УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
Г.Ж. Султангазина, Б.С. Туякова
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Рассматриваются актуальные вопросы развития функциональной грамотности школьников, в частности, языковой составляющей; обосновываются ключевые позиции языковой грамотности в адаптации индивида в условиях динамичного развития общества.
Ключевые слова: функциональная грамотность, языковая компетенция, язык, полиязычие.
Современное общество и производство отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен, супертехнологизацией. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях -глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Это выдвигает требования к интеллектуальному уровню человека, к воспитанию личности, способной адаптироваться в условиях быстро развивающегося мира. Современный мир нуждается в людях, которые:
• умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
• обладают критическим и творческим мышлением;
• не лишены креативности.
Кроме этого, современный человек должен обладать определенными умениями и способностями:
• уметь адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в окружающем мире сложности и искать пути их преодоления, используя современные технологии;
• четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут
быть применены в окружающей действительности;
• быть способным не только генерировать новые идеи, но и реализовывать их;
• ориентироваться в потоке информации и грамотно работать с ней;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в сотрудничестве в разных областях, предупреждая возникновение конфликтных ситуации;
• быть грамотным в широком смысле этого слова.
Грамотность - это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. В отношении оценки населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития, используемый в мировой практике. В связи с усложнением социальных отношений и появившейся тенденцией повышения общественных требований к развитию индивида конкретное содержание вышеуказанного понятия менялось - от элементарных умений читать, писать, считать и т. п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
В Послании Главы государства народу Казахстана 2012 г. «Социальноэкономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»
К вопросу развития языковой грамотности как составляющей функциональной грамотности
ГЖ. Султангазина, Б.С. Туякова
Президентом РК Н. Назарбаевым озвучена стратегия формирования и развития функциональной грамотности [4]. В принятом Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. определены основные ориентиры развития функциональной грамотности, разработан комплекс мероприятий по реализации программы, призванной обеспечить продвижение в указанном направлении.
Во «Всемирной энциклопедии: философия» дается определение функциональной грамотности как способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [2]. В. Мацкевич утверждает, что функциональная грамотность - есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений [2]. Следует признать правоту исследователя, высказывающего мысль, что о существовании функциональной грамотности мы узнаем, столкнувшись с ее отсутствием. Вопросы формирования функциональной грамотности являются злободневными для большей части постсоветского пространства, активно вступающего в мировое сообщество. И дело тут не в падении уровня образования и образованности, а в качественно новом отношении к грамотности человека. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг., принятый в Казахстане, возлагает большие задачи на систему отечественного образования. В данном документе отмечено, что по результатам тестирования в рамках PISA лишь 5 % исследованных казахстанских школьников адекватно могут использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях [3]. В соответствии с данным документом уровень функциональной грамотности определяется системой компетенций. В частности, коммуникативная компетенция
представляет собой способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском, английском (иностранном) языках.
В связи с вышеизложенным одной из ключевых среди составляющих функциональной грамотности, на наш взгляд, представляется языковая, лежащая в основе коммуникативной компетенции. Язык, являясь важнейшим средством общения и орудием мышления, пронизывает всю цепь отношений, существующих между человеком и обществом.
Опосредуя связь между человеком и обществом, человеком и природой, язык позволяет человеку воспринимать свой опыт и опыт окружающих его людей, обобщать его в определенных словах и значениях, накапливать, хранить и передавать последующим поколениям. Повседневная реальность, творимая знаниями людей, отраженная в языке, превратила его в некую кладовую готовых вербальных формул, которые используются человеком в различных ситуациях, формируют и организуют опыт людей в социокультуре.
Материальный мир является сложным и многоаспектным, язык обеспечивает взаимопонимание внутри социума, ведущее к взаимному динамичному развитию.
Являясь непременным атрибутом, служащим для обеспечения общения между людьми, язык развивается в процессе активного его использования. Освоение мира невозможно без согласованных действий людей.
В свою очередь, язык влияет на рост интеллектуального уровня человека, помогает его саморазвитию и самореализации.
Способность языка лексически и семантически отражать многосложные связи и отношения, существующие между обществом и природой, человеком и обществом, накапливать духовные ценности, позволяет организовывать опыт людей. Человек в процессе развития, осваивая окружающую его природную среду, формирует свою мировоззренческую картину мира посредством языка.
При этом язык, с одной стороны, служит инструментом, освоения действительности, а с другой, - средство закрепления образов, мыслей об окружающей действительности.
Достижения языка предопределяют успех гениев, а значит и общества в целом. Подчеркивая значимость языка,
Э.Б. Кондильяк отмечает, что в эпоху великих писателей появляются великие военачальники и государственные деятели [1]. Развивая данную мысль можно утверждать, что овладение языком реализует лидерский потенциал человека.
Усложнение общественных отношений, расширение экономических и политических связей, открытость мирового пространства обусловили потребность в полиязычии. Действительное многоязычие становится необходимым условием адаптации человека к современной социальной среде, ибо полилингвизм - неразрывная часть социализации личности. Вот почему так важно проведение в жизнь культурного проекта «Триединство языков», выдвинутого Президентом страны. Наряду с государственным языком, многочисленные народы Казахстана общаются на русском языке. Важным средством межкультурной коммуникации стал английский язык, что определяется международным бизнес-общением.
Для улучшения знаний иностранных языков в Костанайской области функционируют молодежные программы культурного обмена с зарубежными странами. В частности, более 10 лет успешно осуществляются студенческие программы «CCUSA» и «Work & Travel», студенты очной формы обучения высших учебных заведений имеют возможность в период летних каникул выехать в Соединенные Штаты Америки для работы в школьных лагерях, американских компаниях, а также попутешествовать по стране, совершенствуя знания английского языка.
Единственным на сегодняшний день полилингвальным учебным заведением в Костанае является Казахско-турецкий
лицей, где обучение ведется на казахском, русском, английском и турецком языках. Учиться в нем могут только мальчики, начиная с 7-го класса. Ежегодно учащиеся этого лицея занимают призовые места на предметных олимпиадах, олимпиадах по языкам города, области, республики. Учащиеся только этого лицея имеют возможность принимать участие в предметных олимпиадах на английском языке и добиваются значительных успехов. В частности, на Международной интеллектуальной олимпиаде по математике, проходившей в Греции на острове Крит (2011), единственным представителем из Костанайской области был одиннадцатиклассник Казахско-турецкого лицея для одаренных детей Нурлан Нурмухамбетов. На олимпиаде школьник представлял научную работу по математике на тему «Обобщенная теорема Птолемея» и удостоен золотой медали.
В практической реализации языковая грамотность учащихся формируется на уроках казахского, русского, английского языков. На лингвистическом уровне языковая грамотность означает правильный выбор языковых средств, адекватных ситуаций общения; соотнесение ментальных схем с практической действительностью.
Сегодня успешно развиваются те страны, которые внедряют у себя так называемую умную экономику и открыты миру. А успехи в этих областях и новые познания даются именно через овладение доминирующими на планете языками. Владение несколькими языками всегда расширяло коммуникационные и интеграционные способности стран и народов.
Освоение языков расширяет возможности человека, предоставляя возможность оперативно ориентироваться в многоязычном пространстве и реализовывать его накопленный потенциал. Уровень владения языком тесно связан с духовным развитием, развитием мышления. Поэтому язык - важнейший инструмент, посредством которого формируется личность.
К вопросу развития языковой грамотности как составляющей функциональной грамотности
А.Г. Махмутова
Общество готовится к тому этапу в будущем, когда (что уже ощущается) потребуется более высокий уровень профессиональных специалистов для конкурентного рынка. Оно достигло того уровня, когда функциональная, а в частности языковая грамотность будут не только показателем активности и перспективности, но и катализатором динамичного развития общества. Библиографический список:
1. Кондильяк Э.Б. Сочинения в 2 т. / общ. ред. В.М. Богуславского. - М.: Мысль, 1980. - Т. 1.
2. Мацкевич В. Философия (словарь) // [Электронный ресурс]: //htpp// worvik. com/ philo/ fg.htm.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. // [Электронный ресурс]: http: www.edu. gov.kz
4. «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Послание Главы государства народу Казахстана. Январь 2012 // [Электронный ресурс]: http: www.edu.gov.kz
УДК 37.01 ББК 74.041+74.50
А.Г. Махмутова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются приоритетные стратегические направления государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы в курсах повышения педагогов общеобразовательных школ, работающих с детьми с ограниченными возможностями в развитии.
Ключевые слова: нормативная база, инклюзивное образование, повышение квалификации педагогов.
Актуальность повышения психологопедагогической компетентности педагогов по вопросам организации качественного инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения не вызывает сомнений и подтверждается Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. от 7 декабря 2010 № 1118 [1]. В данной программе особое место занимают вопросы: обеспечения равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным
ресурсам и технологиям; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; совершенствование системы инклюзивного образования; совершенствование инклюзивного образования в школе.
Благодаря Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 г. [2] приоритетным направлением стало инклюзивное образование. В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе,