Научная статья на тему 'Качели судьбы ЛПК (вступительное слово)'

Качели судьбы ЛПК (вступительное слово) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качели судьбы ЛПК (вступительное слово)»

Из классического наследия

Качели судьбы ЛПК

(вступительное слово)

ЛПК - так между собой и в передиске евразийцы называли Льва Пла-тоновича Карсавина, выдающегося русского религиозного философа, культуролога и историка-медиевиста. Две тысячи второй год вместил в себя две «круглые» даты из жизни Л Л. Карсавина. Сто двадцать лет тому назад он родился в сверкающем предновогоднем Петербурге. Ровно пятьдесят лет назад среди коми-пермяцких болот под гудение комариных полчищ в одном из лагерей ГУЛАГа «Абезь» скончался заключенный

Карсавин. Таков размах качелей его жизни. ,

Мало кому из философов удается создать целостную философскую систему, стройную, логически непротиворечивую. Карсавину это удалось. Однако имя его сегодня мало что говорит российской читающей

публике, даже относящей себя к интеллигенции. травину

В огромной пятитомной философской энциклопедии ЛП Карсавш^ отведено места значительно меньше, чем мог бы занять сдан ли^> пер _ чень его работ. «Цель философии дической заметай, -

христианского мировоззрения». Это пиш^явосуд _ ^

сегодня можно сказать: «Это »^^Кссофской энцикло-удалось ее реализовать.

педии, взгляды Карсавина - симбиоз «квоти ^^^ слова энцшс-

нализмом в гносеологии», Итцр^Р Карсавина обнаруживается и лопедической заметки, автором которои у р реакционной кон-

«обнажается связь решгиозно-фялософ^ ЧТо такая

Цепцией общественного развития». Совершенно ^^^ оценка не способствовала популяризации шш)_ Его

ЛЛ. Карсавин родился в артистической се^у^ ^^ ^

отец был известным артистом балета, ас у балетной шко-

мара Карсавина. Маленький Лева в детстве тоже учи ле> но судьба уготовала ему иную стезю. факультет Пе-

ЛЛ Карсавин поступил на исторшо^яог^^ ^ ^ ^ ^ тербургского университета, который даю™ ГреБС> прИВив1ШШ уче-лем оказался известный исторшс-медиеви

нижу интерес к средневековой культуре, в том числе к истории религии. В 1910 - 1912 гг. Карсавин проходит стажировку и работает в библиотеках и архивах Франции и Италии. После стажировки он возвращается в Петербургский университет в качестве профессора, защищает магистерскую (1913), а затем и докторскую (1916) диссертации. Карсавин ведет интенсивную преподавательскую и издательскую деятельность, участвует в работе Петроградского философского общества и Вольной философской ассоциации.

Эта деятельность грубо обрывается в 1922 г., когда Карсавин в составе большой группы творческой интеллигенции принудительно высылается советской властью за границу. Здесь, во время эмигрантских мытарств происходит его сближение с евразийцами и начинается история их сложных отношений.

В евразийстве Льва Платоновича привлекли прежде всего утверждения идей о самобытности русской культуры, значимости Православия как ее основы, великого мессианского предназначения России, выражение отрицательного отношения к западноевропейской культуре и католицизму.

В евразийское движение ЛГОС вошел через миллионера-эмигранта П.П. Сувчинского в Берлине. В 1923 г, Сувчинский предложил Карсавину написать рецензию на одно из евразийских изданий. Рецензент дал на него резкий критический отзыв, тем не менее получил от Сувчинского предложение о сотрудничестве и возможность печатания своих статей в евразийской литературе2. В 1924 г. Сувчинский же познакомил Карсавина с приехавшими в Берлин евразийцами П.Н. Савицким и П.С. Араповым. В 1925 г. появляется его первая в евразийском издании статья «Уроки отвлеченной веры».

Как отмечает сам Карсавин, его связь с евразийцами усилилась после переезда на жительство в Париж, где в 1926 г. он знакомится с Н.С. Трубецким и П.Н. Малевским-Малевичем2, Л.П. Карсавин был приглашен войти в руководящее ядро евразийской организации, так называемый «Совет пяти». Он участвует в написании программного документа «Евразийство». Заметим, что в том же 1926 г. на I съезде евразийской организации в Париже, Карсавин отказался от активного участия в деятельности Совета в связи с возникшим у него «несогласием с другими членами Совета по вопросу программы и статуса евразийской организации»2. Но как теоретик Карсавин быстро становится одним из главных идеологов евразийства.

В 1928 г. происходит известный раскол - от традиционных евразийцев отдалился так называемый «кламарский уклон», или «левый центр». Это группа евразийцев сплотилась вокруг газеты «Евразия» и заняла, по сути, просоветскую позицию.

Сама идея издания этой газеты и наиболее активная роль в «левом центре» принадлежали Сувчинскому. Однако, несомненно, одним из лидеров стал Карсавин как один из редакторов «Евразии». Существенную роль в отходе Карсавина от основной группы евразийцев похоже сыграл Сувчинекий. Заметим, что их тесному сближению и сотрудничеству, вероятно, способствовала и породненность: Сувчинский женился на дочери Карсавина Марианне. Расхождение Карсавина с «отцами-основателями» касались не столько духовных идеологем и историософии евразийства, сколько политической и организационной деятельности, отношения к Советской России (Карсавин социалистическую революцию 1917 г. принял положительно).

Деятельность газеты «Евразия» вызвала острую критику со стороны ряда евразийцев, прежде всего Трубецкого и Савицкого. П.Н. Савицкий публикует резкую статью под названием «Газета "Евразия" не есть евразийский орган».

В конце 20-х гг. Л.П. Карсавин отдаляется от евразийского движения. В 1928 г., стремясь быть ближе к России, Л.П. Карсавин принимает приглашение своего бывшего коллеги по Петербургскому университету Вальдемарса, ставшего премьер-министром Литвы, и переезжает в Каунас, где занимает кафедру всеобщей истории. Он продолжает интенсивное философское творчество, в том числе развивает многие евразийские идеи. Свидетельство тому - публикуемая ниже его работа.

Педагогическая и творческая деятельность Карсавина прервалась в Вильнюсе в 1949 г., когда по обвинению в антисоветизме за евразийскую деятельность он был арестован органами госбезопасности и отправлен в режимный лагерь «Абезь» близ Инты (Коми АССР), где и умер в лагерной больнице от туберкулеза 20 июля 1952 г.

Творческое наследие Льва Платоновиа огрмно. Приедем

ментариев простой перечень его основных работ, карсавинских интересов и масшЛ н~ жизни Италии ХД - ХШ веков» (СПб., 1912), «исно№1 рчд лигиозпости в ХП - ХШ веках преимущественно в Италии>> (П Ш5)

человеке, зле и семи смертных х^ ч - ^ Запад д русская (П., 1922); «Римский и™*^

№я» (П., 1922); «Диалога» £ерлин, ^Хософия истории» (Бер-1923); «Джиордано Бруно» (Берлин, ^^ (Беряин, 1925);

лин, 1923); «О началах (опыт христианский т

их теориях» (Париж,

«Святые отцы и учители, раскрытие «Россия и евреи»

1926); «Феноменология революции» щариж, 1927); «Евро-

(Париж, 1927); «Церковь, личгюсть и госУ^ V ш9). «0 дичи Россия (наброски евразиискои идеологии;

ности» (Ковно, 1929); <(Поэма о смерти» (Каунас, 1931).

К этому перечню следует добавить десятки научных статей, в том числе по идеологии евразийства в периодике. Одну из них мы и выбрали для публикации в разделе «Из классического наследия».

Поскольку все понятия и категории у Карсавина «вписаны» в его философскую систему, представляется целесообразным наметить ее основные контуры.

Как отмечается в знаменитой «Истории русской философии» Н.О. Лос-ского, Карсавин «строит свою философскую систему на концепции абсолюта как всеединства и coinsidentia oppositorum (единства или совпадения противоположного)»3. При этом категорию всеединства Карсавин дополнил понятием триединства. Триединство представляет сотворенное бытие как отражение божественной троичности (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) и вместе с тем как тройственный диалектический процесс, включающий в себя этапы «первоединства», «саморазъединения» и ссамовос-соединения». Разъединение ведет к борьбе за воссоединение и к установлению единства противоположностей.

Такой подход Карсавин применяет для характеристики всех понятий, составляющих его учение, в том числе и к центральной категории - симфонической личности. Личность по Карсавину есть конкретно-духовная, телесно-духовная определенная сущность, единственная в своем роде, незаменимая и многосторонняя. Единство личности есть ее духовность, а множественность - ее телесная природа. Весь мир в представлении Карсавина ~ это иерархическое единство симфонических личностей различного порядка. Семья, социальная группа, народ, наконец, культура - все это симфонические социальные личности.

В человеческом сообществе каждая симфоническая личность есть несовершенное («стяженное») выражение высшей божественной личности. Это несовершенство преодолевается через единение с Божественной реальностью как носителем единства. В движении к совершенству смысл и назначение личности, что предполагает осознание ею себя в качестве свободного осуществления высшей личности. Вместе с тем у каждой социальной личности есть основные функции. Высшей степени бытия могут достичь лишь те, кто обладает обширными функциями - прежде всего семья и народ. Будучи «индивидуацией», или аспектом человечества, каждая личность нуждается в «усовершешш» и не вечна, но она обладает и абсолютной ценностью как момент самораскрытия человечества, а через него - и всего мира.

Как религиозный философ Карсавин считает, что сотворение есть теофания или эпифания. Бог сам по себе, как вечный неизменный принцип - непостижим. В этом аспекте Бог - субъект отрицательный, божественное ничто, невыразимое в идеях; ограничивая себя, он реализует само-

сотворение как относительное нечто, которое реализуется в форме пространства и времени.

Теория теофании Карсавина, как и его философия истории, представляет исключительный интерес. Значительную ценность представляют его теории сотворенного «я», телесности, развития и многие другие. Отрадно, что в изучении и пропаганде идеи Л.П. Карсавина что называется «лед тронулся»4.

Л.П. Карсавину, наряду с Н.А. Алексеевым, принадлежит разработка учения о государстве, являющегося одним из краеугольных камней евразийской идеологии. Для публикации в новой рубрике Вестника «Из классического наследия» нами выбрана работа, посвященная именно этой теме. В условиях, когда в России идет процесс нового государственного обустройства, провозглашается курс на утверждение демократии, карса-винские идеи звучат сверхактуально и предостерегающе. Особенно его критика индивидуализма и буржуазного либерализма.

Работа «Государство и демократия» опубликована в журнале «Очаг» (1934. № 5, 6) на литовском языке. Возможно, что и написана она была на литовском, которым Карсавин овладел в совершенстве. На русском языке статья опубликована в журнале «Новый мир» (1991. № 1) в переводе Г, Мажейкиса и И. Савкина. Ниже воспроизводится эта публикация, с небольшими сокращениями.

Примечания

1 Философская энциклопедия /Гл. ред. Ф.В.Консгатшов. М., 1962. Т,2. С. 465.

2 См.; Из протокола допроса ЛЛКарсавина // Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы. М., 1999. С. 299.

3 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 381.

4 Опубликованы «М^ые сочинения» (СПб., 1994); ^«^^ссХ ния» (М., 1992). Появились работы о нем. Особо хотелось бы отметить вклад С.С.Хо

ружего в пропаганду творчества Л Л. Карсавина.

Дмитрий Пазий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.