УДК 336.025
К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ
В.А. Суханов, Д.А. Левачева
Рассмотрены особенности применения налоговыми органами комплекса мер принудительного взыскания задолженности в условиях рецессии экономики. Приведены основные результаты реализации проекта по централизации функций по взысканию задолженности за счет имущества должников.
Ключевые слова: должник, задолженность, взыскание, централизация
В системе экономических отношений государства уплата налогов является одним из основных источников наполнения его бюджета, без которого невозможно поддержание и развитие гражданского общества. Вопрос полного привлечения начисленных сумм налогов в бюджет является весьма актуальным, затрагивающим непосредственные интересы как государства, так и конкретных налогоплательщиков.
Особенностью современного этапа экономики является то, что функционирование налоговой системы осуществляется в чрезвычайно сложных экономических условиях, связанных с влиянием как внешних факторов (включая напряженную геополитическую обстановку и существенное ухудшение условий торговли), так и накопившихся внутренних проблем.
Сохраняется высокая зависимость поступлений в бюджет от колебания мировых цен на энергоресурсы, присутствуют кризисные явления экономики, большинство ключевых макроэкономических показателей, хотя и характеризуются повышательной динамикой, остаются в зоне проблемных значений. Более чем в трети субъектов РФ отмечается сокращение объемов добычи полезных ископаемых, снижение обрабатывающих производств [1]. По оперативным данным Росстата объем розничной торговли в 2016 году уменьшился в 77 регионах России и в сопоставимых ценах составил около 94 % от уровня 2015 года. Практически каждая третья организация по результату осуществления в 2016 году хозяйственной деятельности получила убыток. Снижение реальных располагаемых денежных доходов граждан (доходов за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) по сравнению с 2015 годом по разным оценкам составило от 3 % до 6 %.
Налогоплательщики сталкиваются с недостаточностью денежных средств, удорожанием ставок по кредитам, что приводит в свою очередь к неуплате в установленные сроки налогов и кредитованию за счет государства.
В этой связи, на современном этапе перед налоговой службой стоит задача обеспечения положительного темпа поступлений налоговых доходов - независимо от уровня бюджета - в условиях рецессии экономики даже при относительно невысоких макроэкономических показателях.
Необходимым условием решения указанной задачи и достижения полноты реализации налогового потенциала является гашение задолженности.
Основным инструментом сокращения задолженности является применение со стороны налоговых органов комплекса мер ее принудительного взыскания. В частности, в Тульской области в результате примененного этих мер в 2016 году удалось дополнительно привлечь в бюджеты всех уровней 3,5 млрд.руб. (на четверть больше, чем год назад).
Предварительным шагом к принятию соответствующих мер является извещение налогоплательщика о необходимости уплаты налога, сбора, пени, штрафа и процентов путем направления требования в соответствии со ст.ст. 69-70 Налогового Кодекса (НК) РФ.
В соответствии с законодательством, срок направления требования об уплате налога исчисляется со дня фактического выявления недоимки. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом, формируемым программными средствами ФНС России, по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. №ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется. Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: составляет восемь рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Если по истечении срока на добровольное исполнение требования остается непогашенная задолженность, налоговый орган вправе приступить к применению последующих мер для принуждения уплаты налогов, в частности, принять решение о взыскании задолженности за счет денежных средств должника в порядке ст. 46 НК РФ. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и направляется на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в форме поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств.
В случаях, когда не удается погасить задолженность за счет денежных средств должника, налоговым органам, приходится прибегать к взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (под иным
имуществом подразумевается принадлежащее должнику имущество от готовой продукции до объектов капитального строительства). Решение о взыскании за счет имущества в соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ принимается налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа.
Основанием взыскания задолженности за счет имущества является соответствующее постановление налоговых органов, направляемое в Службу судебных приставов.
Таким образом, существенной особенностью реализации ст.47 является взаимодействие двух формально независимых федеральных структур (Федеральной налоговой службой и Службой судебных приставов), деятельность которых регламентируется двумя различными основными законодательными документами - соответственно, Налоговым Кодексом и Законом об исполнительном производстве.
В большинстве случаев применение мер в соответствии со ст. 47 НК РФ должниками воспринимается крайне болезненно. В этой связи взыскание осуществляется в режиме, максимально способствующим сохранению налогового потенциала организаций, оказавшихся в условиях нехватки финансовых средств.
С точки зрения трудоемкости, существенных затрат требует анализ состава принадлежащего должнику имущества с целью выявления привлекательного к реализации и, одновременно, не влияющего на непрерывность процесса производства.
В процессе исполнения участвуют и как налоговые органы (НИ ФНС), так и подразделения Службы судебных приставов (ССП МУ) местного уровня.
Обобщенная схема взаимодействия имеет вид, представленный на
рис 1.
бд му 1 НИ ФНС1 ссп му 1
Г
1
ссп ру —* Должник
бд 1\т ни Фна сспму 1 1 1
-► —►
Рис.1 Обобщенная схема реализации взыскания за счет имущества (БД МУ - базы данных инспекций местного уровня; ССП РУ -региональное подразделение Службы судебных приставов)
Работа системы осуществляется следующим образом. Сводные данные о должнике формируются на региональном уровне и используются региональным подразделением Службы судебных приста-
вов для организации исполнительных производств. На региональный уровень сведения попадают из соответствующих подразделений Службы судебных приставов, в которые, в свою очередь, передаются из баз данных территориальных налоговых органов.
К числу недостатков указанной схемы взаимодействия следует отнести:
- множество взаимодействующих звеньев;
- воздействие человеческого фактора;
- невысокая скорость информационных потоков.
Как следствие, в процессе исполнения выявлялось множество ошибок, не позволяющих качественно проводить все необходимые операции в законодательно установленный для исполнительных действий срок (не более двух месяцев). Недостаточная эффективность работы системы, в ряде случаев, влекла попадание под процедуры банкротства небезнадежных предприятий, имевших шанс рассчитаться по обязательствам и сохранить жизнедеятельность.
В этой связи решение задачи по ускорению взыскания за счет имущества должника явилось важнейшим условием сохранения налогового потенциала в условиях рецессии экономики.
Предпосылкой реорганизации взаимодействия участвующих в реализации взыскания служб явилась осуществленная ФНС России разработка нового программного обеспечения. Данный продукт позволил поддерживать актуальное состояние массивов информации обо всех налогоплательщиках региона.
Разработанная с участием опыта работы налоговых органов Тульской области модифицированная схема реализации взыскания за счет имущества приведена на рис 2.
Рис.2 Модифицированная обобщенная схема реализации взыскания за счет имущества (ФНС РУ - региональное Управление Федеральной
налоговой службы России)
В основе модифицированной схемы реализации взыскания лежит централизация на региональном уровне функций, осуществляемых налоговыми органами при применении ст. 47 НК РФ. Переход к централизации позволил резко уменьшить число взаимодействующих звеньев. В свою очередь, указанное позволило свести к минимуму воздействие человеческого фактора и обеспечило строгий контроль поддержания актуальности баз данных местного уровня.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службой от 04.12.2015 № ММВ-7-8/558@ в налоговых органах Тульской областях в период с 01.01.2016 по 01.01.2017 проведен пилотный проект по централизации функций применения положений статьи 47 НК РФ.
Сравнительные результаты работы налоговых органов Тульской области по взысканию задолженности за счет имущества должников представлены в табл.
Значительное повышение точности информации об имуществе должников позволило повысить быстродействие системы на участке налоговые органы - Служба судебных приставов более чем в 2 раза.
Указанное, в конечном счете, повлекло повышение суммы погашенной задолженности на 60 %, а общей эффективности исполнительных действий по взысканию задолженности по постановлениям налоговых органов в соответствии со ст.47 НК РФ с 26 %, до 37 %, что является весьма высоким результатом.
Основные сравнительные результаты работы налоговых органов Тульской области по взысканию задолженности за счет имущества
должников
№ Показатель На дату 01.01.2016 На дату 01.01.2017 % изм.
1 Объем поступлений от реализации ст.47 НК РФ 210,5 млн.руб. 335,2 млн.руб. 160 %
2 Эффективность исполнительных действий по взысканию задолженности в соответствии со ст.47 НК РФ 26 % 37 %
3 Количество сотрудников, выполняющих функции по применению ст. 47 НК РФ 21 ед. 14 ед. 33 %
4 Уровень поступлений денежных средств в расчете на 1 сотрудника, применяющего ст.47 НК РФ 10 млн.руб. 24 млн.руб. 140 %
5 Инициировано процедур банкротств организаций 115 ед. 82 ед. 71 %
Примечание: эффективность исполнительных действий по взысканию задолженности по постановлениям налоговых органов в соответствии со ст.47 НК РФ определяется как отношение суммы, погашенной в результате проведения исполнительных действий, к сумме возбужденных исполнительных производств.
Оптимизация схемы межведомственного взаимодействия при применении мер взыскания позволила, в 1,5 раза сократить число сотрудников налоговых органов, выполняющих функции по применению положений статьи 47 НК РФ, при этом производительность труда выросла почти на 70 %, а уровень поступлений денежных средств в расчете на 1 сотрудника увеличился в 2,4 раза.
Достигнутая оперативность проведения расчетов повлекла сокращение числа банкротств предприятий на 30 % и, таким образом, способствовала сохранению налогового потенциала региона.
С учетом вышеуказанных положительных результатов, Федеральной налоговой службой России принято решение о централизации функций по взысканию задолженности за счет имущества должников в масштабах всей страны.
Список литературы
1. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. Выпуск №216 (50). Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/09/kak-izmenilos-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-regionov-v-2016-godu.html (дата обращения 13.03.2017)
2. Налоги и налоговое администрирование/ Федерал. налоговая служба Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации; под ред. М.В. Мишутина. М.: Просвещение, 201. 912 с.
3. ИА «Альянс Медиа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=960906 (дата обращения 13.03.2017)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. Загл. с экрана.
5. Приказ ФНС России от 04.12.2015 N ММВ-7-8/558@ «Об организации пилотного проекта по централизации отдельных функций по работе с задолженностью и обеспечению процедур банкротства в территориальных налоговых органах»// КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система / Компания «Консультант Плюс». Версия Проф, сетевая. Режим доступа: Компьютерная сеть НБ ТулГУ, свободный. Загл. с экрана.
Суханов Вадим Артемьевич, канд. экон. наук, руководитель, Россия, Тула, УФНС России по Тульской области,
Левачева Дарья Александровна, начальник отдела работы с налогоплательщиками, alex. levachev@yandex.ru, Россия, Тула, УФНС России по Тульской области
TO PRESERVE THE LIFE OF THE TAXPAYERS IN THE CONDITIONS OF DEFICIT OF FINANCIAL RESOURCES
V.A. Sukhanov, D.A. Levacheva
The peculiarities of application by the tax authorities of measures of debt enforcement in a recession economy. The main results of the project to centralize functions for the recovery of debts due to the debtor's property.
Keywords: debt, debt collection, centralization
Sukhanov Vadim Artemievich, candidate of economic Sciences, head, Russia, Tula, Management of Federal tax service of Russia in the Tula region,
Levacheva Daria Aleksandrovna, head of Department of work with taxpayers, alex.levachev@yandex.ru, Russia, Tula, Management of Federal tax service of Russia in the Tula region
УДК 332.1
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
А.Л. Сабинина
Рассмотрены основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионе, проанализированы меры и результативность государственной поддержки малых предприятий Тульского региона.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, государственная поддержка, региональные программы развития малого предпринимательства.
Рыночная экономика базируется частном секторе, при этом большая часть которого относится к формам малого и среднего предпринимательства. Особенностью деятельности данных субъектов является не только динамичное развитие производства в связи с запросами рынка, но и отличные от крупных структур экономики финансовые характеристики функционирования; небольшие инвестиционные вливания, быстрый оборот капитала, мобильность рабочей силы
Предприятия малых и средних форм обеспечивают устойчивое производство в стране и регионах, являясь существенным источником по-