К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА ГПС МЧС К ИСПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Порхачев М.Ю.
Заместитель начальника института по науке, к.п.н Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
Бучельников Д. Ю., Начальник УНК организации пожаротушения, к.п.н Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
Общеизвестно, что одним из показателей качества подготовки является положительная оценка руководителем подразделения уровня профессиональной готовности выпускника[9]
Оценка руководителем результата профессиональной подготовки и деловых качеств выпускника в вузе производится по следующим показателям:
1. Уровень служебно-профессиональной направленности;
2. Уровень профессиональной подготовки специалиста;
3. Уровень организационно-управленческой деятельности;
4. Личностные качества.
Анализ отзывов руководителей подразделений показал, что в большинстве случаев выпускники 2011 г умеют грамотно составлять (оформлять) служебную документацию, организовывать и вести учет и отчетность в объеме исполняемых по должности обязанностей; рассчитывать силы и средства, необходимые для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и т.д.
Однако практиками отмечается, что выпускники имеют недостаточно опыта «управлять силами и средствами по тушению пожаров и проведению АСР», однако данный критерий оценивает довольно широкую и сложную деятельность по интерпретации ситуации.
Понятие интерпретации нами здесь используется неслучайно.
Сегодня ученые говорят о новой парадигме интерпретации, снимающей ограничения: «Природные явления, религиозные ритуалы, исторические факты, научные открытия, литературные сюжеты, философские идеи, поступки людей, реалии повседневности - все требует интерпретации» [5]. Отсюда и расширение областей, в которых в настоящее время проявляется интерес к ее научному изучению: философия, филология, психология, юриспруденция, социология, педагогика и др.
Проведя анализ научных исследований [6; 7; 8; 10] по процессу интерпретации, которая сопровождает профессиональную деятельность инженера пожарной безопасности, руководящего тушением пожара, мы пришли к заключению, что интерпретационная деятельность[2] включает следующие основные этапы:
1) идентификация проблемы (анализ ситуации и определение степени ее опасности);
2) диверсификационное прогнозирование ее решения (выстраивание вариантов решения проблемы);
3) выбор и верификация решения (определение и обоснование наиболее оптимального способа нейтрализации чрезвычайной ситуации);
4) формализация решения (представление решения в системе формального языка с проецированием его на функционал членов подразделения);
5) трансляция решения (постановка перед участниками пожаротушения оперативных задач, а также доведение сути выполняемых действий до всех заинтересованных лиц);
6) мониторинг результата (оценка и коррекция собственных действий, как руководителя тушения пожара, так и действий подчиненных).
Очевидно, что для выполнения рассмотренных этапов в условиях пожара или ЧС выпускник должен иметь необходимые профессионально важные качества навыки, умения и первоначальный опыт, т.е компетентность. [1 Ошибка! Источник ссылки не найден.; 3; 4]
Следуя логике можно сказать, что для оценивания критерия «умение управлять силами и средствами по тушению пожаров и проведению АСР» необходимо провести оценку профессиональной компетентности в управлении силами и средствами по тушению пожаров и проведения АСР.
Таким образом, оценка руководителем подразделения уровня профессиональной готовности выпускника, как качественного показателя, является оценка руководителем профессиональной компетентности выпускника, как результата профессиональной подготовки в вузе к исполнению профессиональных обязанностей в роли руководителя тушения пожара.
В этой связи необходимо разрабатывается комплекс методического обеспечения оценки и прогнозирования профессиональной готовности курсантов вузов ГПС МЧС России на основе современных научно-методических подходов к оценке профессиональной готовности учащихся учебных заведений различного профиля.
Список литературы
1. Ахапкин Ю.К. Интерпретация социально-гуманистической информации в условиях неопределенности: Дис. канд. социол. Наук. - М., 2008.
2. Бучельников Д.Ю. Формирование интерпретационной компетентности у будущих инженеров пожарной безопасности: научно методическое пособие / Д.Ю. Бучельников. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Лопес Е.Г. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007
5. Ищенко Е.Н. Новая парадигма интерпретации в дискурсивном поле современной философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2004. - С. 62-74.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
7. Минина М.Л. Теория отражения и проблема интерпретации: Дис. канд. философ. наук. - Чебоксары, 2007.
8. Почекунин А.А. Своеобразие истолкования истины в герменевтике: Дис. канд. философ. наук. - Иркутск, 2003.
9. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования. М., 2002.
10..Ускова Д.Н. Развитие интерпретирующей способности личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2007.