ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К вопросу совершенствования процесса управления караулом
Касавцев М. Ю.
Касавцев Михаил Юрьевич /Kasavtsev Michail Yurievich - кандидат технических наук, кафедра организации повседневной деятельности и боевой подготовки, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрен вопрос совершенствования процесса управления караулом. Автором проведено описание и систематизация всех видов воздействий на личность военнослужащих, входящих в состав караула, и разработана модель управления караулом.
Ключевые слова: управление караулом, караульная служба, личный состав караула, модель управления караулом, качество выполнения боевой задачи.
Вопросы совершенствования караульной службы в настоящее время не потеряли своей актуальности по ряду причин. Вот некоторые наиболее важные, по мнению автора:
- повышенный интерес некоторых зарубежных структур, в условиях динамично меняющейся внешнеполитической ситуации, к наиболее важным военным и государственным объектам, охраняемым караулами;
- выполнение боевой задачи караулом в условиях противодействия терроризму;
- смена парадигмы образования молодежи допризывного возраста [1, 2] и как результат формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления. Следствие этого - трудности запоминания и усвоения большого количества информации, необходимой для подготовки к несению службы (уставы, боевой расчет, табель постам, инструкции, маршруты движения смен, схемы постов и т.п.).
Анализ научных публикаций по теме исследования [3-6] показал, что совершенствование караульной службы с точки зрения управления караулом в процессе несения службы не рассматривалось авторами ранее. В статье рассмотрены варианты коррекции управления караулом для выполнения боевой задачи с высоким качеством и разработана модель управления караулом.
Представим личный состав караула (ЛСК) (объект управления - ОУ) в виде модели, изображенной на рисунке 1, известной из теории автоматического управления [7], описываемой выражением 1:
управляющих величин; Ц - вектор контролируемых возмущений; П - вектор неконтролируемых возмущений.
Рис. 1. Модель объекта управления В состав вектора управляющих величин х = [Хх,Х2Х8] входят методы управления караулом: Х1 - команды; Х2 - сигналы; Х3 - тренировки; Х4 - проверки; Х5 - контроль; Х6 - опрос; Х? - инструктаж; Х8 - доведение боевого расчета.
Вектор неконтролируемых возмущений п = [щ,Щ,■■■,Щ] включает в свой состав чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть при несении службы караулом: Щ -нападение на караульное помещение; п - нападение на пост; п - нападение на часового; Щ - пожар в караульном помещении; Щ - пожар на посту; Щ - угроза стихийного бедствия караульному помещению; Щ - угроза стихийного бедствия посту; Щ - угроза
стихийного бедствия часовому; Щ - объявление тревоги в гарнизоне.
Контролируемые возмущения на объект управления представлены вектором Ц = [цх,д2,...,q9], где - состав караула; - состав смен караулов; - состав резервный групп караула.
Вектор состояния ОУ, запишем выражением А = ^а,а2а], учитывает следующие
составляющие: а - характер; а2 - волевые качества; а3 - способности; а4 -темперамент; а - морально-деловые качества; а - психологическая совместимость; а7
- знания; а - умения; а - практические навыки.
Модель управления караулом (см. рисунок 2) относится к двухуровневой иерархической системе вида «командир-подчиненный».
Рис. 2. Модель управления караулом
В данной модели управляющее воздействие х(х) задает начальник караула, затем ЛСК
действует самостоятельно, формируя управляемое воздействие и (5 ), которое корректируется начальником караула в ходе несения службы через цепь обратной связи, создаваемой начальником караула в процессе управления караулом. Для модели управления караулом передаточная функция представлена выражением (2):
ад | адвд (2)
1 + Щ (х)Щ (5) 1 + Щ (х)Щ (5)
Такой подход позволяет систематизировать все составляющие внешнего воздействия и выбрать те из них, которыми в данный момент времени необходимо производить коррекцию управляющего воздействия на объект управления (караул), для повышения качества выполнения караулом боевой задачи. Кроме того, рассмотренная в данной статье модель управления караулом в дальнейшем может быть использована при проведении исследований по теме совершенствования караульной службы.
Литература
1. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Проблемы образования. № 5, 2007. С. 58-68.
2. Казанцева В. А. Информационная культура личности // Высшее образование в России. № 12, 2012. С. 134-137.
3. Шелепов А. М., Смагулов Н. К., Мухаметжанов А. М., Аскаров Б. С. // Экстремальные ситуации и психогенные факторы военно-профессиональной деятельности, 2013. № 7. С. 225-227.
4. Сарафрази Т. Т. Система работы с военнослужащими в период подготовки и несения ими боевого дежурства, внутренней и караульной службы // В сборнике: Современная наука: опыт, инновации, перспективы Материалы и доклады II Международной научно -практической конференции, 2014. С. 124-125.
5. Кожухарик Д. Н. Актуальные вопросы квалификации нарушений уставных правил несения караульной службы // Право в Вооруженных силах, 2011. № 9 (171). С. 99-104.
6. Щербак С. И. Основания применения оружия военнослужащими при несении караульной службы // Право в Вооруженных силах, 2011. № 5 (167). С. 19-21.
7. Меньков А. В., Острейковский В. А. / Теоретические основы автоматизированного управления. М.: Издательство «Оникс», 2005. 640 с.