Научная статья на тему 'К вопросу учета ограничения по деформируемости металла при разработке режимов холодной прокатки'

К вопросу учета ограничения по деформируемости металла при разработке режимов холодной прокатки Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
186
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
холодная прокатка / высокопрочная сталь для автомо-билестроения / деформируемость / предельное суммарное обжатие

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Румянцев Михаил Игоревич

Для плоского деформированного состояния получены аппроксимация среднего значения степени деформации сдвига в очаге деформации при про-катке прямоугольной полосы на гладкой бочке, а также аппроксимация диа-граммы пластичности стали произвольного химсостава. С учетом ограниче-ния по деформируемости уточнены предельные обжатия при холодной про-катке в условиях совмещенного травильно-прокатного агрегата полос из ста-ли марок НСТ980Х, HDT1200M, DP1000 и DP600.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу учета ограничения по деформируемости металла при разработке режимов холодной прокатки»

М.И. Румянцев

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»

К ВОПРОСУ УЧЕТА ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ДЕФОРМИРУЕМОСТИ МЕТАЛЛА ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕЖИМОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ

Для плоского деформированного состояния получены аппроксимация среднего значения степени деформации сдвига в очаге деформации при прокатке прямоугольной полосы на гладкой бочке, а также аппроксимация диаграммы пластичности стали произвольного химсостава. С учетом ограничения по деформируемости уточнены предельные обжатия при холодной прокатке в условиях совмещенного травильно-прокатного агрегата полос из стали марок НСТ980Х, ИВТ1200М, БР1000 и БР600.

Ключевые слова: холодная прокатка, высокопрочная сталь для автомобилестроения, деформируемость, предельное суммарное обжатие.

Введение

Разработку режимов прокатки необходимо производить с учетом комплекса ограничений. Часто оценивают только возможность захвата при первоначальном контакте и загрузки оборудования по энергосиловым параметрам (например, [1]). Для повышения обоснованности выводов относительно возможности холодной прокатки необходимо дополнительно рассматривать, по крайней мере, условие отсутствия пробуксовки валков и ограничение по разогреву металла в очаге деформации [2].

Ограничение по деформируемости металла наиболее существенно при получении холоднокатаного проката из специальных марок стали, который часто производится за несколько переделов с промежуточными термообработками для восстановления пластичности. В производстве проката из традиционных

марок стали указанное ограничение проявляется в области механических повреждений на поверхности полос, которые проявляют себя как концентраторы напряжений [3-4]. Оно может также оказаться существенным при холодной прокатке новых (прогрессивных) высокопрочных сталей для автомобилестроения.

С современных позиций теории ОМД в основе оценки деформируемости металла лежит подход, разработанный В.Л.Колмогоровым [5] и развитый А.А. Богатовым [6-7 и др.]. Условие деформирования без разрушения записывают в виде у = Лу'Ар < 1 (здесь у — запас ресурса пластичности; Л и -

накопленная и предельно допустимая степень деформации сдвига). Значительная трудность при учете ограничения по деформируемости заключается в определении предельной степени деформации сдвига л , так как в литературе имеются данные для ограниченного количества марок стали и притом преимущественно для специальных при их горячей обработке давлением.

Расчет показателей формы девиатора напряжений и схемы напряженного состояния при плоской деформации

Предельная степень деформации сдвига л зависит от особенностей как

металла, так и напряженно-деформированного состояния. Деформированное состояние характеризуется показателем формы девиатора напряжений (коэффициентом Лодэ)

^22 — °33

.. _ о 22 ”33 1

М'а 2-----------------------1 (1)

^11 °33

а напряженное состояние - показателем схемы напряженного состояния к = а/Т (здесь а - среднее напряжение; Т- интенсивность напряжений):

а=—з—; (2)

Т = ~^ д/(а11 _а22) +(а22 _а33 ) +(а11 _а33 ) • (3)

Для условий процесса холодной прокатки характерно, что деформация является плоской и осуществляется в низком и широком очаге, которому соответствуют следующие особенности напряженного состояния. Вертикальное главное нормальное напряжение допустимо отождествлять с нормальным контактным напряжением рх. По абсолютной величине это напряжение является

наибольшим, а по знаку - сжимающим, т. е. имеет знак «минус». Следовательно, вертикальное нормальное напряжение необходимо рассматривать как наименьшее (с учетом знака) главное нормальное напряжение, т.е. ст33 =— рх. Продольное главное нормальное напряжение ап выражается из условия пластичности — ст33 = 1,15^. Исходя из закономерностей плоского деформированного состояния, поперечное главное напряжение ^22 = (^ + Стзз)/2.

Будем рассматривать средние для очага деформации значения компонентов напряжения. В таком случае с учетом, что коэффициент Лодэ равен 2/л/э , получим

(4)

а11 а33

а33 - -рср ;

2 Г 2

43а 1Рср + 73

■а.

л

/

ср

(5)

а

Рср - Рс

ср

_%/э

а- 2 р

ср

22

_а^

43

р,

ср

(6)

Для плоского деформированного состояния показатель формы девиатора напряжений должен быть равен нулю [8]. Действительно,

= 2-

с_

л/3

- Рср + Рср

2^

л/3

л/3

с - Р + Р

Э -Г ср -Г ср

2с,л/3

-1 = 0.

(7)

Таким образом, применительно к плоскому деформированному состоянию при прокатке с низким очагом деформации компоненты напряжения выражены правильно. Найдем соответствующее этим условиям выражение для показателя схемы напряженного состояния.

Интенсивность касательных напряжений

г=-1

4в\

_1_

73 - Рср-7з

с

+р,

ср

+

с

- рср + рср

+

У

V

- Рср + Рср

У

+

'с.'

V V3 У V V3

+

4с.

с

(8)

Среднее нормальное напряжение

с.

с

рср рср

3 рс„ + 3— сЭ

р л/3 г_ с

3 3 л/3

Следовательно, показатель схемы напряженного состояния

с,

, _73 - ^ , „Р.

Рср .

л/3

= і--5^

с

(9)

(10)

Расчет степени деформации сдвига

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальная степень деформации сдвига Л определяется особенностями формоизменения в каждом конкретном случае. Для плоского деформированно-

2

2

2

2

2

2

2

с

го состояния с применением метода координатной сетки в работе [8] получена зависимость:

Л = . (11)

Применительно к прокатке без уширения (плоская деформация) е2 = 1п(\/к0) < 0. В соответствии с условием несжимаемости вг = —в2. Таким образом, = в2 и

Л = 2^(в2 +82 + 8^) = = ^Т3|1П() . (12)

В работе Паршина В.А., Зудова Е.Г. и Колмогорова В.Л. [9] для плоской монотонной деформации приводится такое выражение:

Л = >/31п (^/^ ). (13)

Однако в работе [8] степень деформации сдвига при прокатке рассчитывается по формуле:

Л = 2^1п (\1 \ ) . (14)

Таким образом, при решении задач прокатки используют несколько выражений для расчета накопленной степени деформации сдвига. Сравним их с результатами опытов В.Л.Колмогорова и А.А.Богатова [6] по определению степени деформации сдвига при прокатке образцов с различной формой поперечного сечения (рис. 1).

Для рассматриваемой задачи актуальны результаты, полученные при прокатке образцов с прямоугольными сечениями 1 и 2. Указанные варианты отличаются отношением ширины к толщине. Для образцов типа 1 Ь0/\ =1, а

для образцов типа 2 — 60/^0 = 3. Как видно из графиков на рис. 1, с увеличением фактора 60 /^0 возрастает и степень деформации сдвига Л при тех же значениях степени деформации в = 1п (^\ ).

Рис. 1. Степень деформации сдвига по кромке образцов с различной формой поперечного сечения (1-4) в зависимости от степени деформации є = 1п ()

Например, при в = 0,5 для образца типа 1 Л1 «0,6, а для образца типа 2 Л2«0,9. В случае в =1 наблюдаются значения 0,95 и Л2« 1,4. При в =1,5

значения степени деформации сдвига для образцов 1 и 2 сближаются.

Результаты сравнения представлены на рис. 2, где в качестве аргумента используется традиционная для листовой прокатки характеристика степени деформации - относительное обжатие первого вида. Как видно из рис. 2, при относительном обжатии до 10% формулы (12) и (13) дают значения Л, практически совпадающие с экспериментальными данными, а по формуле (14) получаются результаты, завышенные на 35-48%. Степень деформации сдвига, рассчитанная по формуле (14), практически совпадает с экспериментальными данными для широкого образца (тип 2, Ъ0/Н0 =3) при увеличении обжатия до 60%.

При дальнейшем увеличении обжатия появляется погрешность расчета в виде завышенных значений Л, которая возрастает от 15 до 28%.

1 л 1 О 1 х 3 т Л А ‘ї Г. і А

А А А

А А А

А А А • • • *

А А ї^л

к 7І ^ -3 д~ д л *

О 20 40 60 80

АИ/Ь0,%

Рис. 2. Соотношение относительного обжатия и степени деформации сдвига:

1 и 2 - результаты опытов В.Л. Колмагорова и А.А. Богатова [5];

3, 4 и 5 - расчеты по формулам (12), (13) и (14);

6 - аппроксимация формулой (15)

При обжатии более 10% результаты расчетов по формуле (12) заметно превышают экспериментально полученные значения Л, причем с увеличением обжатия различие возрастает. Следует, вместе с тем, отметить, что при обжатии менее 35% расчеты по формуле (13) дают результаты, близкие к полученным по формуле (12).

Таким образом, из сравнения экспериментальных и расчетных значений степени деформации сдвига при прокатке прямоугольной полосы можно сделать вывод, что при относительных обжатиях до 60% наиболее близкие результаты получаются расчетами по формуле (13). Используя значения Л, рассчитанные по формуле (13), а также экспериментальные значения, представленные на рис. 2, получили следующую аппроксимацию для расчета степени деформации сдвига при прокатке прямоугольной полосы на гладкой бочке:

Л = 1,4078

0,6866

In ^

(15)

V "1 У

2

(R2 =0,9003; fp =398,1937; F95 =3,3403).

Для прогнозирования величины л при холодной прокатке стали различных марок рассмотрели данные, представленные в работах [7, 10]. Здесь указано, что при конкретном значении показателя формы девиатора напряжений

наилучшим отображением взаимосвязи л с показателем схемы напряженного состояния k0 является экспоненциальная зависимость Л = X ехР (хкст ). Также

приводятся значения коэффициентов х и х при = -1 и = 0. Рассмотрев данные, представленные для стали марок СтЗпс,

10, 20, 45, 36Г2С, 38ХС и 30ХГСА при = 0, получили следующую аппроксимацию диаграмм пластичности:

Л =(2,199 - 2,806C -1,917 Si + 0,415Mn + 1,399Cr )х

* / ч (16)

х exp (0,132Cr - 0,219C - 0,236) k„;

(R2 =0,855; Fp =536,349; F9J =2,011).

Аппроксимация (16) статистически надежна с доверительной вероятностью 95% и объясняет 85,5% изменчивости предельной степени деформации сдвига в связи с химическим составом стали и показателем схемы напряженного состояния k (рис. 3).

Оценка предельного обжатия с учетом деформируемости металла

Чтобы найти предельное с учетом деформируемости металла обжатие, необходимо рассматривать накопленную степень использования запаса пластичности.

4,0

3,5

а 3,0

<

9> 2,5

1 2,0 ® 1,5

ю ’ га

х 1,0

0,5

0,0 0,0

к2 - 0 855

ОсйО^

О оо°а о

О с їуС о сР о

Ж^оо. о оо

% о Г%0)00 о

Во^ ° I

0,5 1,0 1,5 2,0 2,5

Предсказанные Лр

3,0

3,5

Рис. 3. Диаграмма соответствия фактических значений предельной степени сдвига и значений, рассчитанных по разработанной зависимости

В каждом проходе вычисляется частная степень использования запаса пластичности

V, =Л,/л, , (17)

где Л - степень деформации сдвига в , -м проходе, значение которой рассчитывается по формуле (15);

Л - предельная величина степени деформации сдвига, которая рассчитывается по формуле (16).

Накопленная степень использования запаса пластичности за п проходов находится суммированием V :

(18)

і=1

а критерием достижения предельного состояния принимается условие

1 ■ (19)

В качестве примера оценим предельные по деформируемости обжатия при холодной прокатке перспективных высокопрочных марок стали для автомобилестроения в условиях совмещенного травильно-прокатного агрегата 2000.

С учетом ограничений по энергосиловым параметрам, разогреву металла в очаге деформации и устойчивости процесса против пробуксовки в работе [11] было определено, что в совмещенном травильно-прокатном агрегате 2000 при прокатке полос из стали марок НСТ980Х и Н0Т1200М могут быть достигнуты максимальные обжатия 60-65% при скорости прокатки 6,5-8,0 м/с. Сталь ЭР1000 может прокатываться с обжатием до 60% при скорости 10,5-11,0 м/с, а сталь ЭР600 - с обжатием до 70% со скоростью 14 м/с (рис. 4,а).

0,95

0,90

0,85

0,80

0,75

0,70

0,65

0,60

0,55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

//

у

У

9*/

/

♦ НОТ 1200М 000 980Х

■ 0Р1

40

45

50

а

55

б

60

65

70 75

єх,%

Рис. 4. Максимальные суммарные обжатия при оценке без учета (а) и с учетом (б) деформируемости металла

Накопленная степень использования запаса пластичности (рис. 4,б) для стали марок ЭР1000 и НСТ980Х достигает значения ^ = 0,95, которое близко к предельному (19) при суммарном обжатии 53 и 56% соответственно. Для стали марок ЭР600 и Н0Т1200М предельным по деформируемости можно считать суммарное обжатие 70-73%. Таким образом, для стали именно этих марок рациональные обжатия 70 и 60%, найденные ранее [11] без учета ограничения по деформируемости, являются достижимыми. Для стали марок ЭР 1000 и НСТ980Х с целью предотвращения разрушения металла максимальное суммарное обжатие целесообразно уменьшить до 55%.

Библиографический список

1. Химич Г.Л., Цалюк Б.М. Оптимизация режимов холодной прокатки на ЭЦВМ. М.: Металлургия, 1973. 253 с.

2. Румянцев М.И. Методика разработки режимов листовой прокатки и ее применение // Вестник МГТУ. 2003. № 3. С. 16-18.

3. Бармин Г.Ю. Регламентация качества поверхности подката, режимов холодной прокатки и дрессировки при производстве тонкой и тончайшей жести: Авторефер. дис. ... канд. техн. наук. М.: Черметинформация, 1990. 23 с.

4. Изучение пластичности металла при холодной прокатке / А.Б.Найзабеков, В.А.Талмазан, И.Ю.Евтушенко и др. // Республиканский научный журнал «Технология производства металлов и вторичных материалов». №2 (22). Темиртау: КГИУ, 2012. С. 100-112.

5. Колмогоров В.Л. Напряжения. Деформации. Разрушение. М.: Металлургия, 1970. 230 с.

6. Пластичность и разрушение / В.Л.Колмогоров, А.А.Богатов, Б.А.Мигачев и др. М.: Металлургия, 1977. 336 с.

7. Богатов Л.Л., Мижирицкий О.И., Смирнов С.В. Ресурс пластичности металлов при обработке давлением. М.: Металлургия, 1984. 144с.

8. Загиров Н.Н., Рудницкий Э.А. Теория обработки металлов давлением. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. 56 с.

9. Паршин В.А., Зудов Е.Г., Колмогоров В.Л. Деформируемость и качество. М.: Металлургия, 1979. 192 с.

10. Богатов А.А. Механические свойства и модели разрушения металлов. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2002. 329 с.

11. Анализ особенностей режимов работы травильно-прокатного агрегата 2000 ОАО «ММК» / Б.А. Сарычев, С.В. Денисов, М.И. Румянцев и др. // Труды девятого конгресса прокатчиков. М.: Черметинформация, 2013. С.141-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.