Научная статья на тему 'К юбилею Славяно-греко-латинской Академии'

К юбилею Славяно-греко-латинской Академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1821
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИДЕИ / МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / SLAVIC-GREEK-LATIN АCADEMY / ACADEMIC IDEAS / STUDENT EDUCATION METHODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Лев Владимирович, Розов Николай Христович

Описана история создания Славяно-греко-латинской академии. Содержится информация об основателях академии и первых читаемых в ней курсах. Особый интерес представляет описание академических идей и методик подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Occasion of the Jubilee of Slavic-Greek-Latin Academy

The article describes the history of establishing of educational institutions in the Russian State starting from XVI century, information about founders of the Academy and first teaching topics. Academic ideas and student education methods as well as the fact that not only M. Lomonosov, but many other well-known scientists and teachers of the XVIII century studied in the Academy, may appeal special interest.

Текст научной работы на тему «К юбилею Славяно-греко-латинской Академии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 4

К300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА К ЮБИЛЕЮ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Л.В. Попов, Н.Х. Розов

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:

fpo.mgu@mail.ru)

Описана история создания Славяно-греко-латинской академии. Содержится информация об основателях академии и первых читаемых в ней курсах. Особый интерес представляет описание академических идей и методик подготовки студентов.

Ключевые слова: Славяно-греко-латинская академия, академические идеи, методики подготовки студентов.

В этом году исполняется 325 лет со дня основания в 1685 г. в столице России — Москве первой российской академии, известной как Славяно-греко-латинская академия. Многие источники утверждают, что Славяно-греко-латинская академия, первоначально созданная как всесословное учебное заведение под именем Эллино-греческие схолы, или Спасские школы, стала первым в России высшим учебным заведением.

Появлению Славяно-греко-латинской академии предшествовал длительный и очень трудный в истории России период "вызревания" идеи о необходимости создания высшей школы, острейшего противоборства сторонников и противников создания высших учебных заведений. Непримиримые споры не затихали и в стане выступавших за создание в России высшей школы: на каких основаниях ее строить? В частности, позиции российских "западников" и приверженцев отеческих традиций в этом вопросе коренным образом различались.

Пропасть между их позициями проявлялась прежде всего в определении целей образования: готовить человека в первую очередь как носителя высшего духовного начала или как исполнителя лишь определенных функций? Да и о каком согласии можно было говорить, если радетелей российских традиций возмущало, что из Немецкой слободы в Москве распространялись западные "свободные" нравы, а власти не только не препятствовали проникновению "дьявольского зелья" и "зеленого змия" в Россию, но и содействовали этому, например путем расширения сети кабаков.

Православная церковь, лучшие представители православного духовенства ратовали за сохранение духовной культуры народа и традиционных нравственных начал в русском обществе. Более того, в смутные времена в рядах духовенства и монашества окрепли элементы ратоборства — ведь им приходилось держать вооруженную оборону против захватчиков. Это не могло не укрепить в них непримиримости к проникновению чуждых воззрений, нравов и вероучений.

Идея российского высшего учебного заведения вызревала не только в ходе теоретических схваток и изощренных придворных интриг. Были и практические попытки решения этого вопроса. Так, еще в царствование Бориса Годунова в самом конце XVI в. предпринимаются шаги к созданию в Москве университета. С этой целью в Германию направляется специальная миссия для приглашения известных немецких университетских профессоров. Были затрачены очень большие по тем временам средства, но никто из профессоров до Москвы так и не доехал.

Царь Борис Годунов очень остро ощущал потребность государства в высокообразованных людях. Вскоре, на рубеже ХУ!—Х^1 вв., им был осуществлен эксперимент по зарубежной подготовке высококвалифицированных кадров. Для получения образования в западноевропейские университеты за казенный счет посылается группа из специально отобранных 18 молодых людей. Но и эта попытка провалилась: в Россию после учебы вернулся только один "молодой специалист" — Г. Кото-шихин. Кстати, говоря об этом много лет спустя, он связывал сложности подготовки кадров за границей с тем, что обучающиеся на Западе, "узнав тамошних государств веры и обычаи, и вольность благую, начали б свою веру отменить, и приставать к иным, и о возвращении к домом своим и к сородичам никакого бы попечения не имели и не мыслили". Как современно звучат эти слова и сегодня!

Много сделал уже в начале XVII в. для наведения порядка в делах церковных Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова (бывший патриархом в 1619—1633 гг.). Именно под его руководством церковь формировала державную идеологию и поставила свои проповеди на службу государству, активно развивала патриотические идеи школы Сергия Радонежского, поддерживала учение о том, что именно Москва является Третьим Римом, центром православного мира и защитницей всех православных.

Патриарх Филарет активно восстанавливал связи с другими православными церквами, как истинный ревнитель чистоты православия направлял усилия на осуждение и преследование вольнодумства, на противодействие латинизации, на искоренение неизжитых языческих обрядов. Во исполнение решений Стоглавого Собора 1551 г. о распространении просвещения среди населения Патриарх Филарет открыл

православную школу, пригласив для этого высокообразованного архимандрита Иосифа из Александрийского патриархата. Школа эта, создававшаяся по греческим, а не по западным образцам во имя утверждения веры, воспитания разума и нравственности, просуществовала до 1634 г.

В 40-х гг. XVII в. любимец царя Алексея Михайловича окольничий Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 1660-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. создается школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Симеон Полоцкий; в этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимна-сион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. В 1681 г. была основана школа при Печатном дворе — монах Тимофей учил здесь греческому языку 30 учеников.

Относительно уровня этих школ (Андреевской, Чудовской, Спасской) нет однозначной информации. У разных отечественных исследователей мы встречаем разные данные. Ряд источников утверждает, что, например, в Спасской школе учили не только пиитике и риторике, но и богословию, истории, философии и диалектике. А это уже уровень тогдашней высшей европейской школы. Другие источники не подтверждают эти данные. Но, так или иначе, почва для создания в Москве академии была подготовлена.

Образовательная почва была обильно удобрена и невиданным раньше богатством печатной отечественной учебной литературы. Так, букварь В.Бурцева, впервые появившийся в 1634 г., многократно переиздавался. Стоил букварь одну копейку или две деньги, что было очень дешево для того времени. Издается грамматика Мелетия Смотрицкого, по которой много позже учился М.В. Ломоносов. В конце века были напечатаны букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского кремля, а также практическое руководство по счету. Всего за вторую половину XVII в. Печатный двор выпустил 300 тысяч (!) букварей, огромное количество другой учебной литературы светского и религиозного характера. Раскупались эти книги так бойко, что многие тиражи исчезали за несколько дней. Все больше печаталось и более "серьезных" книг, в том числе переводных сочинений.

Относительно даты основания первой российской академии до сих пор ведутся споры. Некоторые источники годом ее основания называют 1687 г., когда учебное заведение переехало в собственное специально для него построенное (повелением Святейшего Патриарха

Московского и всея Руси Иоакима) здание в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием Заиконоспасский монастырь (по месту его нахождения — за иконным рядом). Другие источники считают годом основания 1685 г., когда учебное заведение фактически было создано и начало работу первоначально в древнем Богоявленском монастыре под руководством братьев Иоанникия и Софрония Лихудов.

Отметим, что создана Академия была не на пустом месте, не "с нуля". Своеобразными предтечами Академии в Москве были две школы — "Типографская школа", открытая в 1681 г. при казенных типографских палатах, и существовавшая тогда при Заиконоспасском монастыре школа Сильвестра Медведева.

Интересным представляется характер изменений официальных названий Академии от ее основания до дней сегодняшних: первоначально — Эллино-греческая, затем в 1701—1775 гг. — Славяно-латинская, в 1775—1814 гг. — Славяно-греко-латинская и, наконец, с 1814 г. по настоящее время — Московская духовная академия. Чтобы лучше понимать движущие силы подобных изменений названия Академии, необходимо вспомнить, что в России в те времена ожесточенно и с переменным успехом боролись латинисты и грекофилы.

Считается, что одним из главных инициаторов создания Академии был просветитель, поэт и педагог Симеон Полоцкий (1629—1680). Монах Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович) приезжает из Полоцка в Москву в 1661 г. и становится учителем царских детей, воспитателем и наставником царевича Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Именно в недолгие годы правления (1676—1682 гг.) царя Федора Алексеевича Романова и были сформированы основные положения академического проекта.

В 1678 г. С. Полоцким была написана так называемая Академическая привилея, или Учредительная грамота Академии. Основные идеи этого академического статута следующие:

— Академия должна стать всесословным центром подготовки высокообразованных кадров для государства и церкви;

— Академия контролирует деятельность других образовательных учреждений и даже домашних учителей, а также ведет цензуру религиозных книг и вершит суд над отступниками от православия;

— вводится обучение языкам (славянскому, греческому, латинскому и польскому), основной набор обязательных курсов классического европейского университетского образования, так называемые "семь свободных искусств", и курсы высшего знания — богословия;

— в соответствии с европейскими традициями университетской автономии устанавливалось, что и ученики и преподаватели Академии подсудны только ректору и патриарху;

— обучение в Академии предполагалось бесплатным, предусматривалось студенческое стипендиальное и пенсионное (для пожилых преподавателей) обеспечение.

Симеон Полоцкий имел самое прямое отношение к Киево-Моги-лянской академии, созданной в самом начале XVII в. украинским общественным деятелем Петром Могилой. Он там и учился, и был впоследствии ее преподавателем. И неудивительно, что многие идеи этой академии послужили в качестве образцов для новой московской академии.

А если искать более далеких университетских предков, то окажется, что многие академические идеи, включая, в частности, методики подготовки студентов, заимствованы Киево-Могилянской академией у основанного в XIV в. Ягеллонского университета в Кракове. Если же попытаться разобраться в "происхождении" последнего, то окажется, что Ягеллонский университет в Кракове является прямым наследником традиций древнейших европейских средневековых университетов — Болонского и Парижского. Удивительным образом Ягеллонский университет аккумулировал в себе обе модели средневековых европейских университетов. Созданный первоначально (1364 г.) по болонской модели (студенты имели право выбирать ректора из своей среды), он уже с 1400 г. переходит преимущественно на парижскую модель (ректор избирается профессорами).

Но не только теоретические академические идеи доходили до Москвы из Ягеллонского университета. Были и реальные практические связи. Так, в частности, интересным представляется факт получения в 1532 г. степени бакалавра Краковского университета неким студентом "Johanes Theodori Moscus". Видимо, этим студентом был Иван Федоров, известный нам как первопечатник. Во времена правления царя Ивана Грозного в 1563—1565 гг. в типографии на Никольской улице в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первые российские книги "Апостол" и "Часовник".

Уже после смерти С.Полоцкого в 1682 г. его ученик Сильвестр Медведев (1641—1691) добился принятия Привилеи к утверждению царем Федором Алексеевичем, а в 1685 г. план создания Академии получил благословение Святейшего Патриарха Иоакима. Последний факт, в частности, является дополнительным и, по нашему мнению, очень веским аргументом в споре о дате основания Академии, убедительно указывая на 1685 г. Интересно, что сама идея создания учебного заведения "наук гражданских и духовных" исходила от латинистов (С.Полоцкого и С. Медведева). Однако первоначально возглавили его грекофилы.

Греческие ученые-богословы братья Иоанникий и Софроний Ли-худы прибыли в Москву по рекомендации от Патриарха Константинопольского Дионисия. Они учились в Венеции и Падуе, имели доктор-

ские степени Коттонианской Академии в Падуе и действительно обладали энциклопедическими знаниями. Путь их в Москву был и труден и долог. Рекомендованные Патриархом Дионисием царю Федору Алексеевичу в 1683 г. в качестве искусных учителей для заведения высшей школы, братья Лихуды были надолго задержаны в Польше королем Яном Собеским и вынуждены были вести длительные диспуты с иезуитами.

Они прибыли в Москву только в 1685 г. и с самого начала занятий, еще в Богоявленском монастыре, начали обучение греческому языку, потом ввели курс риторики. Братья Лихуды составляли учебники по большинству предметов по образцам учебных книг ведущих европейских университетов. Они, в частности, составили сохранившиеся в рукописях учебники "Риторика", "Логика", "Психология", "Физика". Указанные учебники построены на трудах Аристотеля и его комментаторов в духе поздней схоластики с использованием сведений из западной философии того времени. В учебные материалы были включены, например, труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, многочисленные примеры из литературных произведений и богословских текстов. Поэтому братьев Лихудов по праву признают и создателями отечественного фонда учебной философской литературы.

И хотя греческие богословы братья Лихуды очень много сделали (и как организаторы, и как методисты, и как преподаватели) для становления и развития Академии, были силы, считавшие их образовательную деятельность излишне широко гуманитарно-ориентированной. Им инкриминировали, в частности, и их латинское образование в университете Падуи, и то, что они в Академии, как писал Патриарх Иерусалимский Досифей, "забавляются около физики и философии вместо того, чтобы учити иные учения".

В результате уже в 1694 г. братья Лихуды были отстранены от работы в Академии, фактически изгнаны именно за "латинство". Преподавать в Академии стали их бывшие ученики — Федор Поликарпов и Николай Семенов, которые вели пиитику, риторику и грамматику. Из учебного процесса была изгнана и латынь.

Однако западный ветер и петровские реформы набирали силу. Протектором Академии назначается митрополит Стефан (Яворский). Латынь возвращается в Академию, а сама она в 1701 г. получает статус государственной академии. Более того, ректором Академии в этот период (1700—1703 гг.) стал Палладий Роговский — человек, прошедший огонь и воду не только западноевропейского образования, но и униатства.

Несколько слов необходимо сказать о жизненном пути П. Рогов-ского. Он родился в 1655 г. в Тверской области, принял монашество, служил иеродиаконом и в 30-летнем возрасте был направлен на учебу

6 ВМУ, педагогическое образование, № 3

в Богоявленскую школу братьев Лихудов. После двух лет учебы студент Роговский самовольно, без необходимого на то патриаршего разрешения, на одиннадцать лет уезжает за границу с целью "совершенного учения". Четыре года учения в разных иезуитских школах и семь лет в высшем греко-униатском училище Рима делают его первым россиянином — обладателем степеней доктора философии и богословия. Возвратившись в 1698 г. в Россию, он публикует серию "исповедальных" сочинений, в которых, в частности, излагаются погрешности римского учения. В 1700 г. он назначается игуменом Заиконоспасского монастыря и одновременно ректором Славяно-латинской академии. Умер Палладий Роговский в 1703 г.

При всех трудностях и даже им вопреки Академия в самый первый период своего существования быстро развивалась. Так, после ее переезда в 1687 г. в Заиконоспасский монастырь в ней обучались 104 ученика, через два года, в 1689 г., уже 163, а к началу XVIII в. более 600. Такова была тяга к образованию и нужда в нем, потребность государства и общества в квалифицированных кадрах.

В течение всего славяно-латинского периода (1700—1775 гг.) Академия поворачивалась в сторону западного просвещения. Преподавание велось уже на латинском языке, преподаватели, наставники, а иногда и ученики часто вызывались из Киева. Академию возглавляли ректор и префект: первый отвечал за преподавание и за работу наставников, а второй наблюдал за учениками. Наставники помимо преподавания вели испытания лиц, определяемых на церковную службу, участвовали в переводах церковных книг. Ректоры и префекты Академии увещевали иноверцев, отступников от веры и раскольников, рецензировали духовные сочинения. Вся эта деятельность велась в полном соответствии с уложениями Академической привилеи С. Полоцкого.

Но не все смирились с отказом от греческого языка и преобладанием латыни. Изгнанный из Академии в 1694 г. Софроний Лихуд организовал в 1707 г. греческую школу в Москве, которая постепенно вернулась обратно в Академию. В январе 1725 г. эта школа была переведена в одно здание с Московской академией, а с февраля 1726 г. вошла в состав Академии отдельным факультетом. Однако преподавание греческого языка в учебном плане всей Академии было восстановлено лишь в 1738 г.

Академия с самого своего основания действительно стала всесословным учебным заведением — принимала людей "всякого чина и сана". Здесь вместе учились дети простолюдинов, купцов, церковнослужителей и знати. Национальный состав учащихся был также очень широк. Однако сословные различия были зафиксированы во внутренних распорядках. В частности, стипендия у княжеских детей составляла

золотой в месяц, а у детей простых и "подлых" (т.е. самых бедных) людей — полтина серебром. Именно так жил, обучаясь в Академии, Михайло Ломоносов. Он вспоминал об одном алтыне стипендии в день, из которого на пропитание можно было брать по одной денежке на хлеб и квас, а остальное на бумагу, обувь и другие нужды. Отметим, что всесословный принцип обучения просуществовал лишь до 1727 г., когда прием в Академию "детей солдатских и крестьянских" был полностью запрещен. Это, в частности, доставило многие трудности для М.В. Ломоносова.

Обучение в Академии было построено на трех уровнях — школах, или классах. Сначала предусматривался подготовительный уровень, так называемая "русская школа". Затем осуществлялся переход в "школу греческого книжнего писания", где изучали славянскую и греческую грамматику и латынь. Только после освоения всего этого ученики переводились в высшую школу и начинали изучение предметов высшей ступени обучения — риторики, диалектики, философии, физики и богословия. В частности, полный курс философии предполагал усвоение физики (естественной мудрости), этики (нравственной мудрости) и метафизики (умозрительной мудрости). Наиболее одаренные ученики проходили полный академический курс за 12—13 лет; были и те, кто в течение 15 лет едва достигал высшего философского класса; самые слабые учились по 20 лет, оставаясь в одном классе подолгу.

Ученики старших классов помогали преподавателям и учительствовали в младших классах. Это было не только следствием нехватки педагогических кадров, это была и традиционная корпоративная академическая политика (так называемая ланкастерская система обучения). Старшие ученики учили и опекали младших, становились для них примером. В ходе такой своеобразной педагогической практики происходило профессиональное самоопределение, обучение преподаванию, что обеспечивало самый лучший отбор будущих преподавателей.

И недаром из стен Академии вышла целая плеяда великих наших учителей, преподавателей, профессоров, авторов самых замечательных учебников. Назовем, в частности, имена Михаила Ломоносова, Федора Поликарпова, Леонтия Магницкого и многих других. А как не вспомнить таких выдающихся выпускников Академии, как поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.

Об уровне полного высшего образования в Академии говорят и успехи ее выпускников, решивших продолжить образование в самых престижных университетах Европы. Так, например, один из выпускников Академии Петр Постников с большим успехом и в сжатые сроки завершил программу тогдашнего европейского послевузовского образования

и стал в 1694 г. первым русским доктором философии знаменитого Па-дуанского университета, докторами наук которого были братья Лихуды.

В Академии готовили священнослужителей и богословов, учителей и преподавателей, специалистов для государственной службы. В частности, велась подготовка переводчиков, справщиков (редакторов), медиков. Академия благодаря хорошо поставленному обучению на двух первых ступенях (общее и языковое образование) давала возможность своим воспитанникам успешно продолжить обучение в других учебных заведениях — математических, инженерных и др.

Академия решала задачи подготовки кадров для государственной службы и по специальностям, обучение по которым еще не было в ней развернуто. Так, уже в первой четверти XVIII в. для обучения языкам турецкому, арабскому и персидскому учащихся начали направлять за границу. Интересно, что для этого отбирали учеников из "подлых" (самых бедных) слоев населения. Их же определяли и на другие "непрестижные" тогда направления, например для изучения "наук литературных" во Францию. Кстати, сегодня полезно отметить, что тогдашняя "студенческая мобильность" была двунаправленной. Не только российские студенты ехали учиться за границу — в Академии занимались иностранные студенты, причем по разрешению Синода (1721 г.) они были приравнены к отечественным учащимся.

После открытия в 1755 г. Московского университета, вследствие его быстрого роста и развития как ведущего российского центра культуры, науки и подготовки специалистов светской направленности, стала меняться и структура подготовки кадров в Академии. В 1775 г., когда Академия стала уже именоваться Славяно-греко-латинской, преподавание преимущественно велось на русском языке. Светский характер учебного заведения постепенно шел на убыль вместе с общим ростом богословской направленности Академии. Между тем именно в этот период ее учебный план обогатился целым рядом новых предметов, причем это были не только новые курсы по изучению церковного устава и церковной истории, вводились курсы гражданской истории, истории философии, медицины.

Период 1775—1814 гг. в истории Академии проходил под протекторатом митрополита Платона (Левшина) и характеризуется не только целым рядом учебных нововведений, расширением научно-богословской деятельности, но и множеством благоустройств. Так, улучшилось материальное положение учебного заведения, повысилось содержание наставников, для учащихся была устроена бурса, значительно увеличилась библиотека Академии.

Все эти процессы, особенно в условиях реформы церковного образования начала XIX в., закономерно привели к последнему переименованию и преобразованию Академии в Московскую духовную акаде-

мию (1814 г.). Тогда же по решению Синода Академия была переведена в Сергиев Посад, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где она существует и успешно действует и поныне. Одной из причин переезда Академии были последствия пожара в Москве в 1812 г., когда Заиконоспасский монастырь был разорен и разграблен, а многие помещения Академии были значительно повреждены.

И вот уже почти 200 лет Московская духовная академия ведет, развивает и совершенствует богословское обучение и образование. За это время в ней сложились школы исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом (Гумилев-ским), профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским, многими их учениками и последователями. Большой вклад внесли сотрудники Академии также и в другие области богословского знания.

При Московской духовной академии был открыт Церковно-архео-логический кабинет, который стал крупнейшим церковным музеем в России. Академия готовит церковных ученых, преподавателей духовных школ, а также высококвалифицированных специалистов для общецерковных и епархиальных структур и органов управления. В последние годы в Академии введены отделения и специализации, позволяющие готовить кадры по важнейшим направлениям церковной науки — биб-леистике, циклу богословских и церковно-практических дисциплин, церковной истории.

Среди многочисленных нововведений отметим сравнительно недавнее (по историческим меркам Академии) учреждение в феврале 1998 г. по благословению архиепископа Верейского Евгения (Решетникова), ректора Московской духовной академии и Семинарии, Греко-латинского кабинета. Одним из самых важных направлений деятельности Кабинета стала организация регулярных занятий учащихся по классическим языкам — древнегреческому и латинскому. Его создание — не только важное практическое действо для совершенствования учебного процесса, но и знаковое событие, своеобразное возвращение к истокам, свидетельство памяти о корнях, о своей истории, истории Славяно-греко-латинской академии.

В канун славного 325-летнего юбилея первой российской Академии пожелаем руководству и всему коллективу Московской духовной академии, крупнейшему центру богословского образования и духовной науки Русской Православной Церкви, новых замечательных успехов в выполнении их высокой и ответственной миссии.

Список литературы

1. Смирнов С.С. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. 296 с.

2. Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. 425 с.

3. Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии. М.: Типо-лит. т-в И.Н. Кушнерев и Ко, 1913. 97 с.

4. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Часть I История русского богословия. Его становление. Православие и современность. Электронная библиотека, 2003 год. (URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/ florovsky/path1/3.html 05.06.2010)

5. Луппов С.П.Книга в России в XVII веке. Л.: Наука, 1979. 224 с.

ON THE OCCASION OF THE JUBILEE OF SLAVIC-GREEK-LATIN ACADEMY

L.V. Popov, N.H. Rozov

The article describes the history of establishing of educational institutions in the Russian State starting from XVI century, information about founders of the Academy and first teaching topics. Academic ideas and student education methods as well as the fact that not only M. Lomonosov, but many other well-known scientists and teachers of the XVIII century studied in the Academy, may appeal special interest.

Key words: Slavic-Greek-Latin Аcademy, academic ideas, student education methods.

Сведения об авторах

Попов Лев Владимирович — кандидат химических наук, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 93932-81; e-mail: fpo.mgu@mail.ru

Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-32-81; e-mail: fpo.mgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.