УДК 69.331.45
КАРАУШ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор, [email protected]
ГЕРАСИМОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА, канд. техн. наук, доцент, [email protected]
КОВАЛЕВ ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ, доцент, [email protected]
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
В статье показано, что принятые в России законодательные документы в области охраны труда не полностью решают поставленные задачи по становлению новой системы управления охраной труда, основанной на оценке профессионального риска. Представленный анализ причин и видов несчастных случаев производственного травматизма в строительной отрасли России позволил выявить основные причины травматизма. Предложено при общей оценке профессионального риска на рабочих местах учитывать статистические данные по травматизму в строительстве с учетом содержания технологических карт на проводимые работы.
Ключевые слова: производственный травматизм; причины травматизма; охрана труда; строительная отрасль; оценка профессионального риска.
SERGEI A. KARAUSH, DSc, Professor, [email protected]
OL'GA O. GERASIMOVA, PhD, A/Professor, [email protected]
GENNADII I. KOVALEV, A/Professor, [email protected]
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
TOWARDS ESTIMATION OF OCCUPATIONAL HAZARDS IN CONSTRUCTION INDUSTRY
The article shows that Russia's recent legislative documents on occupational hazards do not completely solve the given tasks on establishment of the new safety management system. The article presents the analysis of accidents and injuries occurred in the construction industry in Russia which allowed revealing their main causes. While general assessment of occupational hazards, it is suggested to found upon statistical data taking into account operation flow charts.
Keywords: industrial accidents; labour protection; construction industry; occupational hazard assessment.
Проблема снижения уровня производственного травматизма остро стоит в России. В настоящее время этот уровень в несколько раз превышает показатели в развитых странах [1]. В России уровень производственного травматизма на протяжении последних лет остается довольно стабильным и высо-
© С.А. Карауш, О.О. Герасимова, Г.И. Ковалев, 2014
ким, особенно в строительной отрасли. Это доказывают оперативные данные Роструда и Росстата, приведенные на рисунке.
1000-
200
0 -;-----;-:-
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Годы
♦ Роструд а Росстат
Число погибших в России в строительной отрасли по данным Роструда и Росстата
Как видно из рисунка, данные Росстата [2] демонстрируют заниженный практически в два раза уровень производственного травматизма. Это связано со спецификой определения данных показателей Росстатом, поэтому к полученным им результатам следует относиться с осторожностью. Более достоверные оперативные данные приводит Роструд в своих ежегодных отчетах по травматизму.
В настоящее время в связи с созданием в 2012 г. Минтруда России предпринимаются попытки переломить ситуацию с производственным травматизмом. Для этого был принят ряд нормативно-правовых актов на федеральном уровне [3-5]. Ранее в 2007 г. Президент России утвердил документ «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.» [6], в соответствии с которым в 2011 г. должен был начаться переход на новую систему управления охраной труда (СУОТ), основанную на оценке профессионального риска. Эта система эффективно действует уже более десяти лет во многих странах и показала хорошие результаты.
Вместе с тем принятые новые документы [3-5] не направлены на то, чтобы организации реализовывали у себя новую СУОТ. Так, в принятом Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» [3], введенном в действие с 1 января 2014 г., Методике оценки условий труда на рабочих местах [5], утвержденной Минтрудом РФ, а также в докладе Минтруда «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году» [2] не упоминается, как новая СУОТ будет реализовываться на предприятиях в нашей стране.
По принятому закону [3] проводимые мероприятия по специальной оценке условий труда на рабочих местах заменили проводимую ранее аттестацию рабочих мест и сертификацию работ по охране труда. Реализация та-
ких мероприятий позволит установить реальное состояние условий труда работника в период проведения исследований. Однако эти мероприятия не позволяют оценить профессиональный риск на рабочем месте, а следовательно, нельзя выявить места, где наиболее вероятен риск травмирования работника. По новой СУОТ как раз необходимо после проведения оценки профессионального риска выявить наиболее опасные по травматизму рабочие места и направить туда средства для устранения или уменьшения опасных и вредных производственных факторов. Реализация в нашей стране новой системы сдерживается также отсутствием рекомендованной Минтрудом РФ методики по оценке профессионального риска на рабочих местах.
Вместе с тем реализация новой СУОТ, основанной на оценке профессиональных рисков, на предприятиях строительной отрасли дала бы возможность выявить узкие места в управлении охраной труда, определить наиболее травмоопасные рабочие места, требующие вложений дополнительных средств. Это позволило бы существенно снизить уровень производственного травматизма в строительной отрасли.
Высокий уровень производственного травматизма в строительной отрасли частично объясняется тем, что многие работы проводятся на высоте и на открытом воздухе с применением большого количества машин, механизмов, электроинструмента. Все это создает высокий уровень риска и, как следствие, приводит к травмированию работников.
По нашему мнению, при проведении оценки профессионального риска на рабочих местах следует учитывать вероятные причины травмирования работников, основываясь на статистических данных. Для этого необходимо ввести коэффициент пропорциональности соответствующей причины, который будет отражать реальную картину травматизма работников в строительной отрасли.
В табл. 1 приведены статистические данные Роструда основных причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями в строительной отрасли за 2009-2011 гг.
Таблица 1
Основные причины несчастных случаев с тяжелыми последствиями в строительной отрасли России по оперативным данным Роструда
Наименование причины Год
2009 2010 2011
Всего несчастных случаев 1750 1763 1690
Неудовлетворительная организация производства работ, % 34,6 37,4 34,9
Нарушение работником трудо-
вого распорядка и дисциплины 9,9 8,6 7,8
труда, %
Нарушение правил дорожного 8,2 7,3 7,9
движения, %
Неудовлетворительное содер-
жание и недостатки организа- 7,1 6,7 6,7
ции рабочего места, %
Окончание табл. 1
Наименование причины Год
2009 2010 2011
Неприменение работником средств индивидуальной защиты, % 7,1 6,5 6,2
Нарушение технологического процесса, % 6,4 5,2 6,7
Всего по вышеприведенным причинам, % 73,3 71,7 70,2
Как видно из табл. 1, в основе более 70 % несчастных случаев травматизма работников с тяжелыми последствиями на производстве лежат всего шесть причин, ведущими из которых являются организационные причины, т. е. недоработки руководителей работ, и личностные причины самих работников. В табл. 2 приведены основные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями (по данным Роструда).
Таблица 2
Основные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями в строительной отрасли России по оперативным данным Роструда
Вид несчастного случая Год
2009 2010 2011
Всего несчастных случаев 1750 1763 1690
Падение пострадавшего с высоты, % 46,5 46,2 48,1
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т. д., % 18,4 17,6 16,8
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр., % 13,5 15,0 13,0
Транспортные происшествия, % 9,4 8,5 9,4
Воздействие электричества, % 2,6 3,2 3,6
Всего по вышеприведенным видам, % 90,4 90,5 90,9
Как видно из данных табл. 2, свыше 90 % травмированных работников в строительной отрасли пострадали от пяти видов воздействий. Именно на эти виды воздействий следует обратить особое внимание при расчете профессионального риска и обосновании безопасности на рабочих местах, именно на ликвидацию этих причин в первую очередь работодателю необходимо выделять средства для обеспечения безопасности работников. Сама оценка профессионального риска на рабочих местах может быть проведена в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ «Системы управления
охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» с учетом коэффициентов пропорциональности, учитывающих причины и виды несчастных случаев, которые основаны на статистических данных по производственному травматизму в строительстве.
Создание безопасных условий труда на рабочих местах и организация системного подхода к решению частных вопросов обеспечения безопасности невозможны без проведения оценки профессионального риска. Оценка профессионального риска может стать действенным средством управления уровнем производственного травматизма в строительной отрасли, если критерии и методы оценки профессиональных рисков будут активно и эффективно использоваться для принятия управленческих решений на уровне строительных организаций. При этом строительные организации получат более совершенную систему управления охраной труда, что позволит:
— идентифицировать производственные опасности и своевременно принять меры по снижению профессионального риска, не допустив несчастных случаев на производстве;
— проводить наиболее эффективные мероприятия по обеспечению безопасности труда для конкретного рабочего места;
— целенаправленно использовать материальные средства, выделенные на мероприятия по охране труда.
Управление профессиональным риском может быть полезным в решении технологических вопросов, например при разработке инженерных решений по безопасному выполнению строительно-монтажных работ и операций с учетом рационального использования наименее опасных устройств и приспособлений, конструктивных элементов, монтажных кранов, механизмов и т. п.
Механизм оценки профессиональных рисков может быть реализован при помощи технологических карт, в которых будет не только определена очередность технологических процессов, но и описаны операции, дающие возможность выявить и устранить источники возможного травматизма применительно к конкретным рабочим местам.
Оценка фактической величины профессионального риска с учетом реальных причин и видов несчастных случаев и их доли в общем уровне производственного травматизма позволяет определять степень опасности на любом рабочем месте. Это способствует принятию адекватных обстановке решений и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасных условий ведения строительных работ, что является одним из путей снижения уровня производственного травматизма в строительной отрасли.
Библиографический список
1. Карауш, С.А. Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов / С.А. Кара-уш, О.О. Герасимова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - № 3. - С. 315-319.
2. Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году».- М. : Минтруд РФ, 2013. - 135 с.
3. Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда». Российская газета. - 2013. - № 6271. (30 декабря).
4. Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Российская газета. - 2013. - № 6272. (31 декабря).
5. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Приказ Минтруда России № 33н от 24.01.2014. - Условия доступа : www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/170.
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. -Условия доступа: www.referent.rU/1/112075.
References
1. Karaush S.A., Gerasimova О.О. Obespechenie bezopasnosti rabot pri stroitel'stve ob"ektov [Safety aspect on site]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2013. No 3. Pp. 315-319. (rus)
2. Doklad o realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti usloviy i okhrany truda v Rossiyskoy Federatsii v 2012 godu [Report on pursuing the national policy on labour conditions and protection in the Russian Federation in 2012]. Moscow: Ministry of Labour of the Russian Federation, 2013. 135 p. (rus)
3. National law N 426-FZ, 28 Dec 2013 'O spetsial'noy otsenke usloviy truda' [Special assessment of labour conditions]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 30 Dec 2013, No 6271. (rus)
4. National law N 421-FZ, 28 Dec 2013 'O vnesenii izmeneniy v otdel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem federal'nogo zakona 'O spetsial'noy otsenke usloviy truda" [Amendments to certain acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law 'On special evaluation of labour conditions']. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 31 Dec 2013, No 6272. (rus)
5. Order of the Ministry of Labour of the Russian Federation N 33n, 24.01.2014 'Ob utverzhde-nii Metodiki provedeniya spetsial'noy otsenki usloviy truda, Klassifikatora vrednykh i (ili) opasnykh proizvodstvennykh faktorov, formy otcheta o provedenii spetsial'noy otsenki usloviy truda i instruktsii po ee zapolneniyu' [Approval of the Methodology for special assessment conditions, Classification of hazardous and (or) hazardous industrial factors, report forms for special assessment conditions and instructions for its completion]: Available at : www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/170
6. Russian Federation Presidential Decree N 1351, 09.10.2007 'Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda' [On the assertion of the concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period until 2025]. Available at: www.referent.ru/1/112075