ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 81
Алламбергенова Инабат Хасанбаевна
Каракалпакский государственный университет им. Бердаха (г. Нукус, Узбекистан)
inabat306@rambler. т
К ВОПРОСУ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КЛАССИФИКАЦИИ КАРАКАЛПАКСКИХ ПРЕДАНИЙ
В статье проанализированы проблемы возникновения преданий в каракалпакском устном народном творчестве, вопросы их исследования, а также жанровые особенности и классификация.
Ключевые слова: предания, жанровые особенности, классификация, каракалпакские народные предания.
Устное народное творчество каракалпаков имеет многовековую историю, и оно является бесценным духовным наследием народа. Предания составляют важнейшую часть этого наследия. Однако они до сих пор не стали объектом научного исследования. В отдельных трудах имеются лишь общие замечания о них. Первым ученым, кто попытался определить содержательные, тематические и художественное особенности преданий и дать им понятийное обозначение, был Н. Даукараев. Он в своем известном труде «Очерки истории каракалпакской литературы» предания называет «легендами» [5, с. 184].
Фольклорист К. Айимбетов, называя эпические элементы, имеющиеся в преданиях, легендами, пишет: «Разновидность народных сказок называется легендой. Легенды - это сказки-рассказы, связанные с историей» [2, с. 33] Здесь заметна неудовлетворенность К. Айимбетова понятием «легенда», и он пытается его дополнить понятием «сказки-рассказы» и предлагает заменить их более подходящим понятием.
Н. Жапаков в своем труде использует понятие «сказка-предание» и в скобках указывает - «легенда». По его словам, «не все сказки-предания состоят из фантазии, многие из них тесно связаны с реальным бытом и историей». И в качестве примера исследователь приводит предание «Гул-дирсин» [6, с. 9-10].
Фольклорист К. Максетов тоже в своих работах оперирует понятием «легенда», когда речь идет о преданиях. Он легендам дает следующее определение: «Легендами называем такие предания, которые охватывают природный, животный, человеческий мир и в которые вплетены религиозные, фантастические, исторические де-
тали, имеющие форму догадки или утверждения» [9, с. 57]. Здесь понятие предания по содержанию и функции ближе к термину, который мог быть использован в национальном фольклоре.
К. Максетов в своей последней классификации устной народной прозы дает следующую жанровую характеристику, назвав апсана - мифом, рауаят - преданием, ацыз - легендой [10, с. 212].
Все эти «легенды», исторические мифы (ап-сана), «устные рассказы», предания (рауаяты) являются произведениями народного творчества, которые излагаются и передаются изустно и содержание которых составляют вымышленные догадки, утверждения, образы, события, исторические события и личности, народные представления о природе, о земле, о воде, о космосе и т.д.
С 90-х годов прошлого столетия предания, составляющие весомый жанровый пласт устной народной прозы, стали именоваться ацыз, то есть предания. В каракалпакской фольклористике понятие «предание» стало вытеснять понятие «легенда». Например, в книге «Каракалпакские народные предания и анекдоты», изданной в 1995 году, понятие «легенда» встречается очень редко. А в книге «Каракалпакские предания, мифы и красноречие», изданной в 1992 году, слово «легенда» как термин не употребляется и вместо него использован термин «ацыз» (предание). В предисловии одной из названных книг дана краткая характеристика состояния публикации и изучения преданий в каракалпакской фольклористике. Здесь и дается научно обоснованное определение преданиям: «В народных преданиях отражаются догадки, понятия и выводы людей о происхождении человека, земли, воды, названий городов и населенных пунктов, а также о возникнове-
нии живой и мертвой природы, животных и предметов, луны и солнца, звезд» [4, с. 4].
При изучении преданий прежде всего следует обратить внимание на их жанровое своеобразие и национальные особенности. Именно этой позиции мы придерживаемся при жанровой и тематической квалификации каракалпакских преданий.
Возникновение жанра преданий в каракалпакском народном творчестве связано с реальными событиями и историческими личностями, с географическими местностями, которые составляют основной костяк содержания любого предания. Предания - это устная история в народном сознании. Условное содержание преданий служит объяснением происхождения реальных событий, местностей и личностей.
В возникновении преданий определенную роль играют контаминационные и ретроспективные методы. Смешение вокруг одного исторического предания различных событий или взаимодействие новых исторических событий с древними мифами расширяют объем и содержание преданий. При этом важное значение имеет способность создателей к фантазии. Они относятся к событиям романтически и предельно идеализируют их. И последующие рассказчики тоже вносят в них свою творческую «ленту». С течением времени, с изменением историко-общественных отношений историческое событие, служившее основой предания, остается в тени вымышленных сюжетов. В результате бывает трудно отличить предание от сказки.
Следует отметить, что эти методы (контаминация, ретроспектива) являются не субъектами-создателями, а лишь вспомогательными приемами. Предания не способны передать исторические события в чистом виде, и это не входит в их задачу. В преданиях всегда главенствует вымысел (фольклоризм) [3, с. 96].
Народ - создатель, хранитель и передатчик преданий из поколения в поколение. Со временем предания превращаются в духовное наследие народа и получают широкое распространение среди людей. Как следствие этого, формируются различные варианты и версии преданий. Но неизменным остается основное ядро, которое служило почвой для возникновения этого предания.
Возникновение преданий всегда связано с историческими условиями. Поэтому при изучении истоков преданий следует особое внимание уде-
лить их исторической характеристике и особенностям. Но механизм возникновения преданий для всех времен одинаков. Он протекает примерно по следующей схеме: историческое события или историческая личность, имеющая отношение к этому событию (это имеет отношение ко всем видам преданий. - И.А.), устные рассказы о них и их эмоциональные состояния постепенно рождают предания. Этот процесс можно представить в таком виде: история - устный рассказ -предание. При этом могут выполнить дополнительную служебную функцию некоторые образцы мифологического творчества или приемы идеализации предметов и образов и т.д. Реальное наличие и существование события и личности, топонимов, этнонимов является исторической основой преданий. Совокупность этих эпических основ, отражающих и объясняющих историческое содержание, способствует возникновению преданий.
Предания являются отражениями народного самосознания и мировосприятия, поэтому не всегда принимают в себя сюжетные излишества и вымыслы. Если даже принимают, то сохраняют основное идейное содержание. (Со временем предания могут превращаться в мифы и сказки.)
Возникновение преданий связано с личным отношением их создателей и исполнителей к историческим событиям. Обычно событие не сразу превращается в предание. Оно после рассказывания свидетелями годами проходит этапы формирования. Предания отличает композиционная простота, и поэтому их рассказывание не требует от исполнителей особых способностей. Жизненность преданий, их способность передаваться из поколения в поколение всегда зависят от стремления исполнителя к занимательности и живости и исторической доказательности. Если не учтены эти условия, то событие не превращается в предание.
Этапы возникновения и развития жанра преданий тесно связаны с многослойным пластом исторического бытия народа. Первые предания появились в У1-У вв. н.э., и в дальнейшем они под влиянием социально-исторических изменений постоянно менялись и обогащались и по содержанию, и по тематике. Предания - жанр, продолжающийся из эпохи в эпоху. Каждая эпоха рождает свои предания. Даже в век научно-технического процесса предания сохранили свои критерии возникновения.
По тематике преданий среди фольклористов существуют различные суждения. Например, В.К. Соколов, учитывая фактические основы преданий, разделяет их на две большие группы - исторические и топонимические. К первой группе он относит предания, связанные с людьми, которые стали участниками исторических событий, и с личностями, которые оставили след в истории, ко второй группе - предания, связанные с происхождением названий географических местностей, стран, церквей [11, с. 273].
К.В. Чистов, учитывая долгую историю становления преданий с участием потусторонних сил, предлагает разделить их на несколько групп: исторические, космогонические, этнонимичес-кие, зоогонические, топонимические, ландшафтные и т.д. [13, с. 23].
Узбекские ученые чаще всего разделяют предания на исторические и топонимические. У. Жу-маназаров в своей монографии «Узбекский фольклор и историческая действительность» предания (ривоят) рассматривает, разделив их на три группы: этнонимические, исторические, топонимические [7, с. 172].
Казахский ученый С. Каскабасов, учитывая национальные истоки казахских преданий, кроме исторических и топонимических, указывает на возможность выделить «куй ацыздар» (музыкальные предания), шешенлик сездер (красноречие), «шежире» (родословные) [8, с. 150-151].
Туркменские фольклористы изучают предания, разделив их на три группы: исторические, этиологические, топонимические [3, с. 119].
Как видно из сказанного, тематические разделения преданий различаются в зависимости от национальной принадлежности. Такое своеобразие присуще и каракалпакским преданиям. Исходя из тематического содержания, можно их разделить на четыре вида: этнонимические, топонимические, исторические и религиозные.
Среди каракалпакских преданий особый вес имеют этнонимические предания. Предания, связанные с происхождением названий родов и племен, не ограничиваются только устными источниками, они находят отражение и в письменных источниках.
Этноним «Коцрат» является названием крупного рода среди каракалпакского, узбекского и казахского народов. Он оказал сильное влияние на формирование их как самостоятельных народностей. Среди этнонимических преданий о назва-
нии «Коцрат» очень много эпических сведений. По этому поводу существуют различные суждения ученых. Если одни исследователи указывают на монгольское происхождение этого рода, то другие считают его древним, коренным тюркским родом.
Эти утверждения еще не нашли своего полного решения. Однако, учитывая, что тюркские племена еще до монгольского нашествия имели свое крупное государственное образование, можно предполагать, что этноним Коцрат как название крупных племенных объединений, появился среди тюркских племен. Следует признать, что в научной среде превалирует эта тенденция толкования.
В действительности монгольские племена длительное время тесно взаимодействовали с тюркскими племенами, и у них до их выхода на историческую арену были возможности «омонголи-вать» некоторые тюркские племена. Одним из них, возможно, было племя Коцырат, потому что во всех местных преданиях происхождение этого этнонима связано с лошадью и ее мастью. И само слово и по содержанию, и по структуре, и по фонетике явно тюркизм.
Среди каракалпакских преданий занимают большое место предания и рассказы о племенах, родах, родовых делениях, девизах, тавро, например, имеется множество устных рассказов, объясняющих происхождение названий родов и родовых делений: колдаулы, кара мойын, кандекли, казаяклы, кыят, нукис, костамгалы, кенегес и т.д. Они представляют собой большой фактический материал, достойный изучения их и с исторической точки зрения, и с позиции их литературноэстетических достоинств.
Топонимические предания объясняют, почему страны, земли, города, селения, реки, озера, моря так названы и как в этих названиях отражены условия исторической и бытовой жизни народа. На возникновение преданий определенное влияние оказывают исторические условия, социальные и духовно-эстетические потребности народа. В этом заключается жизненность и продолжительность существования их в народном сознании.
Топонимические предания являются порождением событий и происшествий, ограниченных пределами определенной местности. К числу таких относятся предания «Аяз кала», «Гулдирсин», «Ток кала», «Шымбай», «Коцрат», «Шоманай»
и некоторые другие этнонимические рассказы о происхождении названий ряда городов.
«Гулдирсин» - самое распространенное предание среди каракалпаков.
Рассказ начинается с сообщения о том, что в Хорезме был богатый благодатный город Гули-стан и у старого (хана) царя этого города была дочь по имени Гулдирсин. Дальнейшее развитие событий связано с нашествием монголов на этот город. «Гулдирсин» можно признать образцом топонимических преданий. К нему примыкают предания «Багдат», «Аяз кала», «Шымбай».
Если у топонимов утеряны первоначальные старые названия, то в последующие периоды появляются новые топонимы («Топырак кала», «Кой кырылган кала», «Казаклы жаткан» и др.). В некоторых топонимических преданиях рассказывается о событиях, в которых отражается конкретный исторический период, конкретная географическая местность («Аяз кала», «Гулдирсин», «Шымбай» и др.). В этих топонимических преданиях часто используются вымышленные и «бродячие сюжеты».
Исторические предания в большинстве случаев возникают в периоды сложных исторических событий или тогда, когда образуются госуцарствен-ные и племенные объединения, когда на эти объединения надвигается внешняя угроза, когда усиливаются внутренние раздоры. Обычно исторические предания слагаются как особый тип преданий после реализации социальной программы. Поскольку герой, как член этого объединения и как участник и действующее лицо этого события, заслуживает внимание народа, и, вследствие этого, ему отводится достойное место в преданиях.
Предания о личностях, связанных с историческими событиями, разнообразны по роду их деятельности. В них рассказывается о государственных и религиозных деятелях, о ханах и о людях его окружения, о служителях искусства: о поэтах, жырау-баксы, ораторах, о вождях и биях родов и племен, о простых умельцах из народной среды. Здесь исторические события образно описываются через конкретное действие людей.
Возникновение преданий об исторических событиях и исторических личностях в основном связано с возникновением и решением важнейших проблем в жизни государственных, племенных и родовых объединений. В таких преданиях находят свое отражение самые характерные, яркие черты событий и людей.
Исторические предания сначала создаются в виде устных рассказов или участниками, или свидетелями конкретного события, а потом они приобретают форму преданий. В некоторых исторических преданиях образы исторических личностей могут быть внедрены в готовый старый традиционный мотив.
Жизнь страны, ее прошлое, обычаи, традиции, культура по-своему сохраняются в святых местах. Они отражены в названиях кладбищ, мавзолеев, мечетей, мест преклонений. Такие предания в науке называют некронимами. Некро-нимические предания характеризуются тем, что в них в основном отражаются религиозные понятия и представления. Важная особенность не-кронимов заключается в том, что в них ярко выражены религиозно-эстетические вкусы их создателей. В некронимах глубокий след оставили черты поклонения духам предков (анимизм). Например, в Каракалпакстане одним из древних археологических памятников является Шылпык (I-IV, УП-УШ, 1Х-Х1 вв.), считающийся местом пребывания святых духов. О нем есть следующее предание: «Налогосборщики хивинского хана, возвращаясь из Сырдарьи, возле Шылпыка издалека увидели группу паломников. Дело было к вечеру Когда они подъехали к Шылпыку, чтобы разузнать, кто они, совершающие паломничество в столь поздний час, то обнаружили, что там никого не было. О случившемся по возвращении в Хиву они сообщили хану. Хан, и раньше наслышанный о подобных рассказах, велел построить возле Шылпыка каменную мечеть, чтобы угодить духам и заслужить их благосклонность. И в действительности здесь в конце XVIII -начале XIX веков была построена мечеть представителем хивинского хана и хакимом города Кипчак Хожаниязом-бием» [12, с. 25-26]. В этом предании обосновываются религиозно-этические основы того, что Шылпык является священным местом, где пребывают святые духи. В ряде исследованиях Шылпык предстает как место паломничества для молодоженов, бездетных женщин, больных людей с целью избавления их от страданий.
Места паломничества всегда связаны с именами религиозных деятелей. Среди них: Абу Бакр аш Шыблий (К-Х вв.), Хаким-ата (XII в.), Сейд-ата (XIII в.), Имам ийшан (Имаматдин Кайыпна-зар улы, 1753-1831), Хан-максым (Убайдулла Ба-хауаддин улы, 1887-1956) и др.
Некронимы во многих случаях являются средством внедрения в сознание людей религиозноэтических наставлений, воспитания в них почтительного отношения к памяти, к духам предков.
Предания в процессе создания и исполнения подвергаются влиянию абстрагированного мышления. В них часто встречаются принципы гиперболизации, идеализации событий и образов. Это не характерно для всех видов преданий. Эти принципы используются преимущественно в исторических преданиях, что объясняется стремлением создателей особо подчеркнуть значение событий или исторических личностей, представить их образы в возвышенном эмоциональном ключе.
Другая особенность преданий в том, что в них часто наблюдаются анахронизмы и вымышленные сюжеты, которые связаны с индивидуальной особенностью их создателей. А в целом, преданиям присущ старый традиционный тип сюжета, который опирается на типические события и образы. Именно в этом проявляются их типологическая общность и индивидуальное своеобразие.
Библиографический список
1. Аникин В.П., КругловЮ.Г. Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.
2. Айимбетов К. Народная мудрость. - Нукус: Каракалпакстан, 1988.
3. Баймырадов А. Исторический эволюция туркменской фольклорной прозы. - Ашхабад: Наука, 1982.
4. Бахадырова С., Мамбетназаров. К. Каракалпакские предания, мифы и красноречие. -Нукус: Каракалпакстан, 1992.
5. Давкараев Н. Полн. собр. соч. - Т. 2. - Нукус: Каракалпакстан, 1977.
6. Жапаков Н. Вопросы реализма в каракалпакской литературе дореволюционного периода. - Нукус: Каракалпакстан, 1972.
7. Жуманазаров У. Узбекский фольклор и историческая действительность. - Ташкент: Фан, 1993.
8. Каскабасов С.А. Казахская несказочная проза. - Алма-ата: Наука, 1990.
9. Максетов К. Эстетика каракалпакского фольклора. - Нукус: Каракалпакстан, 1971.
10. Максетов К. Устное художественное творчество каракалпакского народа. - Нукус: Наука, 1996.
11. Соколов В.К. Русские исторические предания. - М., 1970.
12. Хожаниязов Г., Хакимниязов Ж. Семь чудесных памятников Каракалпакстана. - Нукус, 2004.
13. Чистов К.В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры фольклора у народов СССР. - Минск, 1974.
УДК 82.161.1
Баталова Тамара Павловна
кандидат филологических наук Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
slava964964@mail.ru
НЕКРАСОВСКИЙ МОТИВ МОРОЗА В ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Автор данной статьи анализирует мотив Мороза в произведениях Некрасова и поэме Блока «Двенадцать». На этом основании он делает вывод о том, что Блок продолжает традиции Пушкина и Некрасова в изображении своеобразия русской жизни.
Ключевые слова: мотив, мороз, деспотизм, Пушкин, Некрасов, Блок.
Мотив Мороза в поэзии Н.А. Некрасова возникает в 1850-е - 1860-е гг.,
. во многом для него переходные. На смену принципам натуральной школы приходят иные, дающие возможность выразить сложные жизненные отношения. Создаётся новая образная система, для которой характерно усиление символизации. Н.Н. Скатов отмечает, что в произведениях Некрасова меняется лирический строй. В частности, появляются слова, «схваты-
вающие суть всего цикла». В стихах они «предполагают смысл больший, чем прямое значение слова» [6, с. 197-198].
Появляются крупные некрасовские вещи, ставящие коренные национальные проблемы. «Национальное у Некрасова, - пишет Г. В. Краснов, -прежде всего или чаще всего выражается в творческом переживании исторического момента» [3, с. 94]. Связующими (термин Г.В. Краснова [см.: 2]) для его произведений той поры были мотивы,