бочный вывод, что недовольные своей службой полицейские недобросовестно относятся к исполнению своих служебных обязанностей. На самом деле, как отмечают зарубежные авторы, недовольные службой полицейские ранее были весьма продуктивны при выполнении своих обязанностей. K.Gilmartin и J.Harris считают, что руководители должны непосредственно обсудить проблемы службы с недовольными полицейскими для лучшего понимания их проблем и предпринять меры (желательно совместно с психологами) для того, чтобы нейтрализовать чувство неудовлетворенности от службы у подчиненных.
Данная рекомендация американских авторов, несомненно, актуальна и для руководителей ОВД. В современной литературе (как зарубежной, так и отечественной) сформулированы рекомендации по реализации эффективного управления коллективами сотрудников ОВД, использованию методов воздействия руководителя на подчиненных и осуществлению индивидуального подхода к ним. Нам хотелось бы только подчеркнуть, что адекватный стиль руководства, позволяющий учитывать не только специфику конкретной служебной ситуации, но и психологические особенности подчиненных, во многом обусловливает конструктивное профессиональное развитие личности сотрудника ОВД.
ЛИТЕРАТУРА
1 Борисова С.Е., Кретова И.Ю. Некоторые особенности социально-психологического климата трудового коллектива и пути его оптимизации // 200 лет МВД России: история и современность: Сб. мат. итоговой науч.-нракт. конф. — Орел: ЮИ МВД России, 2000. — С. 23-27.
2. Калманов Г.Б., Козюля В.Г. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения у сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1997. — № 2(6).
3. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1998, — С. 54.
4. Купер Л., Маршал Д. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Сост. А.Б.Леонова, О.Н.Чернышева.— М.: Радикс, 1995.
5. Психологические проблемы сотрудников полиции.: Реферативный обзор. — М.: Академия управления МВД России, 1999.
6. Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997
7. Розанова В.А. Психология управления: Учеб.-практ. пос. — Ч. I и II//Управление персоналом.— М , 1996/1997.
8. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юрист, 1998.
9. Свенцицкий AJI. Социальная психология управления,—Л.: Изд-во ЛГУ, 1986, —С. 127.
10. Стратегия руководителей по контролю и преодолению профессиональных стрессов у подчиненных как средство сохранения кадрового состава полицейских подразделений. — М.: ГИЦ МВД России, 1995.
К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
Канд. юрид. наук И А. Бобраков, канд. филос. наук Н.Г. Петрова
Брянский филиал ЮИ МВД России
Наш филиал готовит специалистов юридического профиля для Министерства внутренних дел. На очном отделении практикуется очно-заочная форма образования. После средней школы абитуриенты по направлениям территориальных ОВД поступают в институт, проходя очное обучение в течение двух лет. Затем переходят на практическую работу, продолжая образование на заочном отделении.
В 1998-2001 гг. нами проведено социологическое исследование среди выпускников очно-заочной формы, посвященное их профессиональному становлению. Исследование включало две составляющие: заочный опрос наставников или руководителей подразделений, в которые были направлены выпускники (они делали оценку по результатам их полугодовой службы), и очный опрос самих выпускников, дававших самооценку по тем же вопросам, что и наставники. Опрос включал три блока вопросов по определению образовательного, личностного и служебного уровней подготовки бывших курсантов. В результате анализа полученных данных было выявлено, в частности, следующее:
1. Свой образовательный потенциал выпускники оценили несколько выше, чем наставники. Пропорция (оценка/самооценка) составила 3.68 к 3,87. Среди показателей образованности самый высокий балл наставники поставили за эрудицию выпускников, самый низкий — за умение применять ее в практической работе.
2. Свои личностные качества выпускники, напротив, оценили ниже, чем наставники. Здесь пропорция составила 3,87 к 4,12. По мнению наставников, у выпускников ярко выражены такие качества, как уравновешенность и внимание. Наименее выражены способность переносить психологические нагрузки и недостаточная уверенность в себе. По самооценке, у них низкий уровень конфликтности, по экспертной оценке, напротив, — самый высокий. Причем наставниками отмечено возрастание этого уровня по ходу самостоятельной работы выпускников.
3. Свои служебные качества выпускники оценили на 3,95 балла. Наставники — на 3,67. В отношении выпускников к службе преобладает такая характеристика, как исполнительность и терпение. Однако наставники отметили отсутствие у них инициативности и вместе с тем недостаток исполнительности.
Кроме того, были получены данные о перспективах профессиональной деятельности выпускников.
Настораживает то, что среди отвечавших 58% планируют в ближайшее время изменить место службы либо уволиться из органов внутренних дел. Основным фактором при этом является необходимость окончания обучения в вузе, что подтверждается данными кадрового аппарата УВД Брянской области: среди выпускников отмечена высокая текучесть кадров.
Таким образом, нашим выпускникам свойственна завышенная самооценка служебных характеристик и заниженная — своих личностных данных. Несмотря на достаточно жесткий отбор кандидатов на обучение, у выпускников отмечается существенный разрыв между представлениями об условиях службы в МВД и ее реальной практикой. Выпускники испытывают серьезные трудности при адаптации в милицейской среде. Уже в юношеском возрасте (19 лет) они занимают ответственные должности, работая следователями, оперуполномоченными, участковыми. У большинства выявляется несоответствие их психофизиологических качеств требованиям, зачастую экстремальных, условий и нервно-психическим перегрузкам по роду практической деятельности. При этом они продолжают обучение заочно и обязаны выполнять учебный план в полном объеме. Это обстоятельство усугубляет их психологическую напряженность.
Для повышения уровня подготовки специалистов для ОВД можно предложить следующее.
1. Подготовка специалистов для ОВД по очно-заочной форме обучения нецелесообразна. По нашему мнению, очно-заочная форма обучения не способствует профессиональному становлению выпускников; создает для них чрезмерные трудности. Пятилетний цикл очного обучения позволил бы закалить в должной мере морально-волевые качества курсантов. К самостоятельной работе они приступали бы в более зрелом возрасте (в 22-23 года).
2. При отборе абитуриентов на учебу, наряду с уровнями общей образованности и физической подготовки, должен учитываться фактор осознанного профессионального выбора. Это требует кропотливой работы с абитуриентами еще до поступления в вуз (тестирование, собеседование с психологом, ознакомительные посещения практических органов ОВД, анализ их деятельности по участию, в допустимых формах, в охране общественного порядка и т. п.).
3. Приоритетом в обучении должна стать его практическая направленность по специализации ведомственного вуза. Например, учебным планом производственная практика предусмотрена только на старшем курсе. Тогда как и на всем протяжении учебного процесса с 1 курса необходимо поддерживать постоянную связь курсантов с практическими органами. С этой целью можно было бы выделить несколько дней в месяц для непосредственной работы обучающихся в территориальных ОВД под руководством наставников, систематически проводить ознакомительные посещения органов прокуратуры и судебных заседаний. В обучении следует использовать примеры, процессуальные документы из практики тех подразделений, где курсанты будут проходить мини-стажировки. Целесообразно привлечение в учебном про-
цессе на постоянной основе опытных сотрудников ОВД, непосредственно раскрывающих и расследующих преступления.
4. Необходимость совершенствования психологической подготовки курсантов. Курс юридической психологии должен включать и прикладные психологические аспекты, наглядно демонстрирующие роль психологии в деятельности ОВД. Важно уделять постоянное внимание формированию психофизиологических навыков, необходимых для службы в ОВД, при изучении профильных дисциплин, уголовного и административного права, уголовного процесса, криминалистики.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИГРАФА ПРИ КАДРОВОМ ОТБОРЕ
B.C. Морозов, научный сотрудник ВНИИ МВД России
В последнее десятилетие проблема собственной безопасности и укрепления законности в правоохранительных органах стоит чрезвычайно остро. Одним из путей ее решения может стать применение полиграфных устройств при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел, особенно в оперативные подразделения ОВД.
Необходимость профессионального отбора лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы, обусловлена спецификой их деятельности. Многообразие и сложность задач, зачастую решаемых в условиях дефицита времени, риск при осуществлении оперативно-служебной деятельности, повышенная социальная ответственность за ошибки предъявляют высокие требования к профессиональным и морально-волевым качествам, уровню физического и психического здоровья сотрудников.
Во всех развитых странах мира большое внимание уделяется совершенствованию системы отбора, подготовки и дальнейшего сопровождения личного состава правоохранительных органов.
В США в настоящее время большинство полицейских управлений используют традиционные методы отбора, включающие различные психологические тесты, рассчитанные на определение интеллектуального уровня и общих особенностей личности, проверку послужного списка, общих биографических данных, медицинские осмотры, а также исследования с применением полиграфных устройств.
Полиграф успешно применялся начиная с 50-х годов не только при расследовании различных преступлений, но и для отбора сотрудников полиции и спецслужб в США, Японии, Канаде.
В 1981 г. в США был принят Федеральный закон »' о допустимости применения полиграфа во всех случаях возможной утечки секретной информации. В настоящее время на федеральном уровне полиграфные проверки являются обязательными для служащих го-