Научная статья на тему 'К вопросу оценки коммерциализации научной деятельности вузов'

К вопросу оценки коммерциализации научной деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НА УЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СТАТУС СПЕЦИАЛИСТА И БАКА ЛАВРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОН НАЯ СРЕДА / МАЛЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / THE STATUS OF SPECIALIST’S AND BACCALAUREATE / COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC INSTITUTIONS / INTELLECTUAL PRODUCT / INNOVATIVE ENVIRONMENT / SMALL INVESTMENT BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинский Петр Дмитриевич, Ашарат Александр Геннадьевич

В статье рассмотрены проблемы, связан ные с коммерциализацией научных и образо вательных учреждений в России. Авторами представлен краткий анализ происходящих процессов коммерциализации в Кемеровском государственном университете, предложены возможные направления решения существую щей проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косинский Петр Дмитриевич, Ашарат Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some observations upon the process of commercialization of the university scientific activities

The article deals with the problems associated with the commercialization of scientific and educational institutions in Russia. The authors provide a brief analysis of the ongoing processes of commercialization in the Kemerovo state University, propose a possible solution of the existing problem.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки коммерциализации научной деятельности вузов»

средств в условиях разработки учебно-методических материалов для подготовки специалистов авиационной и космической промышленности [Электронный ресурс]. — URL: psk68.ru/files/docs/nauch-metod/doc/ dok_yаkovleva.pdf.

Овчинников В. А. Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - 3 (11). - С. 44-50.

УДК / uDC 378 П. Д. Косинский, А. Г. Ашарат

P. Kosinskiy, A. Asharat

к вопросу оценки коммерциализации

НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ SOME OBSERVATIONS uPON THE PROCESS OF COMMERCIALIZATION

of the university scientific activities

В статье рассмотрены проблемы, связанные с коммерциализацией научных и образовательных учреждений в России. Авторами представлен краткий анализ происходящих процессов коммерциализации в Кемеровском государственном университете, предложены возможные направления решения существующей проблемы.

The article deals with the problems associated with the commercialization of scientific and educational institutions in Russia. The authors provide a brief analysis of the ongoing processes of commercialization in the Kemerovo state University, propose a possible solution of the existing problem.

Ключевые слова: коммерциализация научных учреждений, статус специалиста и бакалавра, интеллектуальный продукт, инновационная среда, малые инвестиционные предприятия.

Keywords: commercialization of scientific institutions; the status of specialist’s and baccalaureate; intellectual product; innovative environment; small investment business.

Как известно, наличие университетов, иных высших учебных и научных учреждений в любом регионе является большим плюсом к его инновационному развитию. Научно-образовательная деятельность является непреложным фактором аккумулирования научных идей, позволяет генерировать их в полезные разработки, проекты, что в конечном итоге сказывается на развитии региона либо выгодно реализуется в ином месте заинтересованными лицами. Но и сами вузы, по закону обратной связи, должны получать дополнительную

выгоду от своей деятельности. Взаимосвязь процессов развития очевидна. Таким образом, в обществе возникла среда, в которой идея коммерциализации вузов должна была обрести форму закона.

Государство не осталось в стороне. Направляя научно-техническую политику на решение назревших задач, оно властным образом реализует инновационные идеи, принимает законы о регулировании инновационных процессов в сфере образования и науки.

В качестве правовой основы политики государства можно назвать Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ (далее — Федеральный закон № 217), который внес существенные изменения в закон от 23.08.1996 № 127 [1]. Изменения отражают правовую идею коммерциализации научных учреждений, и главное — в законе № 217 сформулированы императивные требования его практического воплощения. Закон возлагает на вузы обязанность проводить исследования прикладной направленности для коммерческой реализации полученных результатов. Кроме того, закон предусматривает и поощряет инновационную кооперацию научных учреждений с сектором экономики, предлагая им выходить на рынок со своим специфичным интеллектуальным товаром, который вуз производит в соответствии со своим предназначением. В русле обозначенной обязанности вузам предписано создавать хозяйственные общества и иные коммерческие структуры.

В 2010 г. в Кемеровском госуниверсите-те была принята программа обновления, связанная с приоритетами инновационного развития [2]. Данные инновационных процессов в Кемеровском госуниверситете позволяют нам выделить следующие цели и направления по извлечению предполагаемой прибыли:

— развитие самих хозяйственных обществ и коммерческих структур как базы вуза в экономическом обороте, функционально способной автономно пополнять свой бюджет за счет интеллектуального продукта;

— развитие дополнительного финансирования вузов как участников хозяйственных обществ, имеющих право на свою часть прибыли, соответствующей доли уставного капитала;

— развитие вуза за счет организации платного обучения, в том числе договорное обучение выпускников узкоспециальных и профильных направлений магистерского обучения.

Существуют и другие направления инновационного развития вузов, связанные с коммерциализацией, которые по своей сути являются одними из показателей эффективности вуза. Например:

а) коммерциализация образовательной деятельности, под которой нами понимаются услуги, востребованные населением, различных форм очного и заочного обучения за определенную плату — направление «А».

б) коммерциализация научной деятельности, связанная с овеществленным научным результатом, представляющим интеллектуальный продукт, пользующийся спросом на потребительском рынке работ и услуг, — направление «Б».

Каждое из направлений имеет свою специфику. В данной статье предлагаются некоторые оценки реализации актуальных направлений коммерциализации вузов по Федеральному закону № 217.

Направление «А». Коммерциализация образовательной деятельности. Высшее профессиональное образование, являясь частью научной деятельности вузов, призвано обучать юных граждан России знаниям и навыкам по выбранным профессиям. Однако современное положение вещей не дает оснований для оптимизма в этом направлении.

Профессор С. П. Капица, используя данные ВЦИОМ по образованию в России, отмечал: «Мы пришли к тому, к чему стремились — воспитали страну идиотов. Если Россия

и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня, хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить» [3].

По мнению авторов, это прямой упрек практике обучения молодого поколения, допускающего ухудшение состояния экономической системы. В условиях относительного перепроизводства одних специалистов (юристов, экономистов) и недостатка других (инженеров, технологов) растет незанятость населения в стране, возникает сбой управления трудовыми ресурсами. В средствах массовой информации можно заметить высказывания некоторых деятелей, отрицающих обязанность государства обеспечивать занятость населения. Утверждается, что «людям необходимо научиться менять не только место работы, но и профессию, и место жительства» вместо опережающего роста средств производства [4]. Но людям необходимо хотя бы выучиться и получить специальность, пользующуюся спросом на рынке. Сейчас многим понятно: нужда и потребности страны в профессионалах не покрываются выпускниками со статусом и дипломом бакалавра высшего образования, не имеющими специальности, и это в стране, где падение темпов производства может угрожать национальной безопасности.

Если подготовка бакалавров в гуманитарной сфере может быть признана терпимой, то в других сферах деятельности — вызывает большое сомнение. С высокой степенью вероятности можно предположить, что «ком-петентностно-ориентированный» выпускник со статусом бакалавра — в отраслях, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством, медициной, электроникой и другими сферами деятельности, требующими специальных и точных знаний, просто не сможет получить допуска к процессам, в которых он лишь «компетентностно ориентируется». Трудно представить выпускника технического вуза, имеющего квалификацию бакалавра, с общим высшим образованием и «предметной компетентностью», но лишенного технического, инженерного кругозора

и практических навыков, способного профессионально работать по специальности.

В связи с этим необходимо установить для России статус «бакалавр» нормативно. Следует конкретизировать: связан ли статус «бакалавр» с определенной специальностью или нет, имеет ли он подчиненное или доминирующее положение по отношению к русскому понятию «специалист», то есть к понятию, синонимом которого является понятие «профессионал»?

Для того чтобы внести ясность, устранить неопределенность в понимании слова «бакалавр», обратимся к авторитетному источнику слов и фразеологических выражений — Толковому словарю русского языка [5, с. 31]. «Бакалавр — в некоторых странах ученая степень, а также лицо, имеющее эту степень (во Франции — человек, сдавший экзамен за курс средней школы)».

Ранее уже отмечалось: что политика в образовании (как и везде) должна быть нацелена на государственный интерес и строиться на полезности для России иных, в том числе европейских, идей и понятий, а не на соответствии нашей политики и системы образования западным образцам [6, с. 121]. Не вызывает сомнений, что понятие «бакалавр» в европейском образовании имеет совершенно иное значение, связанное с применением термина: во-первых, это выпускник среднего учебного заведения и, во-вторых, это звание лица, занимающегося наукой и образованием. У нас это соответствует аспиранту, ассистенту, преподавателю вуза. Вполне обоснованно можно утверждать, что европейский термин «бакалавр» никакого отношения не имеет к выпускникам нашей высшей школы, целевое назначение которых связано с реальной экономикой, производством продукции, транспортом, торговлей, строительством, разработкой месторождений и т. д. Подчеркнем, целевое назначение вузов России — обеспечение производительных сил специалистами высшего звена. Лишь некоторые из них находят призвание в науке.

Из приведенного словарного определения следует, что термин «бакалавр» имеет отдаленное отношение к понятию «специалист». Если бакалавр в некоторых странах обозначает «ученую степень и лицо, имеющее эту степень», то мы можем смело отнести бакалавра к специалистам лишь в области научной деятельности в стенах вуза. Не более того. И совершенно нельзя отнести к практическим и производственным деятелям.

В условиях, когда подготовка бакалавров властно противопоставляется подготовке специалистов, ученые Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана выступили в защиту специальной подготовки выпускников вузов со статьей, посвященной проблемам качества инженерного образования. Они напомнили ученому сообществу основные принципы и особенности «русского метода подготовки инженеров», обеспечивающего высокий авторитет Российской инженерной школы в России и за рубежом [7].

Несмежные (специальные) направления стратегического развития вузов, должны быть их исключительной прерогативой, позволяющей доминировать на рынке специального спроса. В этой связи, например, для экономического факультета Кемеровского госуниверситета была бы конкурентоспособной программа стратегического развития по подготовке магистров экономики. Известно, что магистры — это «продукция» исключительно университетская. Классические университеты западной Европы, а Кемеровский госуниверситет наиболее соответствует им, выпускают магистров не для работы на производстве, а для работы в качестве преподавателей всех иных вузов. Конкурентоспособной для экономического факультета является подготовка экономистов-налоговиков, особенно сейчас, в период становления налогового законодательства. Ни один из кузбасских вузов их не готовит.

В условиях системного кризиса мировой экономики Кемеровский государственный университет, в частности экономический факультет, реализуя стратегию перспективного развития, мог бы предложить мероприятия по повышению привлекательности подготовки специалистов, а не бакалавров, и в результате иметь качественное преимущество. Реализация мероприятий могла бы обеспечить верховенство университетского (классического) образования над высшим техническим и специальным, предназначенным для обеспечения специалистами реального сектора экономики страны.

Процессы экономического роста в индустриально насыщенном Кузбассе могут быть оживлены выпускниками, преимущественно имеющими статус специалистов на основе фундаментальных знаний о природе взаимоотношений: науки, образования, производства, — а также отношений государства и общества.

Положение таково, что реализаторы инновационных преобразований увлеклись искусственным переносом западной системы повсеместной подготовки выпускников высшей школы на нашу российскую почву. По мнению авторов, «скороспелая подготовка» бакалавров на основе «компетентностно-ориентиро-ванного» подхода не может быть полезной для России, остро нуждающейся в развитии производительных сил, а не в пользовании тем, что уже создано, и не в потреблении того, что годится на Западе. Россия есть равновеликая страна всему Западу. Подготовка бес-статусных бакалавров, в лучшем случае, может являться лишь базой подготовки сотрудников вуза или дальнейшего обучения статусной специальности и не может иметь никакого отношения к законченному циклу высшего профессионального образования.

По оценкам компетентных специалистов Кемеровской области, дефицит трудовых ресурсов в производственных сферах и в сфере управления производством, в том числе в энергетике, на транспорте, становится угрожающим. Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев в Бюджетном послании депутатам Законодательного Собрания области высказал озабоченность, что в Кемеровской области «образовалась целая прослойка профессиональных безработных, которые приходят за пособиями, как за зарплатой» [8].

Губернатор не стал раскрывать, кто относится к этой прослойке населения. Но прослойка будет массивнее, если вузы будут выпускать только бакалавров. Что это за безработные, которые отказываются от предлагаемых рабочих мест и бесплатного обучения? У авторов нет оснований предполагать, что этими иждивенцами являются именно бакалавры или подобные им молодые люди, которые имеют широкий кругозор, но не имеют диплома о специальном высшем образовании. Но именно они, бакалавры, социально защищены слабее всего, поскольку менее конкурентоспособны по сравнению с выпускника-ми-специалистами.

На кафедре «Налоги и налогообложение» Кемеровского госуниверситета есть некоторые сведения о востребованности выпускников. Например, в 2013 г. было 8 заявок по специальности «налоги и налогообложение», а выпущено 23 специалиста. Преподаватели выпускных кафедр Кемеровского госунивер-ситета инициативно (без вознаграждения) прилагают большие усилия и личные связи,

чтобы трудоустроить наших выпускников. Иногда это удается. Но инициатива и энтузиазм преподавателей постепенно иссякнут (мы не забываем, что в их обязанности трудоустройство выпускников не входит, и их рейтинги базируются на других показателях). И вот здесь логично предположить, что именно в этот момент становления должны быть задействованы процессы коммерциализации в полную силу. Вуз, выполняя требования вышеупомянутых законов о государственной научно-технической политике, будет обязан организовать не только платное обучение, но и реализацию интеллектуального продукта, каким и является выпускник. Направление специалиста на производство должно быть платным.

Вуз как государственная корпорация, участвующая в гражданском обороте, являясь субъектом интеллектуальной собственности, имея свою «продукцию» (выпускника вуза), должен быть заинтересован в спросе ее на рынке труда и в получении дохода от ее реализации. Одним из преимуществ подготовки специалистов является возможность варьировать специализации выпускников в зависимости от спроса и потребностей на рынке труда. Предметом торга (предложения), безусловно, будет не выпускник (физическое лицо), а право использования его по специальности. Надо отметить, что специалист, имея конкурентные преимущества перед бакалавром, будет более востребован и социально защищен.

Выпускник как интеллектуальный продукт образовательной деятельности вуза — дорогой продукт, но и тем ценен и перспективен.

Из 23 выпускников 2013 г. по профилю подготовки за счет инициативы и энтузиазма преподавателей удалось устроить 16 человек, из них 3 специалиста по целевым договорам. Инициатива и энтузиазм преподавателей не могут быть бесконечными, а с 2014 г. Кемеровский госуниверситет прекратит выпускать специалистов, полностью перейдет на более дешевый «товар» — выпуск бакалавров, не имеющих определенного статуса в нашей стране. Трудовые резервы высшего звена могут быть сведены к минимуму.

Учитывая беспрецедентное единомыслие в образовательной сфере в необходимости подготовки выпускников вузов только с дипломом бакалавра, можно видеть лишь отсутствие критического подхода, и следует на законодательном уровне определить статус

бакалавра в России с полным его обоснованием и ранжированием. Статусное установление бакалавра позволит более компетентно и ответственно использовать выпускников по назначению сообразно их возможностям и защитить социальные интересы.

Проведенный анализ позволяет выдвинуть и другое предложение — безусловное сохранение программ по «русскому методу подготовки» специалистов, имеющих признанный статус и обеспечивающих высокий авторитет российского образования в России и за рубежом.

Направление «Б». Кемеровский гос-университет как корпорация на рынке интеллектуальных предложений. Высшее профессиональное образование, подчиняясь государственной научно-технической политике, сформулированной в федеральных законах от 02.08.2009 № 217-ФЗ и от 23.08.1996 № 127-ФЗ, имеет четко направленный вектор в сторону коммерциализации вузов.

Фактор результата научных поисков придает коммерциализации научной деятельности вуза свою инновационную специфику, связанную со статусом государственного учреждения и одновременно обязанного по Федеральному закону от 02.08.2009 № 217-ФЗ заниматься коммерцией. В этом случае вуз приобретает статус участника гражданского оборота на рынке интеллектуального товара, который он производит.

Реализуя требования упомянутого закона, в КемГУ была принята Программа формирования инновационной среды в Кемеровском госуниверситете за счет развития объектов инновационной инфраструктуры, создания и развития малых инновационных компаний, совершенствования системы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, освоения опыта ведущих зарубежных университетов и привлечения иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий [9].

Программа вошла в число победителей в открытом конкурсе, проведенном Минобрнауки РФ в рамках постановления Правительства РФ от 9.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной структуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Ученым советом Кемеровского госуни-верситета в 2010 г. были одобрены приоритеты инновационного развития, предусматривающие:

1) создание университетского научно-исследовательского комплекса;

2) разработку учебных программ в области инновационного менеджмента;

3) совершенствование материально-технической базы для проведения НИР и технологической поддержки создаваемых малых инновационных предприятий;

4) усиление взаимодействия с академическими НИИ;

5) взаимодействие с реальным сектором экономики региона.

В связи с поставленной задачей большой интерес представляет последний пункт. Для начала вуз выпустил информационный буклет «Инновационная деятельность». В нем была приведена схема управления инновационной средой КемГУ, дан перечень и краткие сведения о направлении деятельности 17 малых инвестиционных предприятий (далее — МИП), созданных при участии КемГУ на 2010 г.

Как следует из интернет-источников, руководители малых инновационных предприятий при Кемеровском государственном университете получили гранты на развитие деятельности [10]. Два малых предприятия университета: ООО «Лиомед» и ООО «Научнопроизводственное предприятие «Импульс» — стали обладателями миллионных грантов. Однако свежая информация об их деятельности не утешительна. Большинство из них не смогли развернуть коммерческую деятельность. С большими трудностями, сокращая численность персонала, работает ООО «Лиомед». Еще держится на плаву ООО НПП «Импульс», но ожидать от него инвестиций в развитие вуза не приходится. Уставная деятельность другого МИПа (ООО «Экосфера») по рекультивации нарушенных земель востребована лишь на уровне его выживания — один деловой контракт в год. Между тем для Кузбасса восстановление нарушенных земель актуально, как нигде. Не лучше обстоит дело в ООО НПП «Антек-С», которое продолжает нуждаться в поддержке вуза.

Таким образом, создание малых инновационных предприятий не обеспечило ситуацию прорывного фактора в коммерциализации Кемеровского госуниверситета, нет оснований надеяться на них, как на источник дополнительного его финансирования.

Вуз, выступая в качестве носителя идеологии коммерциализации, утратил позиции лидера в организации самих процессов коммерциализации, занял место аутсайдера, о чем мы ранее высказывали свое мнение. Тем не менее вуз пока формально сохраняет свои качества инициатора инновационных процессов. Вуз как участник хозяйственных обществ (в доле 30—35 %), выполняя требования Федерального закона № 217-ФЗ, имеет все возможности обеспечивать организационную, в том числе маркетинговую, поддержку созданным предприятиям. Малые коммерческие предприятия в свою очередь более успешно могли бы выступать в качестве главных заказчиков и реализаторов интеллектуальной деятельности вузов. Было забыто, что поиск рыночных механизмов и реализация политики самофинансирования на деле являются главными этапами развития инновационной деятельности вуза.

Таким образом, разработка локального правового акта «Положение о взаимодействии вуза с малыми инвестиционными предприятиями (МИП)», позволит регламентировать правовые основы взаимодействия, права и обязанности заинтересованных сторон, а также ответственность за нарушение коммерциали-зационных процессов и поспособствует полез-

ному для общества делу — коммерциализации образования, инновационной и хозяйственной деятельности вузов.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон РФ от 2.08.2009 № 217-ФЗ.

2. URL: www.myshred.ru/slid/100204/.

3. Капица С. П. Россию превращают в страну дураков [Электронный ресурс]. — URL: www.youtube.com.

4. Баканов А. Г., Загайтов И. Б. Вопросы Президенту // Правда. — 2014. — 17—20 янв.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995.

6. Косинский П. Д., Ашарат А. Г. Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 2 (6).

7. Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения //Высшее образование в России. — 2012. — № 12/13.

8. Тулеев А. Г. Бюджетное послание губернатора Кемеровской области на 2014 г. [Электронный ресурс]. — URL: www.kuzbassnews.ru

9. URL: www.myshred.ru/slid/100204/.

10. URL: Gazeta.a42ru/lentashow/7396.html.

УДК / uDC 378

М. В. Морозова, М. А. Суздалова M. Morozova, M. Suzdalova

отечественный и зарубежный опыт реализации

ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

BACHELOR’S PROGRAMS IN TECHNICAL COLLEGES IN RUSSIA AND ABROAD (EMPERICAL RESEARCH)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14—16—70003).

В статье рассматривается актуальность введения в учреждениях высшего профессионального образования образовательной программы прикладного бакалавриата; описываются цели, основные особенности и условия ее реализации, а также сравнение прикладного и академического бакалавриатов по направлениям подготовки Юргинского технологического

института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ). Также описан опыт ряда зарубежных стран по реализации программ прикладного бакалавриата и опыт ЮТИ ТПУ в реализации модели подготовки инженерных кадров по системе «завод — втуз».

The paper deals with issue of bachelor>s programs efficiency in technical colleges. Authors describe goals and objectives of bachelor>s programs, as well as their peculia-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.