Научная статья на тему 'К выбору мультипликаторов в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса'

К выбору мультипликаторов в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозчиков А. Г.

Рассматривается метод сделок в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса. Этот метод широко распространен и используется, когда акции оцениваемой компании не котируются на биржевом и внебиржевом рынке. В этих условиях предлагается использовать метод сделок, даже в том случае, когда оценивается не маржинальная доля и аналогами служат миноританые пакеты. Обоснование использования в этом случае производится, по признаку, что используются не котировки эмитента, а цены пакетов аналогов. Рассматриваются вопросы выбора адекватных мультипликаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К выбору мультипликаторов в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса»

Финансовый менеджмент

к выбору мультипликаторов в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса

а. г. перевозчиков,

доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, начальник управления оценки ЗАо «Профессиональный центр оценки и экспертиз»,

(москва)

В предлагаемой читателю статье рассматривается метод сделок в рамках сравнительного подхода для оценки бизнеса [1 — 3]. Этот метод широко распространен и используется, когда акции оцениваемой компании не котируются на биржевом и внебиржевом рынке. В этих условиях предлагается использовать метод сделок, даже в том случае, когда оценивается не маржинальная доля и аналогами служат миноританые пакеты. Обоснование использования в этом случае производится по признаку, что используются не котировки эмитента, а цены пакетов аналогов. Рассматриваются вопросы выбора адекватных мультипликаторов. В качестве критерия адекватности используется близость выбранных показателей у оцениваемого предприятия и в среднем по аналогам. Следуя оценке бизнеса Шеннона П. Парты [1], в качестве показателей предлагается выбрать критерии рентабельности, использующие ту же базу, что и соответствующий мультипликатор, например рентабельность собственного капитала и цена/собственный капитал, рентабельность инвестированного капитала и цена/инвестированный капитал и т. п.

Идея состоит в том, что близость показателей рентабельности по какой-либо базе означает близкую доходность, отнесенную к этой базе, т. е. близкую ставку дисконта I. В свою очередь, близкая ставка дисконта означает близкую ставку капитализации k = k (/), из которой следует близость значений соответствующего мультипликатора. Например, для базы собственный капитал справедливо представление:

Цена/СК = Цена / Прибыль х

хПрибыль / СК = I / k (/).

Отсюда следует, что при близком отношении рентабельности собственного капитала для двух аналогов, т. е. ставки дисконта /, близкими будут и значения соответствующего мультипликатора. Для наглядности, дальнейшее изложение ведется на реальном примере оценки ставки дисконта для мебельного предприятия ОАО «Мебель» (название изменено).

1. Сравнительный подход как информационная основа применения альтернативного метода

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность бизнеса определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемой компании может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов [2]:

1) метод компании-аналога;

2) метод сделок;

3) метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную

36

финансы и кредит

акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.

Суть метода при определении рыночной стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, рыночная стоимость которого известна. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Данное соотношение именуется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый показатель оцениваемой компании, получают ее стоимость.

Описание примененного метода. Поскольку не используются биржевые котировки компаний-ана-

логов, то методом исключения приходим к выводу, что нами применяется метод сделок.

Суть метода при определении рыночной стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, рыночная стоимость которого известна. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Данное соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый показатель оцениваемой компании, получают ее стоимость.

2. Выбор компаний-аналогов в рамках сравнительного подхода

Основными критериями отбора предприятий-аналогов являются [2]:

1. Отраслевое сходство оцениваемой компании и компании-аналога.

2. Размер компании-аналога.

3. Перспектива роста компании-аналога.

4. Финансовый риск, характерный для компании-аналога.

5. Качество менеджмента.

В рамках выбранного метода был проанализирован рынок сделок с отечественными компаниями, сходными по сфере деятельности с оцениваемой.

Информация о сделках была получена из официального бюллетеня РФФИ «Реформа» и приведена ниже в табл. 1 — 5.

Таблица 1

Информация о сделке ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат»

Название ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат»

Продавец РФФИ

Эмитент ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат»

Местонахождение эмитента 344016, г Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, д. 181

Отрасль Деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность

Форма продажи Аукцион

Количество выпущенных акций Обыкновенные именные — 998 842 шт.

Категория акций Обыкновенные именные (199 768 шт.),

Размер пакета акций 20 %

Величина пакета (количество акций) 199 768

Начальная стоимость пакета 425 066 RUR (российский рубль)

Цена продажи пакета 500 000 RUR (российский рубль)

Дата объявления о продаже 24.06.2003

Дата подведения итогов продажи (сделки) 25.07.2003

Источник информации о публикации объявления о продаже Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 54 (719) от 24 июня 2003 г.

Источник информации о публикации подведения итогов продажи Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 84 (649) от 22 августа 2003 г.

Наименование ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат», ОАО «26-й ДОК»

Основные виды деятельности Производство деревянных изделий, казарменной мебели для объектов МО РФ, изделий Г-2

Финансовый менеджмент 2 (242) - 2007

Окончание табл. i

Данные о государственной регистрации Выдано Регистрационной палатой администрации г. Ростова-на-Дону по Октябрьскому району регистрационный номер 2047 14.01.1999

Сведение о доле продукции В Реестр не включено

Численность работников 01.04.2003 — 36 чел.

Данные занимаемого земельного участка Занимаемая площадь — 5 га

Уставный капитал 998 842 руб.

Сведения о дочерних, зависимых обществах и филиалах эмитента

Обязательства акционерного общества Перед федеральным бюджетом — 707 71 руб., перед областным бюджетом — нет, перед местным бюджетом — 1 616 руб., перед государственными внебюджетными фондами — 105 810 руб.

Бухгалтерский баланс Информация

Таблица 2

Информация о сделке ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель»

Название ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель»

Продавец РФФИ

Эмитент ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель»

Местонахождение эмитента 109033, Москва, Золоторожский вал, д. 32

Отрасль Материально-техническое снабжение и быт

Форма продажи Аукцион

количество выпущенных акций Обыкновенные именные — 96 48, Привилегированные категории «Б» — 720

категория акций Обыкновенные именные (720 шт.),

Размер пакета акций 0,74 %

Величина пакета (количество акций) 720 шт.

Начальная стоимость пакета 25 400 RUR (российский рубль)

Цена продажи пакета 26 400 RUR (российский рубль)

Дата объявления о продаже 24.06.2003

Дата подведения итогов продажи (сделки) 21.07.2003

Источник информации о публикации объявления о продаже Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 56 (721) от 24 июня 2003 г

Источник информации о публикации подведения итогов продажи Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 92 (757) от 3 сентября 2003 г.

Наименование ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель», ОАО «ММФ «Мосмебель»

Основные виды деятельности Наборы мебели, комод, шкаф, шкаф-купе, кровать, тумба, изделия для прихожей, стол и пр.

Данные о государственной регистрации Зарегистрировано Московской регистрационной палатой регистрационный номер 18662-iu4 13.02.2001

Сведение о доле продукции В Реестр не включено

Численность работников 01.05.2003 116 чел.

Данные занимаемого земельного участка 21 105 кв. м.

Уставный капитал 97 200 руб.

Сведения о дочерних, зависимых обществах и филиалах эмитента

Обязательства акционерного общества Перед бюджетом — 147 000 руб., государственными внебюджетными фондами — 49 000 руб., другими кредиторами — 1 072 000. руб.

Бухгалтерский баланс Информация

Таблица 3

Информация о сделке АО «Черномормебель»

Название АО «Черномормебель»

Продавец РФФИ

Эмитент ОАО «Черномормебель»

Местонахождение эмитента 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Леднева, д. 5

Отрасль Другие промышленные производства

Окончание табл. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма продажи Аукцион

Инвестиционные условия -

Количество выпущенных акций Обыкновенные именные — 30 782 шт.

Категория акций Обыкновенные именные

Размер пакета акций 10 %

Величина пакета (количество акций) 3 078 шт.

Начальная стоимость пакета 2 269 000 RUR (российский рубль)

Цена продажи пакета 2 275 000 RUR (российский рубль)

Дата объявления о продаже 28.11.2002

Дата подведения итогов продажи (сделки) 30.12.2002

Источник информации о публикации объявления о продаже Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 80 (653) 27 ноября 2002 г.

Источник информации о публикации подведения итогов продажи Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» N 4 (669) 28 января 2003 г.

Наименование Открытое акционерное общество «Черномормебель», ОАО «Черномормебель»

Основные виды деятельности Проектирование, производство, реализация мебели и других товаров народного потребления и производственно-технического назначения; оказание услуг населению и предприятиям, в том числе отопление и горячее водоснабжение; организация фирменной торговли, реализация через собственные магазины товаров других предприятий и организаций; осуществление строительно-монтажных и реставрационных работ; организация отдыха и туризма; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; операции с ценными бумагами; и др.

Данные о государственной регистрации Зарегистрировано Поставновлением главы администрации г. Новороссийск Краснодарского края регистрационный номер 2769 03.11.1992

Сведение о доле продукции ОАО не занимает доминирующего положения на товарном рынке

Численность работников 01.07.2002 — 262 чел.

Данные занимаемого земельного участка Площади земельных участков — 2 3847 кв. м (аренда до 2024 г.), 40 000 кв. м (аренда до 2005 г.)

Уставный капитал 30 782 руб.

Сведения о дочерних, зависимых обществах и филиалах эмитента Филиалов, дочерних и зависимых обществ нет

Обязательства акционерного общества Задолженность перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами и другими кредиторами на 1 октября 2002 г. отсутствует.

Агрегированный баланс на начало года Агрегированный баланс на 01.10.2002:

Внеоборотные активы — 12 981 000 руб.

Оборотные активы — 8 204 000 руб.

Баланс (актив) — 21185 000 руб.

Капитал и резервы — 20 460 000 руб.

Долгосрочные обязательства — 0 руб.

Краткосрочные обязательства — 725 000 руб.

Баланс (пассив) — 21 185 000 руб.

Таблица 4 Информация о сделке АО «Мебельсервис»

Название АО «Мебельсервис»

Продавец СГУП по продаже имущества города Москвы

Эмитент ОАО «Мебельсервис»

Местонахождение эмитента 127238 Москва, Дмитровское ш., 87, тел. (495) 905-11-74.

Отрасль Другие промышленные производства

Форма продажи Специальный аукцион

Инвестиционные условия -

Количество выпущенных акций Обыкновенные именные — 3 595 940

Категория акций Обыкновенные именные

Размер пакета акций 6,28 %

Величина пакета (количество акций) 225 860 шт.

Окончание табл. 4

Начальная стоимость пакета 790 510 RUR (российский рубль)

Цена продажи пакета 799 544.4 RUR (российский рубль)

Дата объявления о продаже 11.03.2002

Дата подведения итогов продажи (сделки) 26.04.2002

Источник информации о публикации объявления о продаже Информационный бюллетень СГУП N 5 — 2002 г.

Источник информации о публикации подведения итогов продажи Информационный бюллетень СГУП N 9 — 2002 г.

Наименование Открытое акционерное общество «Мебельсервис», ОАО «Мебельсервис»

Основные виды деятельности Производство мебели различных видов, столярных и швейных изделий, ремонт мебели и других товаров народного потребления; производство и сбыт товаров оптом и в розницу, включая продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, продукты питания, сувениры и продукцию высокохудожественного исполнения, изделия народных ремесел и промыслов, информационную, полиграфическую, аудио-, кино-, видеопродукцию, а также изделия других видов.

Данные о государственной регистрации Свидетельство о государственной регистрации выдано Московской регистрационной палатой, регистрационный номер 032.682 17.06.1994

Сведение о доле продукции В Реестр не включено.

Численность работников 01.01.2002 — 29 чел.

Данные занимаемого земельного участка 24 тыс. кв. м (договор аренды земельных участков).

Уставный капитал 179 797 руб.

Сведения о дочерних, зависимых обществах и филиалах эмитента Зависимых обществ нет.

Обязательства акционерного общества Кредиторская задолженность — 494 000.руб., в том числе задолженность перед бюджетом — 62 000.руб.

Агрегированный баланс на начало года Агрегированный баланс на 31.12.2001:

Внеоборотные активы — 13 589 000 руб.

Оборотные активы — 1 308 руб.

Баланс (актив) — 14 897 000 руб.

Капитал и резервы — 14 303 000 руб.

Долгосрочные обязательства — 0 руб.

Краткосрочные обязательства — 594 руб.

Баланс (пассив) — 14 897 000 руб.

Таблица 5

Информация о сделке ОАО «Юг»

Название ОАО «Юг»

Продавец РФФИ

Эмитент ОАО «Юг»

Местонахождение эмитента 352571, Краснодарский край, пос. Мостовской, ул. Заводская, д. 1

Отрасль Деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная промышленность

Форма продажи Аукцион

количество выпущенных акций Обыкновенные именные — 38 137 шт.

категория акций Обыкновенные именные (4 035 шт.),

Размер пакета акций 10,58 %

Величина пакета (количество акций) 4 035 шт.

Начальная стоимость пакета 2 925 700 RUR (российский рубль)

Цена продажи пакета 9 000 000 RUR (российский рубль)

Дата объявления о продаже 14.11.2003

Дата подведения итогов продажи (сделки) 17.12.2003

Источник информации о публикации объявления о продаже Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» № 22 (884) от 17 февраля 2004 г.

Источник информации о публикации подведения итогов продажи Официальный бюллетень РФФИ «Реформа» № 142 (807) от 14 ноября 2003 г.

Наименование ОАО «Юг»

Окончание табл. 5

Основные виды деятельности Производство и реализация древесных плит, щитовых мебельных деталей, ламинированных деталий из ДСП, ДВП, шпона, фанеры, бумаги, мебели, платные услуги населению

Данные о государственной регистрации Зарегистрировано Постановлением главы администрации Мостовского р-на регистрационный номер 186 13.11.1996

Сведение о доле продукции В Реестр не включено

Численность работников 01.10.2003 1 477 чел.

Данные занимаемого земельного участка 68,2255 га

Уставный капитал 10 830 908 руб.

Сведения о дочерних, зависимых обществах и филиалах эмитента Филиалов, дочерних и зависимых обществ нет

Обязательства акционерного общества Перед бюджетом — 30 190 000 руб., внебюджетными фондами — 28 255 000 руб., прочими кредиторами — 141 000 руб.

Бухгалтерский баланс Информация

Анализ информации о компаниях-аналогах выявил следующее.

Существует отраслевое сходство между компаниями-аналогами и оцениваемым предприятием: все отобранные в качестве аналогов компании являются оптово-розничными торговыми предприятиями.

Компании-аналоги соразмерны с оцениваемым предприятием по размеру. При этом в качестве критерия отбора использовались величина чистых активов оцениваемого предприятия и компаний-аналогов. Перспективы роста и финансовый риск для компаний-аналогов не анализировались в силу недостаточности имеющейся о них информации.

3. Обоснование корректировок к аналогам

Расчет доли оборотного капитала в выручке приведен в табл. 6.

В процессе расчета применялись корректировки к аналогам на наличие в пакете привилегированных акций, на размер пакета и дефицит собственного оборотного капитала эмитента (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения корректировки на наличие привилегированных акций мы использовали данные rts. га по средним котировкам обыкновенных и привилегированных акций ОАО МК «Шатура» на внебиржевом рынке РТС board.

Согласно приведенным данным величина скидки в цене для привилегированных акций по сравнению с обыкновенными составила в среднем около 20 %. Наличие привилегированных акций в пакете учитывалось во введенной условно величине эквивалентного количества обыкновенных акций в пакете, которое получалось как сумма числа обыкновенных акций и привилегированных акций, уменьшенных на 20 %. Цена такого

Таблица 6

Расчет доли оборотного капитала в выручке, тыс. руб.

№ п/п Показатель, тыс. руб. ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат» ОАО «Московская мебльная фабрика «Мосмебель» АО «Черно-мормебель» АО «Ме-бельсервис» ОАО «Юг» Примечания

1 Оборотные активы 2 567 3 792 8 204 2 056 189 679 из формы № 1

2 Краткосрочные обязательства 2 076 1 268 725 2 564 214 904 из формы № 1

3 Чистый оборотный капитал (ЧОК) 491 2 524 7 479 -508 -25 225 стр. 1-стр.2

4 Валовый доход (ВД) 943 4 482 20 212 6 463 305 276 из формы № 2

5 ЧОК в % от ВД 52 56 37 -8 -8 среднее — 26

Котировки обыкновенных и привилегированных акций на РТС board.

№ п/п Дата Наименование акций Номинал, руб. Минимальная цена, руб. Максимальная цена, руб. Средняя цена, руб Пояснение

1 01.07.2004 mksh 50 90 150 120 rts. ru

2 01.07.2004 mkshp 50 90 100 95 rts. ru

3 01.07.2004 Средняя скидка к цене, % 20,83 1-стр. 2/стр. 1

Таблица 7

условного пакета акции равна цене оцениваемого пакета. Поэтому, разделив цену сделки на эквивалентное количество обыкновенных акций в пакете, мы получили оценку средней цены 1 обыкновенной акции в пакете. Средняя цена 1 привилегированной акции в пакете получалась из найденной средней цены 1 обыкновенной акции, уменьшенной на 20 %.

Общая стоимость голосующих акций получалась из средней цены 1 обыкновенной акции в пакете с учетом корректировки на наличие скидки на миноритарность и недостаточную ликвидность присутствующей в цене пакета по отношению к стоимости пропорциональной доли в составе 100 % мажоритарного пакета и общего количества эмитированных обыкновенных акций.

Общая стоимость привилегированных акций получалась из средней цены 1 привилегированной акции в пакете и общего количества эмитированных привилегированных акций.

Скидка на миноритарнось пакетов определялась по табл. 4 из статьи Е. Е. Яскевича[4]. Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций (appraiser. га). Премия П за контроль 100 %-ного мажоритарного пакета является производной от соответствующей процентной скидки С и определяется по формуле:

П=

1

1 - С

-1.

Последнее равносильно известной формуле [2]:

= 1 —

1

1 + П

Пропорциональная доля оцениваемого пакета определялась только по обыкновенным акциям. Скидка на миноритарность, присутствующая в цене пакета относилась к 100 %-ному мажоритарному пакету голосующих акций [4]. Скидка на недостаток ликвидности не учитывалась, посколь-

ку в силу продажи указанных пакетов они могут считаться условно ликвидными.

В настоящее время единственными привилегированными акциями, которые торгуются на фондовом рынке, являются привилегированные акции типа А [5]. В результате приватизации привилегированные акции типа Б были закреплены за фондами имущества федерального или регионального значения и в случае продажи этих акций они автоматически конвертируются в обыкновенные [5]. Поэтому такие акции были приравнены к обыкновенным и учитывались наравне с обыкновенными, как конвертируемые в обыкновенные после продажи.

Стоимость 100 % акций определялась как сумма стоимости всех голосующих и привилегированных акций. К полученной стоимости применялась корректировка на дефицит чистого оборотного капитала. Дефицит (избыток) чистого оборотного капитала определялся по методике Deloitte&Touche [3] Суть этой методики состоит в том, что необходимое значение чистого оборотного капитала, скорректированного на денежные средства, краткосрочные займы и кредиты, принимается равным примерно среднеотраслевой доле от годового дохода. Эта доля по аналогам составила в среднем около 24 %. Дефицит (избыток) чистого оборотного капитала рассчитан в табл. 8. Остальные пояснения даны в примечании к итоговой табл. 9.

Итоговый выбор адекватных мультипликаторов по критерию минимальной относительной разницы показателей представлен в табл. 10.

В заключение отметим, что настоящая работа возникла из оценки бизнеса Шеннона П. Парты [1], в которой был предложен альтернативный метод оценки ставки дисконта для дисконтирования потока прибыли на собственный капитала. Однако основное предположение модели о котируемости акций оцениваемого предприятия может оказаться на практике достаточно обременительным. В связи с этим обстоятельством в настоящей работе

Таблица 8

Расчет доли оборотного капитала в выручке, тыс. руб.

№ п/п Показатель, тыс. руб. ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат» ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель» АО «Черно-мормебель» АО «Ме-бельсервис» ОАО «Юг» Примечания

1 Оборотные активы 2 567 3 792 8 204 2 056 189 679 Из ф. № 1

2 Краткосрочные обязательства 2 076 1 268 725 2 564 214 904 из ф. № 1

3 Чистый оборотный капитал (ЧОК) 491 2524 7 479 -508 -25 225 стр.1-стр.2

4 Валовый доход (ВД) 943 4482 20 212 6 463 305 276 Из ф. № 2

5 ЧОК в % от ВД 52 56 37 -8 -8 среднее — 26

е

s

I

о E s

-a

H fa s

H

Таблица 9

Расчет ставки дисконта альтернативным методом, тыс. руб.

N° п/п Показатель, тыс. руб. ОАО «26-й Деревообрабатывающий комбинат» ОАО «Московская мебельная фабрика «Мосмебель» АО «Черно-мормебель» АО «Ме-бельсервис» ОАО «Юг» Примечания

1 Внеоборотные активы 661 2 962 12 981 14 837 115 480 Из ф. № 1

2 Оборотные активы 2 567 3 792 8 204 2 056 189 679 Из ф. № 1

3 Баланс 3 228 6 754 21185 16 893 305 159 Из ф. № 1

4 Капиал и резервы 1152 5 486 23 787 14 288 90 255 Из ф. № 1

5 Долгосрочные обязательства 0 0 0 0 0 Из ф. № 1

6 Краткосрочные обязательства 2 076 1268 725 2 564 214 904 Из ф. № 1

7 Цена сделки 500 26 2 275 799,5 9 000 Официальный бюллетень РФФИ «Реформа»

8 Общее количество акций: 998 842 96 480 30 782 3 595 940 38 137 Официальный бюллетень РФФИ «Реформа»

9 обыкновенных 998 842 96 480 30 782 3 595 940 38 137 В том числе конвертируемых в обыкновенные категории Б

10 привилегированных 0 0 0 0 0

И Пакет акций: 199 768 720 3 078 225 860 4 035

12 обыкновенных 199 768 720 3 078 225 860 4 035 В том числе конвертируемых в обыкновенные категории Б

13 привилегированных 0 0 0 0 0

14 эквиалентное количество обыкновенных акций 199 768 720 3 078 225 860 4 035 Стр. 12+стр. 13* (1-0,3)

15 Средняя цена 1 обыкновенной акции в пакете 0,003 0,037 0,739 0,004 2,230 Стр.7/стр. 14

16 Доля обыкновенных акций пакета в общем числе голосующих акций, % 20,00 0,75 10,00 6,28 10,58 Стр. 12/стр. 9

17 Надбавка (скидка) в цене пакета по отношению к стоимости пропорциональной доли в составе 100 % мажоритарного пакета, % -9,50 -61,50 -40,00 -40,00 -40,00 По табл. 4 из статьи Е. И. Яскевича в appraiser, ru

18 Стоимость голосующих акций 2762 9189 37919 21215 141 773 Стр. 9 х стр. 15 (1 + стр. 17)

19 Средняя цена 1 привилегированной акции в пакете 0,002 0,026 0,517 0,002 1,561 Стр. 15* (1-0,3)

20 Валовый доход 943 4482 20212 6463 305 276 Из ф. № 2

21 Стоимость привилегированных акций 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 Стр. 10 стр.19

22 Стоимость 100% акций 2 762 9189 37 919 21215 141 773 Стр. 18+стр. 21

23 Дефицит (избыток) собственного оборотного капитала 265 1448 2 628 81 -7878 Стр. 3 — стр. 7 — 0,1 стр.20

24 Скорректированная стоимость 100 % акций 2 498 7740 35 291 21134 149 651 Стр. 22 — стр. 23

25 Прибыль за текущий год, тыс. руб. 940 1180 4425 4200 10 525 Из ф. № 2

26 Чистая прибыль/ собственный капитал 0,816 0,215 0,186 0,294 0,117 Среднее — 0,232

27 Чистая прибыль/ инвестированный капитал 0,816 0,215 0,186 0,256 0,058 Среднее — 0,219

28 Чистая прибыль /активы 0,291 0,175 0,209 0,249 0,034 Среднее — 0,211

Прибыль/выручка 0,996 0,263 0,219 0,650 0,034 Среднее — 0,377

е

S X

0) X

о о m г

5<

ф

х

ф

2

ф

х

ч

со

м ю ю

м о о

Таблица 10

Выбор адекватных мультипликаторов

Показатель Средние значения Объект оценки Разница, % Рейтинг Рекомендуемый мультипликатор

Чистая прибыль/ собственный капитал 0,232 0,229 -1,07 1 Цена/собственный капитал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистая прибыль/ инвестированный капитал 0,219 0,153 -29,92 2 Цена/инвестируемый капитал

Чистая прибыль /активы 0,211 0,145 -31,21 3 Цена/активы

Прибыль/выручка 0,377 0,150 -60,36 4 Цена/ выручка

предлагается использовать цену одной акции в составе контрольного пакета 100 % голосующих акций, определяемую для каждого аналога в рамках сравнительного подхода.

Литература

1. Шеннон П. Парт. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний. — М., 2004.

2. Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А. Г. Гряз-новой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика. — 2002.

3. Методология и руководство по проведению оценки бизнеса и/или активов ОАО РАО «ЕЭС России» и ДЗО ОАО РАО «ЕЭС России». — Deloitte&Touche. — декабрь 2003 — март 2005.

4. Яскевич Е. Е. Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций. — http://www. appraiser. ru

5. Гомзин Л. С. Оценка привилегированных акций российских компаний/ Автореферат диссертации к. э. н. — М., 2003. — 29 с.

24 января 2007 года в Государственном Кремлевском дворце

ФОРУМ

шэИШУ®

Обладателям ДипИФР будет выдан Сертификат о повышении квалификации на семь часов

Организаторы

щ

MCCDO

ПРАКТИКА ПРИМЕ1

При поддержке

Стоимость участия в форуме 5800 рублей без НДС

БЕСПЛАТНО для подписчиков журнала «МСФ0: практика применения». Для подписчиков журнала «Финансовый директор» скидка 50%

Информация о подписке и участии в Форуме по тел. (495)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.