УДК 796.077.4
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ
Алексей Владимирович Коршунов, кандидат социологических наук, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва; Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов. Данная проблема вызвана низкой мотивацией студентов к занятиям физической культурой, а также недостаточной профессиональной подготовленностью преподавательского состава. Предложенная авторами социально-педагогическая модель повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов оказала эффективное воздействие на решение учебных задач и позволила повысить качество и эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональное мастерство, субъекты управления, социально-педагогическая модель, физическое воспитание студентов, преподаватели физической культуры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p135-139
TO THE QUESTION OF INCREASE OF PROFESSIONAL SKILLS OF SUBJECTS OF MANAGEMENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Alexey Vladimirovich Korshunov, the candidate of sociological sciences, Andrey Olegovich
Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow Pedagogical State University, Moscow; Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture, St. Petersburg State Polytechnical University, St. Petersburg
Annotation
The article considers the ways to increase the professional skills of the subjects of management of the physical training of students. This problem is determined by low motivation of the students to occupations by physical culture, including also the insufficient professional readiness of the teaching staff. The social and pedagogical model for increasing the professional skills of the subjects of management of physical training of students offered by authors has exerted the effective impact on the solution of the educational tasks and allowed increasing the quality and efficiency of the educational process.
Keywords: professional skill, subjects of management, social and pedagogical model, physical training of students, teachers of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ педагогической эффективности специалистов высшей школы показывает, что вопросы организации, содержания и методики повышения их квалификации в сфере управления физическим воспитанием студентов в настоящее время окончательно не решены. У профессорско-преподавательского состава вузов по данному вопросу существуют различные суждения. Одни считают, что специалист должен самостоятельно совершенствовать свои знания, используя различные способы их получения. Другие предлагают различные педагогические организационные формы, которые помогали бы преподавателю систематически повышать свой информационный потенциал, овладевать новыми и современными знаниями по специальности. Мы придерживаемся точки зрения В.А. Щеголева и В.Ю. Карпова [3], которые считают, что повышение профессионального мастерства специалиста в сфере управления физическим воспитанием студентов может осуществляться как по линии самостоятельного совершенствования своих знаний, уме-
ний и навыков, так и в ходе участия в различных организованных формах обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенного педагогический анализа свидетельствуют о том, что процесс повышения профессионального мастерства специалистов физического воспитания студентов характеризуется динамичностью и противоречивостью. При этом, в качестве основных противоречий могут выступать: быстрый рост научных знаний и ограниченность сроков усвоения информации; индивидуальные способности обучаемых и унифицированные образовательные программы; уровень знаний в сфере обучения и воспитания и новые требования практики управления[1;5]. Разрешение этих, а также других противоречий обусловливает динамичность процесса повышения профессионального мастерства, характер и темпы усвоения учебной информации, содержание и методы обучения специалистов в сфере управления воспитательными процессами.
Являясь формой и средством передачи социального опыта, образовательный процесс повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов включает в себя ряд взаимосвязанных структурных элементов и педагогических условий (рисунок 1). К педагогическим условиям организации процесса повышения профессионального мастерства относятся: ресурсное обеспечение образовательной деятельности, уровень профессиональной подготовленности субъекта и объекта обучения, характер познавательной активности обучаемых, творчество преподавательского состава. Разрабатывая педагогическую модель повышения профессионального мастерства различных категорий субъектов управления физическим воспитанием студенческой молодежи, следует более детально остановиться и на методах решения этой задачи, поскольку они являются основным инструментом взаимосвязанной деятельности субъекта и объекта обучения.
Описание и изучение методов повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов необходимо осуществлять в определенной системе. Это позволяет лучше ориентироваться во всем их многообразии и направленности. Анализ педагогической литературы свидетельствует, что в основу классификации методов могут быть положены различные признаки [3].
В своей совокупности они позволяют оптимизировать процесс повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов на основе:
- определения и конкретизации задач профессионального совершенствования специалистов с учетом особенностей образовательной и воспитательной среды вуза;
- выбора оптимального содержания способов повышения профессионального мастерства на основе построения рациональной структуры учебного процесса;
- реализации социально-личностного подхода к процессу повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов;
- создания благоприятных организационно-педагогических условий для успешного решения задач повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов;
- рационального сочетания управления и самоуправления воспитательным процессом, а также оперативного регулирования и корректирования его хода [4].
Для решения задач повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов в Московском педагогическом государственном университете на базе института физической культуры спорта и туризма был создан постоянно действующий образовательный информационно-методический центр.
Основными его задачами явились:
1. Обеспечение необходимой информацией по учебно-методическим, психолого-педагогическим, спортивно-прикладным, организационно-правовым, и др. вопросам по-
вышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов.
2. Создание благоприятных возможностей взаимодействия субъектов управления физическим воспитанием студентов на основе постоянного обмена информацией.
3. Регулярное проведение научных конференций, учебно-методических сборов, семинаров, спортивных соревнований и других форм деятельности субъектов управления физическим воспитанием студенческой молодежи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ
Содержание и направленность образовательного процесса
Мотивы повышения профессионального мастерства
Организация и сроки образовательной деятельности
Закономерности и принципы повышения профессионального мастерства
Средства повышения профессионального мастерства
Методы повышения
профессионального мастерства
Формы повышения профессионального мастерства
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Субъект повышения Объект повышения
профессионального < И-^ профессионального
мастерства VI К мастерства
Результат повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием
Рисунок 1. Основные структурные элементы процесса повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов
С целью экспериментальной проверки педагогических возможностей повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов в 2014-2015 гг. на базе информационно-методического центра был проведен педагогический эксперимент.
Организация проведения педагогического эксперимента включала в себя несколько этапов. Основная задача начального этапа состояла в повышении уровня профессионального мастерства различных категорий субъектов педагогического воздействия, пу-
тем освоения ими знаний по социально-личностному стилю управления физическим воспитанием студентов.
Для решения данной задачи был проведен цикл теоретических и методических занятий по повышению квалификации различных категорий работников физкультурно-спортивной сферы.
Программа обучения была рассчитана на 80 часов, из них: 40 - под руководством преподавателей и 40 - в форме самостоятельной работы.
Отличительной особенностью занятий являлось то, что в них вошли теоретические и семинарские занятия интерактивного содержания, которые раскрывали основную суть использования педагогических технологий воспитательной деятельности [2].
На таких занятиях рассматривались конкретные психолого-педагогические ситуации по совершенствованию управления физическим воспитанием студентов. Итогом обучения явилась подготовка и защита курсовой работы на заданную тему.
Реализация и проверка эффективности освоенных знаний, умений и навыков составила второй этап педагогического эксперимента. Путем самооценок и экспертных оценок фиксировались данные, характеризующие владение методами психолого-педагогического воздействия на студентов, отношение к ним, уровень авторитетности и др.
Заключительную часть эксперимента составили исследования по определению эффективности основных показателей деятельности по управлению физическим воспитанием студентов в вузе за 2015 учебный год.
Результаты проведенных исследований показали его довольно высокую результативность. Характер оценок знаний, умений и навыков, полученных в ходе эксперимента, свидетельствуют о целесообразности предлагаемой формы повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студенческой молодежи (таблица 1).
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют об успешности усвоения программного материала. Это подтверждается и уровнем удовлетворенности испытуемых, принявших участие в эксперименте, содержанием и методикой организации занятий. Данный факт может свидетельствовать о достаточно высокой мотивации субъектов управления физическим воспитанием студентов к повышению своего профессионального мастерства, к пониманию необходимости, важности и перспективности внедрения социально-ориентированных технологий в управленческую практику.
Таблица 1
Результаты освоения экспериментальной программы субъектами управления
физическим воспитанием студентов до и после окончания эксперимента, (баллы)
Основные параметры обучения Результаты обучения, п = 88, (х±т)
До После Р
Теоретические знания 3,5±0,21 4,4±0,18 0,05
Методико-практические умения и навыки 3,4±0,16 4,5±0,14 0,05
Педагогическая активность 3,6± 0,16 4,6±0,14 0,05
Общая экспертная оценка 3,5±0,21 4,7±0,13 0,05
Самооценка 3,8±0,22 4,5±0,11 0,05
Удовлетворенность содержанием и методикой проведения занятий 3,7±0,17 4,8±0,22 0,05
Особенно наглядно это выражается в результатах удовлетворенности испытуемых содержанием полученных знаний и методикой повышения своего профессионального мастерства. Так, если до начала обучения только 27,8% преподавательского состава имели твердые знания в вопросах социально-ориентированного управления воспитанием студентов, то в конце эксперимента это число составило 69,1%. И, наоборот, количество лиц с довольно низким уровнем наличия знаний, умений и навыков по социально-ориентированному стилю управления уменьшилось с 22,4% до 3,4%.
Представленные данные также свидетельствуют о достаточно выраженной ориентации участников эксперимента на необходимость получения и использования знаний социального менеджмента в практике физического воспитания студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анализа полученного материала показывают, что в изменившихся современных условиях организации образовательного процесса в высшей школе необходимость повышения эффективности системы физического воспитания студентов не вызывает сомнений и является важнейшим условием ее дальнейшего развития. Предложенная модель повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов оказала эффективное воздействие на решение учебно-воспитательных задач и позволила вскрыть резервы педагогической культуры инновационного типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Переходко, Ф.Г. Управление физическим воспитанием студентов вузов с использование интерактивных методов педагогического воздействия : монография / Ф.Г. Переходко ; под ред. проф. В.А. Щеголева. - СПб. : Изд-во ИТМО, 2012. - 204 с.
2. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов вузов / В.А. Щеголев, Ф.Г. Переходко, С.С. Прокопчук, В.А. Платонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 246-249.
3. Щеголев, В.А. Основные методы воспитания студентов, используемые в физической культуре и спорте / В.А. Щеголев, В.Ю. Карпов // Актуальные вопросы профессионального обучения и воспитания специалистов : сборник научно-методических статей / под ред. А.А. Нестерова, В.А. Щеголева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2003. - С. 3-8.
4. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С.15-18.
5. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи : монография / В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин. - СПб. : Изд-во ИТМО, 2011. - 216 с.
REFERENCES
1. Perekhodko, F.G. (2012), Management of physical training of students of higher education institutions about use of interactive methods of pedagogical influence: the monograph, Ed. Shchegolev V.A., publishing house ITMO, St. Petersburg.
2. Shchegolev, VA., Perekhodko, F.G., Prokopchuk, S.S. and Platonova, V.A. (2015), "Theoretical aspects of use of interactive technologies in physical training of students of higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 246-249.
3. Shchegolev, VA. and Karpov, V.Yu. (2003), "The main methods of education of students used in physical culture and sport/VA. Shchegolev", Topical issues of a vocational education and education of experts: collection of scientific and methodical articles, St. Petersburg, pp. 3-8.
4. Shchegolev, VA. and Novoseltsev O. V. (2015), "Professional improvement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 15-18.
5. Shchegolev, VA. and Shchedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means of the professional focused education of student's youth: monograph, publishing house ITMO, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2016