Научная статья на тему 'К вопросу запоминания учебной информации студентами'

К вопросу запоминания учебной информации студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ЗАПОМИНАНИЕ / СИСТЕМА ПОНЯТИЙ В ГЕОМЕТРИИ / МОТИВАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / EDUCATIONAL PRACTICE / ENGINEERING GRAPHICS / TEACHING METHODS / MEMORISING / BASIC CONCEPTS IN GEOMETRY / MOTIVATION / SPATIAL IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степура Екатерина Анатольевна

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет mailto:[email protected] В настоящей статье сделана попытка разобраться с некоторыми аспектами проблемы запоминания учебной информации студентами с позиции анализа психологических особенностей этого процесса и на основе компетентностного подхода к формированию качеств специалиста. Анкетирование и опросы студентов, наблюдения автора показывают, что в последнее время наметилась тревожная тенденция снижения объема запоминаемого студентами учебного материала. Сами студенты отмечают, что испытывают трудности при запоминании основных понятий, алгоритмов решения типовых задач, требований ГОСТ и т.п. (дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика»). Тестирование остаточных знаний по этим дисциплинам также свидетельствует о недостаточности объема усвоенного некоторыми студентами учебного материала. Автор попытался выявить те стороны проблемы, которые недостаточно учитываются в практике преподавания инженерной графики, а также наметить подходы к разработке эффективных мер по преодолению трудностей такого рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of the educational information memorising by students

This article attempts to deal with some aspects of the problem of memorising educational information by students; first of all, from the standpoint of the analysis of the psychological characteristics of this process. Surveys and polls of students, observations of the author show that there has recently been an alarming trend of a decrease in the amount of educational material memorised by students. The students themselves say that they hardly remember the basic concepts, algorithms for solving typical problems, the requirements of GOST (Russian state standard), etc. (disciplines include "Descriptive Geometry and Engineering Graphics ", "Engineering and ComputerGraphics"). Testing the residual knowledge of students in the discipline also confirms the insufficiency of the volume of educational material learned by them. Studying the results of pedagogic psychology research on this topic, the author tried to identify those aspects of the problem that are insufficiently taken into account in the practice of teaching engineering graphics, along with trying to outline approaches to the development of effective measures to overcome difficulties of this kind.

Текст научной работы на тему «К вопросу запоминания учебной информации студентами»

УДК 378:004

Степура Екатерина Анатольевна

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

mailto:[email protected]

К ВОПРОСУ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ

В настоящей статье сделана попытка разобраться с некоторыми аспектами проблемы запоминания учебной информации студентами с позиции анализа психологических особенностей этого процесса и на основе компе-тентностного подхода к формированию качеств специалиста. Анкетирование и опросы студентов, наблюдения автора показывают, что в последнее время наметилась тревожная тенденция снижения объема запоминаемого студентами учебного материала. Сами студенты отмечают, что испытывают трудности при запоминании основных понятий, алгоритмов решения типовых задач, требований ГОСТ и т.п. (дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и компьютерная графика»). Тестирование остаточных знаний по этим дисциплинам также свидетельствует о недостаточности объема усвоенного некоторыми студентами учебного материала. Автор попытался выявить те стороны проблемы, которые недостаточно учитываются в практике преподавания инженерной графики, а также наметить подходы к разработке эффективных мер по преодолению трудностей такого рода.

Ключевые слова: практика преподавания, инженерная графика, методика обучения, запоминание, система понятий в геометрии, мотивация, пространственное воображение.

Рассмотрение проблемы запоминания учебной информации в данной статье проводится в рамках предмета инженерной графики, относящегося к базовым дисциплинам первого года обучения в техническом вузе.

Подавляющее большинство студентов (98% опрошенных) жалуется на недостаточность объема запоминания учебной информации, на улетучивание значительной ее части в промежутке от занятия к занятию, на трудности самого процесса запоминания. Автор попытался выявить недостатки методического обеспечения учебного процесса по дисциплине, имея в виду, что внутренней стороной процесса усвоения знаний является выполнение определенных учебных действий, которые являются умственными операциями (интеллектуальными умениями). Внимательное изучение и понимание специфики этой деятельности позволяют судить о внутренней психологической активности студента: держать в поле зрения не только «что выучил», но и «как выучил».

Обучение умственным действиям, необходимым для овладения компетенциями, требует применения особых методических средств, в настоящее время недостаточно разработанных [5, с. 496], в частности, в практике преподавания такой развивающей, базовой дисциплины как инженерная графика. Мы обратили особое внимание на методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Здесь имеются резервы времени, которые можно полноценно использовать только выстроив систему способов умственной работы, формирующих у студентов интеллектуальные умения по самостоятельному добыванию, переносу и применению знаний. В структуру разрабатываемых методических пособий по нашей дисциплине, в которых традиционно приводятся содержание учебного материала, последовательность действий по выполнению заданий, алгоритмы решения задач и т.п., мы посчитали необходимым внести ре-

комендации, как этим содержанием овладеть, с помощью каких умственных действий или приемов студент может данный учебный материал эффективно усвоить. В частности, к таким мысленным действиям при чтении чертежа и решении задач на основе проекционных изображений, относятся: создание пространственного образа геометрического объекта на основе его проекционных изображений, мысленное преобразование формы этого объекта и изменение положения его относительно системы отсчета.

Вся деятельность пространственного мышления необходимо пронизана мнемическими процессами. Производя мысленные операции по созданию пространственного образа объекта на основе его проекционных изображений, студент должен одновременно удерживать в памяти две проекции и возникший пространственный образ, сопоставляя детали этих изображений, (осуществляя при этом сложную аналитико-синтетическую деятельность), уточняя и перепроверяя возникшее представление путем неоднократного возврата к подоснове.

Мы поставили цель: в рамках самостоятельной работы обучить студентов специальным приемам запоминания и затем контролировать эту деятельность с помощью выполнения ими соответствующих учебных заданий и упражнений. Были выделены базовые приемы запоминания информации: смысловая группировка материала (выделение главных смысловых единиц); определение опорных пунктов массива информации; составление плана; формирование логической схемы или алгоритма действий [5, с. 76], применительно к основным темам дисциплины.

Например, при самостоятельном выполнении задания по построению третьего вида детали по двум заданным, мы рекомендовали: 1) мысленно разбить деталь на простые геометрические тела;

2) продумать, как они пересекаются друг с другом;

3) выделить основные и второстепенные элементы

© Степура Е.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

157

геометрической структуры детали; 4) наметить последовательность выполнения вида слева: вначале основные элементы (с учетом наличия симметрии или отсутствия ее), затем линии перехода, пересечения их; показать отверстия (решить вопрос применения разрезов, сечений); в заключение проработать изображение мелких, второстепенных элементов; 5) попытаться разработать свой алгоритм построения третьего вида и, в дальнейшем, использовать его.

Студенты отметили, что структурирование формы детали с разбивкой на простые геометрические тела, позволяет легче представить и запомнить деталь в целом; осмыслить линии пересечения ее частей; прочнее удерживать в памяти пространственный образ и мысленно «видеть» деталь с разных сторон.

Показателем эффективности применения таких приемов, на наш взгляд, является способность обучаемого быстро выполнить эскизное изображение (рисунок, набросок) детали в аксонометрии по памяти, без опоры на чертеж. Нашей целью стало: разработать, в рамках каждой изучаемой темы, систему упражнений для самостоятельной работы студента, в частности, формирующих «память геометра» на основе приемов упорядоченного наблюдения, анализа геометрической формы объекта, разложения его на простые геометрические тела и создания у студентов «шаблонов восприятия» этих базовых геометрических образов на основе их проекций. Распределив упражнения по группам, в зависимости от присущего данному студенту типа оперирования пространственным образом (самостоятельно определяемого студентом с помощью выполнения специальных диагностических заданий [6, с. 122-123]), мы создали возможность целенаправленной коррекции его учебной деятельности, в плане подбора необходимых именно данному студенту заданий. Контроль усвоения знаний, умений и навыков по данной теме становится более эффективным благодаря анализу результатов самостоятельной работы студента над темой (выполнения необходимого ему цикла упражнений).

Самостоятельное приобретение и усвоение (запоминание и воспроизведение) дополнительных знаний по теме требует также навыков активной работы с текстом, что большинство студентов делать не умеет. Самые добросовестные сводят процесс запоминания учебной информации к многократным повторениям, пассивному восприятию текста учебника, не делая опоры даже на конспект лекций, в котором как раз и выделяются основные смысловые единицы и опорные пункты темы. Мы постарались донести мысль, что простое, даже многократное, чтение учебного материала, без его активной переработки в уме, неэффективно и не дает прочного результата. Мысленная обработка текста, при овладении приемами запоминания,

способствует лучшему пониманию содержания, формированию умения работать с учебной литературой быстро и продуктивно. В процессе индивидуального консультирования студентов по учебным заданиям выяснялось, как именно происходит запоминание учебного материала и, соответственно, давались рекомендации по правильной организации этой деятельности. Такие рекомендации включены нами в методические пособия как руководство по изучению каждой темы в виде структуры действий по работе с учебником.

Форма предъявления учебного материала также существенно влияет на эффективность запоминания. Большое значение имеет соотношение в тексте объема, плотности материала (количество самостоятельных смысловых единиц на единицу материала), вида материала (словесный, графический, цифровой) [5, с. 8]. В связи с этим, организация мнемической активности при изучении тех или иных разделов курса инженерной графики различна. Тексты, содержащие основы теории построения проекционных изображений, качественно отличаются от, например, описательных, в которых поясняются требования ГОСТ и правила оформления чертежей. Соответственно и усилия, затрачиваемые на освоение качественно отличающихся разделов курса инженерной графики, приемы запоминания и время, необходимое для усвоения, будут различными. Если не учитывать эту специфику при составлении рабочих программ и календарных планов занятий, учебная нагрузка на студента будет неравномерной и может не соответствовать его возможностям усвоения.

Мы разбили материал лекций и содержание теоретической части методических указаний по каждой теме на смысловые единицы. Попутно ознакомили студентов с этим понятием и пояснили процесс обработки учебного текста с выявлением смысловых единиц. Это дало возможность оценить насыщенность изучаемого материала и трудность его запоминания, а также позволило объективно оценить количественную сторону усвоенных знаний (количество удержанных в памяти смысловых единиц).

Для того, чтобы активизировать процесс запоминания, например, при изучении темы «Положения прямой и плоскости относительно плоскостей проекций», мы предложили студентам при самостоятельной работе над темой самостоятельно выявить и сформулировать признаки соответствующих положений геометрических объектов (с помощью учебной литературы), изготовить для каждого случая карточки с изображениями, выполненными с применением различных способов проецирования, а также подобрать примеры реальных объектов, подходящих под каждую категорию (например: приоткрытая дверь - горизонтально-проецирующая плоскость и т.д.). Критерием усвоения

158

Вестник КГУ 2019

этой темы считали быстрое узнавание частных положений плоскости и прямой в условиях задач, а также оправданное применение таких геометрических объектов при их решении.

Мы учитывали также, что процесс запоминания опосредован мотивированностью обучаемого к данному виду учебной деятельности [1, с. 290].

Установка на запоминание, если она формируется у студента (первокурсника в особенности) стихийно, чаще всего сводится к формуле: «сдать и забыть», что и наблюдается с печальным постоянством. Наличие массивов информации в интернете создает у студентов бессознательную установку на избавление от «избыточной» с их точки зрения информации, так как «все есть в гугле». Мы способствуем формированию продуктивной мотивации, обучая приемам умственных действий и раскрывая психологическую структуру учебной деятельности. Студенты начинают осознавать, что структуры мышления складываются при удержании в памяти двигательных, тактильных, эмоциональных, образных и словесных компонентов. В процессе решения задачи память сохраняет преемственность и взаимопроникновение этапов решения, способствуя образованию динамической структуры, в которой предыдущие этапы сохраняются в контексте последующих, обеспечивая возможность возврата к каждому из них [4, с. 234]. Забывается то, что не включено в активную деятельность субъекта. Так, например, поставив цель формирования конкретных умений и навыков, необходимых при выполнении чертежа, мы создаем у студента мотив развития личностных качеств, необходимых будущему специалисту - строителю. Следует отметить, что установка на развитие близка большинству студентов, (что часто отмечают при опросах); информация о тех процессах, которые являются внутренним содержанием учебных действий, воспринимается с большим интересом, способствуя улучшению мотивации к изучению дисциплины. С первых занятий мы знакомим студентов с содержанием профессиональных компетенций, которыми им необходимо овладеть, формулируя конкретные цели учебной работы над предметом.

Необходимо особо отметить некоторые частные моменты проблемы запоминания. Студенты часто жалуются на трудности запоминания терминов и понятий начертательной геометрии, прежде всего относящихся к классификациям по пространственным положениям геометрических объектов. Основная причина, с нашей точки зрения, в том, что студенты медленно овладевают произвольным изменением направления проецирования, привычной является бессознательная ориентация «я - экран», жестко закрепившаяся ориентация по схеме тела. Поэтому вместо двух проекций отрезка прямой в системе ортогональных плоскостей проекций видят два отрезка и т.п.

Понятия начертательной геометрии вводятся с опорой на уже сформированные понятия стереометрии, но на другой графической основе (эпюр Монжа). Трудности запоминания связаны, в частности, с отрывом словесной формулировки понятия от графической стороны, в которой представлен образ, соответствующий этому понятию [3, с. 69]. Студенты с большим трудом овладевают процессом перехода от изображений, выполненных в двух проекциях на эпюре Монжа к аксонометрическим проекциям тех же объектов, на основе мысленно созданного пространственного образа [2, с. 3]. Отсюда и трудности с запоминанием понятий, вводимых на непривычной графической основе (две или три проекции). Так, некоторые студенты, после нескольких месяцев изучения дисциплины, не могут узнать на эпюре Монжа горизонталь, фронталь, горизонтальную, фронтальную плоскость, не отличают следы плоскости от двух проекций прямой и т.д.

Заключение. Переработка учебных программ по графическим дисциплинам с раскрытием объема знаний, умений, навыков, трудовых действий обучаемого, входящих в индикаторы владения компетенциями, потребовала, в частности, искать новые подходы к осмыслению внутренней стороны учебных действий и управлению ими. Данная статья является попыткой сформировать на базе практического опыта преподавания инженерной графики некоторые подходы к решению одной из существенных проблем процесса обучения - активного запоминания учебного материала в контексте формирования компетенций будущего специалиста. В частности, представлены наши первые шаги и соображения по структурированию методических пособий к практическим занятиям и самостоятельной работе, прежде всего, с позиции возможностей руководства внутренней интеллектуальной деятельностью студентов и возможностей объективного измерения ее результатов.

Пространственное мышление как психологическая основа деятельности по составлению и чтению чертежей, выполненных с применением различных видов проекционных изображений, развивается и осуществляется на основе мнемической активности обучаемых. Поэтому понимание преподавателем психологической структуры процесса запоминания и применение методически грамотных способов совершенствования и развития этой стороны учебной активности студентов является тем резервом оптимизации учебного процесса по инженерной графике, который используется пока недостаточно.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - 302 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

159

2. Пеклич В.А. Упражнения и задачи по начертательной геометрии. - М.: Изд-во Ассоц. стоит. вузов. - 2002. - 331 с.

3. Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике. - Киев.: Радянська школа, 1983. - 192 с.

4. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический Проект, 2001. - 540 с.

5. Якиманская И.С. Педагогическая психология: Основные проблемы. - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 648 с.

6. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

Referenses

1. Ьеой'еу Л.М Беуа1еГпо51'. 8о7пате. ПсЬпоб!'. -М.: Ш-уо роШсИеБкоу ШегаШту, 1975. - 302 8.

2. РекИсИ УЛ. ирга7Ипеп1уа 1 zadachi ро пасИетШеГпо] geometrii. - М.: Ш-уо Л88ос. vuzov. - 2002. - 331 8.

3. 81еркап' 2.1. Psihologo-pedagogicheskie о8поуу оЬисИепуа matematike. - К1еу.: Radyans'ka $Ико1а. 1983. - 192 8.

4. Starovojtenko Е.В. 8оугетеппауа psiho1ogiya: Вэгту inte11ektua1'noj zhizni. - М.: Akademicheskij Proekt, 2001. - 540 с.

5. УЛкташкауа 1.8. Pedagogicheskaya р8Шо^!уа: 08поупуе prob1emy. - М.: Ш-уо МР81, 2008. - 648 8.

6. УЛкташкауа 1.8. Razvitie prostranstvennogo mysh1eniya 8Ико1'ткоу. - М.: Pedagogika, 1980. - 240 8.

Вестник КГУ А 2019

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.