ВОПРОСУ ТРУДОУСТРОЙСТВА ГРАЖДАН С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 304.4:364 Е. Н. Благирева
Российская государственная специализированная академия искусств
В статье проводится анализ общественных отношений, связанных с реализацией в Российской Федерации права на труд гражданами с инвалидностью, а также определены основные механизмы совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Ключевые слова: качество жизни, образование, культурные ценности и культурные блага, возможности, создание специальных условий, конкурентоспособность, эффективность.
E. N. Blagireva
Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA), Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Rezervyy proezd, 12, 121165, Moscow, Russian Federation
The article analyzes the social relations associated with the implementation in the Russian Federation the right to work of citizens with disabilities, and identified the main mechanisms of improvement of the legislation of the Russian Federation in this sphere.
Keywords: quality of life, education, items of cultural value and cultural benefits, accessibility, creation of special conditions, competitiveness, efficiency.
Для цитирования: Благирева Е. Н. К вопросу трудоустройства граждан с особыми потребностями в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 140-146.
БЛАГИРЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, первый проректор
- проректор по общественным связям и социальным проектам Российской государственной специализированной академии искусств, Советник Министра культуры Российской Федерации на общественных началах
BLAGIREVA ELENA NIKOLAEVNA - Ph.D. (Economics), Associate Professor, First Vice-Rector
- Vice-Rector for Public Relations and Social Projects of The Russian State Specialized Academy of Arts (RSSAA), Counsellor to the Minister of Culture of the Russian Federation on a voluntary basis
ON THE ISSUE OF EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIAN FEDERATION
e-mail: [email protected] © Благирева Е. Н., 2017
В Российской Федерации проживает около 12,6 млн инвалидов, подавляющее большинство из них — лица пенсионного возраста.
На сегодняшний день трудовой потенциал граждан с особыми потребностями составляет чуть меньше одного миллиона трудоспособного возраста, или 25% от их численности. В целом по стране существует 33 тыс. квот для трудоустройства инвалидов, из них инвалидами заняты лишь 11 тыс. рабочих мест. При этом около 22 тыс. рабочих мест являются невостребованными со стороны инвалидов [7].
Основная проблема состоит в том, что экономика предоставляет рабочие места инвалидам по остаточному принципу (это, как правило, низко квалифицированные и недостаточно оплачиваемые рабочие места).
Профессиональная подготовка лиц с инвалидностью и их трудоустройство должны быть тесно взаимосвязаны.
Приоритетными направлениями подготовки кадров должны стать востребованные на рынке труда и, соответственно, хорошо оплачиваемые специальности.
Проблеме трудоустройства инвалидов в Российской Федерации уделяется особое внимание на государственном уровне.
В частности, в ходе состоявшейся 5 декабря 2017 года в Российской государственной специализированной академии искусств встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с представителями общественных организаций инвалидов и профессиональных и экспертных сообществ было уделено особое внимание проблемам трудоустройства инвалидов.
По итогам встречи Правительству Российской Федерации даны поручения по корректировке программ профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и совершенствованию механизмов трудоустройства инвалидов в сфере бизнеса и производства с тем, чтобы рабочие места предоставлялись инвалидам по уровню их квалификации, а не по остаточному принципу [7].
Особое внимание при решении вопросов повышения уровня занятости лиц с инвалидностью необходимо уделять совершенствованию взаимодействия образовательных организаций и работодателей.
В Российской Федерации обеспечение конституционного права граждан с особыми потребностями на труд - задача государственного значения.
Проблема трудоустройства инвалидов является одной из первостепенных в деле комплексного процесса их реабилитации.
Законодательством Российской Федерации закреплён необходимый уровень правовых гарантий для инвалидов по их трудоустройству.
В частности, ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено,что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской
Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников [4].
Согласно Закону города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест» для работодателей, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 2 процентов от среднесписочной численности для трудоустройства инвалидов [2]. В Ярославской области для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников [3].
Вместе с тем, даже при наличии на рынке труда вакансий и квотирования рабочих мест, трудоустройство инвалидов на практике затруднено, поскольку предоставляемые рабочие места не учитывают особенности ограничений их жизнедеятельности.
Государством предпринимаются определённые меры, направленные на повышение уровня трудоустройства инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан.
К 2020 году Минтруд России ставит задачу удвоить численность занятости инвалидов [8].
Достижение указанной цели станет возможным только благодаря слаженной работе государственных структур и работодателей при комплексном подходе в решении этой сложной проблемы.
Во-первых, Минтрудом России разработан законопроект по сопровождению граждан с особыми потребностями при решении вопросов занятости, преду-
сматривающий установление механизма реализации органами службы занятости полномочий по выполнению региональных программ содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов [6].
Во-вторых, прорабатывается вопрос принципиального изменения механизма квотирования рабочих мест для граждан с особыми потребностями, где для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения.
В-третьих, разрабатываются стимулы для работодателей, которые примут граждан с особыми потребностями сверх квоты.
Кроме того, в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов приказом Минтруда России от 9 ноября 2017 года № 777 утверждены методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости [5].
Министерство образования и науки Российской Федерации активно проводит работу по профориентации и профессиональной подготовке, в частности посредством проведения Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Министерство культуры России, в свою очередь, координирует деятельность организаций отрасли культуры по
достижению максимальных показателей в части трудоустройства инвалидов.
Вопросы обеспечения прав инвалидов, в том числе права на труд, находятся в Минкультуры России на постоянном контроле.
В целях неукоснительного выполнения положений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам занятости инвалидов и обеспечения доступной среды Минтсьерством культуры России предусмотрена персональная ответственность руководителей организаций отрасли культуры.
Показатель трудоустройства инвалидов включен в планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг организаций отрасли культуры.
В сфере культуры и искусства сложилась уникальная система подготовки кадров, при которой обучающиеся уже в процессе освоения образовательной программы и прохождения практики участвуют в деятельности творческих коллективов, что в большинстве случаев гарантирует их трудоустройство после окончания обучения в вузе.
При этом значительная часть из числа профессорско-преподавательского состава вузов отрасли культуры одновременно работает в учреждениях культуры (театральных, концертных организациях и т.д.), что также способствует дальнейшему трудоустройству выпускников в данные учреждения культуры.
При рассмотрении вопроса трудоустройства инвалидов в организации отрасли культуры необходимо учитывать специфику деятельности данных орга-
низаций, характеризующуюся наличием определённых требований к состоянию здоровья и физическим данным сотрудников, в связи с чем работа лиц с инвалидностью по целому ряду должностей не представляется возможной.
Согласно данным, полученным Мин-культуры России по результатам проведения мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в 2016 году, квоты по созданию рабочих мест для инвалидов в среднем обеспечили 46% организаций отрасли культуры, в том числе:
• 70% парков культуры и отдыха;
• 67% образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минкультуры России, и 33% образовательных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации;
• 65% кинотеатров и кинозалов;
• 56% библиотек, подведомственных Минкультуры России, и 56% библиотек субъектов Российской Федерации;
• 54% музеев, подведомственных Минкультуры России, и 51% музеев субъектов Российской Федерации;
• 50% детских школ искусств;
• 43% цирковых организаций субъектов Российской Федерации;
• 19% зоопарков;
• 17% театральных и концертных организаций, подведомственных Минкуль-туры России, и 25% театральных и концертных организаций субъектов Российской Федерации;
• 10% подведомственных Минкуль-туры России профессиональных образовательных организаций и 90% профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
При этом количество сотрудников-инвалидов в организациях отрасли куль-
туры в России составляет 15 178 человек, из них:
• 5 658 человек в театральных, концертных организациях и культурно-досу-говых учреждениях;
• 3 693 человека в библиотеках;
• 2 036 человек в детских школах искусств;
• 2 030 человек в музеях;
• 538 человек в профессиональных образовательных организациях отрасли культуры;
• 476 человек в вузах отрасли культуры;
• 308 человек в парках культуры и отдыха;
• 251 человек в цирках;
• 188 человек в кинотеатрах и кинозалах [9, с. 206-231].
В целях осуществления системной работы по повышению уровня занятости инвалидов в сфере культуры и искусства Министерством культуры России предприняты следующие меры:
1. Создана база вакансий в организациях отрасли культуры всех организационно-правовых форм, содержащая в том числе вакансии для инвалидов [1].
Данная база вакансий активно используется как гражданами, ищущими работу, так и работодателями. В настоящее время на уровне органов управления культурой субъектов Российской Федерации осуществляется работа по формированию региональных баз вакансий в организациях отрасли культуры.
2. Создаются дополнительные условия мотивации инвалидов к занятию творческой деятельностью, а также для совершенствования системы выявления и сопровождения молодых дарований в целях их профессионального становления и развития, в том числе посредством формирования всероссийской базы данных лауреатов творческих инклюзивных конкурсов.
3. Прорабатывается вопрос создания Инклюзивного Дома искусств как экспериментальной площадки по распространению инновационных инклюзивных методик и практик обучения по образовательным программам в области искусств, для обмена профессиональным опытом, творческими достижениями, а также для трудоустройства творчески одарённых лиц с инвалидностью.
Примечания
1. Данные о вакансиях в организациях сферы культуры и искусства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Минкультуры России : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2 сентября 2017 года. URL: https://www.mkrf.ru/press/current/vacancy/ (дата обращения: 17.11.2017).
2. О квотировании рабочих мест : закон города Москвы от 22.12.2004 года № 90 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 3.
3. О квотировании рабочих мест : постановление Губернатора Ярославской области от 21.12.2004 года № 859 // Губернские вести. 2004. № 71.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
5. Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости: приказ Минтруда России от 09.11.2017 года № 777 // Официальные документы в образовании : бюллетень. 2017. № 33 (641), ноябрь.
6. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http:www.regulation.gov.ru (дата обращения: 06.12.2017).
7. Стенограмма встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с представителями инвалидного сообщества 05.12.2017 года в Российской государственной специализированной академии искусств [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 5 декабря 2017 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56277 (дата обращения: 06.12.2017).
8. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина на заседании Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 9 марта 2017. URL: https://rosmintrud.ru/employment/ resettlement/2 (дата обращения: 06.12.2017).
9. Якупов А. Н, Благирева Е. Н. Доступность культурных благ для инвалидов в Российской Федерации в 2016 году : научное исследование. Москва : Научная библиотека, 2017. 774 с.
References
1. Dannyye o vakansiyakh v organizatsiyakh sfery kul'tury i iskusstva Rossiyskoy Federatsii [Data on vacancies in the organizations of the sphere of culture and art of the Russian Federation]. Available at: https://www.mkrf.ru/press/current/vacancy/ (accessed: 17.11.2017).
2. O kvotirovanii rabochikh mest: zakon goroda Moskvy ot 22.12.2004 goda № 90 [About quoting of jobs: law of the city of Moscow from 12/22/2004 years No. 90]. Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy [Bulletin of the Mayor and Government of Moscow]. 2005, no. 3.
3. O kvotirovanii rabochikh mest: postanovlenie Gubernatora Yaroslavskoi oblasti ot 21.12.2004 goda № 859 [About quoting of jobs: resolution of the Governor of the Yaroslavl region from 12/21/2004 of year, No. 859]. Gubernskie vesti [Provincial bulletin]. 2004, no. 71.
4. O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 24.11.1995 goda № 181-FZ [About social protection of disabled people in the Russian Federation: federal law from 11/24/1995 of year No. 181-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii [Russian Federation Code]. 1995, no. 48, art. 4563.
5. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsii po vyiavleniiu priznakov diskriminatsii invalidov pri reshenii voprosov zaniatosti: prikaz Mintruda Rossii ot 09.11.2017 goda № 777 [About the approval of methodical recommendations about identification of signs of discrimination of disabled people at the solution of questions of employment: order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation from 11/9/2017 of year, No. 777]. Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii: biulleten [Official documents in education: bulletin]. 2017, no. 33 (641).
6. Proekt federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 19 aprelia 1991 goda № 1032-1 "O zaniatosti naseleniia v Rossiiskoi Federatsii" [The draft federal law "About introduction of amendments to the Law of the Russian Federation of April 19, 1991 No. 1032-1 "About employment of the population in the Russian Federation"]. Available at: http:www.regulation.gov.ru (accessed: 06.12.2017).
7. Stenogramma vstrechi Prezidenta Rossiiskoi Federatsii V. V. Putina s predstaviteliami invalidnogo soobshchestva 05.12.2017 goda v Rossiiskoi gosudarstvennoi spetsializirovannoi akademii iskusstv [The shorthand report of a meeting of the President of the Russian Federation V.V. Putin with representatives of community for disabled 12/512017 years in the Russian State
Specialized Academy of Arts (RSSAA)]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56277 (accessed: 06.12.2017).
8. Stenogramma vystupleniia Ministra truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii Maksima Topilina na zasedanii Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii [The shorthand report of a speech of the Minister of Labour and Social Protection of the Russian Federation Maxim Topilin at a meeting of the Government of the Russian Federation]. Available at: https://rosmintrud.ru/employment/ resettlement/2 (accessed: 06.12.2017).
9. Yakupov A. N., Blagireva E. N. Dostupnost' kul'turnykh blag dlia invalidov v Rossiiskoi Federatsii v 2016 godu: nauchnoe issledovanie [Availability of the cultural benefits for disabled people in the Russian Federation in 2016: scientific research]. Moscow, Publishing house "Scientific library", 2017. 774 p.