Научная статья на тему 'К юбилею И. Стравинского: искусство в пространстве повседневности". Обзор научной конференции'

К юбилею И. Стравинского: искусство в пространстве повседневности". Обзор научной конференции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CONFERENCE / MUSEUM / EXHIBITION / IGOR STRAVINSKY / THE BALLET "THE FIREBIRD" / BALLET "PETRUSHKA" / КОНФЕРЕНЦИЯ / МУЗЕЙ / ВЫСТАВКА / И.СТРАВИНСКИЙ / БАЛЕТ "ЖАР-ПТИЦА" / БАЛЕТ "ПЕТРУШКА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сапанжа Ольга Сергеевна, Баландина Наталья Александровна

Обзор представляет круг основных тем, затронутых в рамках научной конференции, организованной музеем «ХХ лет после Войны», и приуроченной к 135-летнему юбилею со дня рождения и 55-летнему юбилею визита в Советский Союз И. Стравинского. В обзоре представлены темы основных докладов конференции и характеристика вставки, открытие которой было приурочено к мероприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сапанжа Ольга Сергеевна, Баландина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The anniversary of I. Stravinsky: art in the space of everyday life. Review of conference

The Review presents a range of fundamental topics covered in the conference, organized by the Museum "XX years after the War" and timed to the 135th anniversary since the birthday and the 55th anniversary of the visit to the Soviet Union by Igor Stravinsky. The review presents the themes of the main presentations of the conference and the characterization of the insert, the opening of which was timed to the event.

Текст научной работы на тему «К юбилею И. Стравинского: искусство в пространстве повседневности". Обзор научной конференции»

ХРОНИКИ

УДК 7.06

О. С. Сапанжа, Н.А. Баландина

«К ЮБИЛЕЮ И. Ф. СТРАВИНСКОГО:

ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ».

ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

20 октября 2017 г. состоялась научная конференция «К юбилею И. Ф. Стравинского: искусство в пространстве повседневности», ставшая результатом творческого сотрудничества музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» и факультета изобразительного искусства Российского педагогического университета им. А. И. Герцена.

Юбилей Игоря Стравинского, 135-летие со дня рождения которого отмечается в 2017 г., стал важным событием культурной жизни. Композитор родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме. Не удивительно поэтому, что основные праздничные юбилейные мероприятия, посвященные выдающемуся композитору, состоялись весной и летом. Среди них — исполнение обнаруженной после долгого забвения «Погребальной песни», события XVI Московского пасхального музыкального фестиваля, открытие выставок (например, выставки «...С обещанием снова вернуться» в Центральном музее музыкальной культуры).

Однако 2017 год отмечен еще одной юбилейной датой, связанной с творчеством И. Ф. Стравинского: 55 лет назад, осенью 1962 г., композитор посетил Советский Союз — первый и единственный раз после эмиграции в 1914 г. Визит И. Ф. Стравинского стал важной частью советской «оттепели», знаковым событием 1962 г. для рядовых советских граждан, вернувшим широкой публике любителей классической музыки имя композитора.

В начале 1960-х годов имя И. Стравинского было возвращено в пантеон российских композиторов после почти сорокалетнего забвения. В первое послереволюционное десятилетие творчество композитора еще было важной составляющей культурного процесса, в начале 1920-х годов даже планировался визит композитора в Советскую Россию, о чем сообщали на своих страницах газеты. На сценах театров ставились балеты И. Ф. Стравинского, его музыка часто исполнялась на различных концертных площадках, а в Москве даже работала музыкальная школа (и курсы) имени Стравинского.

В 1930-е годы все меняется: имя И. Ф. Стравинского начиная с середины 1930-х годов практически не упоминается, а на страницах справочных изданий он характеризуется как идеолог формализма и космополитизма, презрительно и агрессивно относящийся к Советской России.

Встреча на Музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе И. Стравинского и Т. Хренникова (председателя Союза советских композиторов) в 1961 г. стала отправной точкой

в возвращении имени композитора в советский музыкальный пантеон. Начинается активная подготовка визита композитора в Советский Союз: на сцене ставятся балеты «Жар-птица» и «Петрушка», исполняются отдельные музыкальные произведения, появляются материалы в периодической печати.

Наконец, осенью 1962 г. И. Стравинский прилетает в Советский Союз.

Стоит отметить, что Игорь Стравинский стал первым представителем дореволюционной культуры, который удостоился «прижизненной реабилитации» — до этого возвращение в культурный контекст было возможно или после смерти (как в случае с И. Буниным), или после «раскаяния» и возвращения в Советский Союз (как в случае с С. Прокофьевым). И. Стравинский приезжал лишь с кратким визитом, посетил Москву и Ленинград и больше уже в Советский Союз не возвращался.

Именно это событие (визит композитора в Советский Союз осенью 1962 г.) и стало поводом для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с творчеством И. Стравинского и его представлением в музейном пространстве, в рамках конференции, организованной музеем, в круг научных интересов которого входит анализ различных аспектов повседневной культуры 1945-1965 гг. Юбилейная дата вместе с интересом к проблемам представления образцов «высокой» культуры в пространстве повседневности, который сегодня отчетливо проявляется в научных исследованиях, определили актуальность выбранной проблематики конференции.

Конференция «К юбилею И. Ф. Стравинского: искусство в пространстве повседневности» объединила представителей университетов и музеев Петербурга.

После вступительного слова директора музея Ольги Сергеевны Сапанжа, конференцию открыла преподаватель музыкальной школы Ольга Евгеньевна Федосимова. Будучи учащейся музыкального училища, осенью 1962 г. Ольга Евгеньевна побывала на одном из концертов, которым дирижировал И. Стравинский. Основой же научного доклада О. Е. Федосимовой стали судьбы семьи Дягилева. Имя С. Дягилева прозвучало на конференции в самом начале не случайно: именно С. Дягилев в определенной степени «открыл» молодого композитора, поручив ему создание музыки к трем балетам легендарных «Русских сезонов»—«Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).

В рамках пленарного заседания были представлены доклады и сообщения сотрудников ведущих музеев Петербурга. Владимир Леонидович Мельников (заместитель директора Музея-института семьи Рерихов) представил доклад «Друг юности Игоря Стравинского, о котором он никогда не забывал и которого он всегда любил», посвященный С. Миту-сову; Ольга Витальевна Рожнова (главный хранитель музейных предметов Краеведческого музея г. Ломоносова) выступила с докладом «Игорь Стравинский в Ораниенбауме: выставки и коллекции. К 135-летию со дня рождения». Страницы жизни И. Стравинского в эмиграции были представлены Николаем Сергеевичем Онегиным (научным сотрудником Государственного Эрмитажа) в докладе «Игорь Стравинский и „русский период" в творчестве Коко Шанель», а малоизвестная группа фарфоровых статуэток, созданная скульптором А. Киселевым по мотивам раннего балета И. Стравинского—Екатериной Вячеславовной Ивановой (специалистом по учету музейных предметов ГМЗ «Царское Село») в докладе «Балет „Петрушка" в творчестве фарфориста А. А. Киселева».

Помимо пленарного заседания, в рамках конференции прошла специальная студенческая секция, на которой представили доклады студенты РГПУ им. А. И. Герцена, Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Санкт-Петербургского

государственного университета. На конференции прозвучали доклады Катерины Кокови-ной (Институт истории СПбГУ) «Свидетели эпохи „Русских сезонов": фотографии и костюмы как материальные источники», Екатерины Ярмоленко (СПбХПА им. А. Л. Штиглица) «Творческое содружество И. Стравинского и Л. Бакста в оформлении спектакля „Жар-птица"», Марии Селяниной (РГПУ им. А. И. Герцена) «Балет И. Стравинского „Жар-птица": вариации образа в декоративном и народном искусстве», Александры Прокофьевой (РГПУ им. А. И. Герцена) «Балет И. Стравинского „Жар-птица" и разработка музейных программ для детей», Надежды Семахиной (РГПУ им. А. И. Герцена) «Балет И. Стравинского „Петрушка": история и современные постановки» и Анастасии Ламо-вой (РГПУ им. А. И. Герцена) «„Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая" И. Стравинского».

К конференции было приурочено открытие выставки «Образы балетов Игоря Стравинского в фарфоре», презентацию которой для участников конференции провела Наталья Александровна Баландина, главный хранитель музея. На выставке, основанной на материалах музея «ХХ лет после Войны», были представлены образы ранних балетов И. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» — «Т. Карсавина в роли Жар-птицы» и «И. Фокин в роли Ивана-царевича» Д. Иванова, скульптура «Жар-птица. Балерина Т. П. Карсавина» и скульптуры персонажей балета «Петрушка» Э. Еропкиной, комплект из трех предметов на сюжет балета «Петрушка» Л. Цветковой и другие произведения. Лекция, прочитанная Н. А. Баландиной, была посвящена основным этапам развития художественных образов ранних балетов И. Стравинского в советском и российском фарфоре. Специальным гостем в рамках открытия выставки был ведущий художник Императорского Фарфорового завода Сергей Николаевич Соколов.

Илл. 1. Ведущий художник Императорского фарфорового завода С. Соколов и главный хранитель музея Н. Баландина открывают выставку

Стоит отметить, что прошедшая конференция—лишь один из научных проектов, проводимых музеем «ХХ лет после Войны». Традиционным стал ежегодный научный

Илл. 2. Лекция в рамках конференции

студенческой исследовательский проект и конференция «Музейные кейсы», к юбилейным событиям проводятся специальные конференции (в декабре 2015 г. прошла конференция, посвященная образам декабристов в советской культуре, в феврале 2016 г. — конференция, посвященная юбилею Е. А. Кибрика (жившего в доме, где ныне находится музей, в период обучения в Академии Художеств). Сейчас музей готовит три юбилейные конференции, посвященные Л. Пантелееву (110-летний юбилей со дня рождения которого отмечается в 2018 г.), А. Киселеву и Ф. Махонину (90-летний юбилей со дня рождения которых отмечается в 2019 г.).

Информация о статье Авторы: Сапанжа Ольга Сергеевна —доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, sapanzha@mail.ru;

Баландина Наталья Александровна—главный хранитель, «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.», Санкт-Петербург, Россия, 1945-1965@ mail.ru.

Заглавие: «К юбилею И. Стравинского: искусство в пространстве повседневности». Обзор научной конференции.

Абстракт: Обзор представляет круг основных тем, затронутых в рамках научной конференции, организованной музеем «ХХ лет после Войны» и приуроченной к 135-летнему юбилею со дня рождения и 55-летнему юбилею визита в Советский Союз И. Стравинского. В обзоре представлены темы основных докладов конференции и характеристика выставки, открытие которой было приурочено к мероприятию.

Ключевые слова: конференция, музей, выставка, И. Стравинский, балет «Жар-птица», балет «Петрушка».

Information on article Authors: Sapanzha Olga Sergeevna—Doctor of Culturology, Professor, Herzen State Pedagogical University, Saint-Petersburg, Russia, sapanzha@mail.ru;

Balandina Natalya Aleksandrovna—chief curator, "XX years after the War. Museum of Leningrad everyday culture of years 1945-1965", Saint-Petersburg, Russia, 1945-1965@mail.ru. Title: "The anniversary of I. Stravinsky: Art in the space of everyday life". Review of conference.

Abstract: The review presents a range of fundamental topics covered in the conference, organized by the Museum "XX years after the War" and timed to the 135th anniversary of the birthday and the 55th anniversary of the visit to the Soviet Union of Igor Stravinsky. The review presents the themes of the main presentations of the conference and describes the exhibition, the opening of which was timed to the event.

Keywords: conference, museum, exhibition, Igor Stravinsky, the ballet "The Firebird", ballet "Petrushka".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.