К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕКОРРЕКТНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
TO THE ISSUE OF COUNTERING THE INCORRECT TECHNOLOGIES OF PRE-ELECTION CAMPAIGNING CARRIED OUT USING MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION
TOOLS
УДК 343:004
Ю.Н. HOCATOB,
адъюнкт
(Академия управления МВД России, Россия, Москва) Nosatov.un@gmail.com
YURY N. NOSATOV,
postgraduate (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russia, Moscow)
Аннотация: одной из фундаментальных основ любого демократического государства являются свободные выборы. В свою очередь, демократические выборы немыслимы без свободной предвыборной агитации.
Государственная власть обязана не только предоставить возможность свободной предвыборной агитации, но и обеспечить законность ее протекания.
С развитием современных избирательных технологий, в том числе и противоправных, деятельность по обеспечению законности осуществления избирательного процесса затруднена.
В данной статье предпринята попытка актуализировать некоторые аспекты противодействия некорректным технологиям предвыборной агитации, осуществляемой с использованием современных информационно-коммуникационных средств.
В частности, обосновывается важность выборов в демократическом обществе и значимость стадии предвыборной агитации в избирательном процессе.
Акцентируется внимание на развитии информационно-телекоммуникационных средств в целом и активизации использования их возможностей субъектами предвыборных кампаний для проведения предвыборной агитации как в Российской Федерации, так и за рубежом. Это обосновывается приводимыми автором примерами и высказывается его мнение об имеющихся преимуществах данной формы предвыборной агитации.
Анализируется законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок проведения избирательных кампаний, с точки зрения достаточности, актуальности и применимости к предвыборной агитации, осуществляемой с использованием современных информационно-коммуникационных средств.
Детально анализируются имеющиеся у отдельных субъектов противодействия незаконной предвыборной агитации технических возможностей (в части, касающейся соответствующего программного обеспечения) для мониторинга информационно-телекомммуникационной сети Интернет.
Вносятся предложения о принятии организационных мер по совершенствованию деятельности субъектов противодействия некорректным технологиям предвыборной агитации, осуществляемой с использованием современных информационно-коммуникационных средств.
Ключевые слова: предвыборная агитация, информационно-телекоммуникационная сеть, Интернет, трехмерные голограммы.
Abstract: one of the fundamental foundations of any democratic state is free elections. In turn, democratic elections are not conceivable without free election campaigning.
State power is obliged not only to provide for the possibility of free election campaigning, but also to ensure the legality of its flow.
With the development of modern electoral technologies, including illegal ones, activities to ensure the legality of the implementation of the electoral process are difficult.
In this article, an attempt is made to update some aspects of countering the incorrect technologies of pre-election campaigning carried out using modern information and communication tools.
In particular, the importance of elections in a democratic society and the importance of the stage of election campaigning in the electoral process are substantiated.
Attention is focused on the development of information and telecommunication facilities in general and the activation of the use of their capabilities by election campaigners for election campaigning, both in the Russian Federation and abroad. What is substantiated by the examples given by the author and expresses his opinion on the available advantages of this form of pre-election campaigning.
The legislation of the Russian Federation regulating the procedure for conducting election campaigns is analyzed from the point of view of sufficiency, relevance and applicability to the election campaign carried out using modern information and communication tools.
In detail, the available for some entities to counteract the illegal electoral agitation of technical capabilities (in terms of relevant software), for monitoring the information and telecommunications Internet network.
Proposals are made to take organizational measures to improve the activities of the subjects of countering the incorrect technologies of election campaigning carried out using modern information and communication tools.
Keywords: pre-election campaigning, information and telecommunications network, Internet, three-dimensional holograms.
Свободный процесс выборов выступает фундаментальным критерием демократического государства. В свою очередь, одним из основополагающих начал демократических выборов является наличие свободной предвыборной агитации. Так как только она позволяет избирателю сделать осознанный выбор, важно, чтобы это решение было не интуитивным и не являлось следствием заблуждения, вызванного обманом со стороны недобросовестных участников избирательной кампании. Поэтому, на наш взгляд, в идеале свободная предвыборная агитация должна соответствовать дуалистической модели: отсутствие недемократических правовых ограничений со стороны действующей власти и недопустимость противоправных избирательных технологий [1]. Даже правильнее будет сказать, свободных от некорректных технологий, под которыми следует понимать совокупность противозаконных или этически сомнительных форм, методов, способов и средств предвыборной агитации, направленных на создание преимущества над конкурентами.
Одним из субъектов противодействия противоправной (незаконной) агитации является орган внутренних дел как орган правопорядка [2, с. 1106].
Закрепляя демократические основы выборов, законодателем определено право кандидата, избирательного объединения самостоятельно
определять содержание, форму и методы своей агитации. Все чаще участники предвыборной агитации отдают свое предпочтение информационно-коммуникационным технологиям, в том числе сети Интернет, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, современные средства коммуникации по сравнению с традиционными СМИ менее подвержены правовому регулированию и контролю.
Во-вторых, агитация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Интернет) менее затратна.
В-третьих, охватывает большее количество электората, в том числе достижение которого затруднено или невозможно для традиционных форм агитации (например, нахождение за пределами Российской Федерации).
В-четвертых, оперативность размещения материалов и высокая скорость реагирования на изменение конъюнктуры агитационной кампании.
В подтверждение этих слов целесообразно привести данные (рисунок 1) компании Elect-Asist, профессионально занимающейся изучением и анализом лучших мировых интернет-практик в области политологии, изучением текущего использования интернета политическими деятелями в России, а также информационным интернет-сопровождением предвыборных кампаний, относительно соотношения традиционных и интернет-методов предвыборной агитации.
Традиционные методы агитации Интернет-методы агитации
Охват избирателей от 10% Охват избирателей от 75%
Обратнав связь с избирателем затруднена Обратная связь с избирателем - постоянна в он-
лайн
Время на подготовку к кампании от 2-х месяцев
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Время на подготовку к кампании от 3 дня
Скорость реагирование на черный Рй конкурентов
от 3-х дней Скорость реагирование на черный РР конкурентов
от минут
Количество задействованных в Вашей команде
людей, которых надо контролировать от 50 Количество задействованных в Вашей команде
людей, которых надо контролировать от
Возможность негласного запрета властями
проведения агитации до 90% Возможность негласного запрета властями
проведения агитации
I
Бюджеты на избирательную кампанию от 300 т.р. в
месяц Бюджеты на избирательную кампанию от 20 т.р. в
месяц
Рисунок 1. Традиционные и интернет-методы предвыборной агитации
Поэтому в информационно развитых странах имеется значительный опыт использования Интернета как инструмента предвыборной агитации. В частности, в США впервые в предвыборной агитации Интернет использован 25 лет назад, в 1992 году. Кроме того, по мнению некоторых авторов, победе Б. Обамы в 2012 году также способствовала предвыборная агитация в сети Интернет [3].
Но прорывом в политических технологиях стала предвыборная кампания Д. Трампа. Им была одержана победа, несмотря на потоки негативной информации в традиционных СМИ. Перевес им был достигнут за счет успехов в социальных сетях и на иных интерактивных площадках. При этом Д. Трамп затратил на избирательную кампанию значительно меньше своей главной соперницы Х. Клинтон (429,5 млн против 897,7 млн) [9].
В свою очередь, в Европе не только активно используют в избирательном процессе информационные технологии, но и уже относительно давно уделяют внимание проблемам, возникающим при их применении. Так, в 2000 году Ассоциацией организаторов выборов стран Европы в ходе ежегодной конференции в Варшаве анализировалась роль информационных и коммуникационных технологий и социальных медиа на выборах. По результатам рассмотрения принята соответствующая декларация.
Процитируем лишь некоторые содержащиеся в ней выводы:
- использование информационных технологий необходимо адекватно легитимировать законами о выборах и точными подзаконными актами;
- должен обеспечиваться доступ к информации, а также свободный поток избирательных данных;
- субъекты, использующие информационно-технологические средства, должны нести полную ответственность за законность их применения и соблюдение процедур выборов [5, с. 3].
Научно-технический прогресс не обошел стороной и Россию. По данным Mediascope, по состоянию на март 2017 года, ежемесячная аудитория Интернета составила 87 млн человек или 71 % от всего населения страны [10].
Поэтому политтехнологи не могли оставить без внимания такую агитационную площадку, как Интернет. Ярким примером может послужить избирательная кампания А. Навального в преддверии выборов мэра г. Москвы. С помощью Интернета им был сформирован имидж кандидата, организована волонтерская сеть (руководство которой осуществлялось также посредством информационно-телекоммуникационных сетей) и осуществлялось финансирование, в том числе посредством сбора денежных средств в Сети. Принятые меры позволили ему набрать в результате 27% голосов и составить достаточно сильную конкуренцию другим претендентам.
В целом Интернет, по мнению некоторых ученых, уже перерос представление о нем как о простом средстве связи между людьми [7]. Так, Ш. Шольберг1 придерживается мнения, что Интернет следует рассматривать как одну из составляющих жизненных сфер, наряду с землей, водой, воздухом и космосом [8]. И если Интернет расценивать как новую реальность, самостоятельное пространство, именуемое «ки-берпространство», то следует рассматривать и такое явление, как виртуальная личность, которая выступает активным участником множества общественных отношений, в том числе в сфере предвыборной агитации. Здесь могут иметь место два сценария развития событий: во-первых, это создание реально не существующей личности и ее функционирование в сети Интернет. Во-вторых, создание виртуального дублера реального человека, то есть трансформация живого индивида в киберпространство. Причем второй случай не в полной мере совпадает с Интернетом, то есть виртуальная личность может существовать вне киберпространства. Речь идет о трехмерных голограммах, которые уже активно используются, в том числе и в предвыборной агитации.
Так, трехмерные голограммы Нарендра Моди использовались для «прямого» общения с избирателями в ходе избирательной кампании на должность премьер-министра Индии в 2014 году.
В том же году в Турции Р. Эрдоган, а точнее его трехмерная копия, выступил в поддержку кандидата мэра г. Измир.
В 2016 году Коммунисты России заявляли о намерении использовать в предвыборной агитации объемные голограммы.
Кандидат в президенты Франции Жан-Люк Меланшон в феврале 2017 года, используя объемное изображение в воздухе, провел свое выступление сразу (разница в 2 секунды) в двух городах - Лионе и Париже, расстояние между которыми 500 километров.
Используются современные технологии и в протестных акциях. В 2015 году, протестуя против нового закона о митингах, в Испании проведен марш голограмм. Движение «Мы не преступники» призвало жителей Мадрида снять себя с помощью веб-камер и отправить видео организаторам. Во время шествия по улицам города прошло около двух тысяч голограмм - проекций виртуальных представителей людей, которые выкрикивали лозунги «Мы не преступники». А теперь давайте
1 Штайн Шольберг, норвежский судья и председатель рабочей группы по киберпреступлениям Международного союза электросвязи (специализированное учреждение ООН в области информационно-телекоммуникационных технологий).
представим (спроецируем), что было в это время с уличным движением? А если лозунги заменить на экстремистские или призывы к противоправным действиям?
Столь подробный дискурс по осуществлению предвыборной агитации посредством информационно-телекоммуникационных средств сделан для осознания глобальности явления, противостоять негативным процессам в котором должны органы внутренних дел [4, с.151]. Автору могут возразить, что не только органам внутренних дел, но и иным субъектам противодействия незаконной предвыборной агитации, таким как избирательные комиссии и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Однако, ничуть не умаляя их значимость в противодействии некорректным избирательным технологиям, следует отметить, что их роль менее значительна, чем у органов внутренних дел. Так, Роскомнадзор осуществляет противодействие незаконной агитации только в средствах массовой информации. Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав, но в их деятельности отсутствует наступатель-ность и активные действия по выявлению фактов незаконной агитации, а сводится она в основном к рассмотрению нарушений, выявленных иными субъектами или самими участниками избирательной кампании.
А вот Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»2 предписывает сотрудникам полиции принимать меры по пресечению противоречащей закону предвыборной агитации.
Возвращаясь к рассмотрению интересующих нас вопросов, следует отметить, что мощное влияние новых технологий на информационно-правовой режим избирательных отношений порождает необходимость адекватного и качественного совершенствования соответствующего законодательства [6].
Принято считать, что законодательство, регламентирующее предвыборную агитацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, недостаточно и требует доработки. По мнению автора, в настоящий момент такое законодательство применительно к предвыборной агитации отсутствует вовсе.
Действительно, в Федеральном законе Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-
2 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25.
ской Федерации»3 используется термин «информационно-телекоммуникационная сеть Интернет», но из 18 упоминаний 16 раз в контексте его использования как платформы для размещения обязательной информации. А 2 раза - в части, касающейся запрета размещения информации экстремистского содержания.
Кроме того, в указанном законе упоминаются сетевые издания, но это упорядочивает только деятельность СМИ в различных его формах.
В 2015 году Центральной избирательной комиссией Российской Федерации предпринята попытка нивелировать имеющийся правовой вакуум в данной сфере и подготовлены справоч-но-методические материалы по некоторым вопросам использования информационно-коммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов (одобрены на заседании ЦИК РФ 29 июля 2015 года, протокол № 294-16). Однако, на наш взгляд, этого не достаточно, так как решение носит только рекомендательный характер и не охватывает весь спектр вопросов (в том числе и частично затронутых в данной работе), возникающих при проведении предвыборной агитации посредством информационно-телекоммуникационных средств.
Таким образом, приходим к выводу, что законодательство, регламентирующее порядок проведения предвыборной агитации, в настоящее время не соответствует современным вызовам и отстает от действующих реалий в сфере избирательных технологий.
Следующая составляющая противодействия некорректным предвыборным технологиям, реализуемым посредством современных информационно-телекоммуникационных средств - это наличие технической возможности проведения контрмер. К таковым в нашем понимании относится: наличие технических средств и программного сопровождения; кадровые ресурсы; организационное обеспечение. Ограничиваясь по целям и объемам данной работы, считаем целесообразным остановиться на программном обеспечении деятельности органов внутренних дел по противодействию некорректным предвыборным технологиям в сети Интернет. Здесь хотелось бы обратить внимание на уже используемую в Роскомнадзоре Автоматизированную систему мониторинга средств массовой коммуникации (далее - «АСМСМК» или «Система»).
В настоящее время она ограничивается в основном мониторингом электронных СМИ (90%)
3
° Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 106.
и только 10% ориентированы на иные ресурсы сети Интернет.
Данная Система позволяет выявлять различные нарушения в сети Интернет. По заданному типу поиска (в данном случае это предвыборная агитация) АСМСМК, располагая соответствующими словарями, осуществляет поиск по ключевым словам. При выявлении материалов, содержащих признаки нарушения, они поступают в соответствующий каталог, откуда они в дальнейшем перемещаются на рабочие места операторов, которые осуществляют предварительное рассмотрение.
При подтверждении подозрения в дальнейшем материал поступает инспекторам, которые дают предварительную правовую оценку и принимают решение о целесообразности направления материала экспертам, то есть лицам, обладающим специальными познаниями в той или иной области знаний, в данном случае это могли бы быть члены избирательных комиссий, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений МВД РФ или специалисты Ро-скомнадзора. После заключения эксперта уже осуществляется соответствующее процессуальное производство.
При этом на любой стадии ход проверки материала с момента попадания в Систему доступен для контроля должностных лиц.
Также необходимо отметить, что Система самообучаема, она запоминает неоднократно повторяющиеся действия специалистов и в дальнейшем использует в своей работе.
Рассмотрим, каким видам правонарушений АСМСМК способна противостоять.
Условно возможные нарушения избирательного законодательства в сфере предвыборной агитации в сети Интернет разделим на три группы (векторы).
Содержательный «вектор»: наличие экстремистских компонентов; участие несовершеннолетних лиц; агитация в СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов; изображения и/или высказывания без согласия физического лица; агитация лицами, которым это запрещено.
Временной «вектор»: агитация вне агитационного периода; опубликование результатов опросов менее чем за 5 дней до голосования; агитация в день тишины и день голосования.
Оформительский «вектор»: публикация социологических опросов без указания полных данных; публикация агитационных материалов с «редакционными комментариями»; отсутствие выходных данных или информации об оплате из избирательного фонда; перекрытие агитационных материалов.
При этом автоматизированный мониторинг невозможен:
по оформительскому «вектору» только в части касающейся перекрытия агитационных материалов;
по содержательному «вектору» только агитация в СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов и изображения и/или высказывания без согласия физического лица.
То есть, как мы видим, охват в сети Интернет возможных нарушений уже установленного порядка проведения предвыборной агитации если и не всеобъемлющий, то достаточно обширный.
Эффективность использования Системы можно было бы повысить путем интеграции на данной платформе возможностей не только Роскомнад-зора, но и системы избирательных комиссий,
а также органов внутренних дел. Это дало бы возможность объединить материальные ресурсы (автоматизированные рабочие места), что, в свою очередь, позволило бы увеличить объемы обрабатываемой информации.
Кроме того, интеграция в одну систему позволила бы оперативно использовать потенциал экспертов Роскомнадзора, специалистов избирательных комиссий и сотрудников экспер-тно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (в первую очередь лингвистов).
Таким образом, по мнению автора, назрела необходимость заключения тройственного соглашения (ЦИК, Роскомнадзор и МВД РФ) и создание интегрированной автоматизированной системы мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей.
Литература
1. Чистобородов И.Г. Органы внутренних дел как субъект административно-правового обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения избирательных кампаний. - Москва, 2014. С. 122.
2. Амельчаков И.Ф., Карагодин А.В., Переверзева Е.С. Полиция в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-5. С. 1106-1109.
3. Столяров А.А. Зарубежные пиар-стратегии в предвыборной практике российской оппозиции // Политическая лингвистика. 2014. № 1(47). С. 191-199.
4. Носатов Ю.Н. К вопросу определения цели и задач, стоящих перед органами внутренних дел при обеспечении правопорядка в период проведения предвыборной агитации // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 150-152.
5. SzolnokiZ. Greetings // Elections in Europe. 2013. №9.
6. Тедеев А.А. Перспективы реализации избирательных прав граждан в информационной среде в условиях глобализации // Информационное право. 2005. № 3. С. 10-13.
7. Хвалев C.А. Предвыборная агитация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2012. № 5 (20). С. 23-27.
8. Schjolberg S. and Ghernaouti-Helie S. A Global Treatyon Cybersecurity and Cybercrime.2nd ed. Oslo, 2011.
9. http://www.rbc.ru/politics/07/11/2016/58172d119a79478828b87ccc (дата обращения 20.05.2017).
10. http://mediascope.net/press/news/744498 (дата обращения 20.05.2017).
= References =
1. Chistoborodov I.G. Organy vnutrennikh del kak sub»ekt administrativno-pravovogo obespecheniya pravoporyadka i obshchestvennoi bezopasnosti v period podgotovki i provedeniya izbiratel'nykh kampanii. - M., 2014. S. 122.
2. Amel'chakov I.F., Karagodin A.V., Pereverzeva E.S. Politsiya v mekhanizme obespecheniya i zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 6-5. S. 1106-1109.
3. StolyarovA.A. Zarubezhnye piar-strategii v predvybornoi praktike rossiiskoi oppozitsii // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 1(47). S. 191-199.
4. Nosatov Yu.N. K voprosu opredeleniya tseli i zadach, stoyashchikh pered organami vnutrennikh del pri obespechenii pravoporyadka v period provedeniya predvybornoi agitatsii // Sotsial'no-politicheskie nauki. 2016. № 4. S. 150-152.
5. Szolnoki Z. Greetings // Elections in Europe. 2013. №9.
6. TedeevA.A. Perspektivy realizatsii izbiratel'nykh prav grazhdan v informatsionnoi srede v usloviyakh globalizatsii // Informatsionnoe pravo. 2005. № 3. S. 10-13.
7. Khvalev C.A. Predvybornaya agitatsiya v informatsionno-telekommunikatsionnoi seti Internet // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoi informatsii im. M.M. Speranskogo. 2012. № 5 (20). S. 23-27.
8. Schjolberg S. and Ghernaouti-Helie S. A Global Treatyon Cybersecurity and Cybercrime.2nd ed. Oslo, 2011.
9. http://www.rbc.ru/politics/07/11/2016/58172d119a79478828b87ccc (data obrashcheniya 20.05.2017).
10. http://mediascope.net/press/news/744498 (data obrashcheniya 20.05.2017).
(статья сдана в редакцию 05.07.2017)