Балахванцев А.С., Буравчук О.Е.
TAATKON KALOS: ВАЗОПИСЬ И ПОЛИТИКА В КЛАССИЧЕСКИХ АФИНАХ
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы биографии видного афинского политика, родственника Перикла - Главкона, сына Леа-гра. Авторы, отталкиваясь от обнаруженного в Ольвии фрагмента аттической краснофигурной вазы работы Мастера Пентесилеи с надписью [rA]AYK[QN] [К]АЛ02, приходят к выводу, что время рождения Главкона следует отнести к середине 70-х гг. V в. до н.э. Выдвигается предположение, что попадание аттической вазы Мастера Пентесилеи в Ольвию, скорее всего, явилось следствием посещения этого города самим Главконом в ходе Понтийской экспедиции Перикла вскоре после 438 г. до н.э.
Ключевые слова: Главкон, Перикл, Мастер Пентесилеи, аттическая керамика, Ольвия.
Abstract: The article discusses several issues on the biography of a prominent Athenian politician Glaukon, the son of Leagros and the relative of Pericles. The authors, basing on the fragment of the Attic red-figure vase from Olbia made by the Penthesilea Painter and marked with the inscription [rA]AYK[QN] [KjAAOE, come to the conclusion that the birth of Glaukon should be dated to the mid 70s of the 5th century B.C. It is suggested that the Attic vase by the Penthesilea Painter most likely appeared in Olbia, because Glaucon himself had visited this city during the Pericles' Pontic expedition, shortly after 438 BC.
Key words: Pericles, Glaukon, Leagros, Olbia, Attic Red-Figure Vase, kalosinscriptions, The Penthesilea Painter, Pontic expedition
В 1974 году при раскопках участка юго-западной агоры (Центральный квартал) Ольвии был обнаружен фрагмент аттической краснофигурной вазы (О-74 ЮЗА-391), в левой части которого сохранилась голова юноши в лавровом венке в профиль, а в правой - листья пальмы (рис. 1). Взгляд юноши устремлен на какой-то предмет (лиру?), от которого, к сожалению, уцелело так мало, что любые предположения на эту тему будут в высшей степени гадательными.
Уже давно при атрибуции керамики или ее фрагментов в науке используется метод Дж. Бизли, когда вопрос решается на основе анализа стилистических особенностей, в том числе анатомических деталей изображенного персонажа1. Размеры ольвийского фрагмента таковы, что для анализа, по сути, остается только глаз. Его верхнее и нижнее веко не замкнуты, ресницы ближе к переносице переданы жирной линией, выделены радужная оболочка глаза и зрачок. Анализ
1 Boardman J. The history of Greek vases: potters, painters, pictures. L., 2007. P. 128-138; Петракова А.Е. Атрибуция античной расписной керамики: история и современность // ТГЭ. СПб., 2008. Т. XLI. С. 195-205.
большого количества публикаций по аттической краснофигурной керамике, а также самих артефактов в музеях Парижа, Берлина и Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод, что по совокупности этих признаков фрагмент можно атрибутировать как работу мастера Пен-тесилеи (460-450 гг. до н.э.)2
Рядом с верхним пальмовым листом видны следы двухстрочной надписи, выполненной живописцем в манере стойхедон (рис. 2). Второе слово восстанавливается без труда: [K]ALOS - «красавец». Что же касается имени в верхней строке, то, хотя от него сохранилось только три буквы - AYK, оно тоже поддается реконструкции. Из всех афинян, в именах которых присутствует это сочетание, с эпитетом каХб" упоминаются только два: Главкит и Главкон, сын Леагра3. Однако имя Главкита фиксируется лишь однажды ок. 510 г. до н.э.4 и, разумеется, не могло фигурировать в том же качестве пятьдесят лет спустя. Поэтому единственно возможным вариантом является восстановление [TL]AYK[QN]5. В целом надпись читается как ГХаикып каХб" - «Главкон красавец».
Палеография надписи характеризуется присутствием ионийской лямбды и трехчастной аттической сигмы. Ионийская лямбда была практически не известна в Афинах в 480-470 гг. до н.э. На острако-нах этого периода она встречается лишь однажды, в то время как аттическая лямбда фиксируется 580 раз. Только к концу 460 гг. до н.э., судя по использованию ионийской формы в 462/1 г. до н.э. при написании на остраконах имени Кимона, сына Мильтиада, ситуация стала меняться6. Что же касается аттической сигмы, то, несмотря на утверждения ряда авторов о ее исчезновении ок. середины V в. до н.э.7, эту форму продолжали использовать и позднее8. Таким образом, данные палеографии находятся в полном соответствии с датами творчества мастера Пентесилеи и подтверждают предложенную нами атрибуцию.
На аттических керамических изделиях между 550 и 450 гг. до н.э.9 часто присутствуют надписи, в которых имя собственное со-
2 Diepolder H. Der Penthesilea-Maler. Mainz, 1976. Taf. 5, 15, 17; Pipili M. The Penthesilea Painter in the Attic Countryside / / Essays in Honor Dietrich von Bothmer. Amsterdam, 2002. Fig. 1. Pl. 71а.
3 Byrne S.G., Osborne M.J. A Lexicon of Greek Personal Names. Attica. Oxf., 1994. Vol. II. P. 94.
4 Beazley J.D. Attic Red-Figure Vase-Painters. Oxf., 1963. P. 1598. № 5.
5 В первой половине V в. до н.э. это имя могло писаться и через омикрон..
6 Lang M.L. Ostraka // The Athenian Agora. Princeton, 1990. Vol. XXV. P. 4, 10-11. Fig. 18. № 592, 597. Pl. 2. № 594.
7 Фармаковский Б.В. Три керамических фрагмента Одесского Музея Императорского Общества Истории и Древностей // ЗООИД. 1893. Т. 16. С. 15; Woodhead A.G. The Study of Greek Inscriptions. Cambr., 1959. P. 22.
8 Fornara Ch.W., Samons L.J. II. Athens from Cleisthenes to Pericles. Berkeley, 1991. P. 183; Guarducci M. Epigrafia greca. Roma, 1995. T. II. P. 531. Fig. 163, 164; Moroo A. Neglected Three-Bar Sigmas: the Numeral Signs for Staters // ZPE. 2002. Bd. 141. P. 129-133.
9 Mannack T. The Late Mannerists in Athenian Vase-Painting. Oxf., 2001. P. 108.
провождается эпитетом каХб"10. Так вазописцы отмечали знатных и популярных из-за своей красоты молодых людей в возрасте приблизительно от 15 до 30 лет11. Среди них тридцать раз - с учетом ольвий-ского фрагмента - встречается и имя Главкона, сына Леагра, из дема Керамии12. Этот афинянин трижды занимал должность стратега совместно с Периклом: в 441/440 и 439/438 он действовал на Самосе, а в 433/32 гг. до н.э. был послан с эскадрой на Керкиру13. Даже если не считать, что все стратеги 441-429 гг. до н.э. были выдвинуты самим Периклом14, вряд ли можно сомневаться в том, что вождь афинской демократии использовал весь свой авторитет на выборах стратегов в таких критических для полиса ситуациях, как кампании на Самосе или Керкире15.
Надпись с именем Главкона имеет важное значение для датировки творчества многих живописцев первой половины V в. до н.э. Дело в том, что имена Главкона и его отца Леагра16 с эпитетом каХб" упоминаются на сосудах, расписанных различными аттическими вазо-писцами, работы которых, следовательно, можно датировать по Ка-loszeit двух этих политиков.
В настоящее время большинство исследователей полагает, что Главкон родился ок. 490 г. до н.э., а его Kaloszeit относится к 480470 гг. до н.э.17 Эта дата, в свою очередь, выводится из распространенного предположения, что отец Главкона, Леагр, был современником Фемистокла и родился ок. 525 г. до н.э. Между тем, источник («письма Фемистокла»), лежащий в основе этой версии, является очень сомнительным и не заслуживает доверия18. Поэтому некоторые спе-
10 На керамике других греческих центров такие надписи появляются исключительно редко. См.: Wachter R. Non-Attic Greek vase inscriptions. Oxf., 2001. P. 18, 23, 281.
11 Фармаковский Б.В. Три керамических фрагмента Одесского Музея Императорского Общества Истории и Древностей // ЗООИД. 1893. Т. 16. С. 1521; Фармаковский Б.В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн. СПб., 1902. C. 184-198; Guarducci M. Epigrafia greca. Roma, 1995. T. III. P. 487-489, 560-561; Lissarrague F. Publicity and performance. Kalos inscriptions in Attic vase-painting // Performance culture and Athenian democracy. Cambr., 1999. P. 359-373.
12 Beazley J.D. Attic Red-Figure Vase-Painters... P. 1580-1582.
13 Fornara Ch.W. The Athenian board of generals from 501 to 404. Wiesbaden, 1971. P. 49-51; Meiggs R., Lewis D. A selection of Greek historical inscriptions to the end of the fifth century B.C. Oxf., 1991. P. 151-152. № 56.
14 Ehrenberg V. Sophocles and Pericles. Oxf., 1954. P. 83.
15 Podlecki A.J. Perikles and his circle. L.; N. Y., 1998. P. 164.
16 По числу упоминаний (57) на чернофигурной и краснофигурной керамике Леагр является абсолютным рекордсменом. См.: Beazley J.D. Attic Black-Figure Vase-Painters. Oxf., 1956. P. 669; Beazley J.D. Attic Red-Figure Vase-Painters... P. 1591-1594.
17 GommeA.W. A historical commentary on Thucydides. Oxf., 1959. Vol. I. P. 189; Davies J.K. Athenian Propertied Families 600-300 BC. Oxf., 1971. P. 91.
18 Davies J.K. Op. cit. P. 91; Cook R.M. The Francis - Vickers chronology // JHS. 1989. Vol. 109. P. 167.
циалисты попытались изменить дату рождения Главкона на более позднюю: середина - вторая половина 470 гг. до н.э.19, ок. 480 г. до н.э.20 Однако эти попытки были встречены с нескрываемым скептицизмом21, и вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии22.
В пользу более поздней даты появления Главкона на свет говорят, на наш взгляд, следующие соображения. Во-первых, если Главкон был фактически ровесником Перикла23, то становится трудно объяснить тот факт, что первый в конце 440-х гг. до н.э. женился на дочери богатого афинянина Тисандра, родная сестра которой в это же время стала женой Ксантиппа, сына Перикла24.
Во-вторых, ранняя дата рождения Главкона (ок. 490 г. до н.э.) предполагает, что он впервые стал стратегом только в пятидесятилетнем возрасте, хотя каждый афинский гражданин (кроме фета) мог претендовать на эту должность начиная с тридцати лет25. Между тем, Главкон был далеко не «каждый». Он принадлежал к богатой и политически активной семье, имевшей хорошие связи среди элиты афинского полиса26. Уже отец Главкона Леагр, благодаря своей красоте и привлекательности, был известным на весь город человеком. Оборотной стороной этой популярности стала неудачная попытка изгнать Леагра посредством остракизма ок. 471 г. до н.э.27 В конце концов
19 Francis E.D., Vickers M. Leagros Kalos // Proceedings of the Cambridge Philological Society. N.S. 1981. No. 207. P. 109; Parker V. Zur absoluten Datierung des Leagros Kalos und der «Leagros-Gruppe» // AA. 1994. S. 370.
20 Tölle-Kastenbein R. Bemerkungen zur absoluten Chronologie spätarchaischer und frühklassischer Denkmäler Athens // AA. 1983. S. 576.
21 Cook R.M. The Francis - Vickers chronology // JHS. 1989. Vol. 109. P. 167; Boardman J. The history of Greek vases: potters, painters, pictures. L., 2007. P. 317. Note 15.
22 Hornblower S. A commentary on Thucydides. Oxf., 1991. Vol. I. P. 95; Neer R.T. Style and politics in Athenian vase-painting: the craft of democracy, ca. 530-460 B.C.E. Cambr., 2002. P. 253. Not. 11.
23 В литературе фигурируют различные даты рождения Перикла: ок. 498494 гг. до н.э. или 495-492 гг. до н.э. См.: Stadter P.A. A commentary on Plutarch's Pericles. Chapel Hill, 1989. P. 64; Podlecki A.J. Perikles and his circle. L.; N. Y., 1998. P. 1. Судя по тому, что Перикл не участвовал в войне с Ксерксом, он, скорее всего, появился на свет во второй половине 490-х гг. до н.э.
24 Davies J.K. Athenian Propertied Families 600-300 BC. Oxf., 1971. P. 91, 297. Поскольку, как указывает Динарх, стратегом мог стать тот, кто имел детей и участок земли в Аттике (Din. C. Dem. 71), женитьба Главкона и формально, и фактически открывала ему дорогу в состав самой влиятельной коллегии афинского полиса. См.: Оствальд М. Реформы Клисфена // Кембриджская история древнего мира. Персия, Греция и западное Средиземноморье. Ок. 525-479 гг. до н.э. М., 2011. Т. IV. С. 400-401; Родс П.-Дж. Афинская революция // Кембриджская история древнего мира. Пятый век до нашей эры. М., 2014. Т. V. С. 115-117.
25 Francis E.D., Vickers M. Leagros Kalos // Proceedings of the Cambridge Philological Society. N.S. 1981. No. 207. P. 107; Stadter P.A. A commentary on Plutarch's Pericles. Chapel Hill, 1989. P. 64.
26 Podlecki A.J. Perikles and his circle. L.; N. Y., 1998. P. 162.
27 Brenne S. Die Ostraka (487 - ca. 416 v. Chr.) als Testimonien (T 1) // Ostrakismos-Testimonien: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und
Леагр добился избрания на должность стратега, во время исполнения которой он пал в битве с фракийцами (Hdt. IX.75), ок. 465-464 гг. до н.э.28 Память о его гибели среди афинян сохранялась даже во II в. н.э. (Paus. I.29.5). Поэтому кажется очень странным, что карьера сына такого человека развивалась столь медленно. Между тем, все несуразности, связанные с личной и общественной жизнью Главкона, немедленно исчезают, если предположить, что он стал сначала мужем, а затем и стратегом в возрасте примерно 30-35 лет.
Наконец, датировка ольвийского фрагмента 460-450 гг. до н.э. свидетельствует о том, что Kaloszeit Главкона приходится на конец 60-х - начало 40-х гг. V в. до н.э., а его дату рождения следует поместить ок. 475 г. до н.э. Производимая в последние десятилетия корректировка дат афинских вазописцев первой половины V в. до н.э. хорошо согласуется с этим выводом. Так, творчество упоминающих Главкона с эпитетом каХо? мастеров Провиденс, Йельского лекифа, Тимократа, Никона, Пистоксена относится к 475-450 гг. до н.э.29
И последнее. Если попадание аттической вазы Мастера Пентесилеи в Ольвию было неслучайным, то оно, скорее всего, являлось следствием посещения этого города самим Главконом в ходе Понтийской экспедиции Перикла вскоре после 438 г. до н.э. Впрочем, последний сюжет заслуживает того, чтобы стать темой самостоятельного исследования.
Литература:
Оствальд М. Реформы Клисфена // Кембриджская история древнего мира. Персия, Греция и западное Средиземноморье. Ок. 525-479 гг. до н.э. М., 2011. Т. IV.
Петракова А.Е. Атрибуция античной расписной керамики: история и современность // ТГЭ. СПб., 2008. Т. XLI. С. 195-215. Родс П.-Дж. Афинская революция // Кембриджская история древнего мира.
Пятый век до нашей эры. М., 2014. Т. V. Фармаковский Б.В. Три керамических фрагмента Одесского Музея Императорского Общества Истории и Древностей // ЗООИД. 1893. Т. 16. Фармаковский Б. В. Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн. СПб., 1902.
Beazley J.D. Attic Black-Figure Vase-Painters. Oxf., 1956. Beazley J.D. Attic Red-Figure Vase-Painters. Oxf., 1963.
Boardman J. The history of Greek vases: potters, painters, pictures. L., 2007. Brenne S. Die Ostraka (487 - ca. 416 v. Chr.) als Testimonien (T 1) // Ostrakis-mos-Testimonien: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und Ostra-
Ostraka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487322 v. Chr.). Stuttgart, 2002. S. 60, 95.
28 GommeA.W. A historical commentary on Thucydides. Oxf., 1959. Vol. I. P. 189; Davies J.K. Athenian Propertied Families 600-300 BC. Oxf., 1971. P. 91; Fornara Ch..W. The Athenian board of generals from 501 to 404. Wiesbaden, 1971. P. 43.
29 Webster T.B.L. Potter and patron in classical Athens. L., 1972. P. 22-23, 35; Neer R.T. Style and politics in Athenian vase-painting: the craft of democracy, ca. 530-460 B.C.E. Cambr., 2002. P. 198.
ka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487322 v. Chr.) / von P. Siewert (hrsg.). Stuttgart, 2002.
Byrne S.G., Osborne M.J. A Lexicon of Greek Personal Names. Attica. Oxf., 1994. Vol. II.
Cook R.M. The Francis - Vickers chronology // JHS. 1989. Vol. 109. P. 164-170.
Davies J.K. Athenian Propertied Families 600-300 BC. Oxf., 1971.
Diepolder H. Der Penthesilea-Maler. Mainz, 1976.
Ehrenberg V. Sophocles and Pericles. Oxf., 1954.
Fornara Ch.W. The Athenian board of generals from 501 to 404. Wiesbaden, 1971.
Fornara ChW, Samons L.J. II. Athens from Cleisthenes to Pericles. Berkeley, 1991.
Francis E.D., Vickers M. Leagros Kalos // Proceedings of the Cambridge Philological Society. N.S. 1981. № 207. P. 97-136.
Gomme A.W. A historical commentary on Thucydides. Oxf., 1959. Vol. I.
Guarducci M. Epigrafia greca. Roma, 1995. T. II-III.
Hornblower S. A commentary on Thucydides. Oxf., 1991. Vol. I.
Lang M.L. Ostraka // The Athenian Agora. Princeton, 1990. Vol. XXV.
Lissarrague F. Publicity and performance. Kalos inscriptions in Attic vase-painting // Performance culture and Athenian democracy / S. Goldhill, R. Osborne (eds.). Cambr., 1999. P. 359-373.
Mannack T. The Late Mannerists in Athenian Vase-Painting. Oxf., 2001.
Meiggs R., Lewis D. A selection of Greek historical inscriptions to the end of the fifth century B.C. Oxf., 1991.
Moroo A. Neglected Three-Bar Sigmas: the Numeral Signs for Staters // ZPE. 2002. Bd. 141. P. 129-133.
Neer R.T. Style and politics in Athenian vase-painting: the craft of democracy, ca. 530-460 B.C.E. Cambr., 2002.
Parker V. Zur absoluten Datierung des Leagros Kalos und der «LeagrosGruppe» // AA. 1994. S.365-373.
Pipili M. The Penthesilea Painter in the Attic Countryside // Essays in Honor Dietrich von Bothmer / A.J. Clark, J. Gaunt, B. Gilman (eds.). Amsterdam, 2002. P. 275-282.
Podlecki A.J. Perikles and his circle. L.; N. Y., 1998.
Stadter P.A. A commentary on Plutarch's Pericles. Chapel Hill, 1989.
Tölle-Kastenbein R. Bemerkungen zur absoluten Chronologie spätarchaischer und frühklassischer Denkmäler Athens // AA. 1983. S. 573-584.
WachterR. Non-Attic Greek vase inscriptions. Oxf., 2001.
Webster T.B.L. Potter and patron in classical Athens. L., 1972.
Woodhead A.G. The Study of Greek Inscriptions. Cambr., 1959.