Пееииша ЖауН/НЧ) ГЦ*3-2018 \ | }
УДК 616.1/.6:378.661
Е.К. Куандыков1, Н.Ш. Бектибаева2, В.К. Махатова3, С.М. Токбергенова4, П.Е. Калменова5
Южно-Казахстанская Медицинская Академия Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави 12к.м.н., и.о. доцента кафедры ОВП-1, АО «Южно-Казахстанская Медицинская Академия»,
г.Шымкент, РК
345к.м.н., доценты кафедры «Педиатрии», Института послевузовского медицинского образования,
МКТУ имени Х.А.Ясави, г.Шъмкент, РК.
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ПАЦИЕНТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗВЕНА
На сегодняшний день основной задачей развития науки и образования являются изучение здоровье человека, его интеллектуальный потенциал, профессиональная компетентность. Актуальным является и системная организация учебно-методического процесса, поиск, отбор, фильтрация новой научной информации, необходимой для подготовки конкурентоспособных специалистов. В статье обсуждается возможность обучения будущих врачей с использованием методики стандартизированного пациента (СП). Ключевые слова: стандартизированный пациент, обучение, коммуникативные навыки, интерны.
Введение. В последние годы система медицинской подготовки специалистов в стране претерпевает прогрессивные изменения, которые направлены на постоянное обновление в сфере обучения связанных с информационными и инновационными технологиями, необходимые на подготовку конкурентоспособных специалистов в области медицины [1].
Возникла необходимость гармонизации процесса подготовки врачей в области научно-методического обеспечения, соответствия содержания обучения со спецификой предстоящей их профессиональной деятельности в лечебно-профилактических организациях. Путем решения возникающих вопросов можно считать научно обоснованное совершенствование учебно-методической работы в вузе, оптимизация условий и организации обучения, а также комплексная педагогическая оценка их эффективности [2,3,4,5].
Изменения, происходящие в образе жизни общества, особенно стремительное внедрение компьютерных технологий, может привести к тому, что в недалеком будущем образование в большинстве случаев может стать виртуальным. Такие идеи требуют замены традиционных методов обучения инновационными. Одним из таких вопросов, которая вызывает беспокойство, является недостаточно высокая эффективность традиционного учебного процесса. Особенно при последипломном обучении врачей формирование профессиональной компетенции тесно связано не только с содержательной частью дисциплины, но и с тем, как этот предмет преподносится, насколько удачно используются невербальные сигналы воздействия в процессе обучения [6,7,8]. К примеру, очень важно выработать в себе навыки контроля интонации, жестов, мимики - как коммуникационную составляющую между врачем и пациентом.
Очевидным является успехи практического
здравоохранения, которые достигнуты в большей степени благодаря научно-техническому прогрессу и усовершенствованию системы медицинского образования. Для того чтобы добиться необходимого уровня подготовленности выпускников медицинских вузов необходимо эффективное сотрудничество лечебно-профилактических учреждений и учебных заведений. Это поможет решить основные вопросы образовательного аспекта, т.е. подготовки специалистов-медиков на единой площадке — у постели больного [9].
Практически во всех медицинских вузах созданы учебно-клинические центры (УКЦ), на базе которых обучающиеся на специальных манекенах и муляжах могут отработать определенные практические навыки. Однако такой формат не всегда дает возможность в полном объеме отобразить все необходимые клинические навыки, к примеру, беседу с конкретным пациентом, сбор анамнеза, осмотр частей тела и коммуникативные навыки. Одним из направлений симуляционного обучения, активно применяемого в
медицинском образовании, является методика использования стандартизированного пациента [1,10]. Цель исследования: изучить возможность использования стандартизированного пациента и внедрения в учебно-образовательный процесс при подготовке специалистов профилактического звена - врачей общей практики. Материалы и методы. Изучалась возможность применения и внедрение метода обучения с использованием СП по таким дисциплинам как «Внутренние болезни», «Детские болезни» и «Превентивная педиатрия» для врачей-интернов 7-курса. Была использована учебно-методическая литература, разработан план мероприятий, клинический сценарий для проведения занятий с использованием методики стандартизированного пациента.
Предварительно были определены темы занятий соответственно календарного плана, силлабуса предмета. По клиническим дисциплинам профессорско-преподавательский состав (ППС) предварительно прошли тренинги, обучение в вузе, посетили мастер-классы сотрудников из других вузов по вопросам применения данной методики. Разработали методические рекомендации к занятиям и подготовили СП. В роли СП были привлечены волонтеры, актеры, лаборанты кафедры. Они предварительно были специально подготовлены для инсценировки клинической ситуации. Клинический сценарий был обсужден и рассмотрен на заседании кафедры. На некоторых занятиях в зависимости от специфики целей и задач занятия для проведения физикального осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации были дополнительно использованы манекены, муляжи, K-plus, компьтерный робот-симулятор Бэби Сим. Занятие проводили в УКЦ академии в аудиториях и обстановке максимально смоделировав реальную ситуацию. Весь процесс можно представить из трех частей. Пребрифинг - когда преподаватель в начале урока ознакамливает участников с основными задачами, уточняет регламент, распределяет роли. Сам процесс приема СП куратором. Дебрифинг - обсуждение результатов, диалог между преподавателем и куратором. В течение занятия может быть использован формат «time-out», «time-in» когда студент чувствует себя не уверенно или требуется коррекция.
Результаты и обсуждения. На кафедре проводятся комплексные научно-педагогические работы по научно-обоснованному усовершенствованию учебного процесса, в том числе и с использованием СП. При обучении и оценке знаний и навыков интернов используются СП. Применяемые для данного метода клинические задачи могут быть совершенно разными. Следовательно, при постановке цели и задач нужно учитывать все аспекты выбранной темы, ее сложность, глубину изучения, объемность и в зависимости от этого выделить определенную область демонстрации практических навыков в рамках занятия. Были определены такие темы как: иммунопрофилактика у детей и ее
Vestnik KazNMU №3-2018
осложнения, где куратору необходимо было на СП провести осмотр, диагностику и определить тактику купирования осложнений вызванного введением прививки, а также судорожный синдром, диагностика и лечение бронхообструктивного синдрома у детей. По таким темам как «Артериальная гипертензия обусловленная стенозом почечных артерий, митральная недостаточность, апластическая анемия» необходимо было осуществить прием пациента в амбулаторных условиях, выявить жалобы пациента, собрать анамнез с использованием навыков коммуникации, провести осмотр, при необходимости и полностью физикальное исследование, поставить диагноз и определить дальнейшую тактику. Для успешной реализации клинического сценария также использовалась методика «FIFE», которая помогает описать внутреннее состояние (функции, идеи, мысли, чувства, ожидания). Назначенный в роли эксперта интерн, а также и другие участники сценария, к концу занятия предоставляли заполненные чек-листы, указав выполненные и не проведенные процедуры, которые были заложены в соответствии с задачами.
Важность методики СП, по мнению многих специалистов, очевидна: так обучаемый имеет возможность провести практические манипуляции на реальном пациенте, а при необходимости исправить возможные недостатки. Наряду с этим интерны учатся работать самостоятельно с пациентами, при этом расчитывая только на свои знания. Она также дисциплинирует, способствует работе в условиях строго регламента. Будущие врачи могут отработать и психологические аспекты взаимодействия «врач- пациент». Симуляция СП определенных патологий и демонстрация различных особенностей характера пациента помогает медикам лучше разбираться в психологии больного. Последующий детальный разбор с выявлением конкретных ошибок куратора и внесением соответствующих корректив делает методику «Стандартизированный пациент» поистине уникальной. Данный метод можно успешно применять не только в качестве обучения, но и для контроля умений и навыков, как у студентов, интернов, ординаторов так и у практикующих врачей [11,12,13,14,15]. В ходе занятия параллельно проводилась аудио и видеофиксаци. Повторное воспроизведение в процессе дебрифинга и ее обсуждение позволяет в точности определить отклонения от сценария СП, ошибки со стороны
врача, на основании которых можно делать определенные выводы с целью дальнейшего улучшения технологии проведения таких уроков.
Наряду с положительными аспектами существуют некоторые вопросы, которые нуждаются в более тщательной проработке. К таковым можно отнести формирование списка СП, которые могли бы играть роль разного плана пациентов, их обучение и т.д. Основная сложность заключается в обучении симулировать реального пациента человека, который не обладаем медицинскими знаниями. Трудоемким представляется методическое сопровождение, разработка сценариев, оценочных критериев. Регулярное повышение квалификации ППС только по вопросам данной методики в рамках всего образовательного процесса, подготовка тренеров, проведение мастер-классов, обучающих семинаров с привлечением ведущих специалистов из других стран, где данная методика работает безупречно и имеется солидный, практический опыт требует определенных финансовых ресурсов.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. Использование активных комплексных технологий оценок на практических занятиях реально повышает качество подготовки специалистов медицинского вуза, о чем свидетельствуют результаты обратной связи, полученные в ходе дебрифинга.
2. Предлагаемая данная методика оценки качества знаний и навыков, компетенций обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с использованием манекенов, роботов-симуляторов.
Для реализации целей, улучшения качества обучения наиболее эффективной является систематическая работа ППС по созданию учебно-методической базы (написание учебников, практикумов, методических пособий) посвященной данной методике. Инновации в системе обучения реализуются через подготовку и совершенствование учебно-методических материалов, индивидуальных вариантов учебно-профессиональных задач по темам занятий. Применение современных технологий обучения и контроля при подготовке специалистов способствует повышению уровня подготовки врачей в целом и направлено на улучшение эффективности лечебно-профилактической работы, системы санитарного благополучия населения в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дощанов Д.Х. Стандартизированный пациент в системе медицнского образования. Учебное пособие. - Алматы: 2015. - 56 с.
2 Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., соавт. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов // Гигиена и санитария. - 2015. - №4. - С. 57-60.
3 Косаговская И.И., Е.В. Волчкова, С.Г. Пак. Современные проблемы Симуляционного обучения в медицине. Вопросы преподавания // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2014. - №1. - С. 49-61.
4 Avdeeva V.G. Experience in the use of the training equipment in training professionals working in pre-hospital environment, in the perm region // In: Sbornik tezisov Konferentsii posimulyatsionnomu obucheniyu v meditsine kriticheskikh sostoyaniy. - М.: 2012.
- Р. 12-16
5 Созинов А.С., Булатов С.А. Виртуальный больной - взгляд в будущее или игрушка для интеллектуалов? // Виртуальные технологии в медицине. - 2010. - №1(3). - С. 19-24.
6 Головской Б.В., Ховаева Я.Б.. Бурдина Е.Н., Ховаев С.Ю. Особенности последипломного образования врачей первичного звена // Клиническая медицина. - 2014. - №9. - С. 75-77.
7 Eboni G. Price, Donna M. Windish, Jeffrey Magaziner, Lisa A. Cooper. Assessing validity of standardized patient ratings of medical students' communication behavior using the Roter interaction analysis system. - Berlin: 2006. - 245 р.
8 Ross J. Scalese, Vivian T. Obeso, S. Barry Issenberg. Simulation Technology for Skills Training and Competency Assessment in Medical Education // J GEN INTERN MED. - 2008. - №23, Suppl 1. - Р. 46-54.
9 Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А., Кардангушева А.М. Организация учебно-образовательного процесса на кафедре пропедевтики внутренних болезней на современном этапе // Клиническая медицина. - 2014. - №8. - С. 65-70.
10 Жумадилова З.К., Каскабаева А.Ш., Ботабаева А.С., Муздубаева Ж.Е. Опыт применения «стандартизированных пациентов» в образовательном процессе студентов 4 курса по дисциплине «внутренние болезни» // Наука и здравоохранение. - 2013. - №3. -С. 88-94.
11 Булатов С.А., Пальмова Л.Ю. Методика «Стандартизированный пациент» как этап формирования клинического мышления у будущих врачей // Вестник современной клинической медицины. - 2009. - №4. - С.33-36.
12 Булатов С. А. Методика «Стандартизированный пациент» - развлечение для интеллектуалов или обязательный этап освоения мастерством будущей профессии // Кафедра травматологии и ортопедии. - 2013. - №1(5). - С. 7- 10.
13 Carney PA , Dietrich AJ , Freeman DH Jr , Mott LA A standardized-patient assessment of a continuing medical education program to improve physicians' cancer-control clinical skills. Academic Medicine // Journal of the Association of American Medical Colleges. - 1995.
- №70(1). - Р. 52-58.
Jïniiitiuiz ЭСа^ЖМЩ QV? 3-2018 !
14 Win May, Joo Hyun Park &Justin P. Lee. A ten-year review of the literature on the use of standardized patients in teaching and learning: 1996-2005 // JournalMedical Teacher. - 2009. - Vol. 31, Issue 6. - P. 22-27.
15 Val Wass, Roger Jones, Cees Van der Vleuten. Standardized or real patients to test clinical competence? // The long case revisited. Medical Education. - 2001. - Vol.35, Issue4. - P. 321-325.
Е.К. Куандыков1, Н.Ш. Бектибаева2, В.К. Махатова3, С.М. Токбергенова4, П.Е. Калменова5
«0^mycmiK-^a3a^cmaH Медициналыц Академия» АК Шымкент АЯсауи атындагы Халыцаралыц цазац-mypiKyHueepcumemi, Шымкент к
12ОКМФА, ЖТД-1 кафедрасыныц доцент м.а., м.г.к. 345А.Ясауи атындагы ХКТУ, «Педиатрия» кафедрасыныц доцентi, м.г.к.
ПРОФИЛАКТИКАЛЫК; САЛАНЬЩ МАМАНЫН ДАЙЫНДАУДАГЫ ОЦЫТУ-БШМ БЕРУ УДЕР1С1Н СТАНДАРТТАЛГАН
НАУЦАСТЫ ЦОЛДАНУ АРЦЫЛЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУ
ТYЙiн: ^a3ipri кезде гылым мен бшмнщ дамуыныц басты ма;саты - адам денсаулыгы, оныц зияткерлiк элеуетi, кэсiби бiлiктiлiгi. Сонды;тан к;азiрri замангы мамандарды даярлау ушш кажетт жаца гылыми а;паратты iздестiру, iрiктеу, оку-эд^темелж жумысты ЖYЙелi турде уйымдастыру мацыздылыгы ай;ын. Ма;алада болашак; дэрiгерлердi стандартталган пациенттiц техникасын колдана отырып о;ыту мYмкiндiгi карастырылган.
ТYЙiндi свздер: стандартталган наукас, бiлiм беру, коммуникативт дагдылар, интерндер.
Ye.K. Kuandykov1, N.Sh. Bektibayeva2, V.K. Makhatova3, S.M.Tokbergenova4, P.E. Kalmenova5
"South Kazakhstan Medical Academy" A. Yassawi International Kazakh-Turkish University 12c.m.s., acting. Associate Professor of GMP-1, GPM-1 3A-5c.m.s., acting. Associate Professor, Department of Pediatrics, IKTU
THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF A STANDARDIZED PATIENT IN THE TRAINING OF SPECIALISTS OF THE PREVENTIVE LINK
Resume: At present, the main goal of the development of science and education is human health, its intellectual potential, professional competence. Therefore, the urgent relevance and importance is acquired by the systematic organization of educational and methodical work in the search, selection, filtering of new scientific information necessary for the training of modern specialists. The article discusses the possibility of training future doctors using the standardized patient technique. Keywords: standardized patient, training, communication skills, interns.
УДК 614.2
Н.А. Огнерубов
д.м.н., профессор, к.ю.н., профессор кафедры уголовно-процессуального права Центрального филиала Российского государственного университета правосудия, зав. кафедрой анатомии, оперативной хирургии и онкологии Тамбовского государственного
университета
им. Г.Р. Державина, заслуженный работник высшей школы РФ
ЛЕГАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье автор выдвигает тезис о том, что понятийный аппарат российского законодателя в части содержательной стороны дефиниции «медицинская деятельность» нуждается в совершенствовании путем отграничения ее от смежной категории «медицинская помощь» и уточнения объема. В частности, с использованием сравнительно-правового метода исследования обосновывается утверждение о том, что медицинская деятельность не тождественна по кругу субъектов и содержанию понятию «медицинская помощь», а последняя не может приравниваться к медицинской услуге, вследствие отсутствия у нее гражданско-правовой природы, предполагающей реализацию принципов возмездности и свободы договора.
Ключевые слова: медицинская деятельность, медицинская помощь, правовое регулирование, здравоохранение, медицинская услуга
Методологической основой исследования множества проблем, возникающих в практической деятельности медицинских работников, является уяснение сущности и содержания базовой категории - «медицинская деятельность», которая для указанных лиц составляет профессиональную сферу. В настоящее время соответствующая легальная дефиниция содержится в п. 10 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1], который определяет ее как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских
освидетельствований, санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Совершенно очевидно, что приведенное определение может быть отнесено к числу комплексных, поскольку включает в себя несколько форм осуществления соответствующей деятельности. Это, на наш взгляд, не снимает достаточно острой проблемы доктринального характера, а именно: построения системы определений, четко отражающих все аспекты оценки медицинской деятельности и соответствующих современному уровню развития науки и практики[2, с. 63]. Как мы видим, законодатель, используя