid=ITM 36271

7. Официальный сайт Центрального Банка РФ. URL:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/supervision/list r462.htm&pid=sv micro&sid=ITM 3 5610

8. URL: htpp://buiet.ru/arti cle/259167.php

9. Федеральный закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=168439;req=doc

10. Федеральный закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=182148;req=doc

9

ISSN 2410-1672 (online)

Regional development • № 8(12) • 2015

Regional economy and management

http://regraz.vitie. ru regrazvitie@yandex. ru

References

1. Ezangina, I.A. & Shahbazjan, E.M. (2015). Mikrofinansovye organizacii v Rossii: opyt pro-shlogo, nastojashhee, budushhie perspektivy, Jekonomika i predprinimatel'stvo, 4 (ch.1), 854859.

2. Repin, O.A. & Repina, E.G. (2015). Dinamicheskie izmenenija i klasternyj analiz v statisti-cheskom issledovanii dejatel'nosti mikrofinansovyh organizacij RF, Vestn. Samar. gos. jekon. un-ta, 1 (123), 74-79.

3. Statisticheskij bjulleten' Banka Rossii - Moskva: CB RF. (2015). №1 (260), №8 (267), 9 (268), 333, Available at: http://cbr.ru/publ/BBS/Bbs1509r.pdf

4. Oficial'nyj sajt rejtingovogo agentstva «Jekspert RA». Available at:

http://raexpert.ru/project/micro fin/2015/resume/

5. Oficial'nyj sajt Central'nogo Banka RF. Available at:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/legislation/legals microfinance.htm&pid=common inf &sid=ITM 20203

6. Oficial'nyj sajt Central'nogo Banka RF. Available at:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/legislation/legals credit consumer cooperatives.htm& pid=common inf&sid=ITM 36271

7. Oficial'nyj sajt Central'nogo Banka RF. Available at:

http://cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/supervision/list r462.htm&pid=sv micro&sid=ITM 3 5610

8. Available at: htpp://bujet.ru/article/259167.php

9. Federal'nyj zakon № 151-FZ «O mikrofinansovoj dejatel'nosti i mikrofmanso-vyh organizacijah». Available at:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=168439;req=doc

10. Federal'nyj zakon № 190-FZ «O kreditnoj kooperacii». Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=182148;req=doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.