Научная статья на тему 'К вопросу устранения негативного воздействия на существующие особо охраняемые природные территории Кубани'

К вопросу устранения негативного воздействия на существующие особо охраняемые природные территории Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА / PROTECTED AREAS / RECREATION AREAS / SANITARY PROTECTION ZONES / GENERAL PLAN OF THE CITY

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Пшидаток Саида Казбековна, Литвиненко Анастасия Владимировна

В Краснодарском крае, контроль за функционирующей системой зон особо охраняемых природных территорий является недостаточным для сохранения биологического и природного разнообразия края. Для создания благоприятных условий необходимо обеспечить сохранность экосистем на всей территории естественного распространения, сохранение жизнеспособных популяций животных и растений, поддержание средообразующих процессов. В области кадастрового учета необходима постановка на кадастровый учет вновь образованных ООПТ, подготовка плана управления вновь образуемых ООПТ, оценка эффективности промежуточных проектных решений, полноценное экологическое обследование природных объектов, которые запланировано объявить ООПТ на региональном уровне. По нашему мнению, на территории Краснодарского края необходима корректировка нормативно-правовых актов в соответствии с действующим законодательством, должно быть согласованное взаимодействие органов государственной власти и регионов. Считаем целесообразным установить определенный срок согласования границ зон ООПТ для внесения сведений в ЕГРН, что ускорит процедуру создания и упразднения особо охраняемых природных территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ELIMINATING THE NEGATIVE IMPACT ON THE EXISTING SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS OF THE KUBAN

Existing control system of functioning specially protected natural areas is not sufficient for the preservation of biological and natural diversity of the Krasnodar region. To create favorable conditions it is necessary to ensure the safety of ecosystems on the territory of natural distribution, conservation of viable populations of plants and animals, maintenance of ecological processes. It is necessary to do a cadastral registration of newly formed protected natural areas, to do a preparation of a management plan for the newly formed protected natural areas, to do an evaluation of effectiveness of intermediate design solutions, to do full ecological survey of natural objects, which is planned to declare the specially protected natural areas at the regional level. In our opinion, on the territory of Krasnodar region it is necessary to adjust the regulatory legal acts in accordance with applicable law, it must be coordinated interaction of federal and regional authorities. We consider that it is appropriate to set a deadline for agreeing the boundaries of protected areas’ zones for entering information into the Unified State register of real estate that will accelerate the procedure of establishment and abolishment of specially protected natural areas

Текст научной работы на тему «К вопросу устранения негативного воздействия на существующие особо охраняемые природные территории Кубани»

УДК 336.226.212.1

08.00.00 Экономические науки

К ВОПРОСУ УСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ КУБАНИ

UDC 336.226.212.1 Economic sciences

TO THE ISSUE OF ELIMINATING THE NEGATIVE IMPACT ON THE EXISTING SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS OF THE KUBAN

Пшидаток Саида Казбековна к.с.-х.н.

Литвиненко Анастасия Владимировна магистрант инженерно-землеустроительного факультета

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия

В Краснодарском крае, контроль за функционирующей системой зон особо охраняемых природных территорий является недостаточным для сохранения биологического и природного разнообразия края. Для создания благоприятных условий необходимо обеспечить сохранность экосистем на всей территории естественного распространения, сохранение жизнеспособных популяций животных и растений, поддержание средообразующих процессов. В области кадастрового учета необходима постановка на кадастровый учет вновь образованных ООПТ, подготовка плана управления вновь образуемых ООПТ, оценка эффективности промежуточных проектных решений, полноценное экологическое обследование природных объектов, которые запланировано объявить ООПТ на региональном уровне. По нашему мнению, на территории Краснодарского края необходима корректировка нормативно-правовых актов в соответствии с действующим законодательством, должно быть согласованное взаимодействие органов государственной власти и регионов. Считаем целесообразным установить определенный срок согласования границ зон ООПТ для внесения сведений в ЕГРН, что ускорит процедуру создания и упразднения особо охраняемых природных территорий

Ключевые слова: ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ, САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА

Рок 10.21515/1990-4665-129-090

Pshidatok Saida Kazbekovna Cand.Agr.Sci.

Litvinenko Anastasia Vladimirovna master student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Existing control system of functioning specially protected natural areas is not sufficient for the preservation of biological and natural diversity of the Krasnodar region. To create favorable conditions it is necessary to ensure the safety of ecosystems on the territory of natural distribution, conservation of viable populations of plants and animals, maintenance of ecological processes. It is necessary to do a cadastral registration of newly formed protected natural areas, to do a preparation of a management plan for the newly formed protected natural areas, to do an evaluation of effectiveness of intermediate design solutions, to do full ecological survey of natural objects, which is planned to declare the specially protected natural areas at the regional level. In our opinion, on the territory of Krasnodar region it is necessary to adjust the regulatory legal acts in accordance with applicable law, it must be coordinated interaction of federal and regional authorities. We consider that it is appropriate to set a deadline for agreeing the boundaries of protected areas' zones for entering information into the Unified State register of real estate that will accelerate the procedure of establishment and abolishment of specially protected natural areas

Keywords: PROTECTED AREAS, RECREATION AREAS, SANITARY PROTECTION ZONES, GENERAL PLAN OF THE CITY

Сегодня в нашей стране актуальными становятся вопросы, связанные с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), которые

признаны главным инструментом по сохранению биологического, экологического и ландшафтного разнообразия окружающей среды. Цель данной статьи - осветить важную роль ООПТ, являющихся землями рекреационного назначения, что позволяет людям пользоваться природными продуктами, сохраняя культурные и духовные ценности во взаимодействии между природой и человеком.

Следует отметить, что ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Термин "Особо охраняемые природные территории" появился не одно десятилетие назад, а законодательно закреплен в федеральном законе от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ " Об особо охраняемых природных территориях". ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны [8]. Согласно Указу Президента РФ В. В. Путина от 1 августа 2015 года №372, 2017 год в нашей стране назван «Годом особо охраняемых природных территорий». Данный Указ подчеркивает необходимость возобновления работ по совершенствованию правовой базы в области ООПТ, мероприятий по развитию биологического разнообразия, а также сохранению природных кластеров особо охраняемых природных территорий.

Зоны особо охраняемых природных территорий создаются при возникновении ряда факторов, а именно: наличие территории, которая предназначена для сохранения биологического разнообразия (ценные научные и хозяйственные объекты растительного и животного мира, их среда обитания); наличие в пределах данной территории природных и культурных ландшафтов, которые могут представлять эстетическую,

культурную и научную ценность; наличие в пределах зон ООПТ геологических, палеонтологических, минералогических объектов, представляющих особую ценность; наличие уникальных природных комплексов и объектов.

В пункте 2 статьи 2 федерального закона № ЗЗ-ФЗ говорится о том, что особо охраняемые природные территории различают с учетом особенностей режима и подразделяют на следующие группы: государственные природные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Важно отметить, что зоны особо охраняемых природных территорий могут иметь статус федерального, регионального, местного уровня.

В зависимости от подведомственности, региональные и местные органы могут расширять список территорий относящихся к ООПТ [6].

Краснодарский край, в соответствии с этим законом, установил на своей территории и другие категории ООПТ:

- прибрежные природные комплексы, территории, прилегающие к водным объектам, сохраняющие естественное состояние природных ландшафтов, поддерживающих экологический баланс близлежащих территорий;

- лиманно-плавневые комплексы, территории водных объектов, созданные для воспроизводства и сохранения биологического разнообразия животного и растительного мира;

- природные рекреационные зоны, в состав которых входят различного рода парки, сады, пляжи, городские сады и т.д.;

- природные достопримечательности, представляющие собой целые комплексы уникальных природных объектов, созданные в разное время человеком и самой природой.

Особо охраняемые природные территории федерального значения в некоторых случаях располагаются не только на землях ООПТ и объектов, но и на землях других категорий, поэтому чаще всего они создаются без изъятия земель у собственников данных территорий.

В Краснодарском крае в систему особо охраняемых природных территорий федерального значения входят:

"Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова", который был учрежден 12 мая 1924 года на основании декрета Совета народных Комиссаров РСФСР. Территория Кавказского заповедника входит в ядро природного наследия ЮНЕСКО (номинация "Западный Кавказ), что доказывает неповторимую уникальность природного заповедника [1]. Такую же номинацию также получили природный парк "Большой Тхач", памятник природы "Хребет Буйный", "Верховья рек Пшехашха и Пшеха", "Верховья реки Цице", общая площадь обладателей номинации "Западный Кавказ" составляет 301,07 тыс. га, 103,27 тыс. га, принадлежащих территории Республики Адыгея;

Ландшафтно-флористический природный заповедник "Утриш" был создан 2 апреля 1994 года Постановлением Главы Администрации Краснодарского края №116. Расположен на территории МО город Анапа, между поселком Сукко и Малый Утриш, общая площадь 5,11 тыс. га;

Сочинский национальный парк создан 5 мая 1983 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР №214 в целях сохранения и воспроизводства уникальных природных кластеров, а также для научных и рекреационных мероприятий. Сочинский парк можно считать одним их первых национальных парков РФ. Общая площадь составляет 193,74 тыс. га;

Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник создан 3 декабря 1993 года Указом Президента РФ №2091. Общая

площадь составляет 49,68 тыс. га [1]. Находится на территории Лазаревского и Адлерского административного района, где регулярно проводятся оздоровительные мероприятия, которые направлены на сохранение уникального растительного и животного мира;

Приазовский государственный природный заказник расположен в Славянском районе Краснодарского края, создан 11 апреля 1958 года на основе постановления Совета Министров РСФСР №336. Общая площадь составляет 42,20 тыс. га;

Дендрологический парк совхоза "Южные культуры" разбит в начале 20 века по проекту А.Э. Регеля (садовод-декоратор). На территории дендропарка расположена уникальная коллекция декоративных экзотов (японские вишни, клёны, камелии; гибридные рододендры и т.д.). Общая площадь парка составляет 11 га.

Важно отметить, что развитие зон особо охраняемых природных территорий Краснодарского края на региональном уровне началось в 50-х годах 20 века.

Первым был создан "Горячеключевской" природный заказник на основании Решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 07.06.1958 г. №430 [1]. В целях сохранения и восстановления животного мира, среды обитания и сообществ животных.

По данным Министерства природных ресурсов Краснодарского края, практически 99% памятников природы образовались по Решению исполнительного комитета Краснодарского края Совета народных депутатов №488 от 14.09.1983 "Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы местного значения" и Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов №326 от 14.07.1988 "Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы".

На территории Краснодарского края Постановлением главы администрации от 10 августа 2010 года №678 создан природный орнитологический парк в Имеретинской низменности, входящий в ключевое число орнитологических комплексов Российской Федерации. Над его территорией проходит важный пункт остановки птиц на миграционной трассе, чему способствует удобный рельеф (с одной стороны горы, с другой Черное море). Для зимующих птиц территория парка служит прекрасным резерватором [1]. С 2012 года научные сотрудники ГБУ КК орнитологического парка в Имеретинской низменности проводят постоянный мониторинг видового и количественного состава птиц. Все особи регистрируются на каждом отдельном кластере, что позволяет выявить динамику видов и характер пребывания. Некоторые виды птиц занесены в красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края.

Также на территории Краснодарского края расположено 17 государственных природных заказников регионального значения (таблица 1). Все они созданы для сохранения целостности природного сообщества и поддержания гармоничного сосуществования животных, птиц и природы в целом [5].

Таблица 1 - Государственные природные заказники регионального

значения

№ п/п Название Профиль Наименование МО Площадь, га

1 Абраусский Природно-исторический г. Новороссийск 10 046

2 Агрийский Ландшафтный Туапсинский район 1840

3 Белореченский Зоологический Белореченский район 10236,28

4 Большой Утриш Ландшафтно-флористический и морской г. Анапа 5 112

5 Горячеключевской Зоологический г. Горячий Ключ 38000

6 Камышанова поляна Ландшафтный Апшеронский р-н 2924

7 Красная горка Зоологический г.-к. Анапа, г. Новороссийск 13174,3

8 Крымский Зоологический Крымский р-н 20922,38

9 Ново-Березанский Зоологический Выселковский р-н, Кореновский р-н 27961,9

10 Псебайский Зоологический Мостовской р-н 37 400

11 Средне-Лабинский Зоологический Курганинский р-н 27 500

12 Тамано-Запорожский Зоологический Темрюкский р-н 35 781,82

13 Туапсинский Зоологический Туапсинский р-н 15000

14 Тихорецкий Зоологический Тихорецкий р-н 14359,94

15 Черногорье Ландшафтный Апшеронский р-н 7 366

16 Красный лес Комплексный Красноармейский р-н 5129

17 Лотос Комплексный Приморско-Ахтарский р-н 48845

На территории края расположено 353 памятника природы, которые имеют разный профиль (геологический, ботанический, водный, исторический, геоморфологический, минералогический и др.) [5]. Больше всего памятников природы отнесено к ботаническому профилю, их главная задача-сохранение и восстановление особо ценных ботанических объектов (таблица 2). Наименьшее число памятников относится к природно-историческому профилю, которые предназначены для сохранности и восстановления природных объектов.

Таблица 2 - Соотношение памятников природы Краснодарского края

№ п/п Наименование профиля % от общей площади памятников природы

1 Природно-исторические 2

2 Ландшафтные 3

3 Комплексные 9

4 Водные 13

5 Геологические 13

6 Ботанические 60

До сегодняшнего момента функционирование памятников природы не в полной мере организованно по ряду причин, а именно: отсутствие охранных организаций, нерегулируемая рекреационная нагрузка, отсутствие комплексного систематизированного мониторинга на территории памятников природы и т.д. [7]. Уникальная среда обитания, устойчивое и рациональное использование территорий требует зонирования отдельных (крупных и подверженных высокой антропогенной нагрузке) природных памятников.

Но, не смотря на стремление властей к развитию и восстановлению сетей особо охраняемых природных территорий, на данный момент действующая система ООПТ является не достаточно эффективной для достижения таких целей и задач [2]. Связано это, в первую очередь, с низкой результативностью существующих зон ООПТ и их репрезентативностью. Заказники краевого значения создавались для решения конкретных (локальных) задач, именно поэтому ООПТ федерального и регионального уровней не составляют единую сеть особо охраняемых природных территорий.

В Краснодарском крае государственный кадастровый учет зон ООПТ проводится с целью: оценки состояния таких зон, полноценного развития сети ООПТ, контроля за соблюдением фактического и нормативного использования территорий, а также учёт значимости данных территорий в области социально-экономического развития края [3]. В кадастр ООПТ

входят сведения о правовом статусе, географическое расположение, границы, режим, статус природопользователей, общее состояние объектов (экологическая, научная, культурная и историческая ценность). Ведение ГКУ ООПТ осуществляется специально уполномоченным органов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.03.2012 года №69.

Цели, содержание и порядок кадастрового учета определены Федеральным законом №33-ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" и представляют систематизированный свод документированных сведений об особо охраняемых природных территориях разного уровня.

В нашей стране функционирует автоматизированная система "Ведение кадастра особо охраняемых природных территорий", которая содержит ряд сведений по всем зонам ООПТ регионального значения: решение о наделении статусом ООПТ, паспорт, охранные обязательства, планово-картографический материал, учетные карточки, фотоматериал, акты обследования, схемы расположения по МО, а также карта зон ООПТ Краснодарского края.

Данная автоматизированная система позволяет обрабатывать большие объёмы информации о зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения, проводить автоматическую обработку имеющихся данных, вырабатывать управленческие решения по сохранению и восстановления надлежащего состояния ООПТ.

В период с 2009 по 2014 год включительно на территории Краснодарского края было проведено комплексное экологическое обследование особо охраняемых природных территорий, которое позволило выделить основные критерии негативного воздействия на ООПТ:

1) Бытовое загрязнение, встречающееся на территориях, используемых для рекреационных целей. Большую антропогенную нагрузку испытывают объекты, расположенные в окрестностях населенных пунктов и удалённые от них. В пределах таких зон необходимо комплексное обустройство рекреационных зон и выделение денежных средств на их содержание [4].

2) Высокая рекреационная нагрузка, встречающаяся на объектах, приуроченных к лесному фонду или вблизи моря. Для сохранения первоначального состояния памятников природы необходимо сбалансированное регулирование рекреационной нагрузки на основе научно-обоснованного эколого-ландшафтного планирования рекреационного использования всех ООПТ.

3) Частичная застройка происходит из-за отсутствия перечня границ особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре, что влечет за собой погрешности при оформлении документов [2].

4) Нередко, в засушливые периоды, возникает проблема пожаров. Причиной тому служит недостаток финансирования и сотрудников лесной охраны, а также в большинстве случаев, безнаказанность и беспечность туристов, которая приводит к необратимым последствиям.

5) Незаконная рубка лесов обусловлена недостатком сотрудников охраны и финансирования, отсутствия взаимодействия Департамента лесного хозяйства, Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля. В таких случаях необходимо судебное разрешение споров, что зачастую не происходит.

Таким образом, на территории Краснодарского края необходима корректировка нормативно-правовых актов в соответствии с действующим законодательством, должно быть согласованное взаимодействие органов государственной власти и регионов [2]. Было бы целесообразным установить определенный срок согласования границ зон ООПТ для

внесения сведений в ЕГРН, что ускорит процедуру создания и упразднения особо охраняемых природных территорий. Функционирующая система контроля за зонами ООПТ является недостаточной для сохранения биологического и природного разнообразия края. Для создания благоприятных условий необходимо обеспечить сохранность экосистем на всей территории естественного распространения, щадящее использование ландшафтов, сохранение жизнеспособных популяций животных и растений.

В области кадастрового учета важна постановка на кадастровый учет вновь образованных ООПТ, подготовка плана управления вновь образуемых ООПТ, оценка эффективности промежуточных проектных решений, полноценное экологическое обследование природных объектов, которые запланировано объявить ООПТ на региональном уровне.

Список используемой литературы

1. Доклад " О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2016 году".

2. Литвиненко А.В. Пшидаток С.К. Проблема установления границ при формировании особо охраняемых природных территорий на примере МО Краснодар Краснодарского края. Журнал «SCIENCE TIME» (ISSN 2310-7006) Материалы Международных научно-практических конференций Общества Науки и Творчества, ноябрь 2016.-№11(35). — С. 296-298.

3. Литвиненко А. В. К вопросу неправильного использования природоохранных территорий города Краснодара / науч. рук. Пшидаток С.К. // Научные достижения и открытия современной молодежи: сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2 - Пенза: МЦНС "Науки и Просвещение" . - 2017. — С. 1206-1209.

4. Литвиненко А.В., Субботин Д.А. Оценка текущего состояния экономических регуляторов рационального природопользования на территории РФ // European Scientific Conference: сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1 - Пенза: МЦНС " Наука и Просвещение ". - 2017. — С. 266269.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат)// Перечень ООПТ на период 2016 года.

6. Черникова Т. Ю. Основные проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий Томской области / Т. Ю. Черникова ; науч. рук. О. А. Пасько // Проблемы геологии и освоения недр : труды XIX Международного симпозиума имени академика М. А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 70-летнему

юбилею Победы советского народа над фашистской Германией, Томск, 6-10 апреля 2015 г. : в 2 т. — Томск : Изд-во ТПУ, 2015. — Т. 1. — С. 561-562.

7. Яроцкая Е.В. Роль рационального использования земли / Яроцкая Е.В., Сидоренко М.В., Морякин Р.В. // В сборнике: Роль науки в развитии общества; Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2015. - С. 98-100.

8. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/.

References

1. Doklad " O sostojanii prirodopol'zovanija i ob ohrane okruzhajushhej sredy Krasnodarskogo kraja v 2016 godu".

2. Litvinenko A.V. Pshidatok S.K. Problema ustanovlenija granic pri formirovanii osobo ohranjaemyh prirodnyh territorij na primere MO Krasnodar Krasnodarskogo kraja. Zhurnal «SCIENCE TIME» (ISSN 2310-7006) Materialy Mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij Obshhestva Nauki i Tvorchestva, nojabr' 2016.-№11(35). — S. 296-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Litvinenko A.V. K voprosu nepravil'nogo ispol'zovanija prirodoohrannyh territorij goroda Krasnodara / nauch. ruk. Pshidatok S.K. // Nauchnye dostizhenija i otkrytija sovremennoj molodezhi: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 2 ch. Ch. 2 - Penza: MCNS "Nauki i Prosveshhenie" . - 2017. — S. 1206-1209.

4. Litvinenko A.V., Subbotin D.A. Ocenka tekushhego sostojanija jekonomicheskih reguljatorov racional'nogo prirodopol'zovanija na territorii RF // European Scientific Conference: sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch. Ch. 1 - Penza: MCNS " Nauka i Prosveshhenie ". - 2017. — S. 266-269.

5. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu kraju (Krasnodarstat)// Perechen' OOPT na period 2016 goda.

6. Chernikova T. Ju. Osnovnye problemy razvitija sistemy osobo ohranjaemyh prirodnyh territorij Tomskoj oblasti / T. Ju. Chernikova ; nauch. ruk. O. A. Pas'ko // Problemy geologii i osvoenija nedr : trudy XIX Mezhdunarodnogo simpoziuma imeni akademika M. A. Usova studentov i molodyh uchenyh, posvjashhennogo 70-letnemu jubileju Pobedy sovetskogo naroda nad fashistskoj Germaniej, Tomsk, 6-10 aprelja 2015 g. : v 2 t. — Tomsk : Izd-vo TPU, 2015. — T. 1. — S. 561-562.

7. Jarockaja E.V. Rol' racional'nogo ispol'zovanija zemli / Jarockaja E.V., Sidorenko M.V., Morjakin R.V. // V sbornike: Rol' nauki v razvitii obshhestva; Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor: Sukiasjan Asatur Al'bertovich. - 2015. - S. 98-100.

8. №33-FZ «Ob osobo ohranjaemyh prirodnyh territorijah» [jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.