УДК 343
Виктимология 4(18) / 2018, с. 92-95
Подчерняев А. Н.
К ВОПРОСУ РОЗЫСКА УГНАННЫХ И ПОХИЩЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В статье автором исследованы организационные аспекты розыска угнанных и похищенных транспортных средств. Определены основные направления и формы работы по реализации установления транспорта находящегося в розыске. Сформулированы основные причины краж и угонов автотранспорта, а также меры по совершенствованию рассматриваемо -го направления деятельности.
Ключевые слова: розыск транспортных средств, организация розыска автотранспорта, кражи и угоны транспортных средств.
Проблемы борьбы с противоправными посягательствам на транспортные средства на протяжении многих лет не теряют своей актуальности. Анализ обстановки по линии борьбы с кражами и угонами автотранспорта показывает, что она продолжает в целом сохранять негативные оценки и остается сложной. Подобная ситуация обусловлена целым рядом объективных и субъективных причин: слабостью профилактических и оперативных мероприятий, проводимых заинтересованными службами и подразделениями органов внутренних дел МВД России (далее - ОВД); ограниченностью численности личного состава ОВД, занимающегося борьбой с кражами и угонами автотранспортных средств, интенсивностью совершения этих преступлений, неадекватностью технического вооружения полиции. Кроме этого, следует указать и такие факторы как слабая техническая защищенность похищаемого автотранспорта, беспечность автовладельцев, нехватка гаражей и оборудованных стоянок, низкая степень риска быть пойманным, незначительное наказание за кражи и угоны автотранспорта.
При этом, высокие преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали автобизнес чрезвычайно притягательным для организованных криминальных сообществ и стали одним из основных источников их наживы. Высокая доходность данного преступного промысла является побудительным импульсом, системообразующим фактором для спе-
циализирующихся в этой сфере преступных группировок[1].
Незаконный преступный автобизнес, основанный на реализации краденых автомобилей, все более приобретает транснациональный характер и по своим доходам не уступает незаконному обороту наркотиков и торговле оружием. Ежегодно в базах данных значатся сотни тысяч разыскиваемых автотранспортных средств [2]. При этом похищаются транспортные средства практически всех модификаций и марок. Так, для Дальнего Востока типичны хищения иномарок японского производства, а в Центральном регионе страны, такие случаи единичны. Здесь приоритетом пользуются отечественные автомобили и иномарки западноевропейского про-изводства[3]. Наряду с легковыми автомобилями и мотоциклами все чаще похищают грузовики, автобусы, трактора, самоходную сельскохозяйственную технику.
Оперативными задачами розыска угнанного и похищенного транспорта является установление и задержание разыскиваемых транспортных средств, а также лиц, совершивших их хищение и угон. Его проведение возлагается на аппараты уголовного розыска с привлечением сотрудников ГИБДД и других служб органов внутренних дел. Таким образом, в числе задач, стоящих перед органами внутренних дел, важное место занимает повышение эффективности борьбы с преступными посягательствами на транспортные средства. Для подразделений Государственной инспекции безопасно-
сти дорожного движения эта задача особенно актуальна.
Для осуществления предоставленных Госавтоинспекции прав по надзору за движением транспорта значительные силы и средства ее находятся, как правило, в режиме высокой оперативной готовности. Все они могут незамедлительно включаться в поиск транспортных средств при получении соответствующей информации. Определенная дислокация постов на автомагистралях, разветвлен-ность маршрутов патрулирования, маневренность нарядов, наличие технических средств передвижения и связи, система регулирования дорожного движения — все это наряду с решением задач обеспечения безопасности дорожного движения создает условия для успешного осуществления Госавтоинспекцией мероприятий по выявлению и задержанию разыскиваемых транспортных средств.
В настоящее время деятельность ГИБДД по розыску автотранспортных средств организована в трех направлениях: выявление угнанного и похищенного автомототранспорта при надзоре за дорожным движением; проведение регистрационных действий с автомобилями; проведение государственного технического осмотра.
Проверка регистрационных документов и идентификационных номеров отдельных транспортных средств является эффективным средством профилактики и выявления преступных посягательств на транспортные средства. Она широко используется в повседневной деятельности нарядов дорожно-патрульной службы независимо от формы несения службы.
Крупномасштабный переход на автопатрулирование автомобильных дорог и улиц во многих странах убедительно демонстрирует высокую его эффективность. Применительно к задачам розыска транспортных средств оптимальным признается применение автомобилей обычного исполнения, экипажи которых работают методом свободного поиска. Автопатрулирование не только благоприятно сказывается на состоянии транспортной дисциплины участников дорожного движения, но и позволяет меньшими силами осуществлять наблюдение за передвижением разыскиваемых транспортных средств на протяженных участках
улиц и дорог, обеспечивать быструю передислокацию работников ГИБДД при выполнении поисковых мероприятий и применять различные тактические приемы розыска преступников, включая элементы личного сыска, преследование, задержание и доставку нарушителей в ОВД.
Следует отметить, что практикой последних лет выработана промежуточная между стационарным постом и автопатрулем форма несения дорожно-патруль-ной службы — транспортабельные (передвижные) посты ДПС. С этой целью переоборудуются автобусы, грузовые машины или прицепные автофургоны.
Еще одним направлением деятельности ГИБДД по розыску автомототран-спортных средств, как уже было отмечено выше, является их регистрация и перерегистрация. Оно предполагает проверку законности приобретения транспортных средств и устанавливаемых в них узлов и агрегатов.
Наиболее мощным средством профилактики и выявления краж транспортных средств выступает форма контроля над идентификационными признаками и регистрационными документами транспортных средств — постановка автомототранспорт-ных средств на государственный учет, в ходе которого производится: оценка соответствия транспортных средств требованиям правил, нормативов и стандартов; уточнение численности транспортных средств, их принадлежности и иных регистрационных данных; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В структуре ГИБДД для организации и осуществления розыска транспортных средств создаются специализированные отделы (отделения, группы) либо выделяются сотрудники, на которых возлагается выполнение задачи по розыску автотранспортных средств. Данные подразделения осуществляют: методическое обеспечение и руководство работой инспекторов по розыску, взаимодействие с иными аппаратами, подразделениями ОВД; разработку и корректировку планов действий личного состава по розыску транспортных средств и их водителей; обобщение и анализ данных о разыскиваемых транспортных средствах; разработку и организацию мероприятий по профилактике угонов, краж, хищений транспорт-
ных средств и разбойных нападений на водителей и ряд других. Также существует практика включения инспекторов по розыску в состав строевых подразделений ДПС.
Практика показывает, что автономная розыскная работа подразделений и отдельных сотрудников ГИБДД малоэффективна. Наилучших результатов в розыске транспортных средств достигают лишь специализированные формирования, в которые входят представители различных служб ОВД, прежде всего оперативных и строевых.
В настоящее время они создаются во многих регионах России в форме оперативно-поисковых групп (отделений), специализированных отделений (отделов), межрайонных отделов, специализированных строевых подразделений, внештатных отрядов[4].
Раскрывая проблему розыска транспортных средств, необходимо остановиться и на факторах, способствующих совершению краж автомобилей. В этой связи, следует отметить, что обстановка совершения угонов и краж транспорта складывается из различных обстоятельств.
Социально-экономические условия, правовые, политические, демографические факторы можно отнести общим детерминантам. Такие как всеобщий правовой нигилизм, навязывание западной идеологии стяжательства и корысти, противопоставление ей низкого уровня жиз-
ни основного населения страны; противоречия между спросом и предложением на автотранспорт; несовершенство действующего законодательства, высокий уровень коррупции и низкий авторитет правоохранительных органов.
В свою очередь к специальным факторам, например, следует отнести нехватку гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных средств от преступных посягательств.
Представляется, что наряду с целенаправленной деятельностью ГИБДД и других подразделений ОВД, одним из резервов успешного решения проблемы розыска похищенных транспортных средств является профилактическая работа, направленная на недопущение совершения преступных посягательств на автомобили. В такой многоплановой работе наряду с органами полиции должны принимать активное участие администрации республики, края, области, города, реагируя на конкретные инициативы и предложения по предупреждению краж, информацию о причинах и условиях совершения этих преступлений, внедряя внесенные предложения, значительно повышая уровень правовой и разъяснительной работы среди населения, и т.д.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Закревский И.В. Информационное обеспечение предупреждения и расследования преступлений в сфере криминального автобизнеса // Информатизация правоохранительных систем. М., 2009.
2. Оперативная ситуация // Щит и меч. 07.12.2010г. №7.
3. Жулев В.И., Баяхчев В.Г. Расследование дел об угонах и кражах автотранспорта. Изд-во БЕК. М., 2009.
4. Лемента П.В. Розыск автомототранспортных средств. Учебное пособие. КрУ МВД России. 2008.
REFERENCES:
1. Zakrevskij I.V. Informacionnoe obespechenie preduprezhdeniya i rassledovaniya prestuplenij v sfere kriminal'nogo avtobiznesa // Informatizaciya pravoohranitel'nyh sistem. M., 2009.
2. Operativnaya situaciya // SHCHit i mech. 07.12.2010g. №7.
3. ZHulev V.I., Bayahchev V.G. Rassledovanie del ob ugonah i krazhah avtotransporta. Izd-vo BEK. M., 2009.
4. Lementa P.V. Rozysk avtomototransportnyh sredstv. Uchebnoe posobie. KrU MVD Rossii. 2008.
ПОДЧЕРНЯЕВ Александр Николаевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД РФ имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, 2 E-mail: [email protected]
Podchernyaev A. N.
TO THE QUESTION OF THE RETAIL OF THE CONNECTED AND STAPPY VEHICLES
In a scientific article, the author investigated the organizational aspects of the search for stolen and stolen vehicles. The main directions and forms of work on the implementation of the establishment of a wanted vehicle are defined. The main causes of thefts and hijackings of vehicles, as well as measures to improve the direction of activity under consideration are formulated.
Keywords: vehicle search, organization of vehicle search, theft and hijacking of vehicles.
PODCHERNYAEV Alexander Nikolaevich, Candidate of Law? Chief in Criminal Law, Criminology and Psychology, Orel Law Institute of Ministry of Interior of Russian Federation named after V.V. Lukjanov, 302027, Orel, Ignatova Street 2. E-mail: [email protected]
Дата поступления: 21.11.2018.