Секция
«ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»
УДК 73.37.17
Н. Д. Лопастейская Научный руководитель - С. М. Степанов Ульяновское высшее авиационное училище Гражданской авиации (Институт)», Ульяновск
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОИСКА И СПАСАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
Рассмотрена профессиональная деятельность специалистов поиска и спасания гражданской авиации в нештатных ситуациях.
На сегодняшний день поиск и спасание остается значимым социально-экономическим явлением. Особую актуальность это приобрело в рамках авиационной отрасли. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, тем, что гражданская авиация предоставляет возможность оперативно перемещаться на дальние расстояния, с другой - связана с возможностью внезапного возникновения нештатной ситуации.
В 2008 г. на территории Российской Федерации проведено 40 поисково-спасательных операций, в результате которых было спасено: 121 пассажир и 55 членов экипажа [1].
При выполнении аварийно-спасательных (АСР) и поисково-спасательных работ (ПСР) главной целью является спасение людей и материальных ценностей. В ходе реализации профессиональных обязанностей специалистов поиска и спасания гражданской авиации (далее спасатели) подвергаются воздействию поражающих и психотравмирующих факторов чрезвычайных ситуаций. АСР и ПСР выполняются спасателями в условиях повышенной опасности и вредности, связаны с риском для жизни и требуют высокого профессионального мастерства, быстрых решительных действий, особой дисциплинированности и ответственности за свои действия. Значительную роль в обеспечении профессиональных функций играет уровень профессиональной подготовки спасателей. Профессиональная подготовка лиц представляет собой, один из наиболее важных факторов, влияющих на исход авиационного происшествия (АП). Профессиональная подготовка и тренировка должны проводиться в объеме, обеспечивающем их готовность к выполнению всех видов возложенных на них специальных работ по тушению пожаров и спасанию людей.
Целью специальной подготовки является обеспечение высокой готовности спасателей к действиям по оказанию помощи потерпевшим бедствие.
Задачами специальной подготовки являются:
- формирование высоких морально-волевых и физических качеств спасателей;
- подготовка спасателей к десантированию к месту АП;
- обучение спасателей способам и приемам выполнения спасательных работ, оказания первой ме-
дицинской помощи пострадавшим и эвакуации потерпевших бедствие;
- обучение спасателей действиям, необходимым для выживания в различных климатогеографи-ческих зонах в мирное и военное время;
- совершенствование практических навыков спасателей в применении средств спасения, жизнеобеспечения, связи и сигнализации, специального снаряжения и подручных средств в интересах оказания помощи потерпевшим бедствие и выживания [2; 3].
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод что, спасатель должен быть профессионально подготовлен к разному роду чрезвычайных ситуаций и в любых неблагоприятных условиях действовать грамотно, уверенно и уметь справляться со всеми трудностями, возникшими при АП, потому что задачей спасателя является обеспечить выживание пострадавшим. Таким образом, моральная и физическая подготовка играет важную роль в подготовке к выполнению своих профессиональных обязанностей.
В настоящее время признано, что эффективная система профессиональной подготовки должна стать ключевым элементом в подготовке спасателей к действиям в особых ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью. Весомым элементом решения этой проблемы является повышение качества профессиональной подготовки авиационных специалистов.
Важным элементов профессиональной подготовки специалистов поиска и спасания должна стать облученность действиям в различных особых и экстремальных ситуациях. Одним из вариантов такой подготовки может быть разработка и формирование базы данных по действиям спасателей в различных ситуациях. Куда может входить:
- описание нештатной ситуации;
- возможные способы решения этой ситуации;
- исход ситуации.
Создание такой базы может способствовать:
- получению опыта в решении задач нештатных ситуаций;
- получению возможности проанализировать ошибки, допущенные в той или иной ситуации;
- отслеживанию результатов при решении поставленных задач;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
- разработке решений с учетом допущенных 2. Руководство по обучению ICAO. Часть А-1. ошибок. Издание первое /Doc 7192-AN/857. ИКАО, 1975.
3. Руководство по поиску и спасанию ICAO, из-Библиографические ссылки дание 4 /Doc 7333-AN/a59. ИКАО, 1994.
1. URL: http://www.fana.ru.
© Лопастейская Н. Д., Степанов С. М., 2010
УДК 669.713.7
А. В. Любимцев Научный руководитель - Л. Г. Шаймарданов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРЕДВЕСТНИКОВ АВАРИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТУ-154
Один из важных аспектов системного анализа безопасности сложных технических объектов при эксплуатации связан с выделением наиболее тяжелых нарушений для последующей выработки эффективных корректирующих воздействий. Нарушения эксплуатации технической системы с наибольшими значениями вероятности перехода нарушения в аварию за некоторый фиксированный период эксплуатации называются предвестниками аварии. Введение в практику анализа безопасности нарушений-предвестников аварий способствует решению раннего предупреждения аварий.
Расчет риска аварий и выделение предвестников аварий рассмотрим на примере анализа безопасности гидравлической системы самолетного парка Ту-154.
Рассмотрим перечень отказов и нарушений гидравлической системы парка самолетов Ту-154. На стадии эксплуатации наиболее емким является канал информации, содержащий сведения о нарушениях условий эксплуатации, число которых на несколько порядков превышает число серьезных происшествий и аварий. Оперативное управление эксплуатационной безопасностью целесообразно ориентировать на результаты анализа нарушений [2].
Для каждого из рассматриваемых случаев отказов гидравлической системы определим соответствующий рейтинг нарушения, т. е. вероятность перехода нарушения в аварию. Значение рейтинга нарушения характеризуется вероятностью отказа агрегата Qi, где / - номер соответствующего отказа и обозначается как S(ti), где ti - момент /'-го времени нарушения эксплуатации, т. е. S(ti) = Qi.
Для расчета вероятности отказа агрегата Qi используем закон равномерного распределения плотности вероятности отказа. В этом случае вероятность отказа агрегата можно рассчитать по формуле [3]:
Qi = Wi • Ы, (1)
где Wi - параметр потока отказов, а вероятность отказа на 1 час полета Qi становится не зависящей от времени и равной Wi, т. о. Qi = Wi, следовательно S(ti) = Qi = Wi.
Предполагается, что ,^1).. .5(й) образуют выборку значений рейтинга из бесконечной генеральной совокупности. Полагая, что рейтинг S подчиняется нормальному распределению, по выборочным характеристикам S и Б, ^-оценка среднего значения рейтинга, Б,-оценка дисперсии рейтинга) найдем такой предел, что с доверительной вероятностью У > 0,5 можно гарантировать попадание большей доли совокупности значений рейтинга в интервал
[О, Sпр], где Sпр - в математической статистике верхний толерантный предел, рассчитывается он по формуле для нормального распределения [3]:
Sпр = ЫП,, (2),
где к - толерантный множитель.
Значения толерантного множителя выбирают [2] в зависимости от доверительной вероятности - У и объема наблюдений - г. Выбор значений У и г обусловлен задачами анализа безопасности.
Значения S и Б, вычисляют по формулам [1]:
Б, = Жй) -5]2 / г, (3)
S = ЖЮ / г. (4)
Для значений рейтинга нарушения S(ti) зафиксированного в момент времени й и не попавшего в этот интервал, справедливо условие S(ti) > Sпр - так называемые выбросы, т.о. с высокой доверительной вероятностью У можно отнести это нарушение к предвестникам аварии.
В результате проделанной работы и расчетов вероятностного анализа безопасности всех возможных потенциальных отказов ГС самолета ТУ-154 за определенный рассмотренный промежуток времени можно сделать вывод о том, что гидросистема находится в статистически управляемом состоянии, следовательно можно ожидать, что уровень аварийности на данном этапе будет наблюдаться и в дальнейшем.
Введение в практику анализа безопасности нарушений- предвестников аварий решает важную задачу раннего предупреждения аварий, т. е. прогнозирования безопасности и выявление нарушений правил эксплуатации и ошибок персонала. Причины нарушений - предвестников аварий должны идентифицироваться и устраняться в первую очередь. Необходима оценка эффективности корректирующих мер при оперативном управлении [1]. Данная методика может быть использована для целей стра-