средств в условиях разработки учебно-методических материалов для подготовки специалистов авиационной и космической промышленности [Электронный ресурс]. — URL: psk68.ru/files/docs/nauch-metod/doc/ dok_yаkovleva.pdf.
Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - 3 (11). - С. 44-50.
УДК / uDC 378 П. Д. Косинский, А. Г. Ашарат
P. Kosinskiy, A. Asharat
к вопросу оценки коммерциализации
НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ SOME OBSERVATIONS uPON THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION
of the university scientific activities
В статье рассмотрены проблемы, связанные с коммерциализацией научных и образовательных учреждений в России. Авторами представлен краткий анализ происходящих процессов коммерциализации в Кемеровском государственном университете, предложены возможные направления решения существующей проблемы.
The article deals with the problems associated with the commercialization of scientific and educational institutions in Russia. The authors provide a brief analysis of the ongoing processes of commercialization in the Kemerovo state University, propose a possible solution of the existing problem.
Ключевые слова: коммерциализация научных учреждений, статус специалиста и бакалавра, интеллектуальный продукт, инновационная среда, малые инвестиционные предприятия.
Keywords: commercialization of scientific institutions; the status of specialist’s and baccalaureate; intellectual product; innovative environment; small investment business.
Как известно, наличие университетов, иных высших учебных и научных учреждений в любом регионе является большим плюсом к его инновационному развитию. Научно-образовательная деятельность является непреложным фактором аккумулирования научных идей, позволяет генерировать их в полезные разработки, проекты, что в конечном итоге сказывается на развитии региона либо выгодно реализуется в ином месте заинтересованными лицами. Но и сами вузы, по закону обратной связи, должны получать дополнительную
выгоду от своей деятельности. Взаимосвязь процессов развития очевидна. Таким образом, в обществе возникла среда, в которой идея коммерциализации вузов должна была обрести форму закона.
Государство не осталось в стороне. Направляя научно-техническую политику на решение назревших задач, оно властным образом реализует инновационные идеи, принимает законы о регулировании инновационных процессов в сфере образования и науки.
В качестве правовой основы политики государства можно назвать Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ (далее — Федеральный закон № 217), который внес существенные изменения в закон от 23.08.1996 № 127 [1]. Изменения отражают правовую идею коммерциализации научных учреждений, и главное — в законе № 217 сформулированы императивные требования его практического воплощения. Закон возлагает на вузы обязанность проводить исследования прикладной направленности для коммерческой реализации полученных результатов. Кроме того, закон предусматривает и поощряет инновационную кооперацию научных учреждений с сектором экономики, предлагая им выходить на рынок со своим специфичным интеллектуальным товаром, который вуз производит в соответствии со своим предназначением. В русле обозначенной обязанности вузам предписано создавать хозяйственные общества и иные коммерческие структуры.
В 2010 г. в Кемеровском госуниверсите-те была принята программа обновления, связанная с приоритетами инновационного развития [2]. Данные инновационных процессов в Кемеровском госуниверситете позволяют нам выделить следующие цели и направления по извлечению предполагаемой прибыли:
— развитие самих хозяйственных обществ и коммерческих структур как базы вуза в экономическом обороте, функционально способной автономно пополнять свой бюджет за счет интеллектуального продукта;
— развитие дополнительного финансирования вузов как участников хозяйственных обществ, имеющих право на свою часть прибыли, соответствующей доли уставного капитала;
— развитие вуза за счет организации платного обучения, в том числе договорное обучение выпускников узкоспециальных и профильных направлений магистерского обучения.
Существуют и другие направления инновационного развития вузов, связанные с коммерциализацией, которые по своей сути являются одними из показателей эффективности вуза. Например:
а) коммерциализация образовательной деятельности, под которой нами понимаются услуги, востребованные населением, различных форм очного и заочного обучения за определенную плату — направление «А».
б) коммерциализация научной деятельности, связанная с овеществленным научным результатом, представляющим интеллектуальный продукт, пользующийся спросом на потребительском рынке работ и услуг, — направление «Б».
Каждое из направлений имеет свою специфику. В данной статье предлагаются некоторые оценки реализации актуальных направлений коммерциализации вузов по Федеральному закону № 217.
Направление «А». Коммерциализация образовательной деятельности. Высшее профессиональное образование, являясь частью научной деятельности вузов, призвано обучать юных граждан России знаниям и навыкам по выбранным профессиям. Однако современное положение вещей не дает оснований для оптимизма в этом направлении.
Профессор С. П. Капица, используя данные ВЦИОМ по образованию в России, отмечал: «Мы пришли к тому, к чему стремились — воспитали страну идиотов. Если Россия
и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня, хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить» [3].
По мнению авторов, это прямой упрек практике обучения молодого поколения, допускающего ухудшение состояния экономической системы. В условиях относительного перепроизводства одних специалистов (юристов, экономистов) и недостатка других (инженеров, технологов) растет незанятость населения в стране, возникает сбой управления трудовыми ресурсами. В средствах массовой информации можно заметить высказывания некоторых деятелей, отрицающих обязанность государства обеспечивать занятость населения. Утверждается, что «людям необходимо научиться менять не только место работы, но и профессию, и место жительства» вместо опережающего роста средств производства [4]. Но людям необходимо хотя бы выучиться и получить специальность, пользующуюся спросом на рынке. Сейчас многим понятно: нужда и потребности страны в профессионалах не покрываются выпускниками со статусом и дипломом бакалавра высшего образования, не имеющими специальности, и это в стране, где падение темпов производства может угрожать национальной безопасности.
Если подготовка бакалавров в гуманитарной сфере может быть признана терпимой, то в других сферах деятельности — вызывает большое сомнение. С высокой степенью вероятности можно предположить, что «ком-петентностно-ориентированный» выпускник со статусом бакалавра — в отраслях, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством, медициной, электроникой и другими сферами деятельности, требующими специальных и точных знаний, просто не сможет получить допуска к процессам, в которых он лишь «компетентностно ориентируется». Трудно представить выпускника технического вуза, имеющего квалификацию бакалавра, с общим высшим образованием и «предметной компетентностью», но лишенного технического, инженерного кругозора
и практических навыков, способного профессионально работать по специальности.
В связи с этим необходимо установить для России статус «бакалавр» нормативно. Следует конкретизировать: связан ли статус «бакалавр» с определенной специальностью или нет, имеет ли он подчиненное или доминирующее положение по отношению к русскому понятию «специалист», то есть к понятию, синонимом которого является понятие «профессионал»?
Для того чтобы внести ясность, устранить неопределенность в понимании слова «бакалавр», обратимся к авторитетному источнику слов и фразеологических выражений — Толковому словарю русского языка [5, с. 31]. «Бакалавр — в некоторых странах ученая степень, а также лицо, имеющее эту степень (во Франции — человек, сдавший экзамен за курс средней школы)».
Ранее уже отмечалось: что политика в образовании (как и везде) должна быть нацелена на государственный интерес и строиться на полезности для России иных, в том числе европейских, идей и понятий, а не на соответствии нашей политики и системы образования западным образцам [6, с. 121]. Не вызывает сомнений, что понятие «бакалавр» в европейском образовании имеет совершенно иное значение, связанное с применением термина: во-первых, это выпускник среднего учебного заведения и, во-вторых, это звание лица, занимающегося наукой и образованием. У нас это соответствует аспиранту, ассистенту, преподавателю вуза. Вполне обоснованно можно утверждать, что европейский термин «бакалавр» никакого отношения не имеет к выпускникам нашей высшей школы, целевое назначение которых связано с реальной экономикой, производством продукции, транспортом, торговлей, строительством, разработкой месторождений и т. д. Подчеркнем, целевое назначение вузов России — обеспечение производительных сил специалистами высшего звена. Лишь некоторые из них находят призвание в науке.
Из приведенного словарного определения следует, что термин «бакалавр» имеет отдаленное отношение к понятию «специалист». Если бакалавр в некоторых странах обозначает «ученую степень и лицо, имеющее эту степень», то мы можем смело отнести бакалавра к специалистам лишь в области научной деятельности в стенах вуза. Не более того. И совершенно нельзя отнести к практическим и производственным деятелям.
В условиях, когда подготовка бакалавров властно противопоставляется подготовке специалистов, ученые Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана выступили в защиту специальной подготовки выпускников вузов со статьей, посвященной проблемам качества инженерного образования. Они напомнили ученому сообществу основные принципы и особенности «русского метода подготовки инженеров», обеспечивающего высокий авторитет Российской инженерной школы в России и за рубежом [7].
Несмежные (специальные) направления стратегического развития вузов, должны быть их исключительной прерогативой, позволяющей доминировать на рынке специального спроса. В этой связи, например, для экономического факультета Кемеровского госуниверситета была бы конкурентоспособной программа стратегического развития по подготовке магистров экономики. Известно, что магистры — это «продукция» исключительно университетская. Классические университеты западной Европы, а Кемеровский госуниверситет наиболее соответствует им, выпускают магистров не для работы на производстве, а для работы в качестве преподавателей всех иных вузов. Конкурентоспособной для экономического факультета является подготовка экономистов-налоговиков, особенно сейчас, в период становления налогового законодательства. Ни один из кузбасских вузов их не готовит.
В условиях системного кризиса мировой экономики Кемеровский государственный университет, в частности экономический факультет, реализуя стратегию перспективного развития, мог бы предложить мероприятия по повышению привлекательности подготовки специалистов, а не бакалавров, и в результате иметь качественное преимущество. Реализация мероприятий могла бы обеспечить верховенство университетского (классического) образования над высшим техническим и специальным, предназначенным для обеспечения специалистами реального сектора экономики страны.
Процессы экономического роста в индустриально насыщенном Кузбассе могут быть оживлены выпускниками, преимущественно имеющими статус специалистов на основе фундаментальных знаний о природе взаимоотношений: науки, образования, производства, — а также отношений государства и общества.
Положение таково, что реализаторы инновационных преобразований увлеклись искусственным переносом западной системы повсеместной подготовки выпускников высшей школы на нашу российскую почву. По мнению авторов, «скороспелая подготовка» бакалавров на основе «компетентностно-ориентиро-ванного» подхода не может быть полезной для России, остро нуждающейся в развитии производительных сил, а не в пользовании тем, что уже создано, и не в потреблении того, что годится на Западе. Россия есть равновеликая страна всему Западу. Подготовка бес-статусных бакалавров, в лучшем случае, может являться лишь базой подготовки сотрудников вуза или дальнейшего обучения статусной специальности и не может иметь никакого отношения к законченному циклу высшего профессионального образования.
По оценкам компетентных специалистов Кемеровской области, дефицит трудовых ресурсов в производственных сферах и в сфере управления производством, в том числе в энергетике, на транспорте, становится угрожающим. Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев в Бюджетном послании депутатам Законодательного Собрания области высказал озабоченность, что в Кемеровской области «образовалась целая прослойка профессиональных безработных, которые приходят за пособиями, как за зарплатой» [8].
Губернатор не стал раскрывать, кто относится к этой прослойке населения. Но прослойка будет массивнее, если вузы будут выпускать только бакалавров. Что это за безработные, которые отказываются от предлагаемых рабочих мест и бесплатного обучения? У авторов нет оснований предполагать, что этими иждивенцами являются именно бакалавры или подобные им молодые люди, которые имеют широкий кругозор, но не имеют диплома о специальном высшем образовании. Но именно они, бакалавры, социально защищены слабее всего, поскольку менее конкурентоспособны по сравнению с выпускника-ми-специалистами.
На кафедре «Налоги и налогообложение» Кемеровского госуниверситета есть некоторые сведения о востребованности выпускников. Например, в 2013 г. было 8 заявок по специальности «налоги и налогообложение», а выпущено 23 специалиста. Преподаватели выпускных кафедр Кемеровского госунивер-ситета инициативно (без вознаграждения) прилагают большие усилия и личные связи,
чтобы трудоустроить наших выпускников. Иногда это удается. Но инициатива и энтузиазм преподавателей постепенно иссякнут (мы не забываем, что в их обязанности трудоустройство выпускников не входит, и их рейтинги базируются на других показателях). И вот здесь логично предположить, что именно в этот момент становления должны быть задействованы процессы коммерциализации в полную силу. Вуз, выполняя требования вышеупомянутых законов о государственной научно-технической политике, будет обязан организовать не только платное обучение, но и реализацию интеллектуального продукта, каким и является выпускник. Направление специалиста на производство должно быть платным.
Вуз как государственная корпорация, участвующая в гражданском обороте, являясь субъектом интеллектуальной собственности, имея свою «продукцию» (выпускника вуза), должен быть заинтересован в спросе ее на рынке труда и в получении дохода от ее реализации. Одним из преимуществ подготовки специалистов является возможность варьировать специализации выпускников в зависимости от спроса и потребностей на рынке труда. Предметом торга (предложения), безусловно, будет не выпускник (физическое лицо), а право использования его по специальности. Надо отметить, что специалист, имея конкурентные преимущества перед бакалавром, будет более востребован и социально защищен.
Выпускник как интеллектуальный продукт образовательной деятельности вуза — дорогой продукт, но и тем ценен и перспективен.
Из 23 выпускников 2013 г. по профилю подготовки за счет инициативы и энтузиазма преподавателей удалось устроить 16 человек, из них 3 специалиста по целевым договорам. Инициатива и энтузиазм преподавателей не могут быть бесконечными, а с 2014 г. Кемеровский госуниверситет прекратит выпускать специалистов, полностью перейдет на более дешевый «товар» — выпуск бакалавров, не имеющих определенного статуса в нашей стране. Трудовые резервы высшего звена могут быть сведены к минимуму.
Учитывая беспрецедентное единомыслие в образовательной сфере в необходимости подготовки выпускников вузов только с дипломом бакалавра, можно видеть лишь отсутствие критического подхода, и следует на законодательном уровне определить статус
бакалавра в России с полным его обоснованием и ранжированием. Статусное установление бакалавра позволит более компетентно и ответственно использовать выпускников по назначению сообразно их возможностям и защитить социальные интересы.
Проведенный анализ позволяет выдвинуть и другое предложение — безусловное сохранение программ по «русскому методу подготовки» специалистов, имеющих признанный статус и обеспечивающих высокий авторитет российского образования в России и за рубежом.
Направление «Б». Кемеровский гос-университет как корпорация на рынке интеллектуальных предложений. Высшее профессиональное образование, подчиняясь государственной научно-технической политике, сформулированной в федеральных законах от 02.08.2009 № 217-ФЗ и от 23.08.1996 № 127-ФЗ, имеет четко направленный вектор в сторону коммерциализации вузов.
Фактор результата научных поисков придает коммерциализации научной деятельности вуза свою инновационную специфику, связанную со статусом государственного учреждения и одновременно обязанного по Федеральному закону от 02.08.2009 № 217-ФЗ заниматься коммерцией. В этом случае вуз приобретает статус участника гражданского оборота на рынке интеллектуального товара, который он производит.
Реализуя требования упомянутого закона, в КемГУ была принята Программа формирования инновационной среды в Кемеровском госуниверситете за счет развития объектов инновационной инфраструктуры, создания и развития малых инновационных компаний, совершенствования системы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, освоения опыта ведущих зарубежных университетов и привлечения иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий [9].
Программа вошла в число победителей в открытом конкурсе, проведенном Минобрнауки РФ в рамках постановления Правительства РФ от 9.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной структуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
Ученым советом Кемеровского госуни-верситета в 2010 г. были одобрены приоритеты инновационного развития, предусматривающие:
1) создание университетского научно-исследовательского комплекса;
2) разработку учебных программ в области инновационного менеджмента;
3) совершенствование материально-технической базы для проведения НИР и технологической поддержки создаваемых малых инновационных предприятий;
4) усиление взаимодействия с академическими НИИ;
5) взаимодействие с реальным сектором экономики региона.
В связи с поставленной задачей большой интерес представляет последний пункт. Для начала вуз выпустил информационный буклет «Инновационная деятельность». В нем была приведена схема управления инновационной средой КемГУ, дан перечень и краткие сведения о направлении деятельности 17 малых инвестиционных предприятий (далее — МИП), созданных при участии КемГУ на 2010 г.
Как следует из интернет-источников, руководители малых инновационных предприятий при Кемеровском государственном университете получили гранты на развитие деятельности [10]. Два малых предприятия университета: ООО «Лиомед» и ООО «Научнопроизводственное предприятие «Импульс» — стали обладателями миллионных грантов. Однако свежая информация об их деятельности не утешительна. Большинство из них не смогли развернуть коммерческую деятельность. С большими трудностями, сокращая численность персонала, работает ООО «Лиомед». Еще держится на плаву ООО НПП «Импульс», но ожидать от него инвестиций в развитие вуза не приходится. Уставная деятельность другого МИПа (ООО «Экосфера») по рекультивации нарушенных земель востребована лишь на уровне его выживания — один деловой контракт в год. Между тем для Кузбасса восстановление нарушенных земель актуально, как нигде. Не лучше обстоит дело в ООО НПП «Антек-С», которое продолжает нуждаться в поддержке вуза.
Таким образом, создание малых инновационных предприятий не обеспечило ситуацию прорывного фактора в коммерциализации Кемеровского госуниверситета, нет оснований надеяться на них, как на источник дополнительного его финансирования.
Вуз, выступая в качестве носителя идеологии коммерциализации, утратил позиции лидера в организации самих процессов коммерциализации, занял место аутсайдера, о чем мы ранее высказывали свое мнение. Тем не менее вуз пока формально сохраняет свои качества инициатора инновационных процессов. Вуз как участник хозяйственных обществ (в доле 30—35 %), выполняя требования Федерального закона № 217-ФЗ, имеет все возможности обеспечивать организационную, в том числе маркетинговую, поддержку созданным предприятиям. Малые коммерческие предприятия в свою очередь более успешно могли бы выступать в качестве главных заказчиков и реализаторов интеллектуальной деятельности вузов. Было забыто, что поиск рыночных механизмов и реализация политики самофинансирования на деле являются главными этапами развития инновационной деятельности вуза.
Таким образом, разработка локального правового акта «Положение о взаимодействии вуза с малыми инвестиционными предприятиями (МИП)», позволит регламентировать правовые основы взаимодействия, права и обязанности заинтересованных сторон, а также ответственность за нарушение коммерциали-зационных процессов и поспособствует полез-
ному для общества делу — коммерциализации образования, инновационной и хозяйственной деятельности вузов.
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ.
2. URL: www.myshred.ru/slid/100204/.
3. Капица С. П. Россию превращают в страну дураков [Электронный ресурс]. — URL: www.youtube.com.
4. Баканов А. Г., Загайтов И. Б. Вопросы Президенту // Правда. — 2014. — 17—20 янв.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995.
6. Косинский П. Д., Ашарат А. Г. Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 2 (6).
7. Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения //Высшее образование в России. — 2012. — № 12/13.
8. Тулеев А. Г. Бюджетное послание губернатора Кемеровской области на 2014 г. [Электронный ресурс]. — URL: www.kuzbassnews.ru
9. URL: www.myshred.ru/slid/100204/.
10. URL: Gazeta.a42ru/lentashow/7396.html.
УДК / uDC 378
М. В. Морозова, М. А. Суздалова M. Morozova, M. Suzdalova
отечественный и зарубежный опыт реализации
ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
BACHELOR’S PROGRAMS IN TECHNICAL COLLEGES IN RUSSIA AND ABROAD (EMPERICAL RESEARCH)
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14—16—70003).
В статье рассматривается актуальность введения в учреждениях высшего профессионального образования образовательной программы прикладного бакалавриата; описываются цели, основные особенности и условия ее реализации, а также сравнение прикладного и академического бакалавриатов по направлениям подготовки Юргинского технологического
института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ). Также описан опыт ряда зарубежных стран по реализации программ прикладного бакалавриата и опыт ЮТИ ТПУ в реализации модели подготовки инженерных кадров по системе «завод — втуз».
The paper deals with issue of bachelor>s programs efficiency in technical colleges. Authors describe goals and objectives of bachelor>s programs, as well as their peculia-