Научная статья на тему 'К вопросу участия декабристов и ссыльнопоселенцев в формировании эстетического потенциала культурного пространства (на материалах Иркутска XIX века)'

К вопросу участия декабристов и ссыльнопоселенцев в формировании эстетического потенциала культурного пространства (на материалах Иркутска XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИРКУТСК XIX В / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕКАБРИСТЫ / ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трипузов Михаил Геннадьевич

С давних времен Сибирь и ее центр Иркутск были местом политической и уголовной ссылки, но в полном соответствии со смыслом русской поговорки «нет худа без добра», это обстоятельство в смысле роста эстетического потенциала и развития культурного пространства в какой-то мере обернулось Иркутску даже во благо. В XIX в. политические ссыльные вносят определяющий вклад в формирование культурного пространства Иркутска. Одновременно они закладывают основу разнообразных потенциалов, в том числе эстетического, бесспорно актуального в культурном пространстве современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу участия декабристов и ссыльнопоселенцев в формировании эстетического потенциала культурного пространства (на материалах Иркутска XIX века)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

Октябрьской революции, в архивохранилищах Сибири. С большой тщательностью изготовлены для музея высококачественные копии писем и рукописей В. И. Ленина, редких книг» [1, с. 22].

В 1995 году в состав музея вошел Национальный парк «Шушенский бор», охватывающий любимые места прогулок Ленина - Песчаную и Журавлиную горки, а также его знаменитый охотничий шалаш.

Сегодня этот музей прежде всего заинтересует тех, кто увлечен фольклором, народными традициями и обычаями, т.к. представляет собой образец типичной сибирской деревни конца XIX - начала XX вв. Обзорная экскурсия по музею знакомит с хозяйствами богатых и бедных сельских жителей, включает посещение волостного правления с тюрьмой, торговой лавки и кабака.

Традиционно работниками музея проводятся ежегодные народные гуляния «Широкая Масленица» и «Троица в деревне», фольклорно-развлекательные программы «Сибирские посиделки», «Зимние святки», «К нам на чай» и др. с участием художественных коллективов музея - фольклорного театра, кукольного театра «Сундучок» и фольклорного ансамбля «Плетень». На территории музея-заповедника работают мастерские: гончарная, бондарная, художественной обработки дерева, народного костюма. Не оставляют вниманием музейщики и детей, реализуя образовательные программы: «Живая старина», «История культуры края», «Как жили наши предки», «Юные экскурсоводы» и др. Список использованной литературы:

1. Белявский С. В.И. Ленин в Шушенском. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1970. - 112 с.

2. Букшпан П.Я. Шушенское. - Москва: Советская Россия, 1990. - 208 с.

© Карпова Г.Н., Самохвалова К.С., 2016

УДК 008

Трипузов Михаил Геннадьевич Аспирант ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирский государственный институт культуры,

г. Улан-Удэ, РФ E-mail: mtripuzov@yandex.ru Tripuzov Michael G.

Graduate student of FGBOU VPO East-Siberian state Institute of culture, Ulan-Ude, Russia

К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ ДЕКАБРИСТОВ И ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ ИРКУТСКА XIX ВЕКА)

TO THE QUESTION OF PARTICIPATION AND THE DECEMBRIST EXILES IN THE FORMATION OF THE AESTHETIC POTENTIAL OF CULTURAL SPACE (ON THE MATERIALS OF IRKUTSK XIX CENTURY)

Аннотация

С давних времен Сибирь и ее центр Иркутск были местом политической и уголовной ссылки, но в полном соответствии со смыслом русской поговорки «нет худа без добра», это обстоятельство в смысле роста эстетического потенциала и развития культурного пространства в какой-то мере обернулось Иркутску даже во благо. В XIX в. политические ссыльные вносят определяющий вклад в формирование культурного пространства Иркутска. Одновременно они закладывают основу разнообразных потенциалов, в том числе эстетического, бесспорно актуального в культурном пространстве современности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Иркутск XIX в., культурное пространство, эстетический потенциал, декабристы, ссыльнопоселенцы.

Уже в период конца XVIII в. и начала XIX века в Иркутске проживало большое количество шведов, поляков и других ссыльнопоселенцев, которые в большинстве своем были людьми образованными. Многие из них стали учителями не только в селах и деревнях, но и в больших сибирских городах. Там они вели успешную педагогическую работу, привнося в жизнь свет своих знаний и создавая посредством своей деятельности особый интеллектуальный и эстетический колорит. Именно по этой причине роль ссыльной интеллигенции в формировании культурного пространства Иркутска XIX века трудно переоценить, и тема эта всегда будет предметом интереса не только историков, этнографов и искусствоведов, но и культурологов.

Именно ссыльные в начале XIX века заложили в городе основы музыкального образования. Так, например, ссыльный поляк Кашевский обучал игре на фортепиано детей генерал-губернатора В.Я. Руперта [8, с. 356].

Постепенно политические ссыльные стали оказывать все большее влияние на культурную и общественную жизнь Сибири, так как среди них тоже были высокообразованные и просвещенные люди, отличающиеся активной жизненной и гражданской позицией.

Особенно глубокий след в истории развития Иркутска и всей Сибири оставило пребывание на этой земле декабристов и польских повстанцев, которые были отправлены на каторгу и в ссылку где провели без малого тридцать лет. Многие из них остались доживать свой век в Иркутской губернии, и похоронены здесь же. Даже в наши дни численность польской диаспоры в Иркутской области, хранящей свои культурные традиции, остается довольно значительной.

Если ограничиться рассмотрением только эстетических воззрений участников восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году, многие из которых в результате были сосланы в Сибирь и вошли в российскую историю под названием «декабристы», то эти воззрения сводились к следующим принципам:

- гражданского служения искусству;

- приоритета народности и самобытности в искусстве;

- неприятия преклонения перед «иностранщиной»;

- обязательного усвоения общечеловеческих ценностей (требований знания образцов искусства мирового значения).

Эти принципы легли в основу культурно-просветительской деятельности декабристов.

Разносторонняя образованность декабристов и их мировоззрение отличались универсализмом познаний и новаторским подходом. В этой связи не вызывает сомнения справедливость утверждения исследователей о том, что многие стороны жизни Иркутской губернии и других районов Сибири - наука, медицина, сельское хозяйство, культура и др. претерпели сильное влияние декабристов. В своей многогранной деятельности они неизменно руководствовались желанием принести максимальную пользу своему народу, по мнению исследователя русской культуры профессора Ю.М. Лотмана «в этом смысле они выступили как подлинные новаторы <.>» [7, с. 331, 383].

«С конца сороковых годов, которые считаются в России самым глухим и неблагодарным периодом в истории русского просвещения XIX века», пишет воспитанник декабристов Николай Белоголовый, - в Иркутске стали обосновываться декабристы, что положительным образом сказалось на оживленности темпа городской жизни, так несвойственной русским провинциальным городам, и активизировало его культурную жизнь. Для местной городской интеллигенции и простых обывателей декабристы сразу стали неким своеобразным культурным ориентиром. Их идеи пользовались у населения большой популярностью» [1].

По свидетельству современников общение с декабристами было для многих школой разума, нравственности и поведения. Как подчеркивает воспитанник декабристов, выдающийся врач и мемуарист Н.А. Белоголовый, «Этою культурностью достиглось прежде всего то, что они, <...> сплотились между собой в тесный кружок, в большую братскую семью, среди которой находилось несколько человек с выдающимся умом и в которой члены, обладавшие наибольшею нравственною силою и большими материальными средствами, поддерживали своею энергией менее устойчивых, а небогатым давали

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

возможность и средства расширять круг своих познаний. Притом они не замкнулись в своей кружковщине и при переходе на поселение тотчас же постарались найти себе практическую деятельность по душе и пристроиться к какому-нибудь делу на пользу края, где они были обречены искупать свою вину, а эта деятельная жизнь не позволяла им расплываться в бесплодных сокрушениях о загубленной судьбе и ожесточаться, и, привлекая к ним глубокие симпатии и уважение со стороны туземного населения, которых они не могли не замечать на каждом шагу, напротив, более или менее примиряла большинство из них с их сибирским настоящим» [1].

В местах ссылки, в Чите и в тюрьме Петровского железоделательного завода, декабристы читали лекции на научные и искусствоведческие темы. Они активно изучали творчество представителей народов Предбайкалья и Забайкалья, собирали народные песни, пословицы, поговорки. Там, где появлялись декабристы, всегда звучала музыка, ибо среди них были не только одаренные художники, такие как Н.Бестужев, но и хорошие музыканты [1]. Особенно характерна переписка декабриста А.П. Юшневского, который «слыл чуть ли не лучшим учителем для фортепиано в Иркутске» [1] и его супруги М.К. Юшневской, где занятия музыкой упоминаются почти в каждом письме «Брат твой играет на Альте и в квартетах, надо ему отдать справедливость, читает очень твердо свои ноты. После завтра хочет он поиграть на фортепьянах со скрипкою. Вадковский очень хорошо и приятно играет, и он - первая скрипка, а Николай Крюков - вторая, можешь посему посудить...» [9].

Уже с 1828 года декабристы А.Н. Муравьев, В.Ф. Раевский, В.С. Толстой, З.Г. Чернышев, А.Л. Кожевников, бывшие в то время в Иркутске, а также местные купцы Д.О. Портнов и В.Н. Баснин, чиновник А.И. Турчинов и врач Р.Ф. Краузе, стали вдохновителями и активными участниками многих событий в творческой, культурной, научной и социальной жизни города [5, с. 45, 47]. Обладая обширными познаниями в различных областях, декабристы сразу включились в творческую деятельность, посредством которой максимально полно реализовывался их нравственно-эстетический потенциал, и, несмотря на высокий уровень политической цензуры, среди местного населения достаточно успешно распространялись также политические убеждения декабристов.

Примечательно, что, расселившись по разным деревням и селам края и живя там долгие годы, декабристы не стали изгоями, а даже наоборот, пользуясь большим уважением у местных крестьян, сделали для них много полезного [3, с. 162].

По свидетельству И.И. Попова: «Жены декабристов, вместе с другими своими современницами разделившие судьбу своих опальных мужей, тоже не оставались в стороне. Они «..любили устраивать свадьбы своей прислуги и местных жителей, крестить бурят, помогать, дарить и т. д. Когда совершались крестины новорожденного, то в доме собирались все - и декабристы, и жители, и даже администрация» [6].

Декабристы не изолировали себя от общества и на семейных праздниках крестьян, а на вечёрках были рядовыми их участниками: пели, играли, плясали, нисколько себя не выделяя. Например, княжна М.Н. Волконская достаточно часто водила хороводы с девушками из Усть-Куды и Урика, проводила занятия для крестьянских детей [6, с. 71].

Городская иркутская интеллигенция, невзирая на опасность, негласно охотно посещала декабристов на поселении, а в дальнейшем и декабристов, которым разрешено было переехать из деревень в Иркутск. Гости-иркутяне хорошо понимали, что они имеют исключительную возможность общаться с представителями «острейших умов эпохи». На таких встречах всегда царила атмосфера истинного просвещения и высокой духовности.

«Николай Бестужев, Никита Муравьев, Юшневский и Лунин, оказывали неотразимое влияние своими выдающимися умами, большинство же - тем глубоким и разносторонним просвещением, пробелы в котором они тщательно восполнили во время своей замкнутой от мира, но дружно сплоченной жизни в Чите и Петровском заводе» вспоминает Н.А. Белоголовый [1].

Тесно общаясь с интеллигенцией, интересовавшиеся литературой, искусством, вопросами общественной жизни декабристы стали для нее неким культурным и эстетическим ориентиром. Среди представителей этой интеллигенции были иркутские купцы В. Баснин, Е. Кузнецов, Д. Портнов, и Г. Трапезников; учитель К. Бабановский, врач И. Персин, архиепископ Нил, ксендз Гасицкий и многие другие.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Так, мемуарист Н.А. Белоголовый отмечает, что «...как ни старались <...> декабристы не слишком выдаваться вперед и сохранять свое положение ссыльнопоселенцев, но единовременное появление в небольшом и разнокалиберном обществе 20-тысячного городка 15 или 20 высокообразованных личностей не могло не оставить глубокого следа» [4, с. 109-110].

Особенно сильное влияние, в том числе и эстетическое, на городское общество оказали семьи декабристов Сергея Трубецкого и Сергея Волконского. Объединив вокруг себя всех иркутских декабристов, молодую интеллигенцию Иркутска, а также приезжих чиновников и артистов, они тем самым способствовали формированию особого культурного пространства, изменившего эстетический облик всего города.

Как свидетельствуют современники, «истинное просвещение сделало то, что люди эти не кичились ни своим происхождением, ни превосходством образования, а, напротив, старались искренно и тесно сблизиться с окружавшей их провинциальной средой и внести в нее свет своих познаний» [1].

В домах декабристов, славящихся радушным гостеприимством, царил дух высокой культуры и просвещенности, где не только размышляли «о судьбах России», но и исполняли современную музыку, ставили качественные любительские спектакли, заложившие основу городской театральной школы, давали уроки литературы и живописи. Здесь также обучали детей и взрослых, занимались просветительской деятельностью, знакомя иркутян с лучшими образцами Европейской и Русской культуры.

Например, княгиня М.Н. Волконская организовала салон, где она регулярно собирала приезжающих в Иркутск артистов и многочисленную городскую интеллигенцию. Салон был настолько популярен, что в его стенах выступали знаменитые в свое время музыканты, такие как известный пианист Малер, выдающаяся скрипачка Отава, очень популярная во времена декабристов французская виолончелистка Лиза Христиани и многие другие деятели искусств, посещавшие в то время Иркутск [4, с. 41]. В октябре 1849г. известная пианистка Ришье провела у Марии Николаевны целый вечер. Ее прекрасная игра произвела неизгладимое впечатление на И.И. Пущина, декабриста, друга и однокурсника А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею, гостившего тогда в Иркутске у Волконских [5. с. 49, 53]. «В продолжение этой недели я имел случай не раз жалеть, что мы не вместе, - слышал музыку m-me Ришье, и точно совестно было, что один наслаждаюся ее игрой. Будем об этом совершенстве толковать. Я могу только передать вам мои ощущения несознательные - ученым образом я не умею оценить этого таланта. У Марьи Николаевны она почти целый вечер играла en petit comité, что гораздо приятнее: больше простоты и приятности. Я ей сказал все, что умел, чтоб выразить мою благодарность; прибавил, что недостает вас и Якушкина из Ялуторовска и Свистунова из Тобольска, что вы лучше меня мильон раз оценили бы смелые и полные ее аккорды» [10, с. 238-239].

Однако декабристы нередко и сами становились организаторами подобного рода концертов, которые, безусловно, постепенно преобразовывали и обогащали культурное пространство Иркутска, способствовали возрастанию уровня эстетического потенциала его жителей.

Оценивая вклад декабристов в музыкальную жизнь Иркутска, нельзя не обратить внимание на тот факт, что никто из них не был профессиональным музыкантом. Однако, как отмечают исследователи, некоторые из них в силу полученного образования и страстной увлеченности искусством могли смело соперничать с музыкантами - профессионалами той поры [4, с. 42].

В силу сказанного, отметим одну характерную деталь. Занимаясь творчеством и просветительской деятельностью, декабристы были очень взыскательны по отношению к себе и другим. Скорее всего, именно этот факт обусловил в будущем проявление особой требовательности публики к качеству сценического исполнения, которая сохранилась у иркутской публики вплоть до наших дней. Требовательность иркутского слушателя и зрителя неоднократно подчеркивал известный сегодня во всем мире пианист, уроженец города Иркутска Денис Мацуев [2, с. 23]. Это качество, на наш взгляд, красноречиво свидетельствует также о возрастании уровня эстетического потенциала жителей Иркутска XIX века.

Разнообразно по своим проявлениям творческое наследие, оставленное нам декабристами. Их духовно-нравственные и мировоззренческие установки (о связи школы с проблемами нравственного воспитания, об участии семьи и общественности в решении вопросов нравственности, об утверждении нравственных идеалов и гармонизации человеческих отношений, о роли гуманизма в человеческих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

нравственных отношениях и др.), по сути, явились программой прогрессивного переустройства жизни людей, как основных субъектов культурного потенциала вообще, так и эстетического потенциала, в частности, а также комплексной системой преобразования всего культурного пространства в целом. В предметно-практической деятельности политических ссыльных, культурное наследие, созданное ими, запечатлено в научных и методических трудах, педагогических исследованиях, архитектурных проектах, музыкальных произведениях и живописных полотнах, сельскохозяйственных изысканиях и т.д. Просветительские идеи декабристов и ссыльнопоселенцев, реализованные в педагогической, литературной, музыкальной и этнографической деятельности, заложили, таким образом, потенциал дальнейшего развития культурного пространства на территории не только Иркутска, но и всего Сибирского региона. Список использованной литературы:

1. Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах / Н. А. Белоголовый // Воспоминания и другие статьи. СПб.: Издание Литературного фонда, 1901. [Электронный ресурс] URL: http://az.Hb.ru/b/belogolowyj _n_a/text_0040.shtml

2. Вишняков В.В. Души прекрасные порывы / В.В. Вишняков. СПб.: 2012, - 156 с.

3. Декабристы в Сибири на Петровском заводе: Из фонда И.Г. Прыжова / подгот. текста, вводная ст. и примеч. Л.Н. Пушкарева. М.: Ин -т истории СССР АН СССР, 1985. - 252 с.

4. Знаменский М.С., Белоголовый, Н.А. Исчезнувшие люди: Повести, статьи, воспоминания. Воспоминания Сибиряка / сост. Тома, примеч., послесл. Н.Н. Александровой и Н.П. Матхановой. Иркутск: Вост. -Сиб. кн. изд -во, 1988. - 560 с., ил.

5. Иркутская летопись 1661 - 1940 гг. / Составитель, автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. Иркутск: Оттиск, 2003. - 848 с., ил.

6. Кубалов Б.Г. Крестьяне Восточной Сибири и декабристы / Б.Г. Кубалов [Электронный ресурс] URL: http://www.wysotsky.eom/0009/105.htm#06

7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство - СПБ, 1994. - 399 с.: 5 л. ил.

8. Львов Л.Ф. Из воспоминаний Леонида Федоровича Львова / Л.Ф. Львов // Русский архив. 1885. №3. - С. 347 -365.

9. Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири сообщены проф. П.В. Голубовским / А.П. Юшневский, М.К. Юшневская // от З -го сентября 1832. Петровский завод. Киев, 1908. [Электронный ресурс] URL: http://kemenkiri.narod.ru/gaaz/yushhnevsk.htm

10.Пущин И. И. Записки о Пушкине: Письма / И.И. Пущин. М.: Гослитиздат, 1956. - 496 с.

© Трипузов М.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.