Реформирование здравоохранения
Е.А. Тельнова,
доктор фармацевтических наук, заместитель руководителя Росздравнадзора, г. Москва
КАЧЕСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
Главная цель социальной политики российского государства — последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в том числе по обеспечению доступности качественной медицинской и лекарственной помощи. Доступность лекарственной помощи зависит от комплекса составляющих:
1) ресурсов лекарственных средств, то есть наличия необходимого ассортимента, и их распределения;
2) материально-технической базы аптечных организаций, их размещения с точки зрения удобства для населения (пространственно-временная доступность);
3) экономических факторов, имея в виду обеспеченность оборотными средствами для закупки и завоза необходимых объемов лекарственных средств, а также цены на них как одного из факторов доступности медикаментов для населения и лечебно-профилактических учреждений.
Отдельно каждый элемент доступности не может обеспечить качество лекарственного обеспечения, под которым мы понимаем удовлетворение потребности пациентов, включая социально незащищенные группы населения, в соответствии с терапевтическими показаниями и нозологией заболевания.
Ритмичность обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (программа ОНЛС) находится в прямой зависимости от качества определения потребности, составления заявки.
В течение 2,5 лет реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) субъектам Российской Федерации указывается на низкий уровень определения потребности, составления заявки как системную проблему в реализации программы ДЛО.
Как результат — отсутствие необходимых лекарственных средств, несвоевременное обеспечение населения и недовольство граждан программой. Даже при том, что на реализацию программы выделяются дополнительные финансовые средства, в ряде регионов ощущается их постоянная нехватка, так как сориентироваться в необходимой потребности в лекарственных средствах субъекты Российской Федерации не имеют возможности и в первую очередь в связи с отсутствием четкой системы составления заявки, определения потребности. Кроме того, это связано с тем, что не используются данные по персонифицированному учету потребления лекарственных средств в период реализации программы ДЛО, начиная с 2005-2006 гг.,
© Е.А. Тельнова, 2007 г.
Реформирование здравоохранения
что позволило бы с наибольшей точностью подойти к вопросу определения потребности, учитывая при этом запросы каждого потребителя лекарственных средств, что особенно важно, когда в условиях реализации программы речь идет об адресной помощи пациентам.
Процесс определения потребности в лекарственных средствах можно условно разделить на три составляющие (рис.1):
— прогноз потребности;
— формирование заявки;
— информационное взаимодействие участников лекарственного обеспечения.
Для рационального прогнозирования потребности в лекарственных средствах учитываются следующие факторы:
— история и объемы реализации лекарственных средств в предыдущие периоды;
— данные об остатках лекарственных средств в аптеках и на складах;
— данные о количестве пациентов с определенной нозологией заболевания.
При этом принимаем во внимание, что потребность — это конкретная форма удовлетворения нужд потребителей, обусловленная их индивидуальными способностями.
Объемы потребления лекарственных средств по льготным рецептам обусловлены численностью потребителей (то есть льготников), уровнем и структурой заболеваемости в конкретном регионе, номенклатурой лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям (МНН) и по торговым наименованиям (ТН). При формировании потребности необходимо учитывать данные персонифицированного учета по отпущенным лекарственным средствам.
Платежеспособная потребность в лекарственных средствах, то есть подкрепленная финансовыми возможностями потребителя (в программе ОНЛС — это бюджетные возможности) по возмещению стоимости лекарственных средств, предназначенных льготным категориям граждан, формирует фактический
I. Прогнозирование потребности
III. Информационное взаимодействие
Л
II. Формирование сводной заявки
Рис. 1. Схема процесса определения потребности
Менеджер
здравоохранения
Реформирование здравоохранения
спрос. Следовательно, в конкретной ситуации прогнозировался объем спроса на необходимые лекарственные средства, оплачиваемые из государственного бюджета, соответственно объем финансовых средств определяется федеральным законом о бюджете.
В 2006 г. при выписке лекарственных средств в субъектах Российской Федерации не учитывались утвержденные законом о федеральном бюджете объемы финансирования, выделенные на реализацию программы ДЛО, и расход лекарственных средств значительно превышал объемы выделенных финансовых средств (рис.2, 3).
Заявки на лекарственные средства в 2005-2007 гг. составлялись формально. В результате исполнение заявок полностью расходилось с их содержанием как по номенклатуре, так и по сумме. Реальная поставка в 1,5-2 раза превышала заявку, в заявках преобладали импортные препараты.
В структуре заявок 2006 г. преобладали лекарственные средства, применяемые при лечении высокозатратных нозологий (рис. 4,5), таких ка: гемофилия, онкология, рассеянный склероз, трансплантология, диабет и другие.
Однако в 2007 г. структура заявок резко поменялась и в сторону препаратов общетерапевтического действия. В связи с тем, что в 1-м полугодии 2007 г. ощущалась нехватка финансовых средств на льготное лекарственное обес-
Рис. 2. Сравнительный анализ расходов по программе ДЛО в 2005 и 2006 гг. по состоянию на 31.12.2006
печение, в субъектах Российской Федерации появились попытки администрировать расходы. Но слабые попытки управлять расходами сводились в основном к запретительным функциям.
Понятие необходимости заниматься прогнозированием потребности приходит в субъекты очень медленно. В помощь практическим работникам в данной статье хотелось бы остановиться на некоторых аспектах прогнозирования потребности в лекарственных средствах.
Учитывая особенности потребления лекарственных средств, а также с целью оптимизации определения потребности лекарственные препараты можно условно подразделить на три группы:
— препараты с нормируемым потреблением (к данной группе можно отнести наркотические лекарственные средства);
— препараты специфического действия (лекарственные препараты для лечения диабета, гемофилии, новообразований, рассеянного склероза, болезни Гоше, гипофизарного нанизма, после пересадки органов, муковисцидоза, ревматоидного артрита, милолейкоза и т.д.);
— препараты широкого, общетерапевтического действия.
Определение потребности в препаратах, потребление которых нормируется,
осуществляется с учетом данных о фактическом расходе при строгом соблюдении правил назначения, прописывания и отпуска. При
Рис. 3. Сравнение средней стоимости рецепта в 2005 и 2006 гг.
Реформирование здравоохранения
нормативном методе определения потребности можно использовать следующие формулы: P = N x Q (1), или P = (N x Q) : 1000 (2), где P — потребность в препарате;
N — норматив потребления на одного пациента: в 1-м варианте — согласно утвержденному стандарту, протоколу или методу лечения или данным эмпирических исследований, во 2-м варианте — норматив потребления на 1000 пациентов (1000 рецептов);
Q — фактическое количество пациентов (рецептов).
Потребление лекарственных препаратов специфического действия полностью зависит от заболевания и существующего уровня лечебной помощи. Для определения потребности в специфических лекарственных препаратах используются данные по статистике заболеваемости, а также утвержденные Минздравсоцраз-вития России стандарты медицинской помощи
III кв. 2006 г.
больным с определенной нозологией или протоколы ведения больных. Расчеты в потребности на специфические лекарственные средства рекомендуется согласовывать с главными специалистами по данному виду заболеваемости. Одновременно рекомендуется:
— проводить сопоставление расчетной потребности с данными реального расхода, используя данные персонифицированного учета отпуска лекарственных средств предыдущего периода. В случае большого расхождения между расчетной потребностью и фактическим потреблением препаратов вместе с главными специалистами провести детальный анализ расхождений и вывести оптимальный размер потребности;
— составлять и вести регистры (списки) больных по высокозатратным нозологиям. Однако, чтобы ведение регистров не расходилось с существующим законодательством, можно через общественные организации запрашивать согласие пациентов или зашифровывать списки.
III кв. 2007 г.
8,4% гемофилия
4,3%
о н когематол огня
Рис. 4. Структура заявок III квартала 2006 г. и III квартала 2007 г. по нозологическим группам
знедже,
звоохрвнения
Рис. 5. Структура заявки III квартала 2007 г. по соотношению отечественных и импортных лекарственных средств
Реформирование здравоохранения
При прогнозировании потребности в препаратах специфического действия можно рекомендовать использовать расчет по следующей формуле:
P = R x QK x Q6 (3),
где R — расход препарата в соответствии со стандартом (протоколом или методикой) лечения на одного пациента на курс лечения; QK — количество курсов в год;
Q§ — количество пациентов в год.
Определение потребности в препаратах широкого спектра действия — это наиболее трудоемкий процесс. Основным средством правильного обоснования потребности в медикаментах широкого спектра на планируемый период является использование информации об объеме и структуре фактического потребления в анализируемом периоде, для чего можно использовать данные по персонифицированному отпуску.
При прогнозировании потребности в лекарственных средствах широкого спектра действия можно рекомендовать использовать различные методы:
— однофакторных моделей (по одному фактору) на основе методов экстраполяции тенденций;
— многофакторных моделей, отражающих влияние нескольких факторов и позволяющих на основе результатов корреляционно-регрессионного анализа количественно оценивать степень их влияния на объем потребления необходимых лекарственных средств;
— логико-экономические методы, результаты по которым на основе экспертных оценок позволяют количественно и качественно охарактеризовать аргументированные мнения компетентных специалистов и прогнозировать объемы потребности необходимых лекарственных средств;
— персонифицированные данные реального потребления лекарственных средств, на основании которых также можно качественно и количественно оценить объемы потребности лекарственных средств за предыдущие периоды.
Не менее важным этапом является этап формирования заявки, который может производиться параллельно или в едином блоке с прогнозом потребности.
Процесс формирования заявки должен представлять собой четко отработанную систему, включающую в себя (рис.6):
— формирование заявки на уровне врачей первичного звена лечебно-профилактических
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ШгЫ п 1 п 1 п 1 1 m 1 1 m i
ОСТАТКИ
1:
ОРГАНЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАЯВКА
Аналитическая работа составление сводной заявки субъекта
ПОТРЕБНОСТЬ
ФИНАСИРОВАНИЕ
УТВЕРЖДЕНИЕ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
СОСТАВЛЕНИЮ
ЗАЯВКИ
КОНТРОЛЬ
СОГЛАСОВАНИЕ
ш
ГЛАВНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ (ВРАЧИ)
Рис. 6. Схема формирования и утверждения заявки на лекарственные средства
менеджер
здравоохранения
Реформирование здравоохранения
учреждений (ЛПУ), обобщение её в ЛПУ и передачу в органы управления здравоохранением;
— в органах управления здравоохранения делается свод заявок всех ЛПУ субъекта, проводится анализ полученной сводной заявки, которая сравнивается с прогнозом потребности, рассчитанным в субъекте Российской Федерации до получения заявок из ЛПУ. В обязательном порядке заявка согласовывается с главными специалистами в регионе. Полученная сводная заявка обсчитывается и сравнивается с выделенными объемами финансовых средств и в случае необходимости корректируется.
При корректировке необходимо учесть, что, как правило, на одно МНН регистрируется несколько торговых наименований с различным уровнем цен с целью предотвращения дефектуры. Заявка утверждается руководителем органа управления или уполномоченным им на это лицом, отвечающим в субъекте Российской Федерации за качество лекарственного обеспечения населения и качество оказания медицинской помощи.
После окончательного формирования заявки она согласовывается:
— в первую очередь с фармацевтической организацией, осуществляющей поставки лекарственных средств на основании государственного контракта. На данном этапе могут возникнуть замены лекарственных средств в рамках МНН;
— в Росздравнадзоре, который проверит принадлежность препарата к утвержденному Перечню лекарственных средств, утвержденному уровню цен, а также сделает заключение о том, обеспечит ли представленная заявка в полной мере проведение качественного лечебного процесса, то есть учтены ли в заявке все представленные в Перечне фармакотерапевтические группы; проанализирует уровень цен, заданный в заявке (максимальный, средний, минимальный) и т.д.
После согласования заявка поступает на утверждение в Фонд обязательного медицинского страхования, организацию, отвечающую за финансирование лекарственного
обеспечения, где происходит окончательное утверждение заявки.
После окончательного утверждения заявка передается для исполнения в фармацевтическую организацию. Однако параллельно с передачей заявки в фармацевтическую организацию врачи и аптечные работники должны знать, какой вариант заявки утвержден. При этом:
— врач должен владеть этой информацией, чтобы знать, что выписывать пациенту;
— аптека — чтобы знать, что она получает от поставщика для своевременного обеспечения и информации пациентов.
В лечебно-профилактические учреждения должна быть направлена информация о том, как видоизменилась и как (то есть в какие сроки) будет удовлетворена заявка. Такая же информация должна направляться в аптеки для информационного взаимодействия участников лекарственного обеспечения.
Для решения проблем лекарственного обеспечения необходимо в субъектах Российской Федерации формирование единого информационного пространства, так как эффективность обеспечения лекарственными средствами населения находится в прямой зависимости от прозрачности фармацевтического рынка. В единое информационное пространство должны быть вовлечены все участники программы ОНЛС: от врачей ЛПУ, осуществляющих выписку, работников аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных средств, до администраций и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных управлений здравоохранением.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать выводы о том, что резервы совершенствования программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами состоят в качестве определения потребности (составления заявки) и в формировании единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения в субъектах Российской Федерации.
Менеджер
здравоохранения