Научная статья на тему 'К вопросу ядерной безопасности при эксплуатации ракетной техники'

К вопросу ядерной безопасности при эксплуатации ракетной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Анпилогов В. Н., Баранов М. Е.

Рассматриваются основные вопросы поддержания ядерной безопасности при эксплуатации ракетных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Анпилогов В. Н., Баранов М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTION OF NUCLEAR SAFETY WHILE EXPLOITING OF ROCKET TECHNICS

The basic questions of maintenance of nuclear safety while exploiting of rocket complexes are considered

Текст научной работы на тему «К вопросу ядерной безопасности при эксплуатации ракетной техники»

УДК 629.76.004

В. Н. Анпилогов, М. Е. Баранов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

К ВОПРОСУ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Рассматриваются основные вопросы поддержания ядерной безопасности при эксплуатации ракетных комплексов.

Основные потенциальные источники ядерной опасности - ядерные боеприпасы, эксплуатируемые в войсках как автономно, так и в составе ракетных комплексов.

Одним из обязательных условий безопасной эксплуатации ЯБП является то, что все работы с ними выполняются наиболее квалифицированными, специально подготовленными в профессиональном отношении офицерами.

Для исключения аварий с ядерными боеголовками, например, при их транспортировке организуется заблаговременная разведка и подготовка маршрутов движения. Перемещение осуществляется на специальных агрегатах с ограниченной скоростью, обязательным сопровождением колонны усиленной охраной, которая предотвращает появление на маршрутах движения посторонних лиц и подвижных средств.

Но не так прост, как может показаться, и вопрос хранения ЯБП. Они находятся в высокозащищенных специальных сооружениях, обеспечивающих необходимые условия их содержания и исключающих нерег-ламентированное воздействие. Скажем, в воинских частях РВСН действует разрешительная система допуска и доступа к ядерному оружию, надежная охрана и оборона специальных сооружений с ЯБП в соответствии с постановлением правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 264.

Кстати, не только вопросы хранения, транспортировки, но и буквально все операции, связанные с эксплуатацией ядерного оружия (техническое обслуживание, механические сборочные работы, устранение неисправностей на специальном и ракетном вооружении), строго регламентированы эксплуатационными документами и многократно отрабатываются специалистами боевых расчетов на практических тренировках.

При несении боевого дежурства проводится комплекс мероприятий дежурными силами: осуществляется постоянный контроль за техническим состоянием ядерного оружия; своевременно выявляются и устраняются неисправности на средствах эксплуатации; отрабатываются алгоритмы действий в аварийных ситуациях.

Хочется отметить что наибольшим уровнем ядерной безопасности обладают ракетные комплексы стационарного базирования. Это объясняется тем, что в течение всего срока эксплуатации ядерное оружие находится в шахтных пусковых установках, обеспечивающих его защиту не только от воздействий природного и террористического характера, но и поражающих факторов ядерного взрыва.

Особое внимание уделяется подвижным ракетным комплексам, которые эксплуатируются на автодорогах в различных климатических условиях, в любое время года и суток. Принимаются при этом во внимание и возможные аварии на пожаро-взрывоопасных народно-хозяйственных объектах и автотрассах, вероятность проявлений преступности и экстремизма. С целью их предупреждения предусмотрен ряд мер, выполнение которых максимально снижает вероятность происшествия.

В течение последних 10 лет реализованы дополнительные организационно-технические мероприятия по повышению безопасности движения пусковых установок, комплекс технических, организационно-правовых и других мероприятий, направленных на недопущение опасных воздействий на ЯБП, а также создание эффективных средств физической защиты ядерного оружия, повышение стойкости транспортных средств и контейнеров ЯБП.

Вместе с тем, по каждому из этих направлений в РВСН создана и эффективно функционирует система обеспечения безопасности эксплуатации ядерного оружия, охватывающая все звенья управления РВСН, установлена строгая персональная ответственность должностных лиц и исполнителей. В результате практически исключены аварии с ЯБП. А для контроля действий соответствующих подразделений и воинских частей, органов управления РВСН имеется штатная служба ядерной безопасности. Сейчас проводятся исследования по поиску путей совершенствования этой службы, уточнению и расширению круга ее задач и ответственности.

Но, безусловно, есть ряд проблем, которые требуют своего решения. Так, перевод отдельных соединений на сокращенный штат, стационарный режим несения боевого дежурства потребовали определенных изменений в системе эксплуатации вооружения комплексов. Без принятия дополнительных мер, выработки новых подходов тут невозможно сохранить позитивные показатели, достигнутый уровень обученно-сти и слаженности номеров расчетов. А в конечном итоге, безопасность эксплуатации вооружения. Поэтому в войсках все шире используются современные методы диагностики состояния металлоконструкций агрегатов и систем вооружения, внедряются передовые методы подготовки и контроля знаний и навыков практической работы персонала, эксплуатирующего ракетно-ядерное оружие.

Как показывают результаты технического обследования объектов вооружения, с каждым годом все

Решетневские чтения

чаще выявляют дефекты в силовых элементах металлоконструкций, требующие проведения ремонтно-восстановительных работ. Эти факты еще раз подтверждают недопустимость упрощений и формализма при проведении профилактических работ по продлению сроков службы вооружения и, особенно, вооружения, связанного с эксплуатацией ракетно-ядерного оружия. Кроме того, выполнение дополнительных косметических ремонтов и контрольных операций при техобслуживании не позволяют в полном объеме определить состояние ВВТ, особенно подъемно-транспортного оборудования, агрегатов и систем для хранения и транспортировки ракетного топлива. Для решения этих задач в РВСН сейчас создана и успешно действует сеть инженерных центров, проводящих техническое обследование и диагностирование вооружения с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации.

Сокращение численности войск, естественно, ведет к увеличению нагрузок на военнослужащих, связанных с эксплуатацией ракетно-ядерного оружия. Как показывает практика, большая часть аварий и поломок вооружения связана с человеческим фактором. Поэтому сейчас все чаще входит в практику подготовка отдельных специалистов, эксплуатирующих потенциально опасные объекты ВВТ, в учебных заведениях профильных министерств и ведомств. Совершенствуется система мониторинга наиболее опасных и ответственных операций, проводимых на вооружении, используются комиссионные методы контроля.

В заключение отметим, что эффективная работа по указанным направлениям позволит значительно повысить безопасность процесса эксплуатации ядерного оружия, снизить до минимума риски, вызванные самим фактом его существования.

V. N. Anpilogov, M. Ye. Baranov Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

QUESTION OF NUCLEAR SAFETY WHILE EXPLOITING OF ROCKET TECHNICS

The basic questions of maintenance of nuclear safety while exploiting of rocket complexes are considered

© Анпилогов В. Н., Баранов М. Е., 2010

УДК 629.783.002.71

А. И. Антипьев, Е. Н. Головенкин, В. И. Голублев, Д. В. Метелица, А. В. Цайтлер

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Рассмотрено применение специального контейнера для транспортирования космических аппаратов (КА) массой до 600 кг, который позволяет в комфортных условиях перевозить КА автомобильным, авиационным и железнодорожным видами транспорта.

Тенденции развития и совершенствования ракетно-космической техники предъявляют все более жесткие требования к созданию перспективных КА, в том числе требования по обеспечению чистоты среды, определенной температуры, влажности и механическим нагрузкам в процессе всего цикла изготовления, хранения, доставки на полигон запуска и подготовки изделий к запуску.

В связи с этим для хранения и транспортирования на полигон запуска малых КА был разработан контейнер (см. рисунок), отвечающий современным требованиям по обеспечению комфортных условий в процессе всего цикла хранения и доставки изделий на полигон запуска.

Для защиты от резких перепадов температуры воздуха при изменении температуры окружающей

среды внутренняя поверхность контейнера обклеена теплоизоляционным материалом.

Для выравнивания давления внутри контейнера с атмосферным давлением внешней среды в основании контейнера имеются «дыхательные» клапаны, которые пропускают воздух и защищают внутренний объем контейнера от проникновения пыли из внешней среды за счет установленных фильтров и мелкоячеистой металлической сетки.

В конструкции контейнера предусмотрена система амортизации, предназначенная для снижения вибрационных и ударных нагрузок, передаваемых на космический аппарат в процессе транспортирования. Платформа системы амортизации предусматривает установку КА вертикально, при этом сокращается общее время на погрузку-выгрузку аппарата и не требуется вспомогательное оборудование (кантователь).

*Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № П200).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.