2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 190
УДК 336.717.1
К ВОПРОСУ ЗНАЧЕНИЯ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ
Н.Я. БАМБАЕВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.
В статье проводится анализ развития рынка пассажирских перевозок в современной экономике. Показано, что одним из индикаторов развития экономики может выступать состояние рынка авиационных пассажирских перевозок. Уровень потенциала отрасли позволяет судить о развитости инфраструктуры всей экономики.
Ключевые слова: гражданская авиация, пассажирооборот, перевозки пассажиров.
В современной экономике специфическим индикатором ее развития может служить состояние рынка авиационных пассажирских перевозок. Уровень научно-технического потенциала отрасли, значимость оперирующих на рынке пассажирских авиаперевозок компаний, качество услуг в данной отрасли позволяют делать определенные выводы как о развитости инфраструктуры всей экономики, так и экономики в целом. Растущий спрос на пассажирские авиаперевозки свидетельствует об уровне благосостояния населения, степени его мобильности. Существует определенная положительная корреляционная зависимость между степенью развитости гражданской авиации и рынка авиаперевозок в стране, с одной стороны, и эффективностью экономической, промышленной, социальной и институциональной политики государства, с другой. Эти аспекты, безусловно, предопределяют особый интерес к анализу рынка авиационных пассажирских перевозок.
Точкой отсчета формирования современного рынка пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации можно считать 1991 г. На данном этапе развития в сегменте пассажирских авиаперевозок за несколько лет произошел переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночным взаимоотношениям. Этот переход осуществлялся на фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры, ошибок быстрого реформирования и, в конечном счете, негативно сказался на развитии сферы авиауслуг. Последнее десятилетие прошлого столетия характеризуется резким спадом показателей деятельности воздушного транспорта, аналогов которому не было в мировой истории гражданской авиации. Если оценивать потенциальную емкость рынка внутренних авиаперевозок, то она будет напрямую зависеть от динамики тарифов и темпов развития российской экономики.
В 2012 году в Российской Федерации внутренние пассажирские авиаперевозки достигли уровня 48%, на международные авиаперевозки приходится 52% (в 2011 г. - 49%).
Значительным стимулом для развития пассажирских авиаперевозок является программа субсидирования перевозок пассажиров, реализуемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 1095 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении».
В ходе выполнения указанной программы было перевезено 320171 пассажир, освоены 2,446 млрд. руб., предусмотренные бюджетом на субсидии авиаперевозчикам.
Экономический кризис 2008-2009 гг. негативно отразился на показателях работы воздушного транспорта, однако в 2010 г. рынок авиаперевозок восстановился. По итогам года выполненный пассажирооборот на 30,8% превышает итоги аналогичного периода кризисного 2009 г. и на 20% - итоги 2008 г. В 2012 г. пассажирооборот составил 195 775 373,57 тыс. пасс. км, что на 17,4% превышает значение показателя за 2011 г. и на 33% превышает пассажирооборот 2010 г.
К вопросу значения рынка пассажирских авиаперевозок .
145
Справочно можно отметить, что в 2009 г. только американские авиаперевозчики, такие как Southwest Airlines, перевезли в США более 101,3 млн. пассажиров, компания American Airlines -66,2 млн. (внутренние российские перевозки в 2010 г. составили 29,2 млн. чел, в 2012г. - 35,4 млн. чел.). По прогнозным оценкам пассажирооборот российских авиакомпаний может составить 290-360 млрд. пасс. км в 2020 году, а к 2030-му достигнуть 510-625 млрд. пасс. км, в том числе за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных авиаперевозок через территорию России. Оптимистичный вариант прогноза предполагает сохранение в ближайшие годы высоких темпов роста спроса на авиаперевозки (на уровне 9-10%) при отставании от докризисных тенденций примерно на 1 год.
Росту основных показателей работы гражданской авиации могут препятствовать низкая платежеспособность населения и недостаточная бюджетная поддержка местных авиаперевозок, что негативно отразится на социальном положении жителей многих удаленных регионов.
Сокращение использования авиации в отраслях экономики привело к банкротству ряда региональных авиакомпаний, специализирующихся на обеспечении местных перевозок и авиационных работ. Как результат - почти десятикратное сокращение маршрутной сети региональной авиации.
Для сравнения можно отметить, что в США внутренние перевозки в 9 раз превышают международные, в Российской Федерации данное соотношение составляет только 3, в то время как в США в 12 раз выше пассажирооборот на внутренних авиалиниях, чем в РФ (международные перевозки в США в 4 раза превышают аналогичный показатель в РФ). По данным ArrivedOK.mobi средний американец летает самолетами 9-11 раз в год, средний европеец 3-5 раз, средний житель РФ - 1 раз в два года (в азиатской части России еще реже).
Можно выделить факторы, влияющие на рост отрицательных тенденций в развитии гражданской авиации:
- значительная доля затрат на ГСМ в себестоимости авиаперевозок (на более чем 10% превышение аналогичного показателя в практике зарубежных авиакомпаний);
- снижение конкурентных позиций российских авиакомпаний по показателю темпов роста перевозок из российских аэропортов в сравнении с иностранными перевозчиками;
- стагнация местных авиаперевозок из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной поддержки, что имеет негативный социальный эффект для жителей многих удаленных регионов;
- отсутствие адекватных возможностей обновления парка авиатехники для большинства российских авиакомпаний.
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
1 604 31 134
1 727 33 679
6 580 32 047
Г
5 188
26 195 32 047
январь-декабрь январь-декабрь 2011 2012
местные перевозки
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ
между Россией и странами СНГ
между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ
Рис. 1. Динамика и структура рынка пассажирских авиаперевозок по направлениям, тыс. чел.
146
Н.Я. Бамбаева
В 2012 году в РФ был достигнут уровень объема перевозок пассажиров в размере 74,032 млн. пассажиров. Данный объем превысил уровень объема перевозок в 2011 году на 15,5%. Был обеспечен высокий процент занятости пассажирских кресел - 78,3% (+1,1%). Рост пассажирооборота в 2012 году увеличился на 17,4% по сравнению с 2011 годом и составил 195 775, 37 млн. пасс. км.
Рост показателей (рис. 1) наблюдался как на внутренних (8,1%), так и на международных (23,1%) перевозках. Удельный вес из общего объёма по отрасли 90,9% пассажирооборота и 86,5% перевозок пассажиров приходится на долю 15 первых авиакомпаний РФ. По сравнению с
2011 годом они перевезли на 12,4 млн. пассажиров больше, увеличение составляет 23,9%, при этом ими обеспечен прирост пассажирооборота на 22%.
Российский авиатранспортный рынок остается одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка. В России авиаперевозки растут быстрее, чем в мире. За десять лет пассажирооборот воздушного транспорта в России увеличился в 2,8 раза. Лидерами в перевозке пассажиров по-прежнему остается ОАО Аэрофлот - российские авиалинии, которым в 2012 г. перевезено 17, 66 млн. пасс. (прирост по сравнению с 2011 г. составил 24,6%). Следующим крупным авиаперевозчиком считается Трансаэро с 10,33 млн. перевезенными пассажирами. Всего пятью авиакомпаниями - лидерами рынка (Аэрофлот - российские авиалинии, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь, Россия) перевезено 46,31 млн. пасс., что составляет 62,6%.
Особенности структуры рынка авиационных пассажирских перевозок России можно охарактеризовать следующим:
- многие игроки рынка авиационных пассажирских перевозок (как лидеры, так и аутсайдеры) являются производными от «Аэрофлота - Советских авиалиний», который во времена СССР был единственной авиакомпанией страны;
- рынок авиационных пассажирских перевозок РФ отличается заметным ростом. Начиная с 2000 года, после более чем 10-летнего спада объемов пассажирских перевозок, наступил период роста их объема, в среднем до 9-10% в год, при ежегодном росте ВВП России в среднем на 5-6%. За 5 лет с 2000 года объем перевозок вырос на 60%, при этом количество перевозчиков постоянно сокращалось.
За последние 6 лет средние темпы роста российского рынка авиаперевозок составляли около 10% в год, что вдвое выше мирового уровня. Объем пассажирских авиаперевозок с 2003 по
2012 гг. вырос более чем на 85%. В 2012 г. авиакомпании России достигли рекордных показателей, увеличив число перевезенных пассажиров до 74,032 млн. человек.
На рис. 2 приведена динамика темпов роста перевозок пассажиров и пассажирооборота (1990 г. -100%).
140 120 100 80 60 40 20 0
120
100
80
60
40
20
темп роста пассажирооборо та, %
темп роста перевозок пассажиров, %
■перевезено пассажиров, млн. чел.
1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012
0
Рис. 2. Динамика темпов роста перевозок пассажиров и пассажирооборота (1990 г. -100%)
К вопросу значения рынка пассажирских авиаперевозок
147
Самый высокий показатель динамики пассажирооборота наблюдается в 2012 г., только в 2011 г. удалось превысить уровень пассажирооборота 1990 года. После распада СССР спад в динамике пассажирооборота наблюдался до конца ХХ века. Начиная с 2000-х гг. экономика России стабилизировалась и показатели динамики начали расти.
Также резким спадом в 1991 г. характеризуется динамика пассажирских перевозок. Уровень 2012 г. на 26,63% ниже уровня 1990 г., однако начиная с 2000 г. наблюдается медленный рост данного показателя.
Наиболее высокие темпы роста демонстрировал международный сегмент. Пассажирооборот на международных линиях вырос за 2012 г. на 23,8%, на внутренних - на 7,7%. Рост российского рынка авиаперевозок происходит в результате роста реальных доходов населения, модернизации парка воздушных судов, повышения конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок. Максимальный уровень перевозок российских авиакомпаний, достигнутый в 1990 г. (159,4 млрд. пасс. км), восстановлен в 2011 г., а в 2012 г. превысил значение 1990 г. на 36,78 млрд. пасс. км, что составляет 123,13%.
Состояние и развитие воздушного транспорта России оказывает влияние на многие стороны социально-экономических отношений в стране, в том числе и на обеспечении национальной безопасности. Рост основных показателей работы гражданской авиации РФ демонстрирует не только возрастающий интерес к пассажирским авиаперевозкам, но и восстановление экономики страны после кризиса.
TO THE QUESTION OF THE VALUES OF THE MARKET OF PASSENGER TRANSPORTATION IN A DEVELOPING ECONOMY
Bambaeva N.Ya.
In article analysis of development of the market of passenger traffic in modern economy is carried out. It is shown that as one of indicators of development of economy the condition of the market of air passenger traffic can act. Level of capacity of branch allows to judge development of infrastructure of all economy.
Key words: civil aviation, passenger turnover, transportations of passengers.
Сведения об авторе
Бамбаева Наталья Яковлевна, окончила Новосибирский электротехнический институт (1987), кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - совершенствование и прикладное использование методологии статистического анализа, моделирование и прогнозирование социально-экономических явлений и процессов, использование эконометрического инструментария в экономических исследованиях.