Научная статья на тему 'К юбилею Людмилы Яковлевны вороновой'

К юбилею Людмилы Яковлевны вороновой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
293
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею Людмилы Яковлевны вороновой»

Том 156, кн. 2

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ ЯКОВЛЕВНЫ ВОРОНОВОЙ

М.М. Сидорова, А.Н. Пашкуров, Н.Г. Комар, Н.Ю. Хряпкина

В феврале 2014 г. отметила юбилей Людмила Яковлевна Воронова. Более сорока лет жизни Людмилы Яковлевны связаны с Казанским университетом. Здесь она училась и сама стала Учителем, здесь состоялась как великолепный организатор и администратор, продолжатель и родоначальник замечательных традиций, здесь обрела коллег, единомышленников, друзей.

Её жизненный путь тесно переплёлся с судьбой филологической науки и с судьбой самого университета. В этих стенах она прошла путь от студентки историко-филологического факультета до заведующего кафедрой и руководителя нового научного направления. Сегодня она автор более чем 80 научных публикаций. Её имя и исследования хорошо известны учёным России, ближнего и дальнего зарубежья: в Белоруссии и на Украине, в Германии, Швейцарии, Италии.

Этот славный путь в науку начался в 1975 году, когда студенткой третьего курса она начала заниматься научно-исследовательской работой под руководством В.Н. Коновалова. Основной областью научных исследований Л.Я. Вороновой стала история русской литературной критики, в частности народнической. В её кандидатской диссертации и публикациях 80-90-х годов была представлена целостная характеристика литературно-критического наследия П.Л. Лаврова в соотнесённости с его работами по философии, социологии и истории культуры в контексте общественно-литературной борьбы 60-90-х годов XIX в. Внимание исследователя было сосредоточено на проблемах, не разработанных тогда ещё наукой: прогресс литературы и искусства, психология творчества. Впервые был произведён анализ жанрового своеобразия критического наследия Лаврова, определён его вклад в развитие русской литературы и критики.

В числе первых Л.Я. Воронова вошла в состав проблемной группы по изучению истории русской критики, созданной В.Н. Коноваловым, стала активным участником всех проектов группы. Диапазон её интересов значительно расширился: это творчество и литературно-критическая деятельность И.А. Гончарова, система жанров критики 70-80-х годов XIX в., своеобразие литературного портрета как жанра критики, литературная критика на страницах одного из наиболее солидных и авторитетных изданий 2-й половины XIX в. - газеты «Русские ведомости».

В конце 90-х годов по инициативе Л.Я. Вороновой на кафедре русской и зарубежной литературы было открыто новое направление научных исследований - история литературоведения в Казани. С 1997 года она руководит темой «Русское академическое литературоведение и критика в Казани: формирование, развитие, школы, традиции (XIX - XXI вв.)», объединяющей преподавателей, аспирантов, студентов. Предметом её изучения являются история казанского литературоведения 2-й половины XIX - XX в. в целом и научно-педагогическая деятельность профессора А.С. Архангельского в частности. Впервые в русском литературоведении систематизированы биографические сведения, определены содержание и историческая ценность трудов учёного, конкретное направление его деятельности, реконструирована история трёх научных литературных обществ Казани, раскрыты своеобразие их позиций и роль в общественно-культурной жизни города и в развитии литературы, критики и науки, введены в научный оборот малоизвестные и неопубликованные источники (в том числе из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани), проливающие свет на этапы, конкретное содержание, тенденции развития академической науки в Казанском университете, выявлен вклад казанских учёных в российскую и европейскую науку.

Людмила Яковлевна, сама неоднократно выигрывавшая гранты , блестяще сплотила коллектив единомышленников вокруг последней научной темы. Только в 2011-2013 годах её группой выиграно два гранта - по актуальным проблемам региональной модели академического литературоведения (в рамках программы ФЦП «Кадры») и пушкиноведения Казанского края 1830-2010-х годов (грант при поддержке РГНФ).

Шесть монографий, множество сборников, вышедших под её научной редакцией, знаковые международные и всероссийские конференции 1990-2010-х годов, проводившиеся кафедрой под руководством Л.Я. Вороновой («А.С. Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков» (1998), «Слово и мысль Боратынского» (2000), «Г.Р. Державин в новом тысячелетии» (2003) и др.), также стали яркими страницами в истории современного казанского литературоведения. Продолжая лучшие научные и просветительские традиции своих наставников, Людмила Яковлевна вошла в состав редколлегии гуманитарной серии легендарных «Учёных записок Казанского университета» - и как раз в то десятилетие, когда это классическое издание было включено в перечень журналов, рекомендуемых ВАК РФ.

1 В разные годы она была руководителем (5) и исполнителем (4) исследовательских и прикладных грантов РФФИ, РГНФ, НИОКР АН РТ, Президента РФ.

Талант исследователя у Л.Я. Вороновой замечательным образом сочетается с талантом преподавателя. Студентам-филологам нескольких поколений посчастливилось слышать целый ряд фундаментальных лекционных курсов Людмилы Яковлевны: по устному народному творчеству, древнерусской литературе, истории русской литературы ХУШ и первой трети XIX вв., истории русской литературной критики XVШ - XIX вв., истории русской художественной культуры X - XIX вв. Её лекции отличаются концептуальностью, широтой охвата материала, знанием новейших достижений в той или иной области науки, безупречной логикой построения, а ещё - необыкновенным интересом лектора к материалу и обаянием его личности. Неслучайно после первых же прочитанных лекций многие по-настоящему нацеленные на серьёзные занятия наукой студенты определяются с выбором научного руководителя. За годы преподавательской деятельности под руководством Л.Я. Вороновой студентами-филологами написаны десятки курсовых и дипломных работ.

Одним из важных показателей мировой преподавательской вузовской практики является количество и качество разработанных преподавателем спецкурсов. Людмила Яковлевна всегда сама была лидером в этом направлении и как заведующий кафедрой всячески поддерживала эту деятельность со стороны коллег. Ею разработаны такие специальные дисциплины, как «Методика и методология литературоведческого анализа», «Русская литература XIX века в исследованиях академического литературоведения» (раздел коллективного спецкурса), «Введение в мировую художественную культуру», «Мировая художественная культура в школе», «Из истории литературоведения в Казанском университете», «Русская писательская критика XIX века», «Древнерусские памятники в литературном процессе Нового времени». Она автор целого ряда учебно-методических материалов к общим и специальным курсам, статей по проблемам преподавания русской литературы и культуры.

Л.Я. Воронова ведёт большую работу и по подготовке молодых учёных. Именно по её инициативе была введена дополнительная специализация для студентов филологического факультета КГУ - «Литературная критика и редактирование». Ещё в самом начале 2000-х годов, когда магистратура в вузовском гуманитарном образовании только складывалась, Л.Я. Воронова разработала одну из первых в Поволжье магистерских программ по русской литературе и является её бессменным вдохновителем и руководителем. При самом пристальном участии Людмилы Яковлевны как заведующего кафедрой были подготовлены творческими коллективами сотрудников магистерские программы по вопросам литературного регионоведения и методики преподавания литературы в вузе.

С 1992 года Людмила Яковлевна осуществляет руководство аспирантами. Ею подготовлены 8 кандидатов наук по специальности 10.01.01 «русская литература»: Т.Н. Бреева, М.М. Сидорова, Л.Ф. Хайрутдинова, Н.И. Макарова (Недаш-ковская), Н.Г. Комар, Ю.В. Жиглий, Е.А. Медведева, Л.Р. Хузеева. С каждым из них она прошла путь от постановки целей и задач научного исследования до отправки документов в ВАК и последующей ответственности за судьбу своих аспирантов. Её талант педагога и учёного известен и за границей. С 1993 года Л.Я. Воронова стала ключевой фигурой в поддержке и развитии международного

сотрудничества кафедры с коллегами из Института славистики Гиссенского университета (Германия) и Фрибургского университета (Швейцария).

Сама она неоднократно проходила исследовательские стажировки в Гиссене: выступала с научными докладами на конференциях и семинарах, читала лекции для немецких студентов по самым разным темам. В 2003 г. в течение целого семестра руководила семинаром по русской литературе и консультировала студентов по курсовым работам во Фрибургском университете. Работа в зарубежных университетах всегда сопровождалась для Людмилы Яковлевны обретением друзей и единомышленников: Генрих Гиземанн, Рольф Фигут, Йенс Херльдт и др. стали добрыми друзьями кафедры. Именно этот факт в немалой степени способствовал тому, что в течение ряда лет в Гиссене и Фрибурге работали в качестве преподавателей и исследователей сотрудники кафедры Т.Г. Прохорова, Л.Е. Бушканец, Н.Г. Махинина, Б.И. Колмаков, Л.Х. Насрут-динова, А.Э. Скворцов, В.Н. Крылов, М.М. Сидорова.

Почти пятнадцать лет Л.Я. Воронова руководила кафедрой. Не просто руководила - жила её проблемами, интересами, отдавала ей всё своё время и силы. С 1998 г. это кафедра русской и зарубежной литературы КГУ, в 2003-2011 гг. -кафедра русской литературы КГУ-КФУ, в 2011-2013 гг. - кафедра истории русской литературы КФУ. Главное, что характеризует её как заведующего, -абсолютно неформальный подход ко всякому делу, которым ей приходилось и приходится заниматься, неравнодушие к судьбе кафедры и каждого её члена, это уникальный талант организатора и инициатора самых разных научных проектов. Людмила Яковлевна - человек чести и высокого достоинства, высочайшего профессионализма и какой-то невероятной в наше время степени ответственности. Удивительно коммуникабельная и дипломатичная, она может быть твёрдой в решении принципиальных вопросов, мягкая и доброжелательная -удивляет своими борцовским качествами. Это человек, который умеет брать на себя ответственность в решении самых сложных, а иногда и бескомпромиссных вопросов. Доброта, открытость, высокая честность и твёрдая принципиальность её как руководителя много раз помогали коллективу выстоять в непростое время, не растерять ценнейший опыт традиций.

Традиция, память, благодарность - это очень важные категории для Людмилы Яковлевны. Её преисполненное уважением и благодарностью чувство к учителям (и самому значимому для неё - Валерию Николаевичу Коновалову) деятельно: написаны статьи, проведена конференция и составлен сборник в память об учителе, заложена замечательная кафедральная традиция - «День памяти». Наконец, увидела свет одна из фундаментальных коллективных работ, проведённых под её руководством, - библиографический словарь «Русское литературоведение в Казанском университете (1806-2009)», выпущено электронное издание «Русская литература в восприятии казанской интеллигенции XIX -начала XX в. Учебное пособие: хрестоматия», получено свидетельство о государственной регистрации в Федеральной службе интеллектуальной собственности базы данных «Русское литературоведение в Казани (XIX - нач. XX в.): библиографический указатель».

Людмила Яковлевна не только пишет историю Казанского университета, но и живёт его жизнью. В 1986-1996 гг. она была заместителем декана по научной

работе, с 1988 по 2011 г. - членом учёного совета филологического факультета, в разное время входила в состав учёного совета КГУ, была членом жюри конкурса на лучшую научную работу студентов Казанского университета. Она принимает активное участие и в культурной жизни Казани и Республики Татарстан. Л.Я. Воронова - член учёного совета Национального музея РТ, с 2011 г. - член жюри Республиканского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения», проводимого в рамках республиканской целевой программы «Дети Татарстана» на 2011-2013 годы. В 2012 г. она входила в экспертную группу Комиссии по проведению конкурса на лучший проект текста Государственного гимна Республики Татарстан. Она тесно сотрудничает с литературоведами нашего региона, является членом Зонального объединения литературоведов Поволжья, с 1998 г. входит в состав бюро этого объединения.

Всё время держа руку на пульсе динамики новейшей научной и общественной жизни университета, Л.Я. Воронова много времени и сил посвящала и посвящает призванию учителя и друга студентов: в начале 2000-х годов по её предложению на кафедре была возрождена добрая традиция студенческого научного кружка. Позднее при её постоянной и мудрой поддержке завоёвывала свои вершины газета студентов-филологов «МИФ (Мыслим. Ищем. Фантазируем)». Наконец, в 2010 г. Людмила Яковлевна и её ученица Наталия Геннадьевна Комар создают театральный коллектив «Ладья», уже хорошо известный теперь и в Поволжье, и в столицах, а недавно выигравший уже и свой грант.

Архив личных дел сотрудников Казанского университета расскажет нам и о том, что уже восемь раз (с 1978 по 2012 г.) Людмила Яковлевна была удостоена благодарностей ректората университета, имеет благодарности от Министерства образования и науки Республики Татарстан, Государственного исто-рико-архивного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», в 2004 г. награждена знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и медалью «В память 1000-летия города Казани» (2005). За цикл монографических работ по истории русской критики в числе других авторов она награждена университетской премией III степени, ей присвоено звание Лауреата университетской премии за 1992 г.

Об Учителе можно говорить ещё и ещё... Людмила Яковлевна - яркий пример такого склада учёного, педагога и человека, о котором любимый ею Александр Семёнович Архангельский, глава казанских литературоведов начала XX столетия, пророчески писал, что такой настоящий просветитель и учитель никогда не ограничивается сухой статистикой положенных учебным планом лекционных часов, но входит в духовные интересы и нужды студентов и учеников, родственно в высоком смысле слова сближается с ними на этой почве, помогает их душе и мысли.

От всей души благодарим Вас за всё, дорогая наша Людмила Яковлевна! Счастья Вам и долгих лет, здоровья и добра!

Основные труды Л.Я. Вороновой Научно-исследовательские публикации

1. Проблема прогресса литературы и искусства в критике П.Л. Лаврова // Вопросы отечественной, зарубежной истории, литературоведения и языкознания. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - Ч. 2. - С. 12-20.

2. Литературно-критическая деятельность П.Л. Лаврова 60-90-х гг. XIX в. (проблема эволюции): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1984. - 18 с.

3. И.С. Тургенев в восприятии П.Л. Лаврова // Закономерности взаимодействия национальных языков и литератур. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - С. 114-120.

4. Жанры критики П.Л. Лаврова // Жанры русской литературной критики 70-80-х годов XIX века. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - С. 26-37.

5. Литературный портрет как жанр критики // Жанры русской литературной критики 70-80-х годов XIX века. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - С. 78-86.

6. Жанр литературного портрета в критике П.Л. Лаврова // Жанры русской литературной критики 70-80-х годов XIX века. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - С. 99-112.

7. Литературная критика газеты «Русские ведомости» // Beiträge zur Slavistik. Bd. 30: Die Literaturkritik in der Zeitung: anhand der Materialien der russischen Presse der Jahre 1870 bis 1880: Литературная критика в газете: на материалах русской прессы 1870-1880-х гг. -Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; N. Y.; Paris; Wien: Peter Lang, 1996. - S. 88-122.

8. Интерпретация сюжета Благовещения Пресвятой Богородицы в апокрифической литературе Древней Руси // Beiträge zur Slavistik. Bd. 32: Studien zur russischen Sprache und Literatur des 11-18. Jahrhunderts. - Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; N. Y.; Paris; Wien: Peter Lang, 1997. - S. 145-155 (в соавт. с Н.И. Крайновой).

9. Проблема «Пушкин и читатель» в работах А.С. Архангельского // Публицистические чтения. А.С. Пушкин: казанские страницы (по материалам научно-публицистического семинара, 8-9 октября 1998 г.). - Казань: Полиграф, 1998. - С. 126-135.

10. А.С. Пушкин в оценке А.С. Архангельского // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1998. -Т. 136: А.С. Пушкин и взаимодействие национальных литератур и языков (к 200-летию со дня рожд. А.С. Пушкина). - С. 42-54.

11. Десять лет сотрудничества филологов // Грани сотрудничества (к 10-летию Соглашения о сотрудничестве между Казанским и Гиссенским университетами). - Казань: УНИПРЕСС, 1999. - С. 55-65 (в соавт. с Г.А. Николаевым, Г. Йелитте).

12. Немецкие источники в трудах Л.З. Колмачевского и А.С. Архангельского // Грани сотрудничества (к 10-летию Соглашения о сотрудничестве между Казанским и Гиссенским университетами). - Казань: УНИПРЕСС, 1999. - С. 146-155.

13. 200-летие со дня рождения Е.А. Боратынского в Казани // Учён. зап. Казан. ун-та. -2000. - Т. 139: Слово и мысль Е.А. Боратынского: К 200-летию со дня рожд. - С. 3-11.

14. А.С. Архангельский как исследователь славянской письменности и культуры // Чтения, посвящ. Дням славянской письменности и культуры: Материалы регион. науч. конф., Чебоксары, 20-21 мая 2000 г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2000. - С. 304-313.

15. Вопросы истории языка в трудах А.С. Архангельского // Бодуэновские чтения: Бо-дуэн де Куртенэ и современная лингвистика. Междунар. науч. конф. (Казань, 1113 дек. 2001 г.): Труды и материалы: в 2 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. -Т. 1. - С. 64-65.

16. Немецкая литература 60-х годов XIX века в оценке П.Л. Лаврова // Beiträge zur Slavistik. Bd. 44: Deutsch-russischer Dialog in den Philologien. Немецко-русский диалог в филологии. - Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; N. Y.; Paris; Wien: Peter Lang, 2001. -S. 73-86.

17. Немецкое литературоведение в оценке А.С. Архангельского, профессора Казанского университета // Beiträge zur Slavistik. Bd. 44: Deutsch-russischer Dialog in den Philologien. Немецко-русский диалог в филологии. - Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; N. Y.; Paris; Wien: Peter Lang, 2001. - S. 373-382.

18. Очерк жизни и научной деятельности Л.И. Савельевой // Савельева Любовь Ивановна: К 80-летию со дня рожд. - Казань, 2001. - С. 7-13. - URL: http://www.ksu.ru/ infres/savelj eva/otherk. htm, свободный.

19. Из истории Пушкинского общества в Казани // Михайловская Пушкиниана. Вып. 14: «У каждого времени свой Пушкин». - М.: Вербум-М, 2001. - С. 24-34.

20. Перевод и публикация комедии «Ложный стыд» А. Коцебу в России // Поэтическое перешагивание границ: Юбилейный сб. к 65-летию Почётного д-ра Казан. ун-та Герхарда Гиземанна. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - С. 52-59.

21. Александр Семёнович Архангельский, 1854-1926. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 32 с.

22. Литературное общество при Казанском университете в конце XIX - начале XX в. // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: в 3 т. - Соликамск: СГПИ, 2002. - Т. 3. - С. 316-321.

23. Архангельский как редактор «Полного собрания сочинений В.А. Жуковского» // Мир романтизма. Вып. 7 (31). Материалы междунар. науч. конф. «Мир романтизма» (X Гуляевские чтения), Тверь, 12-15 сент. 2002 г. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. -С. 110-118.

24. Вопросы критики в трудах Общества любителей русской словесности в память А.С. Пушкина // Критика и её исследователь: Сб., посвящ. памяти проф. В.Н. Коновалова (1938-1998). - Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. - С. 60-70.

25. Г.Р. Державин и литература его времени в оценке А.С. Архангельского // Г.Р. Державин в новом тысячелетии: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казан. ун-та. (Казань, 10-12 нояб. 2003 г.). - Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. - С. 28-31.

26. Творчество писателей конца XIX - начала XX века в оценке членов Общества любителей русской словесности в память А.С. Пушкина // Актуальные проблемы изучения русской словесности в вузе и школе: Материалы Всеросс. конф. и XXIX Зональной конф. литературоведов Поволжья (Тольятти, 12-14 окт. 2004 г.). - Тольятти: ТГУ, 2004. - Т. 2. - С. 16-20.

27. Из истории преподавания русской литературы в Казанском университете (80-90-е гг. XIX в.) // Актуальные вопросы изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе: Материалы межрегион. науч. конф. - Ярославль: ЯрГПУ, 2004. - С. 198-204.

28. Г.Р. Державин и драматургия Екатерининской эпохи в оценке А.С. Архангельского // Державин глазами XXI века: К 260-летию со дня рожд. Г.Р. Державина. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - C. 27-36.

29. Концепция личности Нила Сорского А.С. Архангельского // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2006. - Т. 148, кн. 3. - С. 214-222.

30. А.С. Архангельский как исследователь творчества В.А. Жуковского // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2007. - Т. 149, кн. 2. - С. 11-24.

31. А.С. Архангельский // Православная энциклопедия. - URL: http://www.pravenc.ru/ text/76440.html, свободный.

32. Проблематика историко-литературных исследований Общества любителей русской словесности в память А.С. Пушкина // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -2008. - Т. 150, кн. 6. - С. 7-18.

33. Общество любителей русской словесности в память А.С. Пушкина при Императорском Казанском университете // Татарская энциклопедия: в 5 т. - Казань: Ин-т тат. энцикл., 2008. - Т. 4. - С. 517.

34. Е.Ф. Будде как исследователь русской литературы // IV Международные Бодуэнов-ские чтения (Казань, 25-28 сентября 2009 г.): Труды и материалы: в 2 т. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - Т. 1. - С. 5-7.

35. С.Т. Аксаков в оценке казанской интеллигенции XIX - начала XX в. // НОМО SCRIBENS. Литературная критика в России: поэтика и политика. Сб. статей и материалов Всерос. науч. конф. (Казань, 30 сент. - 2 окт. 2008 г.). - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - С. 120-132.

36. Источники биографии А.С. Архангельского // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сб. статей и материалов II Междунар. науч. конф. (Казань, 5-9 мая 2008 г.). - Казань: Школа, 2009. - С. 100-105.

37. Памяти Любови Ивановны Савельевой (1921-2010) // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 153, кн. 2. - С. 7-12.

38. Казанская интеллигенция конца XIX - начала XX века о реформах образования и проблемах преподавания литературы в средней школе // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 153, кн. 2. - С. 62-74.

39. Феномен М.В. Ломоносова в оценке А.С. Архангельского // Михаил Муравьёв и его время: Сб. статей и материалов III Всеросс. науч.-практ. конф. «Михаил Муравьёв и его время. 300-летию М.В. Ломоносова посвящается». - Казань: РИЦ, 2011. - С. 40-44.

40. Русское литературоведение в Казанском университете (1806-2009): биобиблиографический словарь / Сост. Л.Я. Воронова, М.М. Сидорова; науч. ред. Л.Я. Воронова. -Казань: Казан. ун-т, 2011. - 229 с.

41. А.С. Архангельский о преподавании русской литературы XVIII века в школе // Г.Р. Державин и диалектика культур: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань -Лаишево, 13-15 июля 2012 г.). - Казань: Казан. ун-т, 2012. - С. 290-295.

42. Изучение жизни и творчества А.Н. Островского // А.Н. Островский. Энциклопедия. - Кострома: Костромаиздат; Шуя: ШГПУ, 2012. - С. 177-191.

43. Пушкинские юбилеи 1887 и 1899 годов в Казанском университете // Филология и культура. - 2012. - № 3 (29). - С. 119-125.

44. Е.А. Боратынский-мыслитель в оценке Казанского литературоведения // Вестн. МГОУ. Сер. Русская филология. - 2012. - № 6. - С. 50-57 (в соавт. с Л.Р. Хузеевой).

45. А.С. Архангельский: путь в науку // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. -2013. - Т. 155, кн. 2. - С. 21-36.

46. Пушкинское общество в Казани (1887-1918). - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 252 с.

47. Творчество братьев Аксаковых в оценке казанской интеллигенции // Казанский текст: проблемы и перспективы изучения. Коллективная монография по итогам Всерос. науч. конф. «Казанский текст в литературе» (3-6 окт. 2012 г.). - Казань: ГБУ «Респ. центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 94-104.

48. Проблемы литературного образования молодёжи в Казанском университете (конец XIX - начало XX в). // Михаил Муравьёв и его время: сб. статей и материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: ГБУ «Респ. центр мониторинга качества образования», 2013. - С. 123-134.

49. Антология материалов // А.С. Пушкин в Казани: Антология материалов. Библиографический указатель / Сост. Л.Я. Воронова, М.М. Сидорова. - Казань: Отечество, 2013. - С. 7-286.

Методические публикации

1. Литературно-критическая деятельность И.А. Гончарова // Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX века. Учебное пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. - С. 104-121.

2. Проблемы преподавания древнерусской литературы в вузе и средней школе // Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни: в 2 ч. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - Ч. 2. - С. 17-18.

3. Практикум по курсу «История русской литературы X - XVII веков». Методические указания и учебные задания для студентов отделения русской филологии. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994. - 46 с.

4. «Слово о полку Игореве» // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней. Учебное пособие для слушателей подготовительных отделений и поступающих в вузы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995. - С. 3-12.

5. И.А. Гончаров // Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней. Учебное пособие для слушателей подготовительных отделений и поступающих в вузы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995. - С. 87-94.

6. Принципы отбора материала при изучении русской культуры в иноязычной аудитории // Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся на разных этапах обучения. - Казань: УНИПРЕСС, 2000. - С. 44-47.

7. История русской литературы X - XVII вв. Программа и методические указания для студентов. - Казань, 2000. - 39 с.

8. Мировая художественная культура в школе: Программа курса, списки литературы и материалы для практических занятий. Для студентов дневного отделения специальности «русский язык и литература». - Казань: ФОРРА, 2003. - 39 с.

9. История русской художественной культуры. Методические материалы и указания для студентов филологического факультета. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 43 с.

10. Слово о полку Игореве // Русская литература XIX и XX веков: учебное пособие для абитуриентов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 72-79.

11. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» // Русская литература XIX и XX веков: учебное пособие для абитуриентов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 88-90.

12. Иван Александрович Гончаров // Русская литература XIX и XX веков: учебное пособие для абитуриентов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - С. 148-154.

13. Древнерусская литература XI - XVII веков: учебно-методическое пособие для студентов-филологов. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. - 60 с.

14. Русская литература в восприятии казанской интеллигенции XIX - начала XX в. Учебное пособие: хрестоматия / Под ред. Л.Я. Вороновой, М.М. Сидоровой. - Казань: КФУ, 2013. - 395 с. - URL: http://libweb.ksu.ru/ebooks/10_154_000350.pdf, свободный.

Сидорова Марина Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

Комар Наталия Геннадьевна - кандидат филологических наук, ассистент кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

Пашкуров Алексей Николаевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

Хряпкина Надежда Юрьевна - специалист по учебно-методической работе, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.