Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.24
Т.В. Лобунец
аспирант,
Национальный университет государственной налоговой службы Украины К ВОПРОСУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ
Аннотация. В статье исследуются институциональные проблемы регулирования финансового рынка Украины, основные тенденции интеграции финансовых рынков зарубежных стран, а также модели их регулирования. Аргументируется предложение о необходимости создания мегарегулятора внутреннего финансового рынка с целью активизации инвестиционных процессов в реальном секторе экономики.
Ключевые слова: финансовый рынок, регулятор, модель регулирования финансового рынка, инвестиционный процесс, стратегия развития.
T.V. Lobunets, National university of State tax service of Ukraine
ON ISSUE OF FINANCIAL MARKET OF UKRAINE REGULATION
Abstract. Institutional issues of the financial market of Ukraine are researched in the article as well as main integration trends of financial markets of foreign countries and models of its regulation. It is argued proposal on necessity of creation the mega-regulator of internal financial markets for the purpose of investment process activation in the real sector of economy.
Keywords: financial market, regulator, model of financial market regulation, investment process, strategy of development.
Постановка проблемы. На сегодняшний день финансовый рынок Украины находится в состоянии постоянного развития, которое часто носит дискретный и непропорциональный характер, а общий его уровень не всегда отвечает возрастающим нуждам национальной экономики и существенно отстает от среднеевропейских параметров. Вопреки довольно высокой динамике своего формирования, финансовый рынок Украины пока что не имеет действенных механизмов реализации инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности, государства и домашних хозяйств. Ведущие украинские ученые связывают такое положение дел, в первую очередь с тем, что на уровне государства так и не была сформулирована комплексная и понятная парадигма его развития и регулирования. Понятие «финансовый рынок» в нормативных актах постепенно вытесняется понятием «рынки финансовых услуг», а его целостная система управления заменена внедрением институтов-регуляторов отдельных сегментов финансового рынка. Современный финансовый рынок Украины характеризуется такими признаками, как: диспропорция между уровнем и динамикой развития финансового рынка в целом и отдельных его сегментов; потеря потенциала для экономического роста; недоверие со стороны экономических агентов [1, с. 65], что в совокупности не способствует активизации инвестиционного процесса внутри страны.
Анализ последних научных исследований и публикаций. Исследованию проблемы регулирования деятельности финансовых рынков и их институтов посвящено немало научных работ как иностранных, так и украинских ученых. Наибольший интерес
84
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
представляют труды таких специалистов, как: Р. Джуччи, Б. Бернанке, У. Макдоналда, Т. Роуза, Дж. Стиглица, Д. Тейлора; российских ученых: М.В. Дубровой, Я.М. Мирки-на, Г.Г Фетисова и других, а также представителей украинской экономической науки: Я.В. Белинской, А.С. Гальчинского, В.М. Гееца, В.И. Грушко, В.В. Корнеева, Н.П. Ма-целюх и многих других.
Но в связи с тем, что финансовые рынки весьма динамичны, а регулирование их деятельности в развивающихся странах, к которым относится и Украина, все еще остается малоэффективным, - данная проблематика нуждается в постоянном мониторинге и дальнейших исследованиях, в частности финансового рынка как целостного образования.
Постановка задачи. Целью написания данной статьи является анализ институциональных проблем регулирования финансового рынка Украины на фоне мировых тенденций развития процессов управления внутригосударственными финансовыми рынками развитых стран и внесение предложения относительно его усовершенствования с целью активизации процесса обеспечения инвестиционными ресурсами предприятий реального сектора экономики с помощью сферы финансового посредничества.
Основные результаты исследования. Как уже отмечалось, основной причиной недостаточно эффективной работы украинского финансового рынка является именно отсутствие единой государственной политики относительно развития и функционирования его как целостного образования. Финансовый рынок Украины представлен отдельными сегментами - рынками финансовых услуг, в каждый из которых внедрены собственные институциональные регуляторы. Так, в частности:
1) Национальный банк Украины (НБУ) определяет и проводит денежнокредитную политику, осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений, рассчитывает учетную ставку НБУ и т.п. [2];
2) Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР) оказывает содействие по формированию и обеспечению реализации единой государственной политики относительно развития и функционирования рынка ценных бумаг и их производных, а также адаптации фондового рынка Украины к международным стандартам; осуществляет защиту прав инвесторов от нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Комиссии подчиняются: организаторы торгов на фондовом рынке и профессиональные участники, институты совместного инвестирования, в том числе паевые и корпоративные инвестиционные фонды [3];
3) Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), лишь начинает исполнять свои регулирующие функции, так как приказ о ее создании был подписан только в конце 2011 года. Основными задачами Нацкомфинуслуг является: формирование и обеспечение реализации политики государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг (кроме рынка банковских услуг и рынков ценных бумаг и производных
№ 12 (16) - 2012
85
Проблемы экономики и менеджмента
ценных бумаг); разработка и реализация стратегии развития рынков финансовых услуг и решение системных вопросов их функционирования; осуществление в пределах своих полномочий государственного регулирования и надзора за предоставлением финансовых услуг и соблюдением законодательства. К регулированному Комиссией сегменту финансового рынка относятся: страховые компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие кредитные учреждения [4].
Аналогичными полномочиями была наделенная и Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (предшественник Нацкомфинуслуг), тем не менее за годы ее деятельности так и не была создана эффективная системная организация деятельности рынков, а разработанная совместно с НБУ и КЦБФР «Стратегия развития финансового сектора Украины до 2015 года» так и осталась проектом. Такой отрицательный опыт дает основания сомневаться, что ее правопреемник - Нацкомфинус-луг, имея ограниченные полномочия, сможет разработать и реализовать стратегию системного развития всего финансового рынка и решить комплексные проблемы, имеющиеся в финансовом секторе Украины.
Действенным участником финансового рынка является и Министерство финансов Украины, которое, хотя и ведает государственными финансами, однако имеет значительное влияние на денежные потоки хозяйственных субъектов с помощью определенных механизмов: реализации государственной финансовой, бюджетной, налоговой, таможенной политики, политики в сфере государственного финансового контроля; обеспечения концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития; осуществления комплексных мероприятий по улучшению кредитного рейтинга Украины. Министерство координирует и контролирует деятельность: Государственной налоговой службы Украины, Государственной таможенной службы Украины, Главного контрольно-ревизионного управления Украины и Государственного казначейства Украины [5].
На сегодняшний день все регуляторы финансового рынка подчинены разным ведомствам: Министерство - Кабинету Министров Украины, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг - Президенту Украины, а Национальный банк Украины является центральным органом государственного управления с особым статусом. Кроме этих регуляторов, на финансовый сектор в вопросах инвестирования воздействует и Министерство экономического развития и торговли Украины, которое формирует и реализует государственную инвестиционную политику; разрабатывает предложения относительно объемов государственных капитальных вложений и осуществляет контроль за эффективностью использования госинвестиций; организовывает проведение экспертизы и отбора инвестиционных проектов, нуждающихся в поддержке со стороны государства и т.п. [6]. Министерство экономического развития и торговли Украины подотчетно также Кабинету Министров Украины.
Таким образом, на финансовом рынке Украины, который по своей сути есть сложноорганизованная система, фактически отсутствует стержень - единый интегри-
86
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
рующий центр. Представляется, что именно это обстоятельство является главной причиной неэффективного функционирования всей системы и, соответственно, деятельности ее отдельных звеньев - финансовых учреждений, что, в итоге, тормозит работу экономических механизмов привлечения, распределения и размещения финансовых активов и служит причиной, препятствующей реализации инвестиционных проектов. Из-за отсутствия единого координирующего центра, управление финансовым сектором осуществляется хаотически, без четко определенных целей и задач функционирования, а также без учета его места и роли в формировании благоприятных условий для развития национальной инновационно-ориентированой экономики. Действия финансовых регуляторов не имеют стратегической направленности, а порождаются, в основном, в ответ на возникающие для рынка угрозы.
Поэтому, для улучшения деятельности финансового сектора Украины, в первую очередь необходимо определиться относительно создания и организации работы единого координирующего центра, способного разработать долго- и среднесрочные стратегии развития всей финансовой системы и реализовывать их. Для этого целесообразно было бы создать мегарегулятор рынков финансовых услуг, наделив его функциями Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацкомфинуслуг и НБУ в части регулирования кредитного рынка (оставив Национальному банку основную функцию - эмиссию денежной единицы Украины и обеспечение ее стабильности) и подчинить его Кабинету Министров Украины. Так, новообразованный регулятор (например, Агентство по регулированию финансового рынка Украины), соединив функции трех регуляторов, смог бы стать интегрирующим центром всей финансовой системы. Этот орган должен быть наделен регуляторными функциями и иметь соответствующие полномочия относительно осуществления целостной политики в финансовой, инвестиционной, кредитной и страховой сферах, в направлении стратегического и оперативного управления системы в целом.
Основные задачи мегарегулятора можно определить следующим образом:
- формирование целей и стратегии развития всей финансово-кредитной системы, с ориентацией на нужды реального сектора экономики и учетом интересов населения как стратегически важного носителя внутренних финансовых ресурсов;
- обеспечение регулирования всех сфер деятельности финансовой системы;
- осуществление ревизии и размежевания функций и полномочий других государственных органов относительно управления финансовым сектором;
- проведение регуляторной политики на основе общепринятых в странах с рыночной экономикой принципов консолидации и пруденциального надзора с использованием прозрачных механизмов и инструментов;
- приведение инфраструктуры и уровня регулирования финансовой системы в соответствие с требованиями, действующими в развитых европейских странах. Качество и эффективность инфраструктуры рынка должны быть не ниже, чем в ближайших странах-партнерах - России и Польше.
№ 12 (16) - 2012
87
Проблемы экономики и менеджмента
В то же время следует отметить, что действующая модель регулирования финансового рынка Украины классифицируется как секторальная (или институциональная). Она характерна преимущественно для развивающихся стран. Подобные модели регулирования функционируют на финансовых рынках Болгарии, Румынии, Словении, практически всех стран СНГ (кроме Казахстана и Латвии). Однако в последние десятилетия в этом направлении все больший интерес наблюдается к модели регулирования при участии единого мегарегулятора, которая предусматривает создание объединенного, интегрированного надзора за всем финансовым сектором в пределах одного органа, объединяющего в себе функции других регуляторов, входящих в его состав. Появление данной модели вызвано глобализацией мировой экономики, консолидацией деятельности банковских и небанковских финансовых учреждений, разработкой общих усилий в преодолении финансовых кризисов [7].
К странам, в которых внедрена модель мегарегулятора, относятся Австрия, Великобритания, Франция, Казахстан, Германия, Австралия и др. [8]. Большинство из них перешли на данную модель регулирования финансового рынка в конце 1990-х - начале 2000-х гг. В Японии, например, с 1998 года функции мегарегулятора выполняет Агентство финансового надзора (Financial Services Agency - FSA). Оно наделено достаточно широкими полномочиями, среди которых основными являются:
- планирование и разработка стратегии развития финансовой системы;
- надзор и проверка деятельности негосударственных финансовых институтов, включая банки, инвестиционные компании, страховые компании, а также фондовые биржи;
- разработка правил торговли на рынке ценных бумаг и контроль за их соблюдением и т.п. [9].
Зарубежные эксперты называют несколько причин возникновения мегарегуляторов на финансовых рынках. Первой является рост количества и роли финансовых конгломератов (финансово-промышленных групп), в которых один собственник владеет несколькими финансовыми учреждениями, предоставляющими услуги из разных сегментов финансового рынка. Второй причиной является перекрестные предложения финансовых услуг: банки предлагают услуги относительно коллективного инвестирования, брокерско-дилерские компании - услуги инвестиционного банка, страховые компании предоставляют пенсионные услуги и т. п. Кроме того, не последнюю роль в создании финансовых мегарегуляторов сыграл ряд таких факторов, как: предоставление финансовыми учреждениями тех услуг, которые раньше предоставлялись исключительно организаторами торговли на фондовом рынке; выход на финансовый рынок крупных корпораций; диверсификация финансовых инструментов и средств их продажи, которые возникают вследствие развития электронной торговли, в том числе использования Интернет-сети. В связи с этими тенденциями происходит постепенная консолидация регулирования сегментов финансового рынка, которые раньше развивались отдельно [8]. Подобные явления уже давно наблюдаются в экономике Украины,
88
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
что также доказывает необходимость создания мегарегулятора финансового рынка.
К преимуществам функционирования одного регулятора большинство специалистов относят возможность:
- осуществления надзора и контроля за финансовыми конгломератами и сложными финансовыми инструментами;
- мониторинга всей финансовой системы, оперативного реагирования на разнообразные обстоятельства и риски и проведение соответствующих необходимых мероприятий;
- экономии средств за счет сокращения других государственных надзорных структур [7];
- устранения фрагментарности и непоследовательности нормативно- правовой базы, регулирующей финансовый рынок страны [10];
- сотрудничества и налаживания контактов с представителями транснациональных корпораций и международными организациями, а также с государственными органами зарубежных стран [11];
- разработки и реализации долго- и среднесрочных стратегий развития всей финансовой системы;
- целостной политики в финансовой, инвестиционной, кредитной и страховой сферах, стратегического и оперативного управления всей системой в целом.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. Отсутствие единой государственной политики регулирования финансового рынка делает невозможным комплексный подход к развитию рынка как целостного образования, не позволяет обеспечить эффективный контроль за деятельностью финансовых конгломератов и должный надзор за профессиональными участниками различных сегментов рынка. Это, в свою очередь, обусловливает фрагментарность развития финансового рынка, развивает недоверие к его институтам со стороны экономических агентов, а также не способствует активизации инвестиционного процесса внутри страны.
2. Создание мегарегурятора в финансовой сфере даст возможность упорядочить ее функционирование путем комплексного и оперативного регулирования этой системы в целом. Разработка и реализация стратегии развития финансового рынка, ориентированной на нужды предприятий, населения и государства, должна оказывать содействие в комплексном решении проблем, имеющихся в данной сфере, и поспособствовать накоплению и мобилизации инвестиционных ресурсов с целью обеспечения ими реального сектора экономики Украины.
Список литературы:
1. Мацелюх Н.П. Концепция и алгоритм построения организационно- экономического механизма регулирования финансового рынка Украины [Электронный ресурс] / Н.П. Мацелюх // Экономика. - 2010. - №7 (107). - С. 64-68. - На украин. языке. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Skhid/2010_7/14.pdf
№ 12 (16) - 2012
89
Проблемы экономики и менеджмента
2. О Национальном банке Украины: Закон Украины от 20 мая 1999 г. № 679-XIV [Электронный ресурс] / Верховная Рада Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/679- 14.
3. О государственном регулировании рынка ценных бумаг Украины: Закон Украины от 30 октября 1996 г. № 448/ 96- ВР [Электронный ресурс] / Верховная Рада Украины. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/448/96- вр
4. О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг: положение утверждено Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года № 1070/2011 [Электронный ресурс] / Президент Украины. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/go/1070/2011
5. О Министерстве финансов Украины: положение утверждено Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года № 446/2011 [Электронный ресурс] / Президент Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/446/2011
6. О Министерстве экономического развития и торговли Украины: положение
утверждено Указом Президента Украины от 31 мая 2011 года № 634/2011 [Электронный ресурс] / Президент Украины. - Режим доступа:
http://zakon.rada.gov.ua/go/634/2011
7. Кизима Г.М. Модели регулирования финансовых рынков: сущность и особен-
ности [Электронный ресурс] / Г.М. Кизима // Государственное управление: усовершенствование и развитие. - На украин. языке. - Режим доступа:
http://www.dy.nayka.com.ua/index.php?operation=1&iid=369
8. Государственное регулирование финансовых рынков [Электронный ресурс] // Ценные бумаги Украины. - 2007. - № 25 (468). - На украин. языке. - Режим доступа: http://www.securities.org.ua/securities_paper/review.php?id=468&pub=3099
9. Шапран Н. Регулирование финансового рынка Японии: пути преодоления кризиса / Н. Шапран // Ценные бумаги Украины. - 2009. - № 34. - На украин. языке.
10. Матросов С.В. Европейский фондовый рынок / С.В. Матросов. - М.: Экзамен, 2010. - 192 с.
11. Сысоева А.В. Перспективы регулирования деятельности кредитных организаций мегарегулятором / А.В. Сысоева // Юридическая работа в кредитной организации. - 2010. - № 3. - С. 67-72.
List of references:
1. Matseliukh N.P. Conception and algorithm of construction of economic-organizing mechanism of Ukrainian financial market regulation [Electronic resource] / N.P. Matseliukh// Economics. - 2010. - №.7 (107). - P. 64-68. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Skhid/2010_7/14.pdf
2. On National Bank of Ukraine: Law of Ukraine of May 20, 1999. № 679-XIV [Electronic resource] / Supreme Council of Ukraine. - URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/679-14.
3. Law of Ukraine «On state regulation of securities market of Ukraine» of October 30, 1996. № 448/96-ВР [Electronic resource]. - URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/448/96-вр
4. Provision «On National commission that implements the state regulation in area of financial service market» approved by the Decree of President of Ukraine as of November 23, 2011. № 1070/2011 [Electronic resource]. - URL: http://zakon.rada.gov.ua/go/1070/2011
5. On Ministry Finances of Ukraine: provision approved by the Decree of President of Ukraine as of
April 8, 2011. № 446/2011 [Electronic resource] / President of Ukraine. - URL:
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/446/2011
6. Provision «On Ministry of economic development and trade of Ukraine» approved by the Decree of President of Ukraine as of May 31, 2011. № 634/2011 [Electronic resource] / President of Ukraine. - URL: http://zakon.rada.gov.ua/go/634/2011
90
№ 12 (16) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
7. Kyzyma G.M. Finance market regulation models: essence and peculiarities [Electronic resource] /
G.M. Kyzyma // Public management: improvement and development. - URL:
http://www.dy.nayka.com.ua/index.php?operation=1&iid=369.
8. Shapran N. Regulation of financial market of Japan: means of crisis overcoming / N. Shapran // Securities of Ukraine. - 2009. -№ 34.
9. Government regulation of finance markets [Electronic resource] // Securities of Ukraine. - 2007. - № 25 (468). — URL: http://www.securities.org.ua/securities_paper/review.php?id=468&pub=309 .
10. Matrosov S.V. European stock market / S.V. Matrosov. - М.: Examination, 2010. - 192 p.
11. Sysoieva A.V. Prospects of regulation of lending agency activity by mega-regulator / A.V. Sysoieva // Legal paper in lending agency. - 2010. - № 3. - P. 67-72.
С.Н. Лоскутова
канд. социол. наук,
НАЧОУВПО «Современная гуманитарная академия», Волжский филиал
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА: ВТОРОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА ИЛИ ПЕРВАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Аннотация. В современных условиях для продвижения товаров или услуг компаниям необходимо проводить сегментацию рынка. Своевременное и обдуманное сегментирование потребителей позволяет опередить конкурентов и добиться наибольшей эффективности. Об этом не следует забывать, как маркетологам, так и руководителям компаний.
Ключевые слова: маркетинг, сегментирование, целевой сегмент, ниша, конкуренция.
S.N. Loskutova, Volzsky branch of Modern Humanitarian Academy
MARKET SEGMENTATION: MINOR TASK OR PRIME NECESSITY
Abstract. In modern conditions for advance of the goods or services it is necessary for companies to carry out market segmentation. The timely and considered segmentation of consumers allows to outstrip competitors and to achieve the greatest efficiency. It is worth to remember about it, both to experts in marketing, and heads of the companies.
Keywords: marketing, segmentation, target segment, niche, competition.
В наше время любой покупатель имеет достаточно разнообразный выбор товаров и услуг во всех сферах потребления. При этом покупателей много, и они отличаются по своим потребностям, платежеспособности и покупательскому опыту. Так, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие стремятся приобрести товар или услугу со средними потребительскими характеристиками по соответствующей цене. Может вполне получиться, что среднее качество и набор свойств при средней цене не удовлетворит ни одну из этих групп потребителей. В связи с этим, при планировании вывода своего товара или услуги на рынок, необходимо рассматривать его как дифференцированную структуру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств конкретного товара или услуги.
№ 12 (16) - 2012
91