УДК 004:528.91
К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Елена Александровна Болотина
Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Администрации г. Абакана, 655017, Россия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 10, ведущий специалист, тел. 8(3902)222736, e-mail: ugochs 19abakan@gmail. com
Алексей Викторович Дубровский
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, заведующий научно-производственным центром «Дигитайзер», тел. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
В статье обсуждаются вопросы применения геоинформационных систем для обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб на муниципальном уровне. Рассмотрены понятия техногенные природно-территориальные комплексы и геопространство чрезвычайной ситуации. Предложены классификационные признаки геопространства чрезвычайной ситуации. Приведены примеры созданных цифровых тематических карт для обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб.
Ключевые слова: геоинформационное обеспечение, техногенные природно-территориальные комплексы, геопространство чрезвычайной ситуации.
REGARDING THE QUESTIONS OF WORKING
OUT OF GEOINFORMATIONAL SOFTWARE TO PREVENT
THE EMERGENCY SITUATIONS AT MUNICIPAL LEVEL
Elena V. Bolotina
Office of Civil Defense, Emergencies and Administration PB Abakan, 655017, Russia, Abakan, ul. Schetinkina, 10, a leading specialist, tel. 8(3902)222736, e-mail: [email protected]
Alexey V. Dubrovsky
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., head of Scientific-and-production Centre «Digitizer», tel. (383)361-01-09, e-mail: [email protected]
This article brings up the questions of GIS' application to maintain the emergency and rescue services activity at municipal level. Terms the technogenic nature and territorial complexes and the geospace of emergency situations are considered. The geospace classification signs of emergency situations are offered. Examples of digital thematic maps to maintain the emergency and rescue services activity are given.
Key words: GIS software, technogenic nature and territorial complexes, geospace emergency situations are offered.
Территория муниципального образования представляет собой совокупность сложных техногенных природно-территориальных комплексов (ТПТК). Единство пространства компонентов природной среды с объектами инфраструктуры является важным ресурсным потенциалом любой
территории. На техногенно-освоенных землях резко повышается вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).Зону предотвращения чрезвычайных ситуаций следует рассматривать, как«комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также на подготовку к чрезвычайным ситуациям»[1].
Основная задача органов местного самоуправления - это стабильное развитие муниципального образования и предотвращение ЧС, которое достигается за счет решения научных, технических, социальных и экономических задач.При этом одним из основных является принцип сохранения качества окружающей среды. Деятельность администрации тесно связана с территорией, и естественно возникает потребность в использовании, для более эффективной работы, пространственных данных. Геоинформационные системы (ГИС), в процессе территориального управления, играют роль систем поддержки принятия решений (СППР). Основная цель разработки ГИС для муниципалитетов - это получение необходимого в данный момент времени управленческого решения, благодаря системному исследовательскому подходу, на основе анализа и моделирования пространственных данных для определенной территории.
Сложные пространственные структуры, существующие на территории муниципального образования, являются источниками потенциальных угроз для жизни и здоровья населения. При этом наиболее опасными являются угрозы, развитие которых может послужить толчком для возникновения целого ряда ЧС [2]. Происходящие, в настоящее время, ЧС распространяются на несколько территориальных зон и сред, в которых может находиться различное число ТПТК. Такие ЧС влекут за собой жертвы среди населения и материальные потери. Все это дает полное право наряду с термином «геопространство» [3] выделить отдельное понятие - «геопространство чрезвычайной ситуации» (ГЧС).
ГЧС - это ограниченное факторами влияния чрезвычайной ситуации на определенный момент времени множество пространственных объектов, процессов и явлений [4]. Для характеристики ГЧС возможно использование различных классификационных признаков. Для определения локализации ГЧС применима традиционная классификация ЧС, в которой ЧС подразделяются на локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный уровень[5]. Исследуя распространение ЧС, следует учитывать возможность влияния ЧС на различные объекты окружающей среды: жизнеобеспечения, потенциально опасные, оборонного значения, экономического, социального, а также географические, геологические и другие объекты. ГЧС по распространению может быть многосредовым. Ранжирование ЧС по величине ущерба также
является одной из важных классификационных характеристик, однако этот показатель не оказывает прямого влияния на определение ГЧС как пространственно-временную зону ЧС. Ущерб может быть фактическим и прогнозным. Как правило, величина прогнозного ущерба определяется по значению максимальной границы ГЧС. При этом временной фактор может значительно расширить локализацию ГЧС.
Основными документами, которые регламентируют разработку Паспортов безопасности субъектов РФ и муниципальных образований являются:Приказ МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»[6] иПриказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 11.09.2013) [7].Паспорт безопасности территории Муниципального образования разрабатывается на основе показателей степени риска для потенциально опасных объектов.К паспорту безопасности территории Муниципального образования прилагаются карты индивидуальных рисков по всем типам угроз. Паспорт безопасности используется для решения следующих задач:
- определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;
- оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
- оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
Определить пространственную локализацию ГЧС возможно осуществлять благодаря действующим системам мониторинга и информационного взаимодействия между существующими базами пространственных и статистических данных на исследуемой территории. При этом оценка характеристик ЧС и прогноз развития ситуации могут быть получены с использованием методов геоинформационного анализа и моделирования.
При исследовании проблемных вопросов, решаемых на муниципальном уровне органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления [8], по разработке технологии геоинформационного обеспечения предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий ЧС можно выделить:
а) отсутствие цифровой картографической, «базовой» основы, содержащей полную и актуальную информацию на территорию муниципального образования [9];
б) отсутствие организованного обмена пространственными данными между организациями на территории муниципального образования, который бы позволил поддерживать ГИС для решения задач по предотвращению ЧС в актуальном состоянии;
в) низкая степень совместимости обменных форматов ГИС (КБ Панорама, ГЕОКАД, ГИС Zulu, IndorGIS, AutoCAD, MapInfo, ArcGIS и др.).которые используют в своей работе организации и ведомства управляющие различными инфраструктурными элементами территории муниципального образования;
г) ограничение оперативного доступа к уже имеющимся пространственным данным держателями которых являются хозяйствующие организации. Информационный обмен сводится к постоянным бумажным запросам, ответ на которые можно получить только в течение длительного периода, причем корректировку требуемой в запросе информации многие организации выполняют ежедневно;
д) отсутствие планового систематического выполнения работ по геодезическому мониторингу потенциально-опасных объектов, конструкций, сооружений и объектов жизнеобеспечения населения;
е) отсутствие трехмерных метрических моделей потенциально опасных объектов и территорий для анализа и моделирования ЧС;
ж) использование только местных систем координат при выполнении проектных и топографо-геодезических работ. Имеющаяся в наличии у организаций картографическая информация представлена в различных системах координат. При этом в качестве важных элементов картографического обеспечения выступают: генеральный план территории, адресные планы, схемы сетей инженерных коммуникаций, схемы расположения промышленных объектов повышенного класса опасности, карты геологического строения, климатические и другие тематические карты. Задача создания единого геоинформационного проекта, позволяющего комплексно использовать пространственные данные на определенную территорию, диктует необходимость выполнения трансформациисистем координат, с учетом возможности преобразования в мировую геодезическую систему WGS-84.Такой подход позволил бы обеспечить использование созданных цифровых карт в навигационном оборудовании. При этом нельзя забывать о преимуществах доступа через Web-сервисы к создаваемому единому геоинформационному проекту, поэтому также возникает вопрос о развертывании серверного программного обеспечения на вычислительных мощностях муниципального образования.
В качестве примеров тематических геоинформационных проектов, для предотвращения чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне, можно привести разработанную цифровую карту гарнизона пожарной охраны на территории Новосибирского района НСО, рис. 1, а). На карте нанесены: населенные пункты, дачные и садовые общества, пожарные части, потенциально-опасные объекты, объекты здравоохранения, объекты образования, дорожная сеть. На территорию города Абакана в настоящее время разработаны: карта расположения пожарных гидрантов сети водоканала, рис. 1, б) и карта объектов электросетей, рис. 1, в).
Таким образом, единый геоинформационный проект для поддержки принятия решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций для органов
местного самоуправления муниципального образования, должен состоять из трех уровней: сбор и обработка картографических данных; оперативное управление (автоматизация работы оперативного дежурного) и СППР для руководителя [10-11].
Рис. 1. Примеры тематических геоинформационных проектов:
а) фрагмент цифровой карты гарнизона пожарной охраны на территории Новосибирского района НСО; б) фрагмент карты расположения пожарных гидрантов сети водоканала города Абакана; в) фрагмент карты объектов электросетей города Абакана
Одними из основных требований к единому геоинформационному проекту являются:
- полнота, качество, своевременность получения исходных пространственных данных;
- единая структура представления пространственных данных у поставщиков информации;
- применение стандартизированного алгоритмического и программного обеспечения для автоматизации технологии расчета рисков по всем типам угроз;
- организация многопользовательского доступа к пространственным данным на территорию муниципального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий [Текст] - М.: Издательство стандартов, 1995 - 20 с.
2. Proske, D. Catalogue of risks - Natural, Technical, Social and Health Risks. - Springer. - 2007.
3. Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск: СГГА, 2010. - 280 с.
4. Карпик А. П., Ким Э. Л., Дубровский А. В. Анализ природных и техногенных особенностей геопространства чрезвычайной ситуации // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 171-177.
5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 17.05.2011) [Текст] - М.: Российская газета, № 111, 2007.
6. Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2003 N 4291) -[Текст] - М.: Российская газета, № 71, 2003.
7. Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении Типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 11.09.2013) [Текст] -М.: Российская газета, № 267, 2004.
8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (ред. от 15.02.2014) [Текст] - М.: Российская газета, № 7, 2004.
9. Дубровский А. В. Исследование геоинформационной основы для создания системы навигации и управления на территории Субъекта РФ // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2009. - № 6. - С. 96-102.
10. Dubrovsky, A.V. Creation of geoinformational model of probable threats on the city territory - Early Warning and Crises/Disaster and Emergency Management Resources: Proceedings of the International Workshop, 28-29 Apr. 2011 y. -Novosibirsk: SSGA, 2011 - . P. 113-116.
11. Дубровский А.В. К вопросу геоинформационного управления кризисными ситуациями / А. В. Дубровский // Материалы Междунар. конф., 18-09 сентября 2012 г. Инновационные технологии сбора и обработки геопространственных данных для управления природныим ресурсами. - Алматы: КазНТУ им. К.И. Сатпаева. - С. 269-274.
© Е. А. Болотина, А. В. Дубровский, 2014