Л.А. Федас,
начальник отдела библиотечного работы филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Heei32i свздер: ктапханалъщ веб-сайт, сщпараттъщ ijôeuici, ацпараттъщ цоры, ктапханалъщ сайт.
Ключевые слова: веб-сайт библиотеки, поиск информации, информационный ресурс, библиотечный сайт.
Keywords: library web site, information retrieval, informative resource, library site.
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ и
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ САЙТОВ
Ацдатпа
Макал ада кэсюи акпараттык дерекездер ретшде мтапхана сайттарын куру мэселелершщ езектшп керсетшген. «Клтапханальщ сайт» угымына аньщта-ма бершед1. Кэсюи акпараттык пдестфу бары-сында акпараттык сарапшы ретшде кчтапхана мен К1тапханашынын аткаратын рол1 туралы ашылган. ««0рлеу» ОШ1КТШ1КТ1 арттыру улттык орталыгы» акционерлш когамыныц филиалы К^останай облы-сы бойынша педагогикальщ кызметкерлердщ бшк-тшпн арттыру институты» сайтыньщ кчтапхана паракшасы мысалында шагын уйымдардын кчтапхана сайттарыньщ непзп белшдер1 карастырылган, кчтапханалык сайттардьщ акпараттык тольщтыру сурактары осы макалада кетершд1.
Аннотация
В статье представлены проблемы создания библиотечных сайтов, как источника профессиональной информации. Дается определение понятия «библиотечный сайт». Раскрыта роль библиотеки и библиотекаря, как информационного эксперта в вопросах поиска профессиональной информации. сз? Поднимаются вопросы информационного наполне- § ния библиотечных сайтов, рассматриваются основ- т
The article presents the urgency of the issues of
w
ные разделы сайтов библиотек небольших организаций на примере странички библиотеки на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанай- §
ской области». 2
с
w
Annotation s
tsi
¡IT
creating library sites as a source of professional s
i—(
information. The definition of "library site" is о given. The role of the library and librarian as an
information expert in the search for professional ®
information is disclosed. The issues of information §
content of library sites are raised, the main sections ^
of libraries' websites are reviewed on the example §
of the library page on the website of the branch of ^
the Joint Stock Company " National Training Center §
"Orleu" In-service Teacher Training Institute in §
Kostanay Region ". ^
Современный человек перегружен самой различной информацией. Информация - единственный неубывающий ресурс жизнеобеспечения, объем которой с течением времени только возрастает. Её поток зачастую превышает способность воспринимать и анализировать эту информацию. Но найти «ту самую» бывает порой не так просто. О проблеме поиска нужной информации говорят сегодня на самых разных уровнях, что демонстрирует важность и актуальность этой темы. Так, в Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорится о необходимости изменения роли системы образования: «Наша задача - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации» [1].
Развитие глобальной информационной системы Интернет помогает современно-^ му человеку самостоятельно решать многие информационные проблемы. ^ Интернет стал чуть ли не главным инт струментом в информационном обеспечена нии учебной и научно-исследовательской
2 деятельности. Вместе с тем, перед пользо-^ вателем остро встает проблема ориентации ^ (навигации) в информационных массивах О Интернета, представляющих материалы ^ без особой организации по какому-либо § признаку или набору признаков.
и Очень часто сложный, нерелевантный ^ поиск информации приводит к тому, что О пользователь попросту теряет интерес к О теме, или... обращается к компетентному ^ специалисту, информационному экспер-^ ту. Таким информационным экспертом ^ всегда выступал библиотекарь. Именно
3 он по роду своей деятельности перерывал ^ «кучи» книг, чтобы провести библиогра-О фическое разыскание и помочь читателю О предоставить релевантную информацию. § Ничего по большому счету не изменилось,
расширились только возможности поиска. И современный библиотекарь стал для своих пользователей проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. Информационное обслуживание только на основе печатных носителей устарело, и на смену ему пришла новая, электронная информация. Накопленный опыт поиска по книгам удачно перенесся на Сеть. А если искать хорошо и со знанием дела, умением формировать поисковые запросы, строить логические цепочки поиска, то в Сети можно найти практически все. Так что, доверие читателя к библиотеке и к достоверности ее информации остается, несмотря ни на что. Конечно, читатель современной библиотеки все чаще превращается в пользователя. Расширяется круг его информационных запросов и потребностей, ему необходим более широкий спектр информационных услуг «с доставкой на дом». Ему необходим точный, четкий, полнотекстовой ответ на запрос. Эту возможность все чаще стараются предоставлять и библиотечные сайты, которые он - читатель-пользователь отождествляет с самой библиотекой, и потому ждет от него полноценного информационного обслуживания. И библиотека должна и может предоставлять ему такую возможность.
Веб-сайт библиотеки — это представительство себя во внешней среде (Интернете), и еще один библиотечный сервис, аккумулирующий почти все традиционные библиотечные сервисы, но в режиме удаленного доступа. В первую очередь Интернет помогает осуществлять одну из важнейших функций библиотечной работы — поисковую. Но не менее важной сегодня становится и рекламная функция, предоставление сведений о себе, что становится практически невозможным без Интернета. Осуществление этой функции как раз и решают веб-сайты библиотек. По словам заместителя директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П.Гайдара H.A. Масловой «Библиотечный сайт — необходимость нашего времени. Сегодня создать свой сайт означает для библиотеки реализовать одну
т
из задач автоматизации — объединить традиционное книжное содержание библиотечной деятельности и высокую степень владения современными программными средствами, телекоммуникационными технологиями... Именно с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как «гостеприимного и богатого ресурсного центра» [2, с.9].
Вопросам развития библиотечных сайтов посвящены работы целого ряда библиотечных деятелей - В.К. Степанова [3,4], Я. Л. Шрайберга [5], Т. Харыбиной[6] и других. Сегодня в библиотечном сообществе проводится целый ряд исследований, в которых анализируются сайты самых различных библиотек, с целью выявления общих и особенных тенденций информационного наполнения библиотечных сайтов. (И.П. Тикунова [7], О.М. Хегай [8])
О.М. Хегай, в статье посвященной Библиотечным сайтам Восточного Казахстана, задается вопросом: почему читатель обращается на библиотечный сайт? [8,с.18]) И определяет следующие моменты, которые можно назвать характерными:
1) Читателю это удобно (доступно). За этим может скрываться не только экономия времени, но и денег.
2) Читатель не нашел другого источника. Любая библиотека располагает своей частью уникальных ресурсов, прежде всего краеведческих.
3) Читатель просто ничего другого не знает. Современная библиотека может настолько прочно утвердиться в местном электронном сообществе, что будет безоговорочным авторитетом в области источников информации.
Известно, что создание первых библиотечных сайтов на постсоветском пространстве «стало массовым явлением в конце 90-х гг. прошлого века» [9]. Появление различных «поддерживающих культуру» программ, грантов открыло доступ библиотек к Интернету и способствовало возникновению первых сайтов библиотек неуверенных, наивных, перегруженных красками и ненужной информацией. Но
любое «начинание» подвергается подобному испытанию, и со временем ведет к совершенствованию и профессиональному росту. Теперь, спустя уже почти 30 лет, можно сказать, прошел первый начальный этап в создании библиотечных сайтов, произошел «естественный отбор» информации на библиотечных сайтах, пришло осознание того, что прежде всего, важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получения необходимых материалов в электронном виде. Становится выше компьютерная подготовка сотрудников библиотеки, что находит отражение в результатах их работы. Эти результаты демонстрируют интеграцию информационных технологий в сферу библиотечного обслуживания, и сайт приобретает новые, более функциональные черты. Можно сказать, наступил второй этап, вычленивший основные критерии, которым должен соответствовать любой библиотечный сайт.
Библиотечные сайты должны соответствовать определенным критериям. В первую очередь - общеобязательным для любого веб-контента, таким как релевантность, информационная полнота, побуждение к действию, грамотность, правописание, обновляемость. И конечно-же, специфическим, характерным именно для библиотечных ресурсов. Среди специфических критериев называют:
• соответствие миссии, целям и задачам библиотеки;
• информативность и обновляемость ресурса;
• удобная навигация и наличие функции поиска
• доступность и языковая поддержка ресурса;
• быстрота загрузки страниц и представленных ресурсов;
• продуманный дизайн и стиль ресурса;
• хостинг, полнота управления сайтом.
Закономерно, что самыми большими и информационно «богатыми» являются сайты крупных библиотек. Они имеют раз-
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
вернутое содержание, включают целый ряд рубрик и разделов, освещающих ресурсы и деятельность библиотеки. Небольшие библиотеки, не имеющие возможности создания самостоятельного сайта, зачастую сегодня объединяют свои усилия и создают коллективный сайт — сайт библиотек системы или района. Такие примеры так же имеются в библиотечной практике. На подобных сайтах интегрирована информация по библиотечному обслуживанию в целом, но, в то же время, каждая библиотека представлена собственным разделом.
Библиотеки небольших организаций, научно-исследовательских институтов, институтов повышения квалификаций оставаясь традиционными библиотеками по библиотечно-информационному и информационно-библиографическому обслуживанию своих сотрудников, комплектуя фонд, согласно профилю организации, проводят сегодня еще и активную политику в области изучения и освоения информационного пространства Интернет, и превращаются в информационный центр, служат навигатором в информационном пространстве. Библиотеки создают поис-§ ковые и навигационные инструменты не « только в собственно-библиотечном инфор-§ мационном пространстве (традиционный Й справочно-библиографический аппарат -® система каталогов, картотек и указателей), 5! но и в информационном пространстве Ин-§ тернета. Для этого создается сайт библио-§ теки или страничка библиотеки на общем „ сайте организации. Структура сайта, его § наполнение определяются комплексом зам дач и целей, стоящих перед библиотекой, з а именно: формирование фонда, согласно О профилю организации, библиотечно-ин-формационное и информационно-библи-н ографическое обслуживание сотрудников ^ с учетом современных информационных
^ технологий и возможностей.
м
§ Сегодня трудно представить эффектив-
Ф но работающую библиотеку, не обеспечи-
^ вающую своим читателям доступ к инфор-
О мационным ресурсам Интернет. Поэтому
3
сайт (страничка) библиотеки - именно тот информационный ресурс и навигационный инструмент, который призван помочь сотруднику найти необходимую информацию с минимальными временными затратами. Следовательно, для решения перечисленных выше задач, в структуру сайта включают следующие обязательные блоки:
- общие сведения о библиотеке - профиль (сфера применения) фондов, количественная характеристика фондов, перечень библиотечных услуг, график работы библиотеки,
- новости,
- ресурсы библиотеки,
- Интернет-ресурсы.
(Новостной раздел деятельности библиотеки включен в общую рубрику новостей института и отдельным контентом в страничке библиотеки не представлен.)
Вопрос об особенностях структуры библиотечных сайтов далек от полного решения и будет решаться по мере их развития и совершенствования. Кроме того, каждая библиотека выделяет для себя те разделы, которые в большей мере соответствует ее направлениям и особенностям работы. В качестве примера организации сайта, позволяющего в существующей ситуации, достаточно полно удовлетворить информационные запросы читателя — сотрудника рассмотрим страничку библиотеки на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области».
Страница, посвященная библиотеке, организована на сайте организации в 2012 г. Сайт регулярно обновляется и совершенствуется. В 2017г претерпела некоторые структурные изменения и страничка библиотеки, и сегодня включает в себя следующие разделы:
• О нас
• Услуги библиотеки
• Информационные ресурсы библиотеки
• Полезные ресурсы
• Из опыта работы.
Особенностью в организации данного
сайта является тот момент, что основными пользователями сайта являются ППС филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», педагогические работники области, а так же библиотекари школьных библиотек, для которых так же на базе «Орлеу» проводятся курсы повышения квалификации. Поэтому на сайте представлена информация, которая может представлять интерес и для тех, и для других. Новостной раздел библиотеки является составной частью общего раздела новостей филиала, поэтому в отдельную рубрику на странице библиотеки не выделен. Заглянем в рубрики сайта:
Раздел «О нас»
Содержит:
• Информацию об отделе
• Задачи деятельности библиотеки
• Состав работников библиотеки
• Направления работы
• Режим работы
Раздел «Услуги библиотеки»
Содержит:
• Информацию об услуге «Электронная доставка документов»
• Информацию об услуге «Виртуальная справочная служба»
Раздел «Информационные ресурсы библиотеки»
Содержит:
• Информацию о фонде библиотеки АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», его объеме, особенностях формирования и направленности. Отсутствие возможности выставить электронный каталог библиотеки на сайте подвинуло на представление фонда по основным разделам ББК в качестве перечня изданий с 2000 г. по 2016 г. в вор-довском файле, открываемом по гиперссылке.
• Информацию о фонде периодических изданий. Представлен Бюллетень «Периодические издания библиотеки АО
«НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области». А так же ссылку на «Сводный каталог периодических изданий, выписываемых библиотеками города Костаная ", издаваемый ОУНБ им. Л.Н. Толстого .
Раздел «Электронный каталог»
Содержит:
• Информацию об Электронном каталоге библиотеки КФ АО «НЦПК «ОРЛЕУ», истории его формирования, количестве библиографических записей, основных каталогах (базах данных), о режиме доступа к ЭК и основным критериям поиска. Кроме того, представлен буклет «Электронный каталог библиотеки КФ АО «НЦПК «ОРЛЕУ». «Кабис», представляющий собой памятку для самостоятельного поиска для читателей.
• Бюллетень новых поступлений: информация о новых поступлениях в фонд библиотеки за прошедший год.
Раздел «Издания Библиотеки»
Содержит:
• Представлена издательская продукция библиотеки: газета «Орлеу- Костанай дуысы», библиографические обзоры, рекомендательные списки литературы, вир- ^ туальные выставки, методические матери- § алы (информационные и научные статьи « сотрудников библиотеки по различным § направлениям библиотечной работы). ^
• Кроме того, в данном разделе пред- ® ставлены Таблицы УДК, Таблицы ББК, Ал- 5! фавитно-предметный указатель к ББК, ко- § торые необходимы как библиотечным, так § и педагогическим работникам для опреде- „ ления классификационных индексов науч- § ных и учебно-методических работ. м
Раздел «Полезные ресурсы» з
Содержит: о
• Популярные Интернет-ресурсы,
сайты открытых библиотек, общей и ®
м
педагогической направленности, кото- ^
рые могут стать серьезным подспорьем ^
в поиске необходимой информации для ^
педагогических работников. ^
Раздел «Из опыта работы» §
Содержит:
Вестник «öp.fiey»-kst
• Информацию об обобщенном опыте работы школьных библиотек региона.
Конечно, страничка библиотеки на сайте «Эрлеу» находится еще в развитии. Мы стараемся дополнять ее новой информацией, менять структуру для удобства пользователей, стремимся сделать ее более информативной и востребованной. И хотя она представлена довольно лаконично и имеет узкую направленность, уже сегодня можно сказать, что она находит своего пользователя и выступает как активный помощник в поиске информации для сотрудников «Эрлеу» и педагогов области, становятся для них навигатором в Интернет-пространстве.
В завершении хотелось бы сказать, что для небольших библиотек развитие библиотечных сайтов, страниц сегодня - это прогрессирующее явление, постоянно совершенствующееся и обретающее все новые составляющие. Их появление и развитие говорит о постоянном стремлении быть нужными, интересными и привлекательными для своих пользователей, заставляет многое менять в привычной библиотечной öh деятельности и соответствовать времени. § Ведь будущее библиотек — это не толь-« ко владение фондами, но и качественное со обеспечение читателя информацией, а Й библиотечный сайт — новый инструмент ® обслуживания читателей, новые возмож-S ности повышения социальной активности g пользователей, платформа для представле-§ ния себя и своих ресурсов, возможность щ обретения новых партнеров, и наконец, § верная стратегия развития любой библио-w теки. А библиотекари, помогающие искать S или осуществляющие поиск информации О для пользователей, должны знать и разбираться в особенностях поиска в Интернет н среде. Поэтому задача библиотекарей - из-
W
^ учить возможности поиска в конкретной ^ среде и уметь помочь пользователям в по-
S иске необходимой информации.
и
О ЛИТЕРАТУРА
§ 1. Назарбаев, H.A. Третья модерни-
¡§ зация Казахстана: глобальная конкурент-
носпособность: Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. [Электронный ресурс] / H.A. Назарбаев // Казахстанская правда: [сайт]. - Астана, 2017.
- Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/ articles/view/poslanie-narodu-kazahstana-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva.
2. Маслова, H.A. Размышления о сайте детской библиотеки: Откуда это взялось? / [Текст] /H.A. Маслова // Библиотека в школе . -2009. - № 6. - С.9-10.
3. Степанов, В.К. Практические уроки: Интернет для библиотекарей [Текст] /
B.К. Степанов. - М.: Либерия, 1998. - 64 с. — (С компьютером на «ты». Вып.2).
4. Степанов, В.К. Российские библиотечные сайты в Интернет [Текст] / В.К. Степанов // Научные и технические библиотеки. - 2000. - № 3. - С. 17-20.
5. Шрайберг, Я. Л. Современные тенденции развития библиотечно-инфор-мационных технологий [Текст] / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 1. - С. 25-47.
6. Харыбина, Т. Создание библиотечного веб-сайта [Текст] / Т. Харыбина, Н. Слащева, Ю. Мохначева // Библиополе. — 2005. -№ 1. -С.26-28.
7. Тикунова, И.П. Библиотечные сайты — источник профессиональной информации [Текст] / И.П. Тикунова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2004. — № 32.
- С. 43-45.
8. Хегай, О.М. Библиотечные сайты Восточного Казахстана [Текст] / О.М. Хегай //Мир библиотеки. - 2004. - № 2. -
C.18-21.
9. Колесникова, О. Г. Библиотеки в виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / О. Г. Колесникова // Национальной библиотеке Удмуртской Республики: [сайт]. -Ижевск,2014. [Электронныйрсурс] Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/ methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/394-biblioteki-v-virtualnom-prostranstve.