Научная статья на тему 'К вопросу понимания текста в условиях информационного общества'

К вопросу понимания текста в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / СПОНТАННАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / РУНЕТ / LANGUAGE / TEXT / PERSONAL CREATURE / INTERNET / HYPERTEXT / SPONTANEOUS ORAL SPEECH / INTERACTIVE COMMUNICATION / GLOBAL COMMUNITY / LANGUAGE MEANS / RUNET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куриганова Ольга Владимировна

Новые информационные технологии и Интернет обусловили появление и развитие нового вида текста гипертекста. Текст выступает как личностная, творческая самопрезентация в условиях всё возрастающей интеграции между человеком и машиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Text Understanding in Conditions of Information Society

The new information technologies and Internet have provided the new type of text «hypertext». The Internet users have their own system of views, standards, the specific laws of behavior, that determines all mode of life and new style of speech through hypertext. The informational society is characterized by the increasing integration between a man and a machine when the text is becoming individual creative presentation.

Текст научной работы на тему «К вопросу понимания текста в условиях информационного общества»

УДК 80 О.В. Куриганова

К вопросу понимания текста в условиях информационного общества

Новые информационные технологии и Интернет обусловили появление и развитие нового вида текста - гипертекста. Текст выступает как личностная, творческая самопрезентация в условиях всё возрастающей интеграции между человеком и машиной.

Ключевые слова: текст, гипертекст, индивидуальное творение, Интернет, спонтанная устная речь, интерактивное общение, глобальное сообщество, языковые средства, Рунет.

O.V. Kuriganova

To the Question of Text Understanding in Conditions of Information Society

The new information technologies and Internet have provided the new type of text - «hypertext». The Internet users have their own system of views, standards, the specific laws of behavior, that determines all mode of life and new style of speech through hypertext. The informational society is characterized by the increasing integration between a man and a machine when the text is becoming individual creative presentation.

Keywords: language, text, personal creature, Internet, hypertext, spontaneous oral speech, interactive communication, global community, language means, Runet.

Человечество изобрело письменность для передачи и хранения информации. Текст является одним из первых видов передачи событий и мыслей без каких-либо искажений, без потери смысла, что так или иначе было неизбежным в допись-менный период.

Эпоха книгопечатания облегчила и значительно ускорила процесс распространения письменных текстов. В конце XX - начале XXI в. возникновение Интернета и бурное развитие новых информационных технологий предоставили новые и более удобные способы хранения, обработки и передачи информации.

Интернет раскрепощает личность пользователя: исчезают психологические барьеры как при реальном общении и текст воспринимается как индивидуальное творение. Язык выступает как форма выражения собственных творческих способностей, и языковая грамотность не рассматривается весомым аргументом среди пользователей. Именно спонтанная речь показывает совершенство (или его отсутствие) грамматических, лексических навыков, и до появления Интернета это проявлялось, прежде всего, в своей устной форме, которая была одномоментной. С появлением Интернета устная разговорная речь становится спонтанной письменной. Возникает новый вид письменно - устной речи - виртуальный.

Гипертекст - новый вид виртуального общения, демонстрирующий языковые навыки пользователей, посредством которого и создаётся образ пользователя, автора. Между пользователями существует только текст, это и средство, орудие

самопрезентации, и способ коммуникации. Следовательно, возрастает роль письменного текста. Виртуальные личности могут сообщаться друг с другом только посредством письменных текстов, которые создаются в условиях режима реального времени и подвержены влиянию спонтанной устной разговорной речи.

Так, обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата. Данный дефицит эмоциональной окраски был компенсирован «смайликами» (от англ. «smile» - улыбка), выражая положительную реакцию, одобрение «©» или, напротив, грусть, неодобрение - «©». В чатах посетители используют набор нарисованных рожиц, выражающие те или иные реакции.

Помимо «смайликов» для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капе» (от английского «Caps Lock» - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.

Гипертекст как вид письменной речи в эпоху интерактивного общения отражает изменения

эпистолярного жанра, когда разговорный сленг становится языком электронной переписки и границы между жанрами в Интернете более подвижны, чем в реальном мире. Меняется судьба текста в обществе, так как в интернет-сообществе человек-образ приравнен к тексту, что особенно ярко проявляется в чатах, где реализуется базовое стремление человека к творческому самовыражению.

Письменная речь отражает мышление, гипертекст - это новый способ мышления в языковом отражении. Изменение сознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления существенно влияют на языковую ситуацию.

Активизация человеческой деятельности по созданию и развитию виртуального пространства способствует новому восприятию реальности, воплощенному в виде текста в его новом обличье, совмещающем в себе не только словесное высказывание, но и цвет, звук, графику и анимацию.

В лингвистическом аспекте речь идет о новом явлении в текстологии - гипертексте. Сама структура его отражает языковое пространство Интернета. Гипертекст способен к многочисленной трансформации, передвижке, интерпретации его содержания многими способами. Гиперссылки обеспечивают возможность структурировать информацию, соединять фрагменты, связанные и в то же время относительно независимые друг от друга. Вариантность развития сюжета позволяет привлекать к активному созданию и развитию текста всех участников коммуникации. Гипертекст вобрал все принципы глобального сообщества - анонимность, актуальность, самовыражение, спонтанность.

Каждый пользователь, участник интерактивных форм общения в Интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции и т.д., осуществляет акт коммуникации, самовыражаясь, проявляя свои творческие, языковые навыки. Интернет активизирует внимание пользователей к тем языковым средствам, которыми он пользуется. Кроме того, виртуальные личности становятся творцами новых вербальных и невербальных средств высказывания и общения, творят не только само виртуальное пространство, но и язык, на котором этот социум общается.

Так, результат письменной речи в Сети становится отождествлением автора, текст и личность становятся равнозначны. Текст является своео-

бразным «лицом» автора.

Говоря о современных тенденциях текстологии в рамках интернет-коммуникации, русисты непременно поднимают вопрос о грамотности современного поколения. ««Аффтар жжот», «Аф-фтар, песши исчо!», «Выпей йаду» и т. п. [5].

«Жжот» - значит «зажигает», выражает восхищение, один из наиболее распространённых штампов.

«Албанский язык». Ещё одно популярное выражение. Албанским (олбанский) называют русский язык. Иногда албанским называют жаргон «падонков». Чаще употребляется в виде «Учи албанский!» в отношении лиц, плохо владеющих языком (обычно русским) или жаргоном. Может употребляться в тексте оправдательного смысла: отстаньте, «йа выучил албанскей» - отстаньте, я все понял [6].

Преподаватели русского языка, эксперты ЕГЭ говорят о низкой грамотности учащихся средних школ, проводящих много времени в глобальной сети. Современные выпускники считают необязательным владеть грамотностью родного языка (русского), если они выбирают другой предмет в качестве основного для будущей профессии. Так, послание выпускницы омской школы членам комиссии подтверждает это («Новости» Первого канала от 03.06.11).

Однако подобная ситуация сохранялась всегда, и, как считают русисты, проблема с грамотностью вечная, другой вопрос - реакция общества, ведь Интернет моментально распространяет новость.

Интернет-коммуникации дают новый виток развитию жаргона. Ненормативная лексика, если в реальном общении имеет ограничения, то в чатах, блогах определена её письменная форма, зачастую без всякого стеснения.

Трудно сказать о позитивном или негативном влиянии на систему русского языка со стороны жаргона и молодёжного сленга, но это явление неизбежное и носит надпредметный характер. Жаргон, являясь составляющей русского языка, не может существовать и развиваться вне его системы. Информационная эпоха вносит свои изменения, новшества, и язык как живая структура реагирует. Гипертекст активизирует внимание пользователей к тем языковым средствам, которыми он пользуется.

Жаргон является оптимальным средством общения в Сети. «Хомяк», «мыло», «флудить», «клава», «винда», «юзер» и многие другие - жар-

гонные слова вполне органически приняты пользователями.

Кроме того, виртуальные личности становятся творцами новых вербальных и невербальных средств высказывания и общения, творят не только само виртуальное пространство, но и язык, на котором этот социум общается. Язык выступает средством создания виртуальной реальности, которая вызывает постоянный научный интерес, в том числе и лингвистов.

Новый формат общения наделяет гипертекст познавательной функцией и способностью передавать смысловые оттенки высказывания.

Интернет-общение изменяет сознание личности, формируется новый сетевой образ мышления, что колоссальным образом влияет на языковую систему. Интернет-коммуникации порождают формирование нового языкового стиля, стиля письменной спонтанной речи.

Язык российского сегмента Интернета - Рунета требует особого изучения, возрастает научный интерес, проблемы, связанные с ним, становятся актуальными и дискуссионными.

Гипертекст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, обладающей такими свойствами, как порожденность, актуальность, автономность, интерактивность, погруженность,

является видом символической реальности, созданной на основе компьютерной и некомпьютерной техники и реализующей принцип обратной связи.

Литература

1. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете. - URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ vinogradova_t-04.htm

2. Кондаков И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячилетий. - М., 2003.

3. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - URL: http:// www.famous-scientists.ru/list/1196.

4. Фетисова Т.А. Культурологические аспекты информационного общества. - URL: http://www.audito-rium.ru.

5. Интернет жаргон. - URL: http://forum.outlander-club.org/index.php?topic=1447.0

6. Жаргон. - URL: http://www.kristenbock.com/ jargon.html

Куриганова Ольга Владимировна - ассистент кафедры иностранных языков ФН БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а, e-mail: olgakuriganova@ rambler.ru

Kuriganova Olga Vladimirovna - instructor of Foreign Languages’ department of BSU. 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a. E-mail: [email protected]

УДК 81:1

М.В. Малинович, H.A. Янькова

Семантические константы: «сокровенное» в современном английском языке

Статья посвящена анализу комплексной репрезентации семантической константы внутреннего мира человека «сокровенное» в современном английском языке.

Ключевые слова: семантические константы, концепт, внутренний мир человека.

M.V. Malinovich, N.A. Yankova Semantic Universals: Innermost in Modern English

The present paper focuses on the analysis of complex representation of human inner world semantic universal INNERMOST in Modern English language.

Keywords: semantic universals, concept, human inner world.

Интерес для лингвистического анализа представляют концепты внутреннего мира человека, некоторые, как наиболее существенные, организуют само концептуальное пространство, выступают главными рубриками его членения [1] и характеризуются как универсалии - константы человеческой культуры [2; 4; 6; 9]. В числе значимых составляющих, формирующих данное про-

странство, находится и константа INNERMOST.

Как отмечается в научных исследованиях, концепт достигает уровня константы, когда реальность или идея обнаруживается как одна и та же и на протяжении длительного времени отличается устойчивостью, постоянностью, значимостью [2; 8; 9]. Семантическая константа, следовательно, есть облигаторная [10] составляющая той или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.