УДК 37.015.3
ПАШТОВ Тимур Замирович,
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
втигра81~|1оу@.та11.|-и
НАГОЕВ Будимир Борисович, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
МАЛАМАТОВ Ахмед Харабиевич, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Статья посвящена проблеме повышения качества профессиональной подготовки студентов - будущих учителей, развития их коммуникативных умений, которые составляют основу профессиональной компетенции педагога. Актуальность данной статьи не вызывает сомнений. С одной стороны, мы видим у многих студентов, даже у будущих педагогов, невысокий уровень развития коммуникативных умений, низкий уровень самоконтроля. У них недостаточно развиты умения анализировать проблемные коммуникативные ситуации, преподаватели очень мало внимания уделяют специальной работе по развитию коммуникативных умений студентов, умениям анализировать сложные педагогические ситуации. Все это негативно сказывается на уровне их профессиональной подготовки. С другой стороны, эта проблема все еще остается недостаточно изученной в психолого-педагогической литературе.
Обоснована преднамеренная работа по обучению студентов решать коммуникативные педагогические задачи как условие развития их коммуникативных умений. Описаны основные этапы обучения решать педагогические задачи с опорой на концепцию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. В работе описана учебная карта анализа педагогических ситуаций, которую студенты разработали совместно с авторами статьи. Опираясь на эту карту, студенты анализировали коммуникативные педагогические ситуации из педагогических задачников и из их собственного опыта, полученного во время прохождения педагогической практики, учитывая при этом семейные и гендерные особенности учащихся. Выявлено положительное влияние решения педагогических задач на формирование самоконтроля студентов.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, педагогические умения, коммуникативные умения, педагогическая ситуация, педагогическая задача, самоконтроль, поэтапное формирование умственных действий, учебная карта, коммуникативные ошибки, гендерные особенности, консультации с психологами, семейное воспитание.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Timur Z. PASHTOV, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,
Nalchik, Russia
timurpashtov@m ail.ru
Budimir B. NAGOYEV, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,
Nalchik, Russia
Achmed Ch. MALAMATOV, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,
Nalchik, Russia
ON THE QUESTION OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS-FUTURE
TEACHERS
The article is devoted to improving the quality of professional training of students - future teachers, the development of their communication skills, which are the basis of the professional competence of the teacher. The relevance of this article is not in doubt. On the one hand we see many students, and even future teachers, with the low level of development of communicative skills, low self-control. Their skills are not sufficiently developed to analyze the problematic situations of communication. Very little attention is paid by teachers to the special work on the development of communicative abilities of students, teaching skills to analyze complex situations. All this has a negative impact on the level of their training. On the other hand, this problem is still poorly understood in psychological and pedagogical literature. It is justified the deliberate work of teaching students to solve communication problems as the development of pedagogical condition of their communicative abilities. Described are the basic stages of learning to solve educational problems, building on the concept of stage formation of mental actions and concepts by P. Galperin and N.F. Talyzina. The paper describes the learning analysis card of pedagogical situations that students have developed in conjunction with the authors. Based on this card, the students analyzed the situation of communicative teaching and pedagogical books of problems from their own experience gained during the passage of pedagogical practice, taking into account the family and gender characteristics of students. Is found a positive impact of the solving of pedagogical tasks in the formation of students' self-control.
Keywords: professional competence, pedagogical skills, communication skills, educational situation, educational task, self-control, gradual formation of mental actions, training card, communication errors, gender characteristics, consultations with psychologists, family education
Основой эффективной профессиональной подготовки студентов-будущих учителей является, по-нашему мнению, развитие их коммуникативных умений. Трудно не согласиться с мнением Э.Ф. Зеера, который считает, что «ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее личностно ориентированное педагогическое общение» [1, с. 424].
Н.П. Фетискин, В.В. Мануйлов, Г.М. Мануйлов выделяют также коммуникативный компонент в структуре профессионального саморазвития [2].
К сожалению, уровень развития коммуникативных умений у многих студентов, получающих квалификацию «преподаватель», остается невысоким. Преподаватели не занимаются целенаправленно развитием коммуникативных умений, отсутствует контроль и самоконтроль
уровня их развития, не проводится специальная работа по обучению решению коммутативных педагогических ситуаций.
Как показало наше исследование, оправдывает себя преднамеренное обучение студентов - будущих учителей решению коммуникативных педагогических задач с целью выработки самоконтроля по методике планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Коротко опишем наш опыт работы со студентами по этой методике.
В нашем исследовании мы выделили уровни самоконтроля при овладении коммуникативными умениями студентами - будущими учителями.
Первый уровень самоконтроля выражается в том, что студент, допустивший ошибку, сам ее не слышит, на нее не реагирует. Преподаватель показывает причину ошибки путем объяснения всей программы действий или демонстрации образца. Исправление носит медленный, аналитический характер. На этом уровне студент не владеет сличением как механизмом самоконтроля.
На втором уровне развития самоконтроля студент, допустивший ошибку, сам не исправляет ее, но делает это быстро по указанию учителя. Преподаватель указывает зону ошибки, студент ее быстро находит. При таком исправлении ошибки по указанию преподавателя самоконтроль полностью еще не сформирован, хотя все предпосылки для его формирования уже имеются.
На третьем уровне внешний контроль уступает место самоконтролю. Студент самостоятельно, но с некоторым опозданием реагирует на допущенную ошибку. В целом самоконтроль сложился, но еще недостаточно автоматизирован.
На четвертом уровне студент исправляет ошибку в момент ее возникновения, не заканчивая ошибочного действия, при этом происходит текущее сличение выполняемого действия с его образцом и продуктом. Такое выполнение действия свидетельствует о том, что самоконтроль сформирован, действие самоконтроля автоматизировано.
Система уровней формирования самоконтроля при обучении студентов коммуникативным умениям была использована в формирующем эксперименте на 3-4-х курсах педагогических отделений КБГУ. Студентов обучали решению коммуникативных педагогических задач.
Решение педагогических ситуаций, по нашему мнению, способствует формированию самоконтроля студентов - будущих учителей. Любая педагогическая ситуация, по мнению Г.И. Михалевской, является средством диагностики и развития коммуникативных умений учителя, поскольку он осознанно или неосознанно учитывает свое отношение к учащимся и отношение учащихся к себе [3].
В качестве теоретической основы рассмотрения поставленной проблемы мы опираемся на концепцию поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной [4]. Согласно этой концепции, предварительным условием обучения решению педагогических задач является усвоение студентами теории педагогики, непосредственным же объектом усвоения - набор специфических умственных действий, способов, необходимых для компетентного решения разных групп и классов педагогических задач.
Факты показывают, что большинство студентов, не обученных методам решения задач (впрочем, как и педагогов-немастеров), предъявляемые им педагогические ситуации не воспринимают как задачи. К решению их приступают, как правило, сходу, без анализа и осмысления. Ясно, что такой подход к решению педагогических задач должен довольствоваться случайным результатом.
Какую бы педагогическую ситуацию мы ни взяли, если ее рассматривать как педагогическую задачу, то в процессе ее решения придется проделать следующие необходимые действия: 1. Произвести анализ заданной ситуации. Выявить те педагогически значимые явления, которые имеют место в этой ситуации. 2. На основе выявленных педагогических явлений (фактов) сделать выводы о наличном состоянии объектов и субъектов педагогического процесса. Как правило, это выводы о состоянии информационной, мотивационной и процессуальной сторон поведения людей: знают и понимают ли, хотят ли и умеют ли действовать должным образом и т.д. 3. Отправляясь от сформулированных выводов и ориентируясь на цели воспитания, выявить и сформулировать педагогическую проблему. 4. Следующий логический шаг - это определение основного пути, средств и методов того, как разрешить данную проблему, то есть построение программы действий.
Разработанная самими студентами под руководством преподавателя логическая схема решения педагогических задач была представлена в виде учебной карты, которая помогла студентам, еще не овладев умением решать педагогические задачи, правильно решать предъявляемые задачи.
Мы также обращали особое внимание на необходимость учитывать семейные и тендерные особенности учащихся при анализе и поиске решений проблемных педагогических ситуа-
ций. Был проведен тренинг с использованием практикума по гендерной психологии под редакцией И.С. Клециной [5]. Проводились консультации с психологами по вопросам семейного воспитания. Под нашим руководством была составлена также отдельно карта основных коммуникативных ошибок, основанных в том числе на том, что не учитываются гендерные особенности и плохо изучаются семейные условия, в которых растет каждый ученик.
Мы определяли уровень сформированности самоконтроля у студентов в процессе овладения умениями решать коммуникативные педагогические задачи, анализировать коммуникативные педагогические ситуации. Выявленные показатели самоконтроля по результатам устных высказываний и письменных работ студентов представлены в таблице 1.
Таблица №1. Показатели самоконтроля по результатам устных высказываний и письменных работ студентов.
Table №1. Indicators of self-control based on the results of oral statements and written works of students.
Уровни сформированности самоконтроля, %
1 уровень -не видят ошибок 2 уровень - находят ошибки по указанию 3 уровень - исправляют ошибки по ходу высказывания 4 уровень - подсознательный самоконтроль
До эксперимента 61 17 11 11
После формирующего эксперимента 0 15 55 30
Результаты эксперимента показали, что большинство студентов самостоятельно не исправляют своих ошибок, то есть контроль со стороны преподавателя не переходит в самоконтроль студентов в процессе формирования у них педагогических и, в частности, коммуникативных умений. Мы считаем, что это происходит потому, что контроль за формированием педагогических умений практически не осуществляется. Контролю вообще не придается должного значения, самоконтроль не является объектом специального формирования.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что студенты, овладев объективным методом планомерного формирования самоконтроля, в состоянии самостоятельно определить конкретные цели учебной деятельности, условия, в каких она будет лучше протекать, строить и выполнять программу, оценивать свои действия и, если они ошибочны, исправлять их, то есть студенты сами могут регулировать свою деятельность, становясь субъектом деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.-Воронеж, 2003. - 480 с.
2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Т.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 490 с.
3. Михалевская Г.И. Коммуникативные педагогические умения: Уч. пособие - СПб., 1996. - 64 с.
4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 344с.
5. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
REFERENCES
1. Zeer E.F. Psychology of professional education. Moscow, Voronezh, 2003. 480 p.
2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov T.M. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. Moscow, 2002. 490 p.
3. Mikhalevskaya G.I. Communicative pedagogic skills: Study Guide. St. Petersburg, 1996. 64 p.
4. Talyzina N.F. Control of learning process. Moscow: MGU, 1975. 344 p.
5. Practical work on gender psychology. Ed.by I.S. Kletsina. St. Petersburg: Peter, 2003. 479 p.
Информация об авторе
Паштов Тимур Замирович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологии педагогического образования, Педагогический институт, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
Information about the author
Timur Z. Pashtov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Pedagogical Education, Pedagogical Institute, Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia
timurpashtoy@mail.ru
Нагоев Будимир Борисович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Педагогический институт, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
Маламатов Ахмед Харабиевич, доктор технических наук, профессор, кафедра чрезвычайных ситуаций, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия
Получена: 07.06.2016
Для цитирования статьи: Паштов Т.З., Нагоев Б.Б., Маламатов А.Х. К вопросу повышения эффективности профессиональной подготовки студентов - будущих учителей. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 4. Часть 1. с. 00-00. Сок 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
timurpashtov@mail.ru
Budimir B. Nagoyev, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Pedagogical Institute, Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia
Achmed Ch. Malamatov, Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Emergency Situations, Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia
Received:07.06.2016
For article citation: Pashtov T.Z., Nagoyev B.B., Malamatov A.Ch. K voprosu povysheniya effek-tivnosti professional'noy podgotovki studentov -budushchikh uchiteley. [On the question of increasing the effectiveness of professional training of students-future teachers]. Krasnodar: Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)