Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования избирательной системы'

К вопросу правового регулирования избирательной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL SYSTEM / LEGAL REGULATION OF ELECTIONS / THE RIGHT TO VOTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоусова Л. В., Подповетная Ю. В.

В статье рассматривается проблема правового регулирования избирательной системы на основе права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным. Особое внимание уделено вопросу стабилизации и легитимности избирательных отношений, а также необходимости привлечения молодого поколения к развитию молодежной политики. На основе проведенного анализа нормативных документов и реальной практики выявлены принципы, которых необходимо придерживаться при проведении и организации законных выборов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BY THE LEGAL REGULATION ELECTORAL SYSTEM

The problem of legal regulation of the electoral system on the basis of the right of Russian citizens to elect and be elected. Particular attention is paid to the issue of stabilization and legitimacy of electoral relations, as well as the need to attract the younger generation to the development of youth policy. Based on the analysis of regulations and actual practice revealed the principles to be followed in conducting and organizing legitimate elections in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования избирательной системы»

УДК 342.8 ББК Ч448.44

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Л.В. БЕЛОУСОВА, ФГБОУВПОЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, Россия Ю.В. ПОДПОВЕТНАЯ, ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ), ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье рассматривается проблема правового регулирования избирательной системы на основе права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным. Особое внимание уделено вопросу стабилизации и легитимности избирательных отношений, а также необходимости привлечения молодого поколения к развитию молодежной политики. На основе проведенного анализа нормативных документов и реальной практики выявлены принципы, которых необходимо придерживаться при проведении и организации законных выборов в Российской Федерации.

Ключевые слова: избирательная система, правовое регулирование, выборы, избирательное право.

Актуальность. В современном мире очень часто слышится фраза "я имею право", но мы не задумываемся над тем, что не только "я" имею право, но и все находятся в равных условиях, будь то продавец в магазине или чиновник. Такая проблема существует и во время выборов.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирует вопросы избирательного права каждого гражданина, за исключением тех, кто считается не дееспособным или отбывает срок в местах лишения свободы (ст. 32 ч. 2 и ч. 3 конституции РФ) [2]. В ст. 2 п.п. 28 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорится:

- о конституционном праве граждан РФ избирать и быть избранным в государственные органы власти и органы местного самоуправления;

- о правовом участии в выдвижении кандидатов;

- о правовом участии в предвыборной агитации;

- о праве в наблюдении за проведением выборов;

- о праве в наблюдении за работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов и др. [4].

Как правило, до проведения выборов баллотирующиеся кандидаты проводят предвыборную агитацию партии, которую они представляют, но не во всех случаях кандидаты

действуют правомерно, подкупая избирателей материальными благами или обещая им что-либо взамен за их голос на выборах. В случаях уличения в таких неправомерных действиях, возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 141 уголовного кодекса Российской Федерации, за создание препятствия в исполнении избирательных прав голосующего гражданина за или против кандидатов [6].

В соответствии с п. 2 ст. 62 Федерального закона "О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации" любым лицам и организациям, прямо или косвенно фигурирующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:

- осуществлять льготную распродажу товаров, бесплатно распространять товары, не считая печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

- предоставлять бесплатные услуги или на льготных условиях [3].

На основе проведенного анализа нормативных документов и реальной практики можно сделать вывод, что для проведения и организации законных выборов в Российской Федерации следует придерживаться нескольких принципов:

- всеобщность избирательных прав;

- равенство избирательных прав;

- тайное голосование;

- обязательность и периодичность выборов;

- альтернативность выборов;

- добровольность участия в выборах;

- организация и проведение выборов органами, не входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;

- гласность и открытость избирательного процесса [1].

Неукоснительное соблюдение данных принципов позволит поднять на большую высоту степень доверия электората к своему государству.

Важно отметить, что выборы в России на протяжении многих лет характеризуются низкой явкой. Это происходит по той причине, что граждане в большей степени уверены в отсутствие реальной конкуренции

баллотирующихся партий, понимание безуспешного участия в голосовании, не возможности повлиять на результаты голосования.

Анализируя участие молодежи на выборах выяснено, что молодое поколение, достигая возраста 18 лет, предпочитает не ходить на выборы, поскольку у них нет заинтересованности в их результате, им безразлично кто и как будет управлять страной, в связи с этим еще больше снижается явка избирателей, что влияет на легитимность результатов.

Одним из способов для увеличения явки стал, так называемый "натуральный обмен", когда пришедшему на участок избирателю предлагалось некоторое вознаграждение: бесплатная дегустация деликатесов, билет на концерт или в театр, участие в беспроигрышной лотерее, и т.д. Главным способом накрутки голосов стало проведение выборов вне избирательных участков - досрочно и на дому. Больше всего претензий связано с поддельным повышением явки за счет этих видов голосования предъявлялось властям известных округов:

• Санкт-Петербурга (2,79% на дому, 23,89% досрочно);

• Республики Алтай (8,79% на дому, 16,29% досрочно);

• Псковской области (18,19% на дому, 8,59% досрочно);

• Ивановской области (24,19% на дому);

• Нижегородской области (12,69 на дому, 10% досрочно).

Это проценты от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Снижение

явки также может быть связано с тем, что Единый день голосования теперь проходит в начале сентября, т.е. период агитации приходится на сезон отпусков, когда значительная доля избирателей уезжает на дачу или на курорты. Очевидно, что нужно переносить Единый день голосования на март, и об этом говорят все оппозиционные партии [5].

Сегодняшнее молодое поколение не стремится в общественно-политическую жизнь, не хочет и не ищет человека политические действия, и взгляды которого совпадают с их мнением. Можно считать, что молодежь придерживается такой точки зрения: ни кому не верит, поэтому не ходит на выборы. Так же негативным фактором повышающим отсутствие молодого поколения на выборах является использование молодежи в качестве объекта манипулирования. Молодых людей привлекают в избирательный процесс, используя разные виды программ, образуя эмоциональную связь, которая реализуется на выборах, а потом забывают о них до следующих выборов. В итоге у молодого поколения складывается чувство, что их использовали. Поэтому важно не забывать про молодежь, которая содействовала в процессе выборов, а привлекать их к приготовлению других мероприятий города по их желанию. Тем самым у молодежи не будет негативного отношения, что приведет к повышению явки на выборах.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: зная свои права, не надо ущемлять права других, ведь право избирать и быть избранным есть у всех. Так же молодое поколение, нужно больше заинтересовывать в проведении выборов и их легитимности. Для повышения заинтересованности молодежи в выборах в социальные сети, например, можно выкладывать короткие видео о каждой партии. Узнав существо позиции каждой партии, молодежь будет иметь представление о них и их дальнейших планах, сможет сравнивать и выбирать для себя ту партию, которую он будет считать наиболее перспективной. Таким образом, подняв заинтересованность молодого поколения к процессу выборов, можно добиться их участия в голосовании, что, соответственно, поднимет процент явки в день голосования и позволит реализовать право "избирать и быть избранным".

Список литературы

1. Избирательное право и избирательные права [Электронный ресурс] - URL:izbirkom.rkomi.ru/cdo/?id=374 (дата обращения 01.10.2016).

2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL:www.com•tiШion.ru (дата обращения 02.10.2016).

3. О выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российский Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 N 62-ФЗ (ред. от 5.10.2015) [Электронный ресурс] - URL:www.consultant.ru (дата обращения 01.10.2016).

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.10.2015) [Электронный ресурс] - URL:www.consultant.ru (дата обращения 03.10.2016).

5. Региональные выборы в России 2014: основные проблемы [Электронный ресурс] -URL:www.osce.org/ru/odihr/124871?download=true (дата обращения 03.10.2016).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 16 июля 2014 года) [Электронный ресурс] - URL:www.consultant.ru (дата обращения 04.10.2016).

BY THE LEGAL REGULATION ELECTORAL SYSTEM

L. BELOUSOVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia Yu. PODPOVETNAYA, SUSU, SUIME, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The problem of legal regulation of the electoral system on the basis of the right of Russian citizens to elect and be elected. Particular attention is paid to the issue of stabilization and legitimacy of electoral relations, as well as the need to attract the younger generation to the development of youth policy. Based on the analysis of regulations and actual practice revealed the principles to be followed in conducting and organizing legitimate elections in the Russian Federation.

Keywords: electoral system, the legal regulation of elections, the right to vote.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.